Теория подчинения печатного слова государственному контролю

Лекция №2-3: Идейно-теоретические концепции свободы печати

Основное содержание идейно-теоретических концепций журналистики – свобода слова:

— степень контроля власти за распространением и содержанием массовой информации;

— степень ответственности журналистов перед обществом и государством за распространяемую данные.

Концепция полной свободы печати Джона Мильтона

Идеюполной свободы печати самый ярко выразил в XVII в. один из фаворитов британской буржуазной революции, публицист и выдающийся поэт Джон Мильтон (1608 – 1674 гг.). Среди его памфлетов, посвященных защите духовной свободы человека, самым большим есть «Ареопагитика, обращение к британский парламент о свободе печати» (1644 г.). Памфлет был написан в ответ на издание парламентом в 1643 г. закона, снова восстанавливающего цензуру печати.

Исходным пунктом рассуждений Мильтона служил его тезис: «Люди по природе свободны». Исходя из этого, сравнивая печатные издания с людьми, Мильтон утверждал, что «книги – не мертвые совсем вещи, а существа, которые содержат в себе семена судьбы, столь же деятельные, как та душа, порождением которой они являются; кроме того, они сохраняют в себе, как в фиале, экстракт и чистейшую энергию того живого разума, что их произвел… Убить хорошую книгу, — подчеркивал он, — значит практически то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше».

Мильтон сказал о том, что человека делают выводы по его делам и казнят преступников. Книга же при предварительной цензуре находится в «нехорошем положении, чем безнравственная душа», она «должна была являться перед судилищем до собственного рождения в мир и подвергаться во тьме, прежде собственного появления на свет, решению суда…». Наряду с этим кроме того самый просвещенный цензор (а таких, согласно точки зрения Мильтона, быть не имеет возможности, потому что кто из аналогичных людей решится тратить собственный время на постоянное чтение всякого рода исходников, соответственно, места цензоров занимают «люди невежественные, властные и нерадивые либо очевидно корыстолюбивые») не имеет возможности отличить с полной уверенностью добро от зла, истину ото лжи, высокую нравственность от скверны.

Публицист отстаивал идею полной свободы для распространения разных мнений и мнений методом печатного слова, надеясь на разумный выбор читателей.

Мильтон сказал, что целью его памфлета-речи было продемонстрировать, что «ни один народ, ни одно успешное государство… ни при каких обстоятельствах не вступали на путь цензуры», что для действительно народной власти, каковой он считал парламентскую республику того времени, «значительно приятнее открыто выраженное мнение», нежели монархической власти открытая лесть.

Одновременно с этим Мильтон отлично осознавал силу печатного слова, силу идей, каковые оно несет. «Я знаю, — отмечал он, — что они столь же живучи и плодовиты, как баснословные зубы дракона, и что, будучи рассеяны везде, они смогут воспрянуть в виде вооруженных людей». Но и в случаях преступной деятельности печати, должны функционировать законы неспециализированной юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты. Страстно, с убийственной логикой Мильтон бичует цензуру как вредный для власти, народа и общества, унижающий человеческое преимущество университет.

«Ареопагитика» Мильтона есть необычной «Библией» свободы печати и не утратила собственного значения до наших дней. Что же касается цензуры в Англии, то она была отменена только через 5 десятилетий по окончании выступления Мильтона.

Теория подчинения печатного слова национальному контролю

Приверженцы противоположной точки зрения – подчинения печатного слова национальному контролю – довольно часто ссылались на «Страну» Платона. Платон полагал, что в его вымышленном совершенном стране общество может благополучно существовать лишь под управлением философов, мудрецов-судей, каковые руководствуются нравственными базами. Закон этого «страны» предусматривал тотальный контроль за выражением убеждений и мнений. Все что аморально (в мифах, преданиях, литературе, публичной речи) должно быть стёрто с лица земли. Ни один поэт не должен просматривать собственных произведений ни одному частному лицу, пока судьи и хранители законов не прочтут их и не одобрят. Но Мильтон в собственной речи к парламенту отмечал, что Платон «предназначал данный закон для собственного мнимого страны – и ни для какого именно другого». Из современников Мильтона «национальной» точки зрения придерживался британский философ Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.). Выступая приверженцем сильной монархической власти, Гоббс писал в собственном «Левиафане» (1651 г.): «Чем посильнее власть, тем прочнее узы, объединяющие граждан, больше обеспечений для поддержания безопасности, гражданских войн и предотвращения смут, потому что смута имеется заболевание страны, а гражданская война – его смерть». Из этого и его выводы о том, что граждане должны добровольно отказаться от своих прав и свобод в пользу страны. Со своей стороны, государство должно обуздывать индивидуализм и эгоизм каждого. Власть не должна допускать частных точек зрения по поводу разумности тех либо иных ее действий, потому, что само учреждение таковой власти, с правомочностью улаживать все разногласия, есть основным велением разума. В главе «О речи» Гоббс рассуждает о злоупотреблении словом, печатью и мерах пресечения этого.

Крайним концепциям «полной тотального контроля» и «свободы слова над ним» противопоставлял собственные «центристские» суждения по данной проблеме британский философ Джон Локк (1632 –1704 гг.). Говоря о необходимости университета власти, он считал, что данной власти передается только некая часть естественных прав человека для защиты его главных прав – свободы слова, собственности и совести. Не допустить злоупотребления власти, согласно точки зрения Локка, возможно лишь посредством закона. Наряду с этим как граждане, так и само правительство обязаны подчиняться закону, что (и не только он) определяет меру добра и зла. Исходя из этого Локк в собственных «Письмах о веротерпимости» (1689, 1690, 1692, 1706 гг.) поддержал аргументы Мильтона о отмене и свободе печати предварительной цензуры. Считается, что кое-какие доводы Локка были учтены при принятии Билля о правах, по которому в 1694 г. была отменена предварительная цензура в Англии. Из этих разнополюсных точек зрения на свободу печати и появились авторитарная и либеральная концепции журналистики.

Тайны управления человечеством. Часть 1 — Петров К.П.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: