ТСО дробят:
— экранные (диафильмы, диапозитивы)
— экранно-звуковые (фильмы, телепередачи)
— звуковые (радиопередачи, грам- и магнитофонные записи).
Диафильмы: Времена года, Кто как к зиме подготавливаться, Кто как весну встречает… Кто живет в холодном море, Это все кошки, Лекарственные растения, Хлеб – всему голова…
ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ.
Труд в природе
Значение:
4. Ребенок на протяжении труд деятельности взаимодействует с настоящими объектами природы, это формирует реалистические представления об их взаимосвязи и объектах природы.
5. Обогащяется словарь
6. В ходе труда создаются благоприятные условия для сенсорного развития детей.
7. Равитие наблюдательности и познавательных интересов.
8. Совершаются задачи экологического воспитания.
9. Труд объединяет, дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за судьбу живых существ.
10. Содействует физическому здоровью.
Педагогические требования к труду детей в природе:
1. Должен быть направлен на решение задач всестороннего развития детей
2. Должен быть мотивированным (осознавать для чего?)
3. Посильным для детей различных возрастных групп.
4. Должен быть не случайным, а систематичным
5. Организованным (колективный, инвентарь, пояснения маленькими, темп)
Гигиенические:
1. В нежаркое время (утром, вечером)
2. Инвентарь обязан отвечать росту
3. Особая одежда
4. Смена видов труда, смотреть за позой.
5. В конце гигиенические процедуры.
Требования к соблюдению техники безопасности:
1. Не разрещаеться переносить детям тяжести больше 2-2,5кг для детей старшего дошк возраста
2. Не завлекать детей к разведению огня (листья)
3. Неспециализированное время труда не больше 30мин. Каждые 7-10мин создавать спену видов труда, делать перерывы.
Виды труда, их содержание в различных возрастных группах
1. Труд по уходу за растениями
2. По уходу за животными
3. Труд, который связан с природоохраной.
Содержание труда определяется для каждой возрастной группы программой д/с.
Содержание труда, связанного с уходом за растениями:
1. Подготовка земли к посеву (перекапывание, подпушивание) – ст.гр.
2. Планировка грядок – ст.гр.
3. Посев семян – все возрастные группы. Дети мл.гр висевают большие семена.
4. Посадка рассады – ср.и ст. гр.
5. Полив- все гр.
6. Подпушивание – ср. и ст. гр.
7. Пропалывание – ст.гр.
8. Вытирание листьев комнатных растений – все гр.
9. Опрыскивание, обрезание сухой листвы – ст. гр.
10. Удобрение, борьба с вредителями – ст.гр вместе с воспитателем.
11. Сбор урожая – все гр.
Содержание труда, связанного с уходом за животными
1. Независимое приготовление корма для птиц – ст.гр.
2. Независимое кормление – на данный момент.гр. Младшие гр. Делают поручения под управлением воспитателя.
3. Чистка клеток, мытье поилок – ст.гр.
Содержание труда, связанного с природоохраной
1. Уборка участка от мусора, камней, листвы – все группы.
2. Подкормка птиц – все группы.
3. Подгребание снега под куты и деревья – все гр.
4. Укрытие на зиму хризантем, примул – ст.гр.
Формы организации труда детей в природе
Поручения– дешёвая форма привлечения к ежедневной трудовой деятельности.
Дробят на виды:
— по сложности заданий (простые и сложные);
— по длительности исполнения (краткосрочные и долгие);
— по методу организации детей (личные и групповые).
Мл.гр. – протереть листья, подержать коробочку с кормом для рыбок, позже самостоятельно.
Ср. и ст. гр – более сложные. Взглянуть имеется ли необходимость поливать цветы в цветнике.
Поручения требуют управления со стороны воспитателя. Осн приемы: показ, напоминание.
Дежурства – со ст. гр.
Назначают пара детей 2-3, лучше по желанию. Выполняют утром, до завтрака. Воспитатель обязан руководить
Коллективный труд – отличается неспециализированной целью.
По методу организации возможно:
— совмесно-личным (любой ребенок садит на собственной грядке рассаду);
— совмесно-последовательной;
— совмесно-взаимодействующей.
Структура колективного труда (выращивание растений)
1. Беседа (внешний вид, нужные условия для жизни, значениедля человека, для природы).
2. мотивация труда и Постановка цели.
3. Обследование посадочного материала.
4. Инструктаж
5. Движение работы
6. Подведение итогов
Легкие эксперименты
Опыт – это метод материального действия человека на объект, с целью изучения этого объекта, его изюминок.
Громадное значение опыту отводили – Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева.
Опыт ценнен тем, что имеет громадную убедительную силу, полученные детьми знания имеют особенную доказанность, содержательность и полноту..
Посредством опытов нужно учить детей:
— устанавливать связь между состоянием воды и температурой воздуха;
— установление защитных качеств снега;
— связь роста между изменений и растений тепла, света, удобрений, жидкости.
Не разрещаеться! Проводить испытания, в следствии, которых смогут умереть живые существа.
Структура опытов
1 этап
Подготовительный. Воспитатель проводит с детьми беседу, заинтересовать. Как вы думаете, деревья зимний период живые? А по какой причине они не мёрзнут от сильного мороза?
2 этап
Начало опыта: выдвижение догадки. Я просматривала, что деревья не мёрзнут по причине того, что в их соке довольно много сахара. Давайте поставим на холод две баночки: в одной-несложная вода, второй-с сахаром. Как вы думаете, где вода стремительнее замерзнет?
3этап
Движение опыта. Дети замечают. Делятся мыслями.
4 этап
Последний – обсуждение результатов опыта.
Какие конкретно возможно проводить испытания:
— превращение воды в лед, лед на воду, воду в пар;
— в воду мел, почву, глину – покажутся пузырьки, значит имеется кислород;
— летом, направлять струю воды против солнца – образование радуги.