Характерные для аутизма изюминки поведения довольно часто мешают овладению навыками в естественных повседневных обстановках. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность, отсутствие реакции на требования и просьбы взрослого — обычные примеры поведения, не разрешающего действенно обучать ребёнка обслуживать себя. Преодоление выраженных неприятностей поведения есть ответственной предпосылкой чтобы ребенок имел возможность овладеть навыками самообслуживания. Но вероятна обстановка, в то время, когда коррекционные действия выясняются неэффективными для какого-либо вида проблемного поведения; чаще всего это относится к двигательным стереотипиям. В аналогичных случаях учат ребенка самостоятельно имеется, наряжаться, пользоваться туалетом, не обращая внимания на наличие неприятностей поведения, но учитывая их влияние на процесс обучения.
Сформированность баз учебного поведения, умение ребенка делать хотя бы пара руководств, концентрировать внимание на предметах кроме этого являются предпосылками, нужными чтобы ребенок имел возможность обучаться навыкам самообслуживания. Как и при обучении применять расписания, направляться убедиться, что ребенок переносит тактильный контакт (МакКланнахан, Крантц, 2003). Время от времени формирование учебных навыков и обучение ответственным для повседневной судьбы умениям возможно проводить параллельно. Ответ об этом должно приниматься совместно специалистами и родителями.
Научить ребенка с аутизмом имеется самостоятельно не редкость непросто, потому, что, как отмечалось выше, сфера пищевого поведения довольно часто страдает при аутизме. Определенные ритуалы, которые связаны с процессом еды, смогут быть достаточно устойчивыми, а попытки поменять что-либо в них иногда приводят к тому, что ребенок расстраивается, начинает плакать, кричать, проявлять аутоагрессию. Одновременно с этим, кое-какие дети не едят сами легко по причине того, что их кормят. Стоит положить им в руку ложку, как они тут же начинают имеется самостоятельно. Учитывая отмеченное выше, делается понятным, что прежде, чем приступать к обучению нужно совершить наблюдение за поведением ребенка на протяжении еды и высказать предположение, что мешает ему овладеть навыком независимого потребления пищи. Главными препятствиями смогут быть:
• нарушения моторики;
• наличие стереотипа поведения;
• отсутствие практики пользования столовыми устройствами. Нарушения моторики довольно часто видятся у аутичных детей
с органическим поражением ЦНС, а также с детским церебральным параличом. Они не удерживают в руке ложку, не смогут зачерпнуть жидкую пищу (к примеру, суп), проносят ложку мимо рта. В таких случаях нужны особые упражнения по формированию моторики и координации перемещений. Процесс обучения навыку независимой еды иногда затягивается на месяцы а также годы, но всегда ведет к успеху.
Чтобы обучение было действенным, ребенок должен быть голоден. В случае, если ребенок не желает имеется, у него отсутствует естественная мотивация, которая есть двигателем обучения. Первый ход — умение держать ложку. направляться подобрать эргономичную ложку: для кого-то лучше применять легкую алюминиевую, а для кого-то принципиально важно, дабы масса ложки ощущалась в руке. Обучение создают, применяя физическую помощь: рукой ребенка захватывают ручку ложки, и манипулируют рукой так, как если бы ребенок ел сам. Нужно, дабы взрослый был сзади либо сбоку от ребенка, но не перед ним — так будет легче уменьшать помощь незаметно для него. Понемногу на маленькие моменты направляться отпускать руку ребенка, легко подстраховывая ее.
В некоторых случаях ребенку не редкость тяжело попасть лож кой в рот. Сперва ребенку дают пищу, которую возможно имеется без столовых устройств: яблоки, печенье и т.п. После этого кусочек печенья либо яблока кладут в ложку, направляя руку ребенка ко рту. Кусочки жёсткой пищи ребенку легче положить в рот, к тому же, если он Промахнется, последствия легче устранить, чем при потреблении жидкой пищи. Понемногу пере ходят к обучению имеется картошку, кашу, макароны, салаты, супы — принципиально важно предлагать ребенку лишь то, что он ест с наслаждением. Все успехи в овладении навыком должны поощряться так, как это приятно ребенку. Нужно, дабы другие члены семьи ели вместе с ребенком за столом. Такая обстановка провоцирует естественное подражание со стороны ребенка, есть эмоционально комфортной и социально адекватной.
Кое-какие аутичные дети привыкают к определенному стереотипу, связанному с потреблением пищи. Тут мы не будем говорить об избирательности в еде либо о стереотипе имеется лишь дома, но не в других местах. В отечественной практике мы довольно часто сталкивались с обстановкой, в то время, когда ребенок не сидит за столом на протяжении еды. Обычная картина такова: ребенок пере- мешается по квартире, тогда как мама пробует, бегая за ним с тарелкой супа либо каши, положить ему в рот хотя бы несколько ложек. Второй распространенный стереотип: ребенок привык, что его кормят, и отказывается брать в руку ложку либо вилку. И в том и другом случае у своих родителей должна быть решимость поменять обстановку раз и окончательно. В случае, если обучение начинается, делать ход назад, сдаваться очень нежелательно. Дабы эмоционально травмировать ребенка как возможно меньше, нужно продумать заблаговременно, как будет строиться обучение, какие конкретно требования, и в какой последовательности будут предъявляться. Ниже описывается обобщенный движение обучения. направляться не забывать, что все решения должны в любой момент приниматься с учетом изюминок каждой семьи и каждого ребёнка.
В первом случае (не сидит за столом) требуется подготовительный этап, что содержится в верной организации пространства, где ребенок будет имеется. Место, где будет сидеть ребенок, должно быть расположено так, дабы он не имел возможности его покинуть самостоятельно. Возможно посадить ребенка в уголок у шкафа, а взрослому сесть рядом с ним. Высота стула должна быть таковой, дабы ребенку было комфортно имеется. Повторим еще раз: в начале обучения ребенок должен быть голоден. Для первого независимого потребления направляться предложить самую любимую ребенком еду. В случае, если ребенок ни при каких обстоятельствах не пользовался столовыми устройствами, на начальной стадии обучения пускай ест то, что возможно имеется руками: орехи, фрукты, сыр, колбасу и т.д. Первая задача: дабы он съел все, что лежит на тарелке, не покидая места за столом. Учитывая это, количество предложенной пищи должен быть таким, дабы ребенок имел возможность ее съесть скоро и абсолютно. Первый успех — то, что ребенок сидел за столом и ел сам — нужно каким-либо особым образом поощрить (к примеру, забрать его на руки и покружить; разрешить подержать мамин сотовый телефон; подарить ему новую игрушку и т.п.). Что предложить ребенку в следующий прием пищи — вопрос достаточно сложный. Фундаментальный принцип: лучше двигаться медлительно, но наряду с этим не останавливаться на достигнутом. В случае, если три раза подряд предложить ребенку лакомства, у него может сложиться уверенность, что сейчас он постоянно будет имеется лишь их, исходя из этого меню направляться варьировать, не забывая о том, что промежутки между приемами пищи должны быть долгими, дабы ребенок успел проголодаться. Количество пищи должно понемногу возрастать, но наряду с этим не нужно быть больше количество, нужный чтобы ребенок имел возможность насытиться. Очевидно, доступ к еде вне стола с момента начала обучения должен быть прекращен. Исключение может составить обстановка, в то время, когда ребенок обучается имеется за столом не дома, а в другом месте — у бабушки, в коррекционном учреждении и т.п. В этом случае возможно научить ребенка самостоятельно имеется за столом в одном месте, а после этого,
учитывая опыт обучения, приступить к освоению навыка дома. Как уже говорилось, в случае, если ребенок ест вместе с другими людьми, процесс обучения, значительно чаще, проходит действеннее.
В случае, если привычный для ребенка стереотип пребывает в том, что его кормят, он может высказывать негативное отношение при попытке научить его имеется самостоятельно. При, в то время, когда ребенок может пользоваться столовыми устройствами, направляться поставить перед ним тарелку, положить ложку ему в руку и сообщить: «Ешь сам». В случае, если ребенок не предпринимает попыток имеется самостоятельно, дает Ложку взрослому, направляться достаточно жёстким перемещением положить ее обратно в руку ребенка и направить к пище. Физическая помощь может выясняться так же, как при нарушениях моторики (см. выше), с той отличием, что отход от применения помощи должен быть намного более стремительным. Может появиться вопрос: не есть ли манипулирование рукой ребенка то же самое кормление? В случае, если направлять руку ребенка жёсткими маленькими перемещениями, пребывав сзади него, то это будет стимулировать его к тому, дабы он самостоятельно пользовался ложкой. При кормлении более разумеется, что главная инициатива в собственности взрослому: он держит ложку, зачерпывает ей пищу, ребенок только, подобно птенцу, открывает рот. Любой ход ребенка на пути к самостоятельности нужно поощрять. направляться не забывать о том, что, останавливаясь на каком-то этапе обучения долгое время, мы создаем новый стереотип, от которого некоторым детям будет тяжело отказаться. Исходя из этого нужно стараться как возможно стремительнее приблизить момент, в то время, когда ребенок будет имеется абсолютно самостоятельно.
В случае, если ребенок не ест сам по причине того, что он ни при каких обстоятельствах не пробовал этого делать, то логика обучения будет такой же, как при нарушениях моторики. Но в этом случае возможно сходу затевать с привычной для ребенка еды, и как возможно стремительнее уменьшать степень физической помощи. Сначала направляться обратить внимание на то, дабы ребенок верно держал ложку (вилку): переучивать в любой момент тяжелее, чем учить. Как и в обрисованных выше случаях, не нужно давать ребенку больше еды, чем он желает. Не следует забывать о поощрениях, каковые, по возможности, должны быть естественными.
Для некоторых своих родителей внутренним психотерапевтическим препятствием чтобы учить ребенка имеется самостоятельно, помогает опасение, что он испачкается, устроит беспорядок на кухне, сломает скатерть либо обои и т.п. В этом случае направляться подстраховаться: постелить на стол клеенку (либо положить под тарелку пластиковую подставку); вместо мягкого стула забрать табуретку, которую легко стереть. Ребенку возможно повязать фартук, засучить рукава (при нарушениях моторики он случайно может попасть локтем в тарелку). По возможности, нужно стараться приучать ребенка имеется бережно, пользоваться салфеткой. Упрочнения, каковые родители прикладывают чтобы научить ребенка имеется самостоятельно, в большинстве случаев скоро вознаграждаются. Хороший момент состоит не только в том, что в репертуаре ребенка появляется новый нужный навык, но и в том, что со временем отпадает необходимость всегда контролировать, как ребенок ест, и у своих родителей появляется мало свободного времени.
Большая часть детей с аутизмом без особого обучения не овладевают навыком самостоятельно наряжаться и раздеваться. Главными препятствиями для этого смогут быть, в то время, когда ребенок:
• удирает с места одевания;
• не обладает отдельными операциями, каковые требуется выполнить при одевании;
• не имеет возможности запомнить последовательность операций;
• ожидает руководств со стороны взрослого.
Многие дети с аутизмом в спонтанном поведении проявляют постоянную повышенную двигательную активность, которая возможно близка к расторможенности. Подобное поведение затрудняет овладение многими навыками, в числе которых одевание. Как и при кормления «в движении» (см. выше), довольно часто имеет место одевание неизменно перемещающегося ребенка. Время от времени маме либо папе удается на пара секунд удержать его, дабы натянуть на него колготки либо свитер, но скоро ребенок вырывается и бегает по квартире. Верная организация пространства совсем нужна чтобы организовать стереотип одевания в определенном месте. В первую очередь, нужно продумать распорядок дня ребенка, отметив моменты, в то время, когда он обязан переодеваться. В большинстве случаев это происходит как минимум несколько ежедневно: утром (снять пижаму, надеть домашнюю одежду); в течение дня (на прогулку; с прогулки); вечером (снять домашнюю одежду, надеть пижаму). После этого направляться решить, где ребенок будет переодеваться. Лучше сделать так, дабы процесс каждого переодевания осуществлялся в определенном месте. К примеру, утреннее переодевание может происходить около кроватки, где ребенок спит. Переодевание на прогулку и с прогулки нужно организовать в прихожей.
Каждое место для переодевания должно быть, по возможности, ограничено какими-либо пространственными рамками. К примеру, стул, на спинке которого висит одежда, может находиться у стенки между кроватью и шкафом. В то время, когда ребенок поднимется с постели, его направляться сходу подвести к стулу, усадить на него, после этого направлять к частично независимому исполнению операций по переодеванию. В начале обучения принципиально важно, дабы все происходило скоро и энергично. Поэтому требованием, физическая помощь есть практически полной: руками ребенка скоро снять пижамные брюки, положить их в постель, забрать трусы со спинки стула, надеть их, забрать шорты и т.д. Нужно, дабы домашняя одежда легко надевалась (без пуговиц, молний и кнопок), была эргономичной и комфортной для ребенка. В будущем наличие пуговиц будет нужно, дабы учить ребенка их застегивать, но в начале, как уже говорилось, самое основное — избегать промедлений. Отметим, что отечественная главная задача — «удержать» ребенка в ситуации одевания так, дабы он опоздал отвлечься. Когда мы подмечаем, что он не пробует убежать, физический контроль возможно понемногу ослабевать, предоставляя ребенку все больше самостоятельности. В случае, если последовательно проводить обучение так на протяжении всех переодеваний, ребенок достаточно скоро обучится оставаться на одном месте и, если не сходу быть независимым, то, по крайней мере, принимать участие в одевании.
Время от времени ребенок не имеет возможности наряжаться либо раздеваться сам по причине того, что не может делать какие-либо операции: не имеет возможности снять свитер, застегнуть пуговицы, молнию, натянуть колготки и т.п. Родители с каждым годом одевают ребенка сами, не зная, как возможно поменять эту обстановку. В первую очередь нужно организовать место для одевания так, как это было обрисовано выше. После этого направляться методом наблюдения установить, какие конкретно конкретно операции ребенок не имеет возможности выполнить. Изучая это, нужно дать ребенку возможность, попытаться как возможно больше делать самому. Время от времени взрослые оказывают ребенку помощь, не давая ему кроме того постараться быть независимым. Если не беспокоиться, что ребенок сделает что-то не так, то станет разумеется, что он может больше, чем казалось.
Следующий ход: оценив настоящие возможности ребенка, решить, каким навыкам, ответственным для обучения одеванию, его возможно затевать учить. Имеется операции, каковые возможно отрабатывать сходу по ходу одевания (к примеру, подтянуть брюки, колготки, надеть носки); некоторым навыкам нужно учить намерено, в второе время. В большинстве случаев это относится к умению застегивать пуговицы, выворачивать одежду. Для каждого из этих навыков направляться решить, в каком порядке будет осуществляться обучение.
К примеру, при обучения застегивать пуговицы сперва употребляются тренажеры (см. рис. 4) с петлями и крупными пуговицами, в каковые легко проходят пуговицы. При обучении применяют физическую помощь и поощряют ребенка за то, что он пробует самостоятельно застегнуть пуговицы. После этого ребенку предлагают тренажеры с более небольшими пуговицами и более тугими петлями. Количество тренажеров, каковые смогут пригодиться, варьирует от двух до пяти. После этого ребенка учат застегивать пуговицы на себе, что существенно сложнее, чем на тренажере. На этом этапе может потребоваться дополнительное обучение. Сперва предлагают застегивать громадные и средние пуговицы и лишь в то время, когда успех достигнут, ребенка учат застегивать рубахи с небольшими пуговицами.
В то время, когда операция освоена, ее переносят в контекст одевания. Что касается обучения отдельным навыкам по ходу одевания, основное — решить для себя, как конкретно учить ребенка делать то либо иное воздействие, к примеру, снимать либо надевать куртку. Затруднения в освоении таких навыков в большинстве случаев связаны с нарушениями моторики, концентрации внимания, которая проявляется в виде недостаточного контроля ребенка за собственными перемещениями. Исходя из этого единообразное обучение разрешает создать двигательный стереотип в обход нарушенных функций (к примеру, при неосуществимости речевого программирования деятельности). При обучении время от времени прибегают к разным особым приемам, многие из которых, на первый взгляд, смогут показаться неестественными и необычными, но в действительности облегчают овладение навыками.
Научить ребенка самостоятельно надевать куртку с капюшоном возможно так: сперва учат ребенка надеть на голову капюшон, дабы куртка повисла позади, после этого ребенок обязан вдеть руки в рукава и снять капюшон. Таковой метод несложнее, чем простой. Но понемногу нужно учить ребенка надевать куртки, рубашки и кофты, пользуясь простым методом.
Многие дети надевают обувь «не на ту ногу». Возможно на линолеум приклеить (либо закрепить скотчем) вырезанные из картона контуры подошв, совершенно верно соответствующие по размеру обуви ребенка. Ребенка учат ставить тапочки (ботинки, сапоги), накладывая их на контуры. Таким методом ребенок может обучиться верно надевать обувь без помощи взрослого. Со временем контуры направляться убрать (возможно делать это понемногу: сделать их менее броскими, лишь после этого убрать совсем).
При обучении застегивать сандалии ребенок обязан выполнять манипуляции с застёжкой и ремешком, требующие некоей ловкости пальцев. Лишние помехи лишь затрудняют процесс, исходя из этого мы учим ребенка засучивать штанину на той ноге, на которой он застегивает обувь, а После того, как все сделано, опускать штанину обратно. Кое-какие операции, каковые входят в состав навыка одевания, ребенок долгое время не имеет возможности делать сам, ему требуется помощь. В таких случаях нужно учить ребенка молить о помощи каким-либо дешёвым для него методом (брать взрослого за руку, просить: «Помоги мне застегнуть куртку» и т.п.).
Четкая пространственная организация места, где ребенка учат наряжаться, есть причиной, облегчающим создание стереотипа одевания. Остановимся более детально на этом моменте, обсуждая трудности, появляющиеся у детей при запоминании порядка одевания.
Кое-какие дети не смогут запомнить, в каком порядке нужно делать бессчётные операции при переодевании. Это проявляется в том, что они пробуют забрать не тот предмет одежды, что нужен сейчас, снимают то, что только что надели. Трудности овладения сукцессивно организованными процессами, характерные для аутизма, полностью проявляются при овладении навыками самообслуживания, складывающимися из множества шагов. Имеется два главных варианта ответа данной неприятности: с применением расписания в виде схемы операций, включенных в одевание, и без применения расписания. Разглядим сперва метод обучения без расписания.
Главными составляющими ситуации обучения в этом случае являются:
а) эргономичное для ребенка размещение тех предметов, каковые необходимы для одевания;
б) четкая единообразная физическая помощь со стороны взрослого.
Приведем пример того, как возможно организовано место для переодевания на улицу во время от осени до весны, и как производится обучение.
На стене находится подходящая ребенку по росту вешалка с полочкой и тремя крючками. Рядом стоит стул, под которым лежит маленькой резиновый коврик. При переодевании на прогулку исходное размещение вещей таково. На полочке лежат шапка, шарф, свитер и колготки. На одном из крючков висит теплый непромокаемый костюм, на втором — куртка, в карманах которой находятся варежки, на третьем — рубаха. Рядом со стулом стоят сапоги, в каковые положены утепленные носки. Ребенка учат переодеваться на прогулку следующим образом:
1) он обязан забрать коврик и положить его перед стулом;
2) сесть на стул и снять тапочки, положить их перед ковриком;
3) снять футболку и повесить ее на спинку стула;
4 ) снять домашние штаны и повесить их на спинку стула;
5) снять носки и положить их на штаны;
6) забрать с полки колготки и надеть их;
7 ) снять с крючка рубаху, надеть и застегнуть ее;
забрать с полки свитер и надеть его;
9) дотянуться утепленные носки из сапог и надеть их;
10) снять с крючка костюм и надеть его;
11) убрать коврик и поставить на него тапочки;
12 ) забрать сапоги и надеть их;
13) подняться, забрать с полки шарф, надеть его;
14) забрать с полки шапку и надеть ее;
15) снять с крючка куртку, надеть и застегнуть ее;
16) дотянуться из карманов варежки и надеть их.
Так, в то время, когда ребенок возвращается с прогулки, вещи расположены так: на спинке стула — носки, домашние штаны, футболка; под стулом — тапочки и коврик.
Принципиально важно, дабы при оказании физической помощи взрослый не действовал собственными руками, а направлял руки ребенка к исполнению тех либо иных операций. Понемногу помощь направляться уменьшать, предоставляя ребенку все больше шансов функционировать самостоятельно.
У детей с первичными нарушениями двигательной сферы (к примеру, при ДЦП), трудности при одевании смогут быть столь значительными, что самостоятельность выясняется минимальной. Однако, нужно ставить достижимые задачи по формированию хотя бы самых элементарных навыков. К примеру, у мальчика 7 лет отмечались выраженные нарушения неспециализированной и узкой моторики (остаточные явления ДЦП), атипичный аутизм сложного генеза. Нижеприведенный перечень действий рекомендован для педагогов, обучающих мальчика переодеваться.
Как Валера переодевается, приходя на занятия. Предметы одежды, каковые Валера снимает, приходя с улицы, куртка, шарф, шапка, костюм (тёмный), ботинки, утепленные носки, рейтузы.
Предметы одежды, каковые Валера надевает в помещении: брюки, кроссовки.
Взрослый расстегивает пуговицы на куртке. Взрослый оказывает помощь Валере расстегнуть «Молнию» на куртке. Взрослый оказывает помощь Валере снять куртку (Валера сбрасывает куртку на тумбочку).
Валера вешает куртку на крючок. Валера посредством взрослого снимает шарф. Кладет шарф на полку.
Валера сам дергает шапку за завязки и снимает ее. Кладет шапку на полку.
Берет кроссовки (две сходу) и ставит на пол около тумбочки. Берет коврик из тумбочки и кладет на пол. Садится на тумбочку.
Посредством взрослого снимает ботинки (начинает развязывать шнурки, в конце стаскивает ботинок с ноги самостоятельно).
Ставит ботинки на пол (но не на коврик). Посредством взрослого снимает костюм (по окончании того, как взрослый помог снимать лямки, продолжает их снимать сам; расстегивает молнию; стоя снимает сам; в то время, когда сидит — взрослый оказывает помощь).
Вешает костюм на крючок.
Посредством взрослого снимает носки (взрослый кладет Валере ногу на ногу, оказывает помощь начать снимать; Валера обязан сам «стащить» носок с ноги). Кладет носки рядом на тумбочку.
Валера снимает рейтузы с большой помощью взрослого. . Валера кладет рейтузы рядом. Валера берет брюки с полки.
Валера посредством взрослого надевает брюки (поднимает ногу, придерживает брюки, в конце подтягивает брюки).
Берет кроссовки (по одной), обязан поставить ногу в кроссовку; взрослый надевает кроссовки. Взрослый завязывает шнурки. Валера поднимается, кладет коврик в тумбочку. Как мы видим в приведенном примере, требования к ребенку по независимому исполнению действий на данном этапе обучения являются минимальными (в соответствии с его возможностями), но по ходу обучения они должны понемногу возрастать.
Запомнить порядок шагов, из которых состоит переодевание, не имея внутренней речевой программы либо наглядной схемы последовательности действий, весьма сложно. Исходя из этого обучение с применением расписания не редкость более действенно, чем обучение без расписания (табл. 7). В случае, если ребенок соотносит предметы с их изображениями на фотографиях, то расписание может складываться из фотографий, любая из которых
Таблица 7 Вот пример расписания по раздеванию с улицы
Что нарисовано на фотографии | Что обязан сделать ребенок |
Перчатки Куртка | Снять перчатки и положить их в карманы куртки. Снять куртку и повесить на крючок вешалки. |
Шапка Коврик Сапоги | Снять шапку и положить в рукав куртки. Забрать коврик и положить перед стулом. |
Костюм | Расстегнуть молнию на костюме, снять его и повесить на спинку стула. |
Свитер | Снять свитер и повесить его на спинку стула. |
Шерстяные носки | Снять шерстяные носки и положить их в сапоги. |
Колготки | Снять колготки и повесить их на спинку стула |
Легкие носки | Забрать с полки носки и надеть их. |
Джинсы | Забрать с полки джинсы и надеть их |
Сандалии | Забрать сандалии и надеть их. |
свидетельствует определенное воздействие. Расписание возможно вертикальным (фотографии находятся сверху вниз на особом стенде) и в виде альбома (фотографии находятся на страницах тетради либо папки с файлами). В собственной практике мы значительно чаще используем тетради с металлическими кольцами, в каковые вставляет мелкие файлы с фото (рис. 5).
Ребенка направляют, дабы он по окончании исполнения каждого действия возвращался к расписанию, которое должно быть кроме этого находится в прихожей, где происходит переодевание. Понемногу физическая помощь обязана уменьшаться так, дабы ребенок самостоятельно, ориентируясь на расписание, имел возможность переодеваться.
В случае, если употребляется вертикальное расписание, по окончании исполнения каждого действия ребенок обязан снимать карточку, обозначающую сделанное, и убирать ее (к примеру, класть в коробочку, стоящую на полу). Для этого комфортно закрепить карточки на «липучках» либо каким-либо вторым образом — к примеру, на магнитной доске.
В то время, когда ребенок уже обучился применять расписание самостоятельно, возможно попытаться убрать расписание и взглянуть, не сможет ли он обойтись без внешней помощи. Время от времени это удается, в некоторых случаях нужно дополнительное обучение в виде дозированной физической помощи.
Вероятные затруднения при независимом одевании смогут быть связаны с зависимостью ребенка от руководств взрослого, что отмечается у детей с аутизмом достаточно довольно часто (МакКланнахан, Крантц, 2003). Ребенок не переходит от действия к действию, в случае, если ему не говорят: «Бери шапку, надевай, бери куртку» и т.д. В таких случаях нужно дать ребенку лишь начальную инструкцию: «Наряжайся», после этого абсолютно исключить словесное вмешательство. Полезно применять расписания, поскольку они оказывают помощь ребенку самостоятельно сосредоточиться на делаемых действиях, а не на указаниях взрослого. Дозированная физическая помощь, предоставляя которую взрослый находится сзади ребенка, разрешает создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи должна быть уменьшена как возможно стремительнее по мере повышения самостоятельности ребенка.
Обучение навыкам личной гигиены — мыть руки, умываться, вытирать руки и лицо, чистить зубы и т.д. — требует четкого систематизированного подхода в той же мере, что и навыки, обрисованные выше. В первую очередь, нужно расположить все предметы, каковые смогут пригодиться ребенку так, дабы ему было комфортно пользоваться ими самостоятельно. Нужно заблаговременно продумать, сможет ли он сам открыть кран, дотянуться мыло, снять с крючка полотенце и т.п. После этого направляться составить список шагов, из которых состоит навык, которому мы планируем обучать ребенка. Примером может служить навык мытья рук.
Напомним еще раз: единообразие в обучении оказывает помощь ребенку стремительнее усвоить как порядок операций, так и содержание каждой из них. Особенно это принципиально важно для обучения навыка личной гигиены, потому, что применение расписаний в виде фотографий тут нереально, а словесные подсказки как правило не разрешают ребенку быть независимым. В качестве главных приемов обучения употребляется моделирование и физическая помощь (показ). Моделирование в большинстве случаев вводится как вспомогательный прием — к примеру, при обучении мыть руки взрослый показывает ребенку, как мылить руки и смывать мыло.
В отечественной практике был случай, в то время, когда ребёнка с аутизмом обучали прдтирать лицо и шею лечебным лосьоном. Чтобы научить протирать ватным тампоном разные части лица в определенном порядке, сначала употреблялось подражание (педагог кроме этого протирал лицо перед зеркалом, стоя рядом с ребенком). Понемногу мальчик запомнил, какие конкретно части лица нужно протирать и обучился делать это самостоятельно. При обучении строго придерживались следующей последовательности действий:
1. По инструкции пойти в ванную .
2. Дотянуться из пакета ватный тампон.
3. Открыть лосьон.
4. Намочить ватный тампон лосьоном.
5. Поставить лосьон на полку.
6. Протереть лоб (с левой стороны).
7. Протереть лоб (с правой стороны).
8. Протереть шнобель (с обеих сторон).
9. Протереть левую щеку.
10. Протереть правую щеку.
11. Протереть под носом.
12. Протереть подбородок.
13. Протереть шею.
14. Закрыть лосьон и поставить его на место.
15. Выкинуть ватный тампон в мусорную корзину в туалете. Обучение навыку чистить зубы занимает иногда достаточно долгое время, поскольку данный навык включает в себя много шагов. Но продуманный и четкий -подход, к обучению разрешает ребенку запомнить нужные их последовательность и действия.
Обучение навыкам опрятности
Навыки опрятности являются самые важными для социальной адаптации ребенка и самые трудными для обучения, что связано, в первую очередь, с громадным числом внутренних биологических факторов, каковые смогут оказать влияние на неприятности в данной сфере. Жалобы на то, что ребенок не просится в туалет, приходится слышать от многих своих родителей аутич-ных детей. Неприятности усугубляются по мере того, как ребенок делается старше, а навыки опрятности так и не удается организовать. Очевидное утверждение о том, что чем раньше затевать обучение, тем лучше, по отношению к данным навыкам есть подлинным. Постараемся обрисовать вероятные приемы обучения в зависимости от того, какие конкретно неприятности имеют место. Обращение будет идти лишь о проявлениях дневного энуреза (недержания мочи) и энкопреза (недержания кала).
Энурез. Проявляет неудобство на мокрое белье.
Энурез и энкопрез. Не проявляет неудобство на мокрое и нечистое белье.
Особенные неприятности, которые связаны с обучением навыкам опрятности.
Предпосылкой для начала обучения навыкам опрятности есть предварительный отказ от применения подгузников фабричного производства. Некое нарушение чувствительности к своим телесным ощущениям, характерное для большинства аутичных детей, усугубляется из-за применения подгузников. В норме одним из естественных мотивирующих факторов чтобы ребенок начал проситься в туалет, есть чувство дискомфорта по причине того, что одежда либо белье становятся мокрыми и нечистыми. «Памперсы» сглаживают данный неудобство, ребенок привыкает к неудобству, связанному с их ношением. Чтобы прояснить, ощущает ли ребенок, что он стал мокрым, направляться прекратить применять подгузники.
Предположим, что ребенок, по окончании того, как смочит штанишки, проявляет чувство дискомфорта видимым образом: плачет, пробует снять с себя мокрую одежду. В таких случаях обучение строится следующим образом. В случае, если «конфуз» уже случился, ребенок обязан принимать большое участие в переодевании. Нужно, дабы он сам снимал мокрое белье и относил его в ванну. Профилактика — главная часть обучения. В первую очередь, нужно зафиксировать, как довольно часто и в то время, когда в большинстве случаев ребенок ходит «по-мелкому».
Принципиальный момент — какое количество времени проходит между опорожнением и потреблением жидкости мочевого пузыря. В то время, когда эти удалось собрать, начинают «ловить» моменты, предоставляя ребенку возможность сходить в туалет «верно» (в горшок либо унитаз). Предпочтительнее сходу учить ходить в унитаз (если он подходит ребенку по росту, и в случае, если у него нет страха унитаза); мальчиков старше двух лет лучше сходу учить писать стоя (так как переучивать сложнее). В некоторых случаях применяют вспомогательные емкости (банку, кувшин), каковые легко подставить в необходимый момент, увидев показатели того, что ребенок желает в туалет (к примеру, ерзает на месте, приседает и т.п.). Но в этом имеется определенная опасность, поскольку у некоторых детей с аутизмом легко формируются стереотипы: они привыкают не горшку либо унитазу, а к вторым сосудам. Исходя из этого по возможности при обучении нужно как возможно чаще создавать ситуации адекватного пользования туалетом — для того чтобы, которое родители желали бы видеть в совершенстве. При успеха нужно поощрять ребенка, пробуя наглядно для ребенка связать поощрение с тем фактом, что он сходил в туалет. Нужно постараться отыскать естественное поощрение, которое закрепило бы желательное поведение: к примеру, некоторым детям нравится спускать воду в унитазе; выливать горшок и т.п.
По окончании того, как родители обучились одновременно с высаживать ребенка (не более одного «промаха» в сутки), нужно учить ребенка ходить в туалет самостоятельно либо проситься (в случае, если почему-то он не имеет возможности сам воспользоваться горшком либо унитазом). В случае, если ребенок может произносить слова и звуки, его учат обозначать каким-либо методом потребность сходить в туалет. К примеру, прежде, чем отвести его в туалет, возможно посоветовать ему, дабы он повторил за взрослым: «Писать» (либо хотя бы «пи»). Неговорящих детей возможно учить брать взрослого за руку и вести к туалету. В случае, если обучают самостоятельности, то в те моменты, в то время, когда его отводят к унитазу (горшку), начинают меньше помогать ему, предоставляя больше шансов функционировать самому. Первое независимое применение туалета должно быть подкреплено каким-либо значительным для ребенка образом. В случае, если ребенок сам попросился в туалет, его кроме этого направляться поощрить за это, дабы закрепить это поведение.