Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

Мисаренко Г. Г.

М 65Обучаемся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Университет инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

Данное пособие составлено на базе анализа обычных неточностей учеников при определении частей речи. Последовательное исполнение упражнений пособия оказывает помощь детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует замысел учебных действий, нужных для верного ответа грамматических и орфографических задач.

Пособие возможно использовано преподавателями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня либо родителями для личной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

ISBN 5-488-00092-5® АНО «Университет инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

Определение принадлежности слова к той либо другой части речи есть ответственной операцией правописания, которая оказывает помощь правильно выбрать метод проверки. Как и каждая вторая грамматическая операция, она включает в себя последовательность последовательных действий, исполнение которых гарантирует верный итог. А одной из основных обстоятельств неточностей учеников являются именно их неправильные действия.

Дети обычно делают задания бессистемно, непоследовательно, используя совсем не те операции, каковые нужны в этом случае. Это именуется отсутствием ориентировочной базы действий. Кроме этого, ученики принимают к сведенью лишь смысловое значение слова и не могут проанализировать его с грамматических позиций. Иначе говоря они определяют части речи на интуитивно-практическом уровне, далеко не всегда опираясь наряду с этим на значительные показатели.

Для коррекции этих недочётов в начале практически каждого упражнения дан готовый замысел действий. Его цели: во-первых, продемонстрировать ученику методы ответа учебной задачи; во-вторых, оказать помощь ему понять собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать обращение ребёнка. Нужно, дабы ребёнок, приступая к работе, пристально изучил данный замысел, поведал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) либо же самому себе порядок действий. Проговаривание окажет помощь ему при помощи внешней речи отлично осмыслить процесс исполнения поставленного задания. Запрещено допускать, дабы ребёнок приступил к работе без для того чтобы устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, делают три функции:

• формируют учебную деятельность;

• развивают у детей аналитическое мышление: учат сравнивать две стороны одного и того же объекта (смысловое формальные признаки и содержание слова части речи), отличать значительные и несущественные показатели, отвлечься от одних показателей, концентрируя внимание на вторых и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Кроме этого, в сборник включены упражнения, каковые

слишком мало представлены в книжках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на познание смысловых различий между качественными и притяжательными прилагательными.

содержание работы и Технологический план

№ упр. Задача упражнений стр.
2-6 9-10 11-15 Диагностическое, показывает степень понимания частей речи Развивают умение обнаружить в предложении глаголы, осознавать на практическом уровне вид глагола и верно ставить вопрос Показывает методы, благодаря которым возможно различать существительные и глаголы Учит детей различать существительные и глаголы, опираясь на грамматический вопрос и смысл слова, закрепляет познание вида глагола Диагностические, показывают степень понимания предлогов Акцентируют внимание детей на предлогах и оказывают помощь уточнить их значения 7-19 19-20 20-22 23-24 25-33
16-18 20-21 23-28 29-33 Уточняют потребление предлогов, исправляют речевые неточности Акцентирует внимание учеников на прилагательных Формируют операции поиска прилагательных в предложении Учит различать качественные и притяжательные прилагательные Развивают операционные умения классифицировать слова как части речи Учат различать приставки и предлоги 34-36 36-37 38-39 40-41 42-53 54-63

Каждое упражнение (за небольшим исключением) включает в себя пара вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим замыслом действий. Они помечены номером и номером упражнения варианта, к примеру: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый или предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, или показывает на один из них. Необходимо ли ученику делать целый комплект вариантов того либо иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает раздельно.

1. Разгляди картину. Назови как возможно больше существительных (слов, именующих предметы), прилагательных (слов, именующих показатели предметов) и глаголов (слов, именующих действия предметов) и напиши их в три колонки.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

Пример:

существ. прилагат. глаголы
кто? что? какое? какая? какое? какие конкретно? что делает? что делают?
собачка белая бегает

2. Вместо вопросов подбери по смыслу самые подходящие глаголы. Поведай по замыслу, как ты будешь делать задание.

Замысел действий.

1) : Фёдор Петрович что сделал? нам что делать? собственные вещи в чемоданы, в силу того, что по окончании обеда что сделает? машина и что сделает? нас в город.

2) : Фёдор Петрович (сообщил, приказал, приказал)нам (складывать, собирать)собственные вещи в чемоданы, в силу того, что по окончании обеда (приедет, придёт, прибудет)машина и (отвезёт, захватит) нас в город.

3) : Фёдор Петрович велелнам собиратьсвои вещи в чемоданы, в силу того, что по окончании обеда придётмашина и отвезёт нас в город.

2-1. Голодный рак что сделал? под какую-то корягу и что начал делать? , не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Внезапно он что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это что сделала? в канаву водяная крыса.

2-2. Парни что делали? по водекораблики. Брат что делал? их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка что делала? к ним

паруса из тря-

почек. На самый громадный кораблик они что сделали? мелкого мышонка и что сделали? его в плаванье.

2- 3. Целый сутки сова что делала? в собственном дупле, а вечеромчто

сделала?на поле мышей что делать?.Мыши со страху

что сделали? в норки. Продолжительно сова что делала? над полем,

но ни одной мышки не что сделала?.

2 — 4. Мама что сделала? из магазина курицу. Она что сделала?

ее в холодильник ичто сделала?:

— В случае, если отец что сделает? с работы раньше меня, пускай

что сделает? суп. И мама что сделала? из дома.

( По В. Драгунскому.)

2 — 5. Весна. Птички что делают? . Неохота как-то в школу что

делать? . И решил я в том направлении не что делать? . Портфель я что

сделал? под лестницу. А сам что сделал? за угол и что

сделал?на проспект. Что сделал? руки в карманы, что

делаю? по проспекту, на витрины магазинов что делаю? и

песенку что делаю?. (ПоН. Носову.)

2 — 6. Шляпа что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?

около комода на полу. А посередине помещения что делал?

стол. Вадик и Вовка что делали?за столом и что делали?

картины. Внезапно сзади них что-то что сделало? на пол.

Мальчики что сделали? и что сделали? на полу около

комода шляпу. Внезапно шляпа что сделала? к дивану.

(По Н. Носову.)

2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?

корове на пояснице. Что делает? она по коровьей пояснице и

что делает?.

— Корова, корова, для чего тебе хвост? Корова, корова, для чего

тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а позже как

что сделает? себя хвостом по пояснице — и что сделала? муху.

Что сделала? муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)

2-8. Прошлым летом я что делал? на даче. в один раз ко мне к себе домой

что сделал?Мишка. Наутро мама собралась что делать?

в город.Она что сделала? нам хлеба на двое суток, варенья,

дабы мы чай что делали?. Она что сделала? нам, где

какие конкретно продукты что делают?, и что сделала? как варить

суп и кашу. А позже что сделала? настанцию.

(По Н. Носову.)

2-9. Что сделал? урок математики. Парни что сделали? на

собственные места. Преподаватель что сделал? к доске и стал что

делать? на ней примеры. А я сейчас что сделал?

под парту. Что делаю? под партой и что делаю?.

«Вот что сделает? преподаватель к классу лицом. Он что

сделает?,, что меня нет, и весьма что сделает .

« А куда это Петров что сделал??» _ в удивлении

что сделает? он ребят». (По В. Голявкину.)

3. Прочти группы слов парами и попытайся осознать, какой глагол в каждой группе именует законченное воздействие, а какой — ещё не законченное. Поставь к ним вопросы и сравни, будут ли они однообразными. Спиши глаголы в два столбика. Поведай по замыслу, как нужно делать задание.

Замысел действий.

1) : птица летела — птица прилетела

2) : птица летела(летела, летела…) — что делала? — незаконченное воздействие; птица прилетела (уже прилетела, и всё) — что сделала? — законченное воздействие.

3) : незаконченное воздействие — что _делала?;

законченное воздействие — что сделала?

4) :

что дела…? что сдела…?
летела прилетела

3-1. Он говорит — он сообщит. Она моет — она вымоет.

Мы рисуем — мы нарисуем. Они танцуют — они

станцуют. Они завяжут — они завязывают.

Вы едете — вы приедете. Ты выпиваешь — ты выпьешь.

Мы красим — мы выкрасим. Я мажу — я намажу.

3-2. Она показывает — она продемонстрирует. Мы подвигаемся —

мы подвинемся. Он накрутит — он накручивает.

Она заметает — она заметёт. Они подгоняют —

они подгонят. Вы заплетаете — вы заплетёте.

Он подчищает — он подчистит. Она вылижет —

она вылизывает.

3-3. Он занял — он занимал. Она натёрла — она натирала.

Мы напихали — мы напихивали. Он принюхивался —

он принюхался. Они размокли — они размокали.

Мы купаемся — мы выкупались. Она наказывала —

она наказала. Вы наклеили — вы наклеивали. Мы

закрашивали — мы закрасили. Она зашивала —

она зашила.

3 — 4. Мы выпустили — мы производим. Он заводит — он завёл.

Они зажгли — они зажигают. Ты наблюдаешь — ты взглянул.

Она выпила — она выпивает. Она чистит — она почистила.

Вы прочли — вы просматриваете. Он допрыгал — он прыгает.

Мы рассматриваем — мы рассмотрели. Она отрезает — она

отрезала. Ты приобрел — ты берёшь.

3 — 5. Макать в чай — макнуть в чай. Бултыхаться в воде —

бултыхнуться в воду. Топнуть ногой — топать ногами.

Щипать за руку — щипнуть за руку. Хлестать по кустам —

хлестнуть по кустам.

3 — 6. Таскает в зубах — притащит в зубах. Мылит руки — намылит

руки. Брызжет в различные стороны — брызнет в различные

стороны. Толкнёт в бок — толкает в бок. Выруливает на

дорогу — вырулит на дорогу.

3 — 7. Задарит подарками — задаривает подарками. Закрутит

гайки — закручивает гайки. Застёгивает рукав — застегнёт

рукав. Затолкнёт в дырку — заталкивает в дырку. Отхватит

кусок — отхватывает кусок.

3 — 8. Пишет письмо — напишет письмо. Вяжет шарф — свяжет

шарф. Прыгает к лесу —прискачет к лесу. Хранит овощи —

сохранит овощи. Гасит костёр — загасит костёр. Стрижёт

волосы — дострижёт волосы. Учит стихи — выучит стихи.

3-9. Показалась вечером — появляется вечеров. Заплывает на большом растоянии —

заплывёт на большом растоянии. На денут пальто — надевают пальто.

Засыпает в кресле — заснула в кресле. Снимет пальто —

снимает пальто. Затолкнёт в чемодан — заталкивает

в чемодан. Высверлит дырку — высверливает дырку.

4. Поставь к глаголам вопросы.

Поведай по замыслу, что нужно делать, дабы вопрос по ставить верно.

Замысел действий.

1) : постоянно найдётся работа

2) : Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

3) : что делает?—найдётся

Что сделает? — найдётся

4-1. Испугался ужа, назову Винтиком, разбивается на части, слышишь разговор, именует Винтиком,

разбилась на части, пугается ужа, услышишь разговор.

4-2. Упал на землю, приучает к почва, спрыгнул на землю,

падает на землю, появляется на земле, приучил к почва,

спрыгивает на землю, показался на земле.

4-3. Нахватал кусков хлеба, выдёргивает гвозди, покушал супчику,

натирает пол, хватает за руку, прихлёбывает тёплый чай,

натёр до блеска, выдернем из кучи.

4-4. Заворачивает в газету, распугивает ворон, полил цветы,

защёлкал клювом, завернул за угол, напугал сестру,

целый сутки поливает, по веточкам пощёлкивает.

4-5. Подписал контракт, приехали в город, пригласим на бал,

подписывает контракт, украшали площадку, приезжают

в город, украсили площадку, приглашаем на бал.

4-6. Отвернулись друг от друга, откушу кусочек, встречают

поезда, совершим лето, отворачивается от огня,

откусывает половину, встретила подругу, провожаю

в путь.

4-7. Застилали половиками, поинтересовались у бабушки, расписывает

цветами, посматривает на дорогу, расписал цветами,

застелю половиками, задаёт вопросы у преподавателя, взглянет

в окно.

5. Поменяй по примеру глаголы так, дабы они отвечали на вопрос что делать? либо что сделать? Поведай по замыслу, как нужно делать задание.

Замысел действий.

1) : рассматриваю, закричал

2) : я рассматриваю — что _делаю? — что делать? — рассматривать

закричал — что сделал? — что сделать? — закричать

3) : рассматривает — рассматривать, закричал — закричать

4)) Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

5-1. Мы говорим, ты глотаешь, она откусила, мы увидим,

он возвратился, я провожаю.

5-2. Мы не забываем, она стоит, они побегут, я поставлю, он

разворачивает, он приручил, они прыгают, ты наблюдаешь.

5-3. Я не осознавал, мы отдохнули, мы посмеялись, я осознал,

ты отдыхаешь, мы обосновываем, они посмеиваются, я

докажу, вы подарите.

5-4. Царевна пригорюнилась, капельки сверкают, упал с крыши,

мальчишки визжат, не окажет помощь лекарство, извлечёт из-за

пазухи, бросает в стороны.

5-5. Красит стенке краской, размазывает грязь по щекам, закричал

во всё горло, передвигает стулья, возьмёт «пятёрку», садится

в автобус, намажет хлеб маслом.

5-6. Приведут за руку, приводят ко мне, трёт глаза, простишься с

батюшкой, провалился через почву, осинка дрожит,

как зальётся слезами, ожидаешь эйфории.

5-7. Васька подскочил, направишься к площади, смеёшься нужно

мной, начинайте урок, погладила по плечу, трогает за руку,

вылезает из конуры, заиграла музыка.

5-8. Чищу пиджак, делает поручение, вооружились топорами,

получается ерунда, шмыгнул носом, выбираешь пять яблок,

набил на лбу шишку, если вы захотите.

9. Перенесли на руках, просыпается утром, назначим на

воскресенье, желаешь конфету, утешали его, показалась в дверях,

помогаем больному, принимаемся за работу, строят киоски.

6. Отыщи и выпиши все глаголы. Выясни, закончено воздействие либо нет.

6-1. Голубь легко взмахнул крыльями и взлетел в небо. Человек

посмотрел назад и с опаской позвонил в звонок. Все захлопали в

ладоши и звучно захохотали. Тайком от матери я разламывал

сосульки и обсасывал их.

6-2. Таковой человек мухи не обидит. До меня дошли новые вести.

Сеня возвратился в класс. Любой хвастался собственной храбростью.

Андрей взял письмо. Стрелка коснулась цифры «5». Иван

Максимович тихо взглянуть на доктора.

6-3. Вечером мы прибыли к себе. Три доски сушились на солнце.

Дворник собирал остатки прошлогодней листвы. Время от времени дятел

охотится за птенцами. Такие дни случаются в июне. Из

облака назойливо сыпался дождик.

6-4. Витя дотянулся отцовские инструменты, и началась работа. На

кухне кипел и фырчал маленькой чайник. Солнце закатилось,

и над почвой стоит алое сияние. Лоси прохаживаются на протяжении

берега, медлительно выпивают чистую воду.

6-5. Вчерашним вечером похолодало. Около всё замерло. Приз

присудили команде девочек. В сухом воздухе пахнет

полынью. В тени становилось холодно. Вечером в саду

легко дышится. В степи заметно темнело.

6-6. Сосновые шишки жарко горели в громадном самоваре.

Дым на большом растоянии отгонял комаров. Мы выносили стол и

ставили под дерево, усаживались на пеньках, выпивали чай с

мёдом и говорили. Петрусь говорил, а я слушал

и удивлялся его фантазиям.

6-7. Алексей заторопился к самолёту. Он карабкался по

скользкому крылу, цеплялся за борт кабины. С большим трудом

он закинул в кабину одну ногу, подтянул другую и грузно

сел. Мотор самолёта фыркнул, позже послышалось ровное

гудение. (По Б. Полевому.)

6-8. Не так долго осталось ждать мы с ним простились и отправились к себе.

Журавль провожал нас. Он дошёл с нами до колодца,

а в том месте развернул назад. Мало пробежался, подпрыгнул

и полетел низко-низко. Ноги у него волочились по воздуху.

Он кроме того не подобрал их. (По В. Путилину.)

6-9. Я выскочила на порог и заметила войну: скворец выгонял

из домика воробьев. Летел пух, крик стоял таковой, что

кроме того кошка подняла вверх морду и следила за

потасовкой. Скворец взял верх, и вечером я слушала,

как он свистел, щёлкал и в лад песне шевелил крыльями.

(По В. Пескову.)

7. Поразмысли, все ли выделенные слова именуют предметы. Разгляди замысел действий и попытайся осознать, как возможно себя проверить.

Замысел действий.

1) : сидит на краешкеи дышитцелебным воздухом

2) : (на) краешке краешек что? = верно; дышит что? = неправильно, нужно: дышит что делает? воздухом воздушное пространство что? = верно

7-1. Поднимайся! За окномуже петух прокричал,а в саду

зорянказапела. Новый деньна дворе!

7-2. Днём кувшинканежится на воде,а ночью ныряет под воду.Сожмёт белые лепесткив кулачоки нырнёт с головой. Спитвсю ночьв глубине.(По В.Бианки.)

7-3. Отыскал лягушонок сыроежкус дождевой водойи давай

в ней плескаться, как будто бы в тазу.А позже сел на краешке

и дышитцелебным воздухом.Завидно кроме того. (По В. Бианки.)

7-4. У кузнечиковна левом крылышке зубчики,на правом —

жилки. Крылышкитрутся друго приятеля, зубчикизадевают

жилки,получается стрекотание.(По В.Бианки.)

7-5. Не обожает кротясного солнцаи свежего ветра:всю

жизньв чёрном сыром подземелье. Землюкопает,

туннелистроит, червяковловит, кроме того за сухой травой

для гнезданаверх не вылезает,а втягивает её за корни

прямо из-под почвы.(По В. Бианки.)

8. Разгляди замысел действий и поведай, как ты будешь списывать слова в три столбика.

Замысел действий.

1) : Машет руками

2) : машет что делает? — глагол руками — руки что? — существительное

что дела…? что сдела…? кто? что?
машет руки

Выбери любой вариант упражнения и трудись по замыслу. 8-1.

8-1 Плеснула хвостом. Хлопочет по хозяйству. За деревьями

плакало. От души пожалели. Из кармана выпали. Хватает

зубами. Стихли за поворотом. Поднимается с постели.

8-2. Закачалась от воздуха. Слонялся по городу. На работу

выходит. Подозревает об опасности. Применить к случаю.

Караулит в подъезде. Стороной обходит. Привыкли к темноте.

8-3. Залез под кучу валежника. На краю деревни жили. Запрятала

в корзину с ягодами. Со морского дна поднималось. Забился в

угол помещения. Забрала щепотку соли. Взяли приз за труд.

8-4. Обнимает приятеля. Вздремнуть по окончании обеда. Лошадку впрягли.

Кушает за столом. На коврах борются. Сияет отблесками.

Играла на пианино. Заманивает в глубину. Выручает

купальщиков.

8-5. Выдрала кустик с корнем. Притащил ведро воды. Финиш

верёвки опустился. Приобрели лыжи с ботинками. Болтается

на кончике хвоста. В кастрюле булькало. Упало с берега в

канаву.

8-6. Отыскал орешек без скорлупки. Спиной к забору устроился.

Осины зубами пилит. Окинет взором с высоты. Заметил

за поворотом речки. Завалили лодку рыбой. Сладко зевает.

Успел одновременно с.

8-7. Таскал банки в погреб. Утёрла кулачками слёзы. Поставил

в сарае мышеловку. По снегу пробрался к будке. Осыпался

с макушек кустов. Глазками в темноте сверкнул. Увидели

дырку в бортике.

8-8. Заболело под лопаткой. Прикоснулся за плечо. Волнуется о

мелочах. Замирала от эйфории. Тычет линейкой. Ползает

на корточках. В кухню возвращается. Обстоятельства не отыскал.

Под машиной заурчало.

8-9. Высовывалась из окна. Ненавидит мальчишек. В стороне

мелькнуло. К тепловозу подошли. Встретимся у вокзала.

Говорил с увлечением. Тормозами скрипит.

Разгоняется по шоссе. Затянули песню.

8-10. Бежит за мячиком. Поднимает карандаш. К пиджакам

пристегнули. Покрывают черепицей. Мигнул фонарём.

От стыда покраснел. Накладывает на тарелки. Шмякнулся

на клумбу. Из портфеля достали.

9. Разгляди картину и попытайся растолковать, о чём говорит любой предлог. Впиши предлоги в таблицу. Добавь ещё, какие конкретно ты знаешь.

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

10. Разгляди картину и посчитай, сколько предлогов тебе пригодится, дабы поведать, где находится (либо откуда появляется) любой предмет. Напиши предлоги совместно со словами-предметами.

Пример:

На траве, в кустах…

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи, где находятся предметы, которые тебя окружают. напиши то, что ты скажешь, по образцу.

Посмотри назад около себя и при помощи предлогов сообщи, где находятся предметы, каковые тебя окружают. Напиши то, что ты сообщишь, по примеру.

Пример:

Цветы на, книги в, чашка на, блюдце под…

Русский язык 7 класс (Урок№46 — Непроизводные и производные предлоги.)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: