ОБЩЕРОССИЙСКОЕ
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ
М. И.ЗЕМЦОВА
ОБУЧЕНИЕ Слабовидящих ДЕТЕЙ и СЛЕПЫХ
МОСКВА 1978
Мария Ивановна Земцова
ОБУЧЕНИЕ Слабовидящих ДЕТЕЙ и СЛЕПЫХ
Главред Р. Б. Драгинский Редактор В. А. Кузнецова Художественный редактор Б. А. Котляр Технический редактор Г. П. Грачева Корректор Е. В. Лебедева
Сдано в комплект 3.11.78. Подписано в печать 15.12.78. Л-108416
Формат бумаги 70ХЮ8’/з2. Мелованная 120 г. Количество 1,0 п. л.
Тираж 500 экз. Заказ 552. Изд. Кя 36. Цена 17 коп.
ТП-1978, поз 22.
Редакционно-издательский отдел ВОС
Типография ЦПУПП МГП ВОС 129164, Москва, ул. Малая Столичная, 8
Общероссийское общество слепых (ВОС), 1978 г.
Современное общество предъявляет высокие требования к всестороннему формированию личности человека и его общеобразовательной, трудовой и политехнической подготовке. Развитие культуры, науки и техники в стране привело к необходимости общего среднего образования, \ совершенствования содержания, технических средств и методов обучения. Среднее образование обучающихся с недочётами зрения в СССР осуществляется в особых школах, являющихся составной частью неспециализированной совокупности народного образования в стране. воспитание и Обучение в этих школах строится с учетом своеобразия развития обучающихся при различных формах нарушения зрения.
Особые школы являются предметом постоянной заботы Советского правительства. Они находятся на средства страны и находятся в ведении Министерства просвещения СССР, министерств союзных их органов и республик на местах.
воспитание и Обучение в этих школах, так же как и в массовых школах, вольно от всякого религиозного влияния. Школа формирует в ходе обучения научно-материалистическое мировоззрение обучающихся.
В школах для слепых и слабовидящих обучаются обучающиеся от 7- до 19—20-летнего возраста независимо от на-
циональной и расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения своих родителей. Обучающиеся обоего пола обучаются совместно.
Все школы для слепых и слабовидящих являются школами-интернатами. Содержание обучающихся винтерна, те бесплатное, финансируется страной. Ответственность за охват обучением слабовидящих детей и слепых, и за создание нужных условий для учебной работы возлагается на местные органы народного образования. В школах для слепых и слабовидящих трудятся учителя и воспитатели с высшим педагогическим особым образованием, которое они приобретают на дефектологических факультетах педагогических университетов.
Обучение детей с нарушением зрения строится на научной базе. Научно-исследовательская работа по психологии слепых и специальной педагогике и слабовидящих, и по особой школьной гигиене и технике ведется в Университете дефектологии АПН СССР,на дефектологических факультетах педагогических университетов и в других учреждениях.
Общее необходимое среднее образование у нас распространяется и на детей с нарушением зрения. В целях реализации подготовки и всеобщего образования обучающихся к труду и жизни в обществе в Советском Альянсе для детей с нарушением зрения создана дифференцированная сеть особых школ.
Черта контингента обучающихся школ для слепыхи слабовидящих детей и разделение обучения.Развитие совокупности образования слепых и слабовидящих связано с созданием сети особых школ для осуществления общего среднего образования детей данной категории.
Изменение соотношения числа слепых и слабовидящих потребовало реструкуризации сети особых школ. Так, в РСФСР, исходя из наличия контингента
обучающихся, вместо 47 профилированных школ для слепых во второй половине 70-ых годов двадцатого века сохранилось 13 школ для школ и 59 слепых для слабовидящих детей.
Во всех союзных республиках осуществляется разделение обучения слепых и слабовидящих. Создаются раздельные школы для обучения слепых и слабовидящих, и особые школы либо отдельные вспомогательные классы для умственно отсталых слепых а слабовидящих детей. Наполняемость запасных классов 5—7 человек.
В школы для слепых и в школы для слабовидящих, а также в дошкольные учреждения особого назначения принимаются дети согласно мнению медико-педаго-гической комиссии. В школах для слепых обучаются дети с 7-летнего возраста с остротой зрения на лучше видящем глазу до 0,04 с коррекцией. При прогрессирующих болезнях органа зрения в школы для слепых смогут приниматься дети с более высокой остротой зрения (до 0,08).
В школах для слабовидящих обучаются дети с 7-летнего возраста с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с коррекцией на лучше видящем глаз}.
Для детей с нарушением зрения от 2 до 7 лет созданы дошкольные учреждения особого назначения (детские группы и сады). В детские группы и сады для слепых принимаются дети абсолютно слепые либо имеющие остаточное зрение до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу, в детские группы и сады для слабовидящих— с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с коррекцией на лучше видящем глазу. Весьма серьёзное значение имеет раннее организация дефекта и выявление зрения восстановительного лечения у детей
Дошкольное воспитание.Программа воспитания в детских садах для детей с нарушениями зрения осуществляется с учетом изюминок их развития В подготовительной группе детских садов особенное внимание де-
ляется подготовке детей к школе. Органы здравоохранения в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией, и для слабовидящих дошкольников выполняют лечебно-профилактическую и лечебно-восстановительную работу, разные оздоровительные мероприятия Работники детских садов особого назначения создают нужные условия для зрения детей и охраны здоровья.
Во многих дошкольных учреждениях эффективность восстановительного лечения по остроте зрения достигает 85—90 %, что разрешает таких детей удачно обучать в массовой школе.
Дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения организовано на научной базе и предусматривает осуществление совокупности коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы.
Базы организации учебно-воспитательной работы.Обучение слабовидящих детей и слепых ведется по типовым специальным программам и учебным планам.
Учебный замысел школ для слепых и слабовидящих предусматривает изучение тех же предметов, что и в массовой школе. Недельная нагрузка обучающихся по годам обучения понемногу возрастает: от 24 до 34 часов в неделю в школах для слепых детей и от 24 до 33 часов в неделю в школах для слабовидящих детей.
Но распределение учебного материала в школах для слепых и слабовидящих иное, чем в массовой школе. Главное число часов отводится на изучение родного языка, литературы и математики. Предусматриваются факультативные занятия с 8-го класса по выбору обучающихся. Наполняемость групп на факультативных занятиях— не меньше 6 человек Для преодоления недочётов речевого развития у некоторых слабовидящих детей и слепых предусматриваются групповые и индивид)-альные занятия по 2 часа в неделю в начальных классах-и по 1 часу в неделю в 4, 5, 6-м классах. В целях преодо-
ления вторичных отклонений в физическом развитии предусматриваются групповые и личные занятия по исправлению недочётов физического развития \ детей подготовительного и 1—5-го классов по 2 часа в неделю в каждом классе (наполняемость групп — 4—б человек). В 6, 7, 8-м классах обучающиеся проходят производственную практику в количестве 138 часов, которая организуется на производстве.
Обучение в школах для слепых ведется по совокупности Брайля с применением особых книжек. Лишь во второй половине 70-ых годов двадцатого века для школ слепых издано 47 наименований книжек, а всего во второй половине 70-ых годов двадцатого века издано по Брайлю 253 наименования различных видов литературы, среди них и книжек, неспециализированным тиражом 98 830 экземпляров.
Издаваемая по Брайлю литература очень разнообразна. Это пособия для обучающихся, для взрослых слепых, для поздноослепших, начинающих просматривать по Брайлю, социально-экономическая и политическая литература, научно-популярная, художественная, музыкальная литература, и литература по юриспруденции, книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, справочники, нотные сборники, совокупность математических обозначений, пособия по изобразительному мастерству, черчению. Все производимые книжки по Брайлю иллюстрируются рельефными чертежами, схемами, техническими картинками. Для слепых школьников выпускаются особые географические и исторические рельефные карты различного формата (настенные, настольные), используются и разномасштабные карты.
В школах для слабовидящих дети обучаются по особым книжкам с большим шрифтом (кегль- 16 и 20). К книжкам с большим шрифтом в качестве приложения дается дидактический материал в цветовом оформлении
При особых школах-интернатах как для слепых, так и для слабовидящих детей создаются подгото-
вительные классы, в каковые принимаются дети с 7-летнего возраста. В этих классах ведется намерено направленная коррекционно-воспитательная работа по преодолению вторичных отклонений в развитии и изучается часть программного материала за 1-й класс. Это разрешает обучающимся осваивать программу трехлетнего обучения начальных классов массовых школ за четыре года. Пр« обучении в начальных классах школ для слабовидящих детей и слепых громадное внимание уделяется пропедевтическим занятиям по формированию способов восприятия, наблюдательности, формированию речи, интеллектуальной деятельности, и обучению ориентации в пространстве. Формирование познавательной деятельности осуществляется на базе яркого ознакомления обучающихся с процессами и предметами окружающей судьбе, наблюдения явлений природы, труда и жизни людей. Наряду с этим предусматриваются различные виды практической деятельности, содействующие увеличению активности я самостоятельности обучающихся.
Обучение в подготовительном и 1—3-м классах соответствует программе 1—3-го классов массовой школы. Обучение в 4—9-м классах особой школы соответствует программе 4—8-го классов массовой школы. Обучение в 10—11-м классах особой школы соответствует программе 9—10-го классов массовой школы.
В школах для слепых и слабовидящих предусматривается щадящий режим работы: в подготовительных классах длительность урока сокращена до 35 мин.. В остальных классах, как и в массовой школе, длительность урока 45 мин.. На каждом уроке отводится время для краткосрочных физкультурных занятий. В целях дозирования зрительной нагрузки обучающихся чспользуются разные методы восприятия учебного материала: слуховой, зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, зрительно-тактильный, речедвигательный и др.
10
В школах для слепых ислабовидящих повышены нор мативы неестественной освещенности.
слабовидящие дети и Слепые систематически проходят лечебно-профилактические осмотры. На протяжении осмотров проводится консервативное лечение глазных болезней, подбор особых личных средств оптической коррекции, а при необходимости—хирургическое лечение в глазном стационаре. Также, на базе глазных кабинетов проводится особое лечение, направленное на восстановление функций неполноценной зрительной совокупности.
Особая средняя общеобразовательная школа для слепых и для слабовидящих есть главным типом учебного заведения чтобы получить среднее образования слепыми и слабовидящими обучающимися. Также, слабовидящие школьники смогут приобретать среднее образование в совокупности профтехобразования, куда они поступают на неспециализированных основаниях по окончании окончания 9-го либо 11-го классов (профессионально-технические училища, профшколы различного профиля, техникумы и др.). Часть обучающихся с нарушением зрения обучается в учебных заведениях совокупности социального обеспечения.
профориентация и Трудовая подготовка обучающихся школ для слабовидящих детей и слепых.Трудовое обучение в особой школе имеет три степени, учитывающие своеобразные и возрастные изюминки развития детей с нарушениями зрения:
— начальное трудовое обучение в подготовки
тельном и 1—3-м классах;
— трудовая подготовка, осуществляющаяся на обще
образовательной базе, имеющей политехниче
скую направленность (4—9-й классы);
— производственно-трудовая подготовка, осущест
вляющаяся на политехнической базе с актив
ным вовлечением получающих образование публично полез
ный производительный труд (10—11-й классы).
Начальное трудовое обучение направлено на привитие обучающимся любви к труду. В начальных классах обучающиеся овладевают умениями и необходимыми навыками, разрешающими заниматься независимой трудовой деятельностью. Они приобретают элементарные сведения об фундаментальных особенностях некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пластических весов, глины и др.), знакомятся с устройством, применением и назначением мерительных инструментов и рабочих (метра, масштабной линейки, угольника, рулетки, разных шаблонов), усваивают главные понятия мер длины, объёма и веса.
На начальном этапе трудовой подготовки громадное внимание уделяется самообслуживанию и бытовому труду. В кабинетах домоводства дети овладевают приемами ухода за одеждой, обувью, обучаются уборке помещений, хранению продуктов, приготовлению пищи. Обучающиеся заботятся за домашними и растениями животными (зайцами, цыплятами и др.). Занятия по труду формируют чувство коллективизма у детей, ответственность за качественное исполнение работы.
Трудовая подготовка на втором этапе имеет политехническую направленность. На этом этапе обучающиеся приобретают общетехнические знания по электронике, электротехнике, особой графике, базам производства на конкретных видах трудовой деятельности (в области электротехники, радиотехники, металлообработки, деревообработки, обработки картона, пластических весов и др.). В школьных учебных мастерских обучающиеся знакомятся с металлами, их свойствами и сплавами, и с разными электротехническими материалами, изучают монтажные и контрольно-измерительные инструменты, принципы и строение действия разных станков и приспособлений, покупают элементарные навыки ручной и машинной обработки метал-
лов. В случае, если в школе нет учебных мастерских, обучающихся прикрепляют для обучения к фирмам Общества слепых, а вдруг имеется возможность —¦ обучают их в особых группах в межшкольных учебных мастерских массовых школ. Громадное значение придается конструированию и техническому моделированию. В школьных учебных мастерских изготовляются учебные пособия, разные учебные принадлежности, разнообразные изделия, имеющие публично нужный темперамент. Наряду с этим обучающиеся самостоятельно создают расчеты, измерения, испытывают действующие модели. Занятия по моделированию требуют знаний физики, математики, химии и других общеобразовательных предметов. В ходе трудового обучения обучающиеся овладевают рациональными приемами труда, правилами техники безопасности, промышленной санитарии, и эстетикой труда.
Производственно-трудовая подготовка имеет целью ознакомить обучающихся с различными видами промышленного труда, с разработкой приборостроения и металлообработки, электротехнического, радиотехнического, светотехнического производства. В зависимости от местных условий трудовая подготовка в той либо другой отрасли производства имеет многопрофильный темперамент, что разрешает обучающимся по окончании окончания школы вольно ориентироваться в совокупности данного производства.
В школах для слепых и слабовидящих рекомендуется организовывать факультативные занятия по изучению электроники, электротехники, радиотехники, обработки металлов, деревообработки, особой графики, инкрустации по дереву, машинописи, обработки волокнистых веществ, агрохимии, прикладной химии, садоводства, птицеводства, пчеловодства. Сельскохозяйственный труд на факультативных занятиях используется лишь в школах с сельскохозяйственным профилем.
Технические средства обучения слепых и слабовидящих. компенсации и Технические средства обучения нарушенных функций возможно сгруппировать следующим образом:
— сенсорные устройства, предусматривающие с по
мощью материализованных и изобразительных средств
развитие разбирающего восприятия предметов, про
цессов и явлений действительности, формирование адек
ватных образов на базе тактильного, мышечного, виб
рационного, использования оста и слухового восприятия
правильного зрения обучающихся, в особенности его цветового
компонента;
— коммуникативные устройства, открывающие воз
можность получения аудиовизуальной и словесной ин
формации;
— средства мобильности и технические устройства,
облегчающие пространственную ориентацию слепых, сле-
поглухих и частично видящих при передвижении, заняти
ях физкультурой, спортом, играми, и разнообраз
ные устройства и технические средства культурно-быто
вого назначения;
— устройства и приспособления для самоконтроля и
обеспечения и саморегулирования совокупности обратных свя
зей при исполнении трудовых процессов в учебных мас
терских и в производственных условиях;
— приспособления и устройства, снабжающие
безопасность работы слепых, частично видящих и слабо
видящих при различных видах деятельности;
— приспособления и технические устройства, создаю
щие комфортные условия и облегчающие ориентацию в
учебных помещениях- школьная мебель, особое
оборудование учебных кабинетов, неестественное осве
щение мастерских и учебных помещений по намерено
созданным нормативам. При проектировании спе
циальных школьных строений направляться учитывать педагоги-
ческие, гигиенические и эргономические требования, вытекающие из своеобразия контингента обучающихся;
— диагностические, лечебно-восстановительные и оп
тические устройства, разрабатываемые с учетом различных
степеней нарушения остроты зрения, патогенеза заболеваний
и клинических форм.
В соответствии с принятой классификацией способов обучения технические средства делятся на следующие три главные группы:
1. приборы и Наглядные пособия для восприятия и явлений и наблюдения предметов окружающей действительности, и особые технические средства:
— живые объекты (растения, животные, насекомые),
неживые объекты природы (коллекции минералов, упо
требляемых в учебно-трудовой и производственной дея
тельности, предметы материальной культуры, каковые
планируют обучающимися на протяжении краеведческих экскур
сий, походов, путешествий) и др.;
— объемные наглядные пособия, воспроизводящие
натуральные объекты (животных и чучела птиц, муля
жи, модели, геометрические тела и др.); самодельные
приборы и учебные пособия, изготовленные самими уча
щимися в связи с изучением баз наук и общетехниче
ских дисциплин;
— изобразительные средства наглядности: схемы,
диаграммы, картинки, чертежи, топографические и исто
рические карты, диапроекции и т. п.;
— тактильно-звуковые и другие устройства для вос
приятия слепыми световых явлений посредством переко
дирующих устройств (фотофоны, фоноскопы и т. п.);
— электронная аппаратура с различными перекодирую
щими устройствами с целью проведения лабораторных и
практических работ, визуальных фенологических на
блюдений за явлениями и процессами природы.
2. Технические средства коммуникации.
— аудиовизуальные устройства (кино, радио, телеви
дение, созданная для слепых и слабовидящих звуковая
студия, в которой записывается на пленку и воспроизво
дится словесная обращение, магнитофоны, «говорящие книги»,
озвученные книжки и т. п.). Активно применяются
грампластинки, фонохрестоматии и т. п. В ряде школ для
слабовидящих, и слепых созданы лингафонные
классы;
— технические средства машинного и безмашинного
программированного обучения (обучающие автомобили,
тифлорепетиторы, тифлоэкзаменаторы, читальные ма
шины, разрешающие методом перекодирования совокупностей
просматривать простой плоский шрифт, преобразованный в по
лифонические сигналы для слепых либо в брайлевскую
строчок для слепоглухих и слепых). Коммуникативные
технические средства, снабжающие условия социаль
ного получения и общения информации посредством речи,
особенно серьёзное значение покупают при обучении
слепоглухих. К этим средствам относятся:
устройства, основанные на механическом принципе действия, алфавитные доски, разговорные диски и другие несложные средства, разрешающие слепоглухим принимать звуки простой речи посредством осязания;
электрические коммуникаторы клавишного типа (ввод сообщения в этих устройствах обеспечивается посредством клавишных совокупностей); строчный звуковой индикатор, световая строчок, дефектологический коммуникатор, приспособление для вибрационного восприятия азбуки Морзе, телетактор и др ;
обучающие автомобили типа «Одема» для исполнения обучающимися програмлшрованных учебных заданий.
3 Технические средства для учебно-практической деятельности слепых и слабовидящих-
— разное лабораторное оборудование, нужное с целью проведения демонстраций, лабораторных и прак-
тических работ в связи с изучением баз наук: математики, физики, химии, астрономии, географии, биологии, черчения, литературы и родного языка,
¦— учебное оборудование для изучения общетехнических предметов, трудового, политехнического, производственного обучения (электротехника, особая графика, машиноведение, базы производства);
— особое оборудование с целью проведения прак
тических организации и работ занятий в теплицах, на
)чебно-умелом участке и др.;
— необходимое оснащение и оборудование для заня
тий спортом и физкультурой, лечебной гимнастикой, рит-
лшкой, хореографией;
— устройства и электроизмерительные приборы.
Школы для слепых и слабовидящих трудятся по кабинетной совокупности. Особенный интерес воображает экспериментальный кабинет астрономии НИИ дефектологии АПН СССР, созданный в Свердловской областной школе для слепых и слабовидящих, имеющий полное техническое оснащение для изучения программы по астрономии полностью умений и знаний, соответствующих программе массовой школы (совокупность А. А. Казакова). Обучающиеся, пользуясь техническими средствами, удачно формируют понятия и представления о небесном своде, небесных светилах, звездном небе, о космическом пространстве, поверхности Луны, ее различных фазах и др. Усвоение знаний по астрономии положительно воздействует на качественное изучение математики, физики, биологии, химии, разрешает обучающимся уяснять целостную картину мира и вырабатывать материалистическое мировоззрение.
В школах для слепых активно применяются электроакустические индикаторы освещенности, множество устройств и приспособлений для занятий по радиотехнике и электротехнике. Также, используются особые мерительные инструменты, основанные на осяза-
тельном и слуховом восприятии (штанген-циркуль, микрометр, нутрометр и др.).
Современное образование требует в ходе изучения учебного материала умения оперировать схемами, чертежами, готовыми формулами, особой математической, химической, географической, нотной и второй символикой при обучении слепых в средней и высшей школах. Поэтому совершена громадная работа по усовершенствованию существующих кодов и совокупностей условных обозначений по математике, физике, астрономии и химии. Слепые программисты изучают коды машинных языков.
Для обучающихся подготовительного и 1—5-го классов создано учебное пособие по обучению выполнению и чтению рельефных картинок. Используются особые технические средства для обучения слепых изобразительному мастерству, проекционному черчению, элементам технического черчения.
Для обучения слабовидящих и частично видящих восприятию изображений и зрительному чтению используется совокупность оптических коррекции зрения и средств обучения.
К техническим средствам познания слабовидящими памятников искусства относятся разные проекторы, тифлотранспарант (для демонстрации репродукций художественных картин различной степени сложности и различного композиционного построения). Ответственное коррекционное значение для слабовидящих имеет использование в учебном ходе кадоскопа.
Одним из средств для рассматривания и чтения изображений частично видящими и слабовидящими есть замкнутая телевизионная совокупность. Это электронное устройство, благодаря которому дети с нарушениями зрения принимают телевизионное изображение.
Кое-какие технические средства физического воспитания, ориентации и формирования движений в несложен-
ранстве. Физическое воспитание проводится с применением тренажеров различного назначения:
1. Тренажеры для воспитания выносливости и улуч
шения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной
совокупностей разрешают подбирать режим работы с учетом
допустимых физических нагрузок, половых и возраст
ных изюминок обучающихся, и уровня физическо
го развития и общего состояния организма. Разный режим
работы на тренажерах разрешает лично подхо
дить к тренировочным упражнениям каждого обучающегося.
Тренажеры содействуют формированию выносливости, коор
динации перемещений, совершенствуют чувство ритма, соз
дают у обучающихся хороший эмоциональный на
строй.
2. Тренажеры для развития силы и статической вы
носливости содействуют увеличению уровня развития
двигательных функций. Дополнительное практическое
использование имеет тренажер «Здоровье», воображаю
щий гимнастический комплекс для личных за
нятий. В набор тренажера входят: гимнастическая
стена, комплект блочных пружинных сопротивлений, при
ставная скамья, тележка на роликах для развития си
лы ног.
3. Тренажеры для развития скоростных и скоростно-
силовых качеств, используемые при беге на месте.
4. приспособления и Технические устройства, позво
ляющие оценивать и осуществлять контроль амплитуду движе
ний в ходе исполнения упражнений на растягивание.
5. Тренажерные устройства для совершенствования
точности перемещений, скорости двигательной реакции, ори
ентировки, развития функций равновесия. Точность вос
произведения перемещений включает в себя пространствен
ную и временную, и силовую характеристики.
6. Тренажеры для совершенствования спортивных
свойств. Любая несколько тренажеров предусматри-
вает совершенствование и воспитание определенных двигательных свойств, разрешает системно влиять на их развитие у детей при нарушении зрения и формирование независимой ориентировки в пространстве.
Рис. 1. В ходе обучения слабовидящих детей используется замкнутая телевизионная совокупность
Рис 2 Посредством особых устройств обучающиеся делают задания по рисованию и черчению
Рис. 3. Громадный небесный глобус—планетарий оказывает помощь в изучении астрономии
Рис 5 Набор объемных макетов дает наглядное представление о строении нашей системы
Рис 6 Телетакторное устройство совокупности А. Е. Пальтова разрешает передавать сообщения в один момент группе слепоглухих
Рис. 7. Портативный коммуникатор совокупности А. Е. Пальтова оказывает помощь счепоглухим в общении
Рис. 9. Формированию навыков ориентировки в пространстве содействует катание на коньках за ведущим, что посредством звуковых сигнализаторов направляет бег незрячего на коньках
Рис 10, 11 Тренировка на велотренажере по звуковому сигналу, бег на неподвижный звуковой ориентир способств)ют ориентировке незрячих развивают физическую выносливость
Рис 12. Популярна у незрячих детей игра «Конь беговой», развиваю-лая у них уверенность при перемещении