Чебоксарский политехнический университет (филиал)
ФГБОУ ВПО
«Столичный национальный машиностроительный университет (МАМИ)»
Кафедра металлургия и Технология машиностроения
ОТЧЕТ
по
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине _________________________________________
Выполнил(а):
студент(ка)_______________________________
_________________________________________
группы __________________________________
учебный шифр ___________________________
Проверил(а):
Доцент Кузьмина О.В.
Чебоксары 2014
Лабораторная работа №1.
ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Цель работы – изучение скорости химической ее зависимости и реакции от концентрации реагирующих веществ, и концентрации влияния и изучение температуры реагирующих веществ на положение химического равновесия.
Опыт 1. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.
Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ изучали на примере сотрудничества тиосульфата натрия с серной кислотой:
Na2S2O3 + H2SO4 Na2SO4 + SO2 ^+ Sv + H2O
В первую колбу поместили 15 мл 0,05н раствора Na2S2O3; во вторую – 10 мл раствора Na2S2O3 и 5 мл воды; в третью – 5 мл раствора Na2S2O3 и 10 мл воды. После этого в первую колбу прилили 5 мл 1н раствора H2SO4, взятую смесь скоро перемешали и отметили время начала помутнения раствора. То же самое проделали и с двумя вторыми колбами. Результаты измерений внесли в таблицу.
№ колбы | Количество, мл | Объем раствора, мл | Условная концент-рация Na2S2O3 | Время начала помутне-ния ?, с | Относительная скорость реакции v=1/? | ||
Na2S2O3 | H2O | H2SO4 | |||||
— | |||||||
Выстроили график зависимости относительной скорости реакции v от условной концентрации Na2S2O3.
Относительная скорость реакции | |||||||||||||||||
1 2 3 Условная концентрация Na2S2O3 |
Рис.1. График зависимости относительной скорости реакции v от условной концентрации Na2S2O3.
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Влияние концентрации веществ на химическое равновесие.
В данном опыте изучают обратимую реакцию сотрудничества хлорида железа (III) с тиоцианатом (либо роданидом) аммония.
FeCl3 + 3 NH4(NCS) — Fe(NCS)3 + 3NH4Cl
В пробирку на 2/3 внесли разведённый раствор хлорида железа (III) FeCl3 и добавили пара капель тиоцианата аммония NH4(NCS), перелив из одной пробирки в другую размешали раствор. Цвет появившегося раствора — _______________. Содержимое пробирки поделили на четыре части: в одну из пробирок добавили пара кристалликов FeCl3, в другую — NH4(NCS), в третью — NH4Cl, четвертую пробирку покинули для сравнения. Отметили изменение интенсивности окраски в каждом случае, результаты опыта занесли в таблицу.
Вещество, добавленное в исходный раствор | Изменение интенсивности окраски (усиление либо ослабление) | Направление смещения равновесия (вправо либо влево) |
FeCl3 | ||
NH4(NCS) | ||
NH4Cl |
Выражение константы равновесия данной реакции:
Вывод: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 3. Изучение влияния температуры на положение химического равновесия.
Протекание прямого и обратного процессов в совокупности
NH3 + H2O — NH3·H2O — NH4+ + ОН–, ?H 0 | ||
нейтральный раствор | щелочной раствор |
связано с трансформацией кислотно-главного характера среды. В следствии протекания прямого процесса образуются гидроксидные ионы – OH– , и среда делается щелочной. Обратный процесс ведет к образованию нейтральной среды (NH3 + H2O). О направлении смещения химического равновесия в данной совокупности возможно делать выводы по трансформации цвета растворов в присутствии кислотно-главного индикатора фенолфталеина.
В пробирку налили 5 мл дистиллированной воды и добавили до 10 капель раствора аммиака. Прибавили пара капель фенолфталеина и перемешали раствор, его цвет ______________________. Отлили 2-3 мл взятого раствора в другую пробирку и нагрели ее на спиртовке до ______________________________. Охладили пробирку в стакане с холодной водой). Окраска раствора стала _________________.
В соответствии с принципом Ле-Шателье, это возможно растолковать следующим образом
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Лабораторная работа №2.
РАСТВОРЫ КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ, СОЛЕЙ
И ИХ СВОЙСТВА.
Цель работы – изучение особенностей растворов сильных и не сильный электролитов, изучение реакций в растворах электролитов и приобретение навыков составленияуравнений этих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде; обучиться определять рН среды при помощи кислотно-главных катализаторов способом визуального колориметрирования; познакомиться с методикой проведения кислотно-главного титрования и методикой расчета концентрации исследуемого вещества.
Опыт 1. Изменение окраски кислотно-главного индикатора в зависимости от рН среды.
В девять пробирок налили по 3-5 мл дистиллированной воды. В каждую вторую пробирку в тройке добавили пара капель 1н. раствора H2SO4, в каждую третью — пара капель 1н. раствора NaOH (в первых пробирках нейтральная среда), отлично перемешали содержимое пробирок. После этого в первую тройку пробирок добавили пара капель раствора лакмуса, во вторую – метилоранж, в третью тройку – фенолфталеин, встряхнули. Отметили окраску растворов в каждом случае, результаты наблюдений занесли в таблицу.
Наименование индикатора | Окраска индикатора | ||
в нейтральной среде | в кислой среде | в щелочной среде | |
Лакмус | |||
Метилоранж | |||
Фенолфталеин |
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Определение концентрации раствора соляной кислоты способом кислотно-главного титрования.
Из неспециализированного раствора пипеткой отобрали 10 мл раствора соляной кислоты HCl (VB) и перенесли в коническую колбу. Добавили пара капель индикатора фенолфталеина, отлично перемешали. Окраску раствора ______________________. Коническую колбу с приготовленной пробой поставили под наконечник бюретки, которую предварительно заполнили 1н. (NA) раствором щелочи NaOH. Уровень раствора NaOH (по нижнему уровню мениска) был на нулевой отметке. Потом приступили к титрованию: одной рукой спускали раствор NaOH из бюретки маленькими порциями, наряду с этим второй рукой кругообразными перемещениями перемешивали содержимое колбы. Добавляли рабочий раствор , пока с последней каплей не изменился цвет исследуемого раствора:_____________________. Отметили уровень раствора NaOH (VA), израсходованный на нейтрализацию соляной кислоты. Титрование повторили еще раз, результаты занесли в таблицу.
Количество раствора HCl (VB), мл | Количество раствора NaOH (VА), израсходованного на титрование, мл | Среднее значение VА, мл | NВ(HCl), моль-экв/л | ТВ(HCl), г/мл | |
Вычислили обычную концентрацию (NВ) и титр (ТВ) раствора HCl по следующим формулам:
NB = NAVA / VB,
где NA, NB –обычные концентрации рабочего раствора А и определяемого вещества В, моль-экв/л; VA, VB –объемывеществ АиВ,л (мл).
TB = NB fэкв MВ/ 1000,
где ТВ – титр вещества В (масса вещества В, содержащегося в 1 мл раствора), г/мл; fэкв – фактор эквивалентности вещества В; МВ – молярная масса вещества В, моль/л; NB –нормальность вещества В, моль-экв/л.
Уравнение реакции:
Расчеты:
NB =
TB =
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 3. Гидролиз солей.
В шести склянках находятся растворы солей KNO3, Na2CO3, BaCl2, Al2(SO4)3, Na2SO4, FeCl3. Стеклянной палочкой нанесли каплю каждого раствора на маленький кусочек универсальной индикторной бумаги, отметили ее окраску в каждом случае и при сравнении со шкалой выяснили рН растворов. Полученные результаты занесли в таблицу.
Формула соли | Окраска унивeрсальной индикаторной бумаги | Реакция среды | рН растворов | Какими кислотой и основанием образована соль (сильный либо не сильный электролит) |
KNO3 | ||||
Na2CO3 | ||||
BaCl2 | ||||
Al2(SO4)3 | ||||
Na2SO4 | ||||
FeCl3 |
Молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций гидролиза по первой ступени:
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 4. Определение характера гидроксидов металлов. Амфотерность.
В три пробирки налили по 3-4 мл водных растворов солей MgSO4, ZnCl2, CrCl3. Во все пробирки добавили пара капель 1н. раствора NaOH до образования осадков. Потом содержимое каждой пробирки поделили на 2 части: к первой части добавили пара капель 1н. раствора азотной кислоты HNO3, а ко второй — 1н. раствора щелочи NaOH. выводы и Свои наблюдения занесли в таблицу.
Гидроксиды | Растворимость | Темперамент гидроксида | |
в кислотах | в щелочах | ||
Уравнения реакций получения гидроксидов в молекулярном и ионном виде:
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Молекулярные и ионные уравнения реакций сотрудничества гидроксидов с щёлочью и кислотой:
1.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Лабораторная работа №3
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ и ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
Цель работы — приобретение навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций; экспериментальное изучение электрохимических процессов, протекающих в трудящихся гальванических элементах, при электролизе водных растворов солей; ознакомление с процессами, обуславливающими электрохимическую коррозию сплавов и металлов.
Опыт 1. Изучение окислительной активности перманганата калия в различных средах.
В три пробирки налили по 2 мл раствора перманганата калия КМnО4. Для изготовление кислой, нейтральной и щелочной реакционных сред в первую пробирку добавили пара капель серной кислоты, вторую пробирку покинули без трансформаций, в третью – добавили пара капель концентрированного раствора щелочи NaOH. Затем в каждую пробирку добавили маленькое количество раствора сульфита натрия Na2SO3. Отметили трансформации цвета растворов, наблюдения внесли в таблицу.
Среда | Цвет раствора | Продукты реакции | Степень окисления Mn в продуктах реакции |
кислая | |||
нейтральная | |||
щелочная |
Составили восстановления и процессов электронные уравнения окисления, расставили коэффициенты способом электронного баланса:
KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 MnSO4 + Na2SO4 + K2SO4 + Н2О
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
KMnO4 + направляться2SO3 + H2O MnO2 + Na2SO4 + KOН
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
KMnO4 + Na2SO3 + KOН K2MnO4 + Na2SO4 + Н2О
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 2. Влияние образования гальванических пар на электрохимическую коррозию металлов в кислой среде.
2а. Налили в пробирку около 3-5 мл 0,5 М серной кислоты. Опустили в нее цинковую пластинку. Замечали образование газа _________. Потом коснулись цинковой пластинки бронзовой проволокой. Наряду с этим замечали ________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2б.Заменили бронзовую проволоку на алюминиевую. Наряду с этим замечали ________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Результаты опытов объединили в таблицу.
Значения электродных потенциалов | Но-мер опыта | Схема гальванического элемента | Электродные процессы | Неспециализированное уравнение реакции | |
на аноде | на катоде | ||||
E0Zn2+/Zn= E0Cu2+/Cu= E0Al3+/Al= E02H+/H2= | 2а | Zn|Zn2+|| 2H+|H2 (Cu) | |||
2б | Al|Al3+|| 2H+|H2 (Zn) |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 3. Изучение защитных особенностей катодных и анодных покрытий.
Приготовили три пробирки. В первую налили 2-3 мл раствора FeSO4 и добавили пара капель красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Раствор окрашивается в ______________ цвет из-за образования комплекса турнбулевой сини Fe3[Fe(CN)6]2 (качественная реакция на ион Fe2+). Эту пробирку покинули для сравнения. Уравнение происходящей реакции:
____________________________________________________________________
В оставшиеся две пробирки налили по 3-5 мл раствора серной кислоты и добавили пара капель красной кровяной соли K3[Fe(CN)6] и опустили в них пластинки луженого (покрытого оловом) и оцинкованного железа с нанесенными царапинами. Через пара мин. отметили изменение окраски раствора в пробирках и сравнили с цветом раствора в первой пробирке.
Пластинка | Fe – Zn | Fe – Sn |
Цвет | ||
Анодная реакция | ||
Катодная реакция | ||
Схема коррозион-ного гальваничес-кого элемента |
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 4. Электролиз водного раствора сульфата меди.
Заполнили электролизер раствором CuSO4. Опустили в электролизер графитовые электроды и подключили электроды к хорошему (анод) и отрицательному (катод) полюсам источника тока. Через 5 мин прекратили электролиз, отключив прибор из сети, извлекли из электролизера катод и отметили случившиеся трансформации: ____________________________________
____________________________________________________________________. В прианодное пространство опустили индикаторную бумагу. Её цвет стал ___________________. Это указывает, что _________________________________
____________________________________________________________________.
Схема установки.
Анодный процесс: ___________________________________________________
Катодный процесс: ___________________________________________________
Неспециализированное уравнение процесса:
____________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опыт 5. Измерение ЭДС биметаллического Al — Cu гальванического элемента.
В два стакана на 50 мл налили мало 1 М растворов солей Al2(SO4)3 и CuSO4, в растворы опустили соответствующие железные пластины. Потом растворы соединили при помощи электролитического ключа (полоса фильтровальной бумаги, намоченная насыщенным раствором хлорида калия), а железные пластины соединили проводами через измерительное устройство. Измерения создавали некомпенсационным способом при помощи вольтметра.
Показания прибора: ЭДСэксп = ________ В.
Теоретическое значение ЭДСтеор элемента вычислили через стандартные электродные потенциалы по формуле:
ЭДСтеор =
Схема установки.
Анодный процесс: ___________________________________________________
Катодный процесс: ___________________________________________________
Общее токообразующее уравнение:
____________________________________________________________________
Схема гальванического элемента:
____________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.