Общелогические методы и приёмы познания.

1. Анализ (греч. — разложение) — разделение объекта на составные части с целью их независимого изучения. Используется как в настоящей (практика), так и в интеллектуальной деятельности. Виды анализа: механическое расчленение; определение динамического состава; обнаружение форм сотрудничества элементов целого; нахождение обстоятельств явлений; его уровней структуры и выявление знания и т. п. Анализ не должен упускать уровень качества предметов. В каждой области знания имеется как бы собственный предел членения объекта, за которым мы переходим в другой мир закономерностей и свойств (атом, молекула и т. п.). Разновидностью анализа есть кроме этого разделение классов (множеств) предметов на подклассы — периодизация и классификация. 34

2. Синтез (греч. — соединение) — объединение — настоящее либо мысленное — разных сторон, частей предмета в единое целое. Это должно быть органическое целое (а не агрегат, механическое целое), т. е. единство многообразного. Синтез — это не произвольное, эклектическое соединение выдернутых частей, кусочков целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутри, но и междисциплинарный синтез, и синтез других форм и науки публичного сознания. Результатом синтеза есть совсем новое образование, свойства которого имеется не только внешнее соединение особенностей компонентов, вместе с тем и итог их взаимозависимости и внутренней взаимосвязи. синтез и Анализ диалектически взаимосвязаны, но кое-какие виды деятельности являются по преимуществу аналитическими (к примеру, аналитическая химия) либо синтетическими (к примеру, синергетика).

3. Абстрагирование. Абстракция (лат. — отвлечение):

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, что-то неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от отношений и ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта сейчас особенностей (абстрагирование);

в) итог абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле). Это разного рода абстрактные предметы, которыми являются как раздельно забранные категории и понятия (белизна, развитие, мышление и т. п.), так и их совокупности (самые развитыми из них являются математика, логика и философия). Выяснение того, какие конкретно из разглядываемых особенностей являются значительными, а какие конкретно второстепенными, — основной вопрос абстрагирования. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления, а от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в зависимости в первую очередь от природы изучаемого предмета, и от задач познания. На протяжении собственного исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к второму, более высокому.

Существуют разные виды абстракций:

A. Абстракция отождествления, из-за которой выделяются отношения и общие свойства изучаемых предметов (от остальных особенностей наряду с этим отвлекаются). Тут образуются соответствующие им классы на базе установления равенства предметов в данных особенностях либо отношениях, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

Б. Изолирующая абстракция — акты чистого отвлечения, выделяются кое-какие отношения и свойства, каковые начинают рассматриваться как независимые личные предметы (абстрактные предметы — доброта, белизна и т. п.).

B. Абстракция актуальной бесконечности в математике — в то время, когда нескончаемые множества рассматриваются как конечные. Тут исследователь отвлекается от принципиальной неосуществимости зафиксировать и обрисовать любой элемент нескончаемого множества, принимая такую задачу как решенную.

Г. Абстракция потенциальной осуществимости — основана на том, что возможно осуществлено любое, но конечное число операций в ходе математической деятельности. Абстракции различаются кроме этого по уровням (порядкам). Абстракции от настоящих предметов именуются абстракциями первого порядка. Абстракции от абстракций первого уровня именуются абстракциями второго порядка и т. д. Самым большим уровнем абстракции характеризуются философские категории.

4. Идеализация значительно чаще рассматривается как своеобразный вид абстрагирования. Идеализация — это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в конечном итоге, но таких, для которых имеются прообразы в реальности.

В ходе идеализации происходит предельное отвлечение от всех настоящих особенностей предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий показателей, не реализуемых в конечном итоге. В следствии образуется так называемый идеализированный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при отражении настоящих объектов. В следствии идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой стороны и характеристики познаваемого объекта не только отвлечены от фактического эмпирического материала, но и методом мысленного конструирования выступают в более быстро и полно выраженном виде, чем в самой действительности.

Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, являются такие понятия, как точка, — нереально отыскать в реальности объект, воображающий собой точку, т. е. что не имел бы измерений; прямая линия, полностью тёмное тело, совершенный газ. Идеализированный объект в конечном итоге выступает как отражение настоящих процессов и предметов. Образовав посредством идеализации для того чтобы рода объектов теоретические конструкты, возможно и в будущем оперировать ими в рассуждениях как реально существующей вещью и строить абстрактные схемы настоящих процессов, служащие для более глубокого их понимания.

Так, идеализированные предметы не являются чистыми фикциями, не имеющими отношения к настоящей действительности, а являются результатом очень сложного и опосредованного ее отражения. Идеализированный объект воображает в познании настоящие предметы, но не по всем, а только по некоторым жестко фиксированным показателям. Он есть упрощенным и схематизированным образом настоящего предмета.

Теоретические утверждения, в большинстве случаев, конкретно относятся не к настоящим объектам, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми разрешает устанавливать закономерности и существенные связи, недоступные при изучении настоящих объектов, забранных во всем многообразии их отношений и эмпирических свойств. Идеализированные объекты — итог разных мыслительных опытов, каковые направлены на реализацию некоего нереализуемого в конечном итоге случая. В развитых научных теориях в большинстве случаев рассматриваются не отдельные идеализированные их свойства и объекты, а целостные совокупности идеализированных объектов и их структуры.

5. Обобщение — процесс установления неспециализированных признаков и свойств предметов. Тесно связано с абстрагированием. Гносеологической базой обобщения являются категории неспециализированного и единичного. Общее (общее) — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся признаки и черты, каковые принадлежат нескольким единичным явлениям либо всем предметам данного класса. Нужно различать два вида неспециализированного: а) абстрактно-общее как несложная одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие последовательности единичных предметов (так называемый абстрактно-неспециализированный показатель, к примеру, наличие у всех людей — в отличие от животных — ушной мочки). Этот вид общего, выделенного методом сравнения, играется в познании серьёзную, но ограниченную роль; б) конкретно-общее как развития ряда и закон существования единичных явлений в их сотрудничестве в составе целого, как единство в многообразии. Этот вид неспециализированного высказывает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений базу — сущность в ее развитой форме, т. е. закон.

Общее неотрывно от единичного (отдельного) как собственной противоположности, а их единство — особое. Единичное (личное, отдельное) — философская категория, высказывающая специфику, своеобразие конкретно данного явления (либо группы явлений одного и того же качества), его отличие от вторых. Тесно связана с категориями общего (неспециализированного) и особого. В соответствии с двумя видами неспециализированного различают два вида научных обобщений: выделение любых показателей (абстрактно-общее) либо значительных (конкретно-общее, закон).

По другому основанию возможно выделить обобщения:

а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение);

б) от одной мысли к второй, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более неспециализированного к менее неспециализированному имеется процесс ограничения.

Обобщение не может быть безграничным. Его пределом являются философские категории, каковые не имеют родового понятия и потому обобщить их запрещено.

6. Индукция (лат. — наведение) — логический прием изучения, который связан с обобщением экспериментов и результатов наблюдений и перемещением мысли от единичного к неспециализированному. В индукции эти опыта наводят на неспециализированное, индуцируют его. Потому, что опыт в любой момент нескончаем и неполон, то индуктивные выводы постоянно имеют проблематичный (вероятностный) темперамент. Индуктивные обобщения в большинстве случаев разглядывают как умелые истины либо эмпирические законы.

Выделяют следующие виды индуктивных обобщений:

А. Индукция популярная, в то время, когда систематично повторяющиеся особенности, замечаемые у некоторых представителей изучаемого множества (класса) и фиксируемые в посылках индуктивного умозаключения, переносятся на всех представителей изучаемого множества (класса) — среди них и на неисследованные его части. Итак, то, что правильно в наблюдавшихся случаях, правильно в следующем либо во всех наблюдавшихся случаях, сходных с ними. Но полученное заключение довольно часто оказывается фальшивым (к примеру, все лебеди белы) благодаря поспешного обобщения. Так, данный вид индуктивного обобщения существует до тех пор, пока не встретится случай, противоречащий ему (к примеру, факт наличия тёмных лебедей). Популярную индукцию часто именуют индукцией через перечисление случаев.

Б. Индукция неполная, где делается вывод о том, что всем представителям изучаемого множества в собственности свойство Р на том основании, что Р в собственности некоторым представителям этого множества. К примеру, кое-какие металлы имеют свойство электропроводности, значит, все металлы электропроводны.

В. Индукция полная, в которой делается заключение о том, что всем представителям изучаемого множества в собственности свойство Р на основании взятой при умелом изучении информации о том, что каждому представителю изучаемого множества в собственности свойство Р. Разглядывая полную индукцию, нужно иметь в виду что: Во-первых, она не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Однако неспециализированное заключение, полученное на базе изучения частных случаев, суммирует содержащуюся в них данные, разрешает обобщить, систематизировать ее. Во-вторых, не смотря на то, что заключение полной индукции имеет как правило точный темперамент, но и тут время от времени допускаются неточности. Последние связаны в большинстве случаев с пропуском какого-либо частного случая (время от времени сознательно, преднамеренно — дабы доказать собственную правоту), благодаря чего заключение не исчерпывает все случаи и тем самым есть необоснованным.

Г. Индукция научная, в которой, не считая формального обоснования взятого индуктивным методом обобщения, дается дополнительное содержательное обоснование его истинности, — а также посредством дедукции (теорий, законов). Научная индукция дает точное заключение потому, что тут акцент делается на нужные, закономерные и причинные связи.

Д. Индукция математическая — употребляется в качестве своеобразного математического доказательства, где органически сочетаются индукция с дедукцией, предположение с доказательством.

7. Индуктивные способы установления причинных связей — индукции каноны (правила индуктивного изучения Бэкона—Милля).

А. Способ единственного сходства, в случае, если замечаемые случаи какого-либо явления имеют неспециализированным только одно событие, то, разумеется (возможно), оно и имеется обстоятельство данного явления. Использование способа сходства в настоящем изучении наталкивается на значительные препятствия. Во-первых, в силу того, что непросто во многих случаях отделить различные явления друг от друга. Во-вторых, неспециализированную обстоятельство направляться предварительно предугадать либо предположить, перед тем как искать ее среди разных факторов. В-третьих, часто обстоятельство не сводится к одному неспециализированному фактору, а зависит от условий и других причин. Исходя из этого для применения способа сходства нужно располагать уже определенной догадкой о вероятной причине явления, изучить множество разных явлений, при которых появляется имеющееся воздействие (следствие), дабы расширить степень подтверждения выдвигаемой догадки и т. д.

Б. Способ единственного различия: в случае, если случаи, при которых явление наступает либо не наступает, различаются лишь в одном предшествующем событии, а все другие события тождественны, то это одно событие и имеется обстоятельство данного явления. В противном случае говоря, в случае, если предшествующие события ABC приводят к явлению abc, a события ВС (явление А устраняется на протяжении опыта) приводят к явлению bс, то делается заключение, что А имеется обстоятельство а. Основанием для того чтобы заключения помогает исчезновение а при устранении А.

В. Объединенный различия и метод сходства образуется как подтверждение результата, взятого посредством способа единственного сходства, применением к нему способа единственного различия: это комбинация первых двух способов.

Г. Способ сопутствующих трансформаций: в случае, если изменение одного события всегда приводит к изменению другого, то первое событие имеется обстоятельство второго. Наряду с этим остальные предшествующие явления остаются неизменными. В противном случае говоря, в случае, если при трансформации предшествующего явления А изменяется и замечаемое явление а, а остальные предшествующие явления остаются неизменными, то из этого можно заключить, что А есть обстоятельством а.

Д. Способ остатков: в случае, если как мы знаем, что обстоятельством исследуемого явления не помогают нужные для него события, не считая одного, то это одно событие и имеется, возможно, обстоятельство данного явления. Пускай изучаемое сложное явление К распадается на а, b, с, d. Наряду с этим как мы знаем, что ему предшествуют события А, В, С, где А — обстоятельство а, В — обстоятельство b, С — обстоятельство с. Следовательно, D — обстоятельство d — остатка изучаемого явления К. Наряду с этим предполагается, что D должно существовать среди предшествующих событий. Способ остатков основывается на анализе сложных (составных) обстоятельств. В случае, если нам как мы знаем, что такое явление зависит от составной обстоятельства С, складывающейся из двух обстоятельств Сх и Су, тогда, в случае, если высказать предположение, что обстоятельство Сх приводит к действию Е, а составная обстоятельство С приводит к действию F, то оставшаяся обстоятельство Су обязана приводить к действию F. Рассмотренные способы установления причинных связей значительно чаще используются не изолированно, а во связи, дополняя друг друга. Наряду с этим нельзя допускать неточность: затем, по обстоятельству этого.

8. Дедукция (лат. — выведение):

а) переход в ходе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из неспециализированного;

б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем либо иным правилам логики от некоторых данных предложений — посылок к их следствиям (заключениям). Как один из приемов научного познания тесно связан с индукцией, это диалектически взаимосвязанные методы перемещения мысли. Аналогия не дает точного знания: в случае, если посылки рассуждения по аналогии подлинны, это еще не означает, что и его заключение будет подлинным.

Для увеличения возможности выводов по аналогии нужно стремиться к тому, дабы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние особенности сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в наиболее значимых и значительных показателях, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих показателей был как возможно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — дабы последние не перенести на другой объект.

10. Моделирование. Умозаключения по аналогии, осознаваемые предельно обширно, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую базу моделирования — способа изучения объектов на их моделях.

Модель (лат. — мера, пример, норма) — в методологии и логике науки — аналог определенного фрагмента действительности, порождения людской культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели. Данный аналог — представитель, помощник оригинала в практике и познании. Он помогает для расширения и хранения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования либо управления им. Между оригиналом и моделью должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических черт, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и разрешает переносить данные, взятую в следствии изучения модели, на оригинал. Формы моделирования разнообразны и зависят от применяемых сферы и моделей применения моделирования. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и совершенное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в собственном функционировании естественным законам — физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется изучением некоей модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, судов и т. п.). При совершенном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, совокупности уравнений, предложений естественного и неестественного (знаки) языка и т. п. На данный момент широкое распространение взяло математическое (компьютерное) моделирование.

11. Системный подход — совокупность общенаучных методологических правил (требований), в базе которых лежит рассмотрение объектов как совокупностей. Совокупность (греч. — целое) — общенаучное понятие, высказывающее совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях между собой и со средой, образующих определенную целостность, единство. Типы совокупностей очень многообразны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Каждая совокупность является множеством разнообразных элементов, владеющих организацией и структурой.

Структура:

а) совокупность устойчивых связей объекта, снабжающих его тождественность и целостность самому себе;

б) довольно устойчивый метод (закон) связи элементов того либо иного сложного целого. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует изучение на раскрытие целостности объекта и снабжающих ее механизмов, на обнаружение многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

К числу главных требовании системного подхода относятся следующие:

а) обнаружение зависимости каждого элемента от его функций и места в совокупности с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме особенностей его элементов;

б) анализ того, как поведение совокупности обусловлено как изюминками ее отдельных элементов, так и особенностями ее структуры;

в) изучение механизма взаимозависимости, среды и взаимодействия системы;

г) изучение характера иерархичности, свойственного данной совокупности;

д) обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата совокупности;

е) рассмотрение динамизма совокупности, представление ее как развивающейся целостности. Серьёзным понятием системного подхода есть понятие самоорганизация. Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения либо совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся совокупности, связи между элементами которой имеют не твёрдый, а вероятностный темперамент. В современной науке самоорганизующиеся совокупности являются особым предметом изучения синергетики — общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволюции открытых неравновесных совокупностей любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Ориентация системного подхода на структуру, отношения и связи не свидетельствует, что он несовместим с принципом историзма. Напротив — он весьма тесно связан с ним в силу в первую очередь онтологических событий. Дело в том, что системный подход имеет дело в большинстве случаев с развивающимися совокупностями, т. е. включающими в качестве собственной серьёзной чёрта время. Говоря о единстве генетического (исторического) и системно-структурного подходов, нужно иметь в виду следующее.

Во-первых, положение обоих неодинаково, потому что ведущей стороной (и по уровню, и по значимости) тут есть историзм. Этот принцип требует кроме того устойчивое раскрывать через изменяемое (не смотря на то, что анализ истории того либо иного предмета может не являться в данных условиях особой задачей изучения) и воображать структурную чёрта в качестве динамической, т. е. изучить структуру в ее историческом развитии, а не сперва структуру, а позже историю.

Во-вторых, изучая структуру ставшей целостности, ее настоящее (а тем более ее генезис и эволюцию), нужно исходить из того, что эта структура (кроме того и ставшая) не статична, не окаменелое состояние, а процесс, история современности.

12. Вероятностные (статистические) способы — основаны на учете действия множества случайных факторов, каковые характеризуются устойчивой частотой. Это и разрешает вскрыть необходимость, которая пробивается через совокупное воздействие множества случайностей. Вероятностные способы опираются на теорию возможностей, которую обычно именуют наукой о случайном, а в представлении многих ученых случайность и вероятность фактически нерасторжимы. Имеется кроме того утверждение о том, что сейчас случайность предстает как независимое начало мира, его эволюции и строения. случайности и Категории необходимости отнюдь не устарели, наоборот — их роль в современной науке неизмеримо возросла.

Для понимания существа названных способов нужно разглядеть понятия динамические закономерности, вероятность и статистические закономерности. Указанные виды закономерностей различаются по такому критерию, как темперамент вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют совершенно верно определенный однозначный темперамент. Динамические законы характеризуют поведение довольно изолированных объектов, складывающихся из маленького числа элементов, в которых возможно отвлечься от многих случайных факторов (к примеру, в хорошей механике). В статистических законах предсказания носят не точный, а только вероятностный темперамент. Подобный темперамент предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, каковые имеют место в статистических коллективах либо массовых событиях (много молекул в газе, число особей в популяциях, число людей в определенных коллективах и т. д.).

Статистическая закономерность появляется как следствие сотрудничества солидного числа элементов, составляющих коллектив, и исходя из этого характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, появляется благодаря уравновешивания множества и взаимной компенсации случайных факторов. Статистические законы, не смотря на то, что и не дают однозначных и точных предсказаний, однако являются единственно вероятными при изучении массовых явлений случайного характера. За совокупным действием разных факторов случайного характера, каковые фактически нереально охватить, статистические законы вскрывают что-то устойчивое, нужное, повторяющееся. 47Они являются подтверждением диалектики превращения случайного в нужное. Динамические законы оказываются предельным случаем статистических, в то время, когда возможность делается фактически достоверностью. Возможность — понятие, характеризующее количественную меру (степень) возможности появления некоего случайного события при определенных условиях, каковые смогут многократно повторяться. Одна из главных задач теории возможностей пребывает в выяснении закономерностей, появляющихся при сотрудничестве солидного числа случайных факторов. Вероятностно-статистические способы активно используются при изучении массовых явлений — особенно в таких научных дисциплинах, как математическая статистика, статистическая физика, квантовая механика, кибернетика, синергетика и т. д.

Частнонаучная методика.

«Методика (от «способ» и «логия») – учение о структуре, логической организации, средствах и методах деятельности».

«Методика – совокупность принципов и построения и способов организации теоретической и практической деятельности, и учение об данной совокупности».

Частнонаучная методика – это совокупность способов, приёмов и принципов изучения, используемых в той либо другой большой отрасли науки (к примеру, физика, химия, геология, биология, социальные науки).

Частнонаучные способы находятся в пределах отдельных отраслей науки, потому, что любая какое количество-нибудь развитая наука, имея собственный особенный предмет и собственные теоретические правила, использует собственные особенные способы, вытекающие из того либо иного понимания сущности ее объектов.

НО! Использование способа одной науки может использоваться в других областях по причине того, что их объекты подчиняются законам данной науки, меньше, из-за междисциплинарности наук.

Поболтаем о частнонаучных способах в языковедении.

Все частные способы изучения языка специализированы на познании особых качеств языковой деятельности человека и разрешают решать определенные классы лингвистических задач.

Частные способы в языковедении начали создаваться лишь в десятнадцатом веке, это были способы сравнительно-исторического изучения языка. Серию способов в двадцатом веке внесли предложение структуралисты (структурные). Позднее были созданы математические способы изучения языка, самые поздние по времени происхождения — функциональные способы.

Примеры в лингвистике:

1) Структурные способы изучения языка: Способы выделения фонемы как выявления системы типов и элемента фонем оппозиций между фонемами для построения совокупности фонем.

Способы выделения фонемы как выявления системы типов и элемента фонем оппозиций между фонемами для построения совокупности фонем.

2) Математические: статистическими способами пользуются при изучении распространения языковых средств по функциональным стилям, при определении личных стилистических изюминок писателя и т. п.

3) Функциональные способы: разрешают узнать особенности функционирования языковых элементов и факторы, воздействующие на их потребление.

Сотрудничество способов.

Способ- совокупность приемов либо операций практического либо теоретического освоения (познания) действительности.

Говоря о сотрудничестве способов, мы должны иметь ввиду:

1. Любой способ, в большинстве случаев, используется не изолированно, а во взаимодействии с другими. А это значит, что конечный итог научной деятельности во многом определяется тем, как умело и действенно употребляется «в деле» потенциал каждой из сторон того либо иного способа и всех их во связи. Вот по какой причине крайне важным есть свойство овладеть многообразием способов и умело их использовать. Особенное значение имеет свойство освоения противоположных методологических подходов и их верное сочетание.

2. Общей базой, «ядром» совокупности методологического знания есть философия — универсальный способ. Ее правила, категории и законы (как уже говорилось) определяют неспециализированное направление и стратегию изучения, «пронизывают» все другие уровни методики, необычно преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каждом из них. В научном изучении нельзя ограничиваться лишь философскими правилами, но и недопустимо оставлять их «за бортом», как что-то не принадежащее природе данной деятельности.

3. Ни один способ не есть «универсальной отмычкой». В противном случае говоря, «ни один методологический принцип не имеет возможности исключить, к примеру, риска зайти в тупик на протяжении научного изучения». Любой способ окажется неэффективным а также ненужным, в случае, если им пользоваться не как «руководящей нитью», а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Основное назначение любого способа — на базе соответствующих правил (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное ответ определенных познавательных и практических неприятностей, приращение знания, развитие и оптимальное функционирование тех либо иных объектов.

4. В собственном применении любой способ модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели изучения, характера решаемых задач, изюминок объекта, той либо другой сферы применения способа (природа, общество, познание), специфики изучаемых закономерностей, процессов и своеобразия явлений (материальные либо духовные, объективные либо субъективные) и т. п. Тем самым содержание совокупности способов, применяемых для ответа определенных задач, в любой момент конкретно.

Это разъясняется тем, что в данной обстановке на первый замысел выдвигается соответствующий уровень методики, те либо иные отдельные методологические правила, подходы и регулятивы (либо их сочетания), что и обусловливает «модификацию бытия» способа в конкретных условиях.

5. Способы, характерные одной сфере деятельности, довольно часто переносятся на другие сферы (с учетом их специфики), появляются пограничные методологические неприятности. Что касается диалектического способа, то он взаимодействует на протяжении научного изучения с обще- и частнонаучными способами, каковые относятся к нему (как общему) соответственно как особое и единичное.

6. Связь уровней методологического знания носит сложный темперамент. Так, к примеру, запрещено особенности каких-то своеобразных физических либо биологических процессов прямо и конкретно растолковывать лишь правилами диалектики (не «преломляя» их в биологии и методах физики), и напрямую, без промежуточных звеньев, не учитывая своеобразия исследуемых процессов и явлений использовать системный, структурно-функциональный, математический, кибернетический, статистический, синергетический и другие общенаучные способы. Последние имеется наиболее значимое посредствующее звено, через которое философские правила «переводятся» на язык той либо другой личной науки.

7. Любой способ действенно «трудится» лишь в его целостности, т. е. в то время, когда все его стороны и грани берутся в гармоническом единстве и направлены на постижение своеобразной логики своеобразного предмета либо его изменение, подчинены этому предмету.

11 Диалектика единство анализа и синтеза


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: