Пара тысячелетий назад в плодородной равнине реки Хуанхэ появилась одна из старейших культур мира. Китайский народ сохранил предания и многочисленные легенды о жизни древних людей. В поэтической форме они говорят о том, как люди обучились пользоваться огнем, изготовлять сети и ловить рыбу, возделывать почву.
Понемногу гениальный и трудолюбивый китайский народ добился превосходных для того времени удач в земледелии, ремесле и скотоводстве.
В те далекие времена в Китае уже сеяли просо, пшеницу, ячмень, рис, разводили и шелкопряда. В древних надписях на костях животных перечисляются разнообразные садовые и огородные растения.
Уже в XVI — XI вв. до н. э. китайцы обширно пользовались орудиями из латуни, не смотря на то, что в один момент с ними сохранялись еще каменные и костяные. При раскопках древних поселений отыскано множество изделий из бронзы и меди. Они разнообразны по форме, искусно выделаны и богато расписаны. Китайцы мастерски изготовляли и глиняную посуду, используя гончарный круг, украшали ее орнаментом, обжигали и покрывали глазурью.
Уже в глубокой древности в Китае появилась письменность. Одним из самых древних видов ее было узелковое письмо. Определенное число узелков, завязанных на веревке, передавало то либо иное сообщение. В один момент с узелковым появилось и рисуночное письмо, в котором записи делались посредством картинок.
Понемногу письмо совершенствовалось. Любой символ-рисунок получал новые значения, число знаков возрастало, начертание изменялось, все менее напоминая изображение предмета. Так создавались новые, уже условные символы — иероглифы, каковые обозначали слова. По подсчетам китайских ученых, лишь в старейших надписях XIV—XI вв. до н. э. видится около 2 тыс. разных иероглифов. Это была уже развитая совокупность письма.
Первоначально китайцы делали собственные записи на панцирях черепах, костях животных; позднее — на шёлке и бамбуковых дощечках. В верхней части бамбуковой дощечки делали отверстие. Пара дощечек связывали шнурком. Такие связки первенствовали книгами. Просматривать эти книги, само собой разумеется, было весьма тяжело, поскольку на каждой дощечке помещалось только пара маленьких фраз, к тому же такие книги были весьма громоздкими. Сохранились сведения об одном древнекитайском мыслителе, что, путешествуя по стране, забирал пара повозок книг из бамбуковых дощечек.
Слева — четырехугольная сетка, которой черпали бумажную массу. Справа — сушка листов бумаги.
На шелке писать было эргономичнее, но он дорого стоил.
В начале II в. н. э. ученый Цай Лунь, обобщив опыт многих безвестных мастеров, создал метод изготовления бумаги. Древесную кору, коноплю, тряпье продолжительно варили в чанах. Взятую волокнистую массу помещали на четырехугольную сетку, дабы сбежала вода. Полученные так рыхлые и мокрые страницы просушивали, обрабатывали, и они преобразовывались в узкую, прочную и легкую бумагу. Так показался эргономичный и недорогой материал для письма, понемногу заменивший шёлк и бамбук. Это превосходное изобретение содействовало распространению письменности и дальнейшему развитию.
Мастерство изготовления бумаги было позднее заимствовано вторыми народами. Через 500 лет оно пробралось в Корею, через 700 лет — в Японию. В Европе первый завод по производству бумаги был основан в XII в., а в Америке — лишь в XVII в.
В старом Китае было сделано довольно много занимательных научных открытий. Китайские астрологи удачно вели наблюдения за Солнцем, Луной и другими планетами и звездами. Ими был составлен календарь, где год делился на 366 дней и на двенадцать месяцев. В Китае сохранились самые древние в мире записи солнечных и лунных затмений. В VII в. до н. э. показались солнечные часы. Древнекитайский астролог Ши Шэнь, живший в IV в. до н. э., в первый раз в мире составил описание звезд. Позднее, в I—II вв. н. э., второй ученый — Чжан Хэн создал пара инструментов для астрономических наблюдений.
Громадные удачи были достигнуты и в математике, медицине, постройке.
Как ни велики были эти первые шаги в познании мира, все же для людей еще очень многое оставалось неясным, таинственным. Непонятные явления китайцы приписывали действиям загадочных высших сил. Они верили в бессчётных духов: почвы, гор, рек, Солнца, Луны, дождя, грома. Им приносили жертвы, моля о хорошем урожае. Главным духом в верах древних китайцев был «шанди» — главный владыка (позднее его именовали «тянь» — небо), что словно бы бы определяет каждого человека и судьбу государства.
Но уже в глубокой древности многие китайские мыслители выступали против этих суеверий. Они говорили, что счастье людей зависит не от воли «шанди», а лишь от их труда, что формирует все нужное для жизни и приводит страну к процветанию.
Не умея еще верно растолковать происхождение мира, жизни на земле, тех либо иных явлений природы, древние китайцы создавали легенды и предания. В одном из преданий рассказывается о храбрец Гун Гуне, что сражался с мифическим царем и потерпел поражение. В бешенстве Гун Гун ударил по горе, поддерживавшей небо, и уничтожил ее. Небесный свод упал, а упавшая гора уничтожила и почву на юго-востоке. Волшебница Нюй Гуа собрала голубые камни и выложила ими новый небесный свод, после этого она отрубила четыре ноги у морского чудовища и подперла ими небо. Все же небо осталось незаполненным на северо-западе, и исходя из этого луна и солнце начали перемещение с востока на запад. А все реки потекли на юго-восток, в том направлении, где была уничтожена почва.
Слева — роспись фарфоровых изделий. Справа — обжиг фарфора.
Но уже в старом Китае делались попытки опровергнуть догадки мифов и научно растолковать явления природы и происхождение мира.
Древнекитайские мыслители интересовались и публичной судьбой людей. Обширно известно имя Конфуция, жившего в 551—479 гг. до н. э. Конфуций был известным учёным и государственным деятелем. Довольно много внимания он уделял науке об управлении страной, учил нормам поведения. «Чего не хочешь себе, того не делай людям», — сказал он. Любой человек, согласно точки зрения Конфуция, обязан уважать своих родителей и заботиться о них, абсолютно подчиняться старшим, выполнять древние обычаи.
Конфуций довольно много внимания уделял распространению просвещения в старом Китае. В конфуцианских школах обучались письму, математике, музыке. Ученикам разъясняли правила поведения, обучали их стрельбе из лука и управлению колесницей.
У Конфуция было множество последователей. Они записали его беседы и высказывания и составили книгу «Луньюй» («рассуждения и Беседы»). Учение Конфуция было противоречиво. Прогрессивные идеи о воспитании, о том, что любой человек обязан совершенствовать собственные способности, сочетались с реакционными взорами. Конфуций проповедовал почитание предков и потребовал строго выполнять разделение людей на «добропорядочных» и «низких»: первые будут у власти, вторые — обязаны безоговорочно подчиняться.
Конфуцианство, учившее почитать прошлое и быть покорным влияниям, потом стало идеологией правящих кругов Китая. Господствующие классы применяли конфуцианство для укрепления и защиты собственной власти, для воспитания народа в духе рабской покорности.
Против учения Конфуция выступил мыслитель Мо-цзы (480—397 гг. до н. э.), высказывавший интересы трудового народа. Мо-цзы решительно осуждал несправедливые войны, отвергал веру в судьбу, которая якобы определяет жизнь народа, призывал всех участников общества заниматься физическим трудом. Он учил: как папа не обожает лентяя-сына, так и государство не имеет возможности мириться с людьми, не приносящими пользы. Мо-цзы возмущался таким положением, в то время, когда «из десяти человек один обрабатывает почву, а девять не трудятся», в то время, когда «тунеядцев довольно много, а пахарей мало». Но учение Мо-цзы не было вольно от религиозных взоров.
Громадной известностью пользовалось учение Лао-цзы о «дао». Слово «дао» в переводе на русский язык свидетельствует «путь, дорога». Лао-цзы сказал, что путь, по которому направляться природа в собственном развитии, определяется естественными законами, а не божественными силами. О жизни Лао-цзы сохранилось мало сведений. По некоторым сведениям, он жил в VI в. до н. э., но книга с изложением его взоров показалась только в IV—III вв. до н. э.
В старом Китае была создана красивая литература. Великий китайский поэт древности Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.) в собственных стихах высказывал любовь к отчизне, собственному народу. Поэзия Цюй Юаня восприняла лучшие черты устного народного творчества.
Большие удачи были достигнуты и в исторической науке. Во II — I вв. до н. э. историк Сыма Цянь в собственных «Исторических записках», складывающихся из 130 книг, привел широкие сведения по старой истории китайского народа, детально поведал о его жизни и культуре. Сыма Цянь изложил в хронологической последовательности историю страны, начиная с старейших времен и заканчивая своим временем.
Во II — I вв. до н. э. предстоящее развитие приобретают астрономия, математика, агрономия и другие науки. Во II в. до н. э. показалась книга «Математика в девяти разделах». Ею пользовались при астрономических расчетах, землемерных работах и т. д. В книге приводятся задачи на действия с обычными дробями, задачи на проценты; сообщаются данные по геометрии и алгебре. Задолго до древнегреческого математика Пифагора, китайцы открыли так именуемую «теорему Пифагора» (еще ранее эта теорема была известна в Египте и древнем Вавилоне).
Удачи науки были неразрывно связаны с практическим опытом и, деятельностью людей. Люди все дальше проникали в тайны природы.
Ученый Ван Чун (27—97 гг.) в собственной книге «Критические рассуждения» решительно выступил против религиозных представлений. Природа, сказал Ван Чун, начинается по своим законам, и в ней нет места каким-то вымышленным загадочным силам.
Старая китайская культура сильно повлияла на многие страны Востока, в особенности Корею, государства и японию Юго-Восточной Азии. Это влияние возможно сравнить с действием культуры старой Греции и Рима на населения украины. Культура старого Китая отличается оригинальностью и самобытностью, она практически не знала заимствований. Великий китайский народ осторожно хранит и развивает богатое наследие собственной старой культуры.