Общественное призрение и благотворительность в зарубежных странах в эпоху нового времени

Национальное призрение за границей, купив кроме того некоторый системный темперамент, не в состоянии было силами и своими средствами обеспечить на нужном уровне ответ насущных неприятностей в сфере социальной помощи. Благодаря функционированию исправительно-трудовых учреждений, содержанию особых заведений призрения немощных, сирот, калек, и методом введения социального страхования, возможно было только ослабить остроту неприятности нищенства, сиротства, безработицы, социальной незащищенности калек и старых. Значительное же продвижение вперед в ответе этих неприятностей станови-

лось настоящим лишь при применении возможностей благотворительности и общественной помощи.

Публичное призрение, функционировавшее в средневековье, начало развививаться в новое время. Сельская и приходская общины, церкви и монастыри, муниципальные самоуправления являлись главными ее субъектами. К числу наиболее значимых форм публичного призрения, действовавших тогда, возможно отнести: общинное содержание бедных и немощных; церковно-приходское попечительство; деятельность церковных и монастырских приютов, богаделен, лечебниц; функционирование муниципальных попечительств и др.

Из-за тяжелого налогового бремени, нередких неурожаев, других бедствий и войн нищета оставалась достаточно распространенным явлением. Обитатели многих провинций разных государств Европы (Франция, Италия и др.) в конце XVII в. жили впроголодь. В одном из документов, датированном маем 1675 г. и принадлежащем перу губернатора французской провинции Дофине герцогу Ледигйеру, говорилось, что обитатели данной провинции в течение всей зимы питались хлебом и кореньями из желудей, а весной ели кору и траву деревьев. Наряду с этим люди умоляли приехавшего к ним губернатора довести до сведения короля о неосуществимости платить налоги, которыми они были обложены.

Непомерные налоги плодили нищету и в XVIII—XIX вв. Интерес в данной связи воображает фрагмент из письма русского писателя Д.И. Фонвизина высокому русскому государственному служащему графу П.И. Панину, в котором автор делился собственными впечатлениями о посещении Франции в 1777—1778 гг., особенное внимание он обратил на положение местного крестьянства. «Я заметил, — отмечал Фонвизин, — Лангедок, Прованс, Дофине, Лион, Бургонь, Шампань. Первые две провинции считаются во всем местном стране хлебороднейшими и изобильнейшими. Сравнивая отечественных крестьян в лучших местах с тамошними, нахожу, беспристрастно судя, состояние отечественных несравненно радостнейшим». Основную обстоятельство плохого положения французских крестьян автор видел в чрезмерных размерах подати в казну. «В сем плодоноснейшем краю, — продолжал он в собственном письме, — на каждой почте карета моя была в любой момент окружена ни-

щими, каковые часто, вместо денег, конкретно задавали вопросы, нет ли с нами куска хлеба»1.

Бедные крестьяне в реальности имели возможность рассчитывать на помощь только местных приходов и сельских общин. В ряде государств были приняты нормативно-законодательные акты, каковые содействовали расширению денежных возможностей общин в деле призрения. Так, особым рескриптом Фридриха II, принятым в декабре 1763 г., в Германии устанавливался налог на нищенство, предназначавшийся чтобы «каждая община и каждая местность сами содержали собственных вправду бедных и неспособных к труду людей»2.

Но не каждый бедняк имел возможность рассчитывать на помощь сельской общины. Она призревала лишь тех бедных, каковые были в числе ее граждан либо же привлекались к несению неспециализированных повинностей, возложенных на нее. Помимо этого, в той же Германии, к примеру, устанавливался определенный трехлетний срок оседлости в рамках общины, разрешавший рассчитывать на получение помощи. Законом 6 июня 1870 г. на большей территории Германии трехлетний срок оседлости заменялся двухлетним. Прошлый срок сохранялся лишь в Баварии и Эльзасе. Бедные крестьяне, каковые из-за отсутствия статуса оседлости или других событий не могли рассчитывать на помощь общин, препровождались в работные дома и иные учреждения призрения бедных.

Общинное призрение включало в себя практику передачи одиноких старых и немощных лиц на содержание в семьи, каковые за это приобретали определенные компенсации (понижение размера местных выплат, выдача дополнительных земельных участков и др.). На средства общины находились и такие учреждения, как школы для бедных. В Англии они назывались филантропическими. Община заботилась о том, дабы обучавшиеся тут дети приобретали не только нужные знания, но и были обеспечены едой, учебниками и одеждой.

1 Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А. А. Губера и А. В.
Ефимова. Т. 1. М., 1963. С. 117.

2 В том месте же. С. 227.

В полной мере конкретную помощь бедным оказывали церковные приходы. Приходские попечительства заботились о нищих, немощных, сиротах. Распространены были выплаты приходских пособий лицам, нуждавшимся асоциальной помощи. В Англии с конца XVIII в. действовала совокупность «спинхэмлендской» приходской помощи. По данной совокупности местные приходы имели возможность увеличивать за счет собственных средств размер заработной платы сельскохозяйственным работникам до величины, выражаясь современным языком, прожиточного минимума. Такое необычное приходское пособие тогда приобретали многие бедняки. На него имели возможность рассчитывать и обнищавшие крестьяне соответствующего прихода. Но, как уже отмечалось, с 1834 г., в то время, когда был принят узнаваемый закон о бедных, «спинхэмлендские» выплаты были упразднены. Сейчас многих бедных и нищих, каковые раньше выживали благодаря приходскому пособию, стали направлять в работные дома.

Отмена приходских выплат бедным в Англии подтверждала неспециализированную тенденцию понижения роли приходского попечительства в XIX в., характерную для многих западноевропейских государств. Но это вовсе не означало свертывания приходского попечительства, которое занимало ответственное место в совокупности публичного призрения. Об этом свидетельствовала деятельность приходских школ, в некоторых из них дети бедных своих родителей приобретали не только знания, но и питание, одежду. Во второй половине XIX в. лишь в одной Англии насчитывалось около пятисот приходских школ, в которых обучалось 35—40 тыс. детей.

В новое время функционировали церковные и монастырские богадельни, лечебницы-больницы, приюты для обездоленных, немощных сирот. При некоторых монастырях создавались заведения, в которых ослабленные дети из бедных и нищенствующих семей приобретали лечение вместе с усвоением несложного учебного курса. В начале XVIII в. во Франции монахинями Урсулинского ордена было открыто конкретно такое детское лечебное заведение, где сироты и дети из бедных семей поправляли собственный здоровье без отрыва от учебы.

К началу XIX в. многие церковно-монастырские заведения призрения появились в непростом положении в связи с

передачей больших земельных владений, принадлежавших ранее монастырям и церквям, стране. По данной причине, к примеру во Франции, стали закрываться монастырские больницы, что обостряло проблему содержания немощных калек, включая тех из них, кто взял увечье на полях сражений. Наполеон, деятельно проводя армейские кампании, не имел возможности не заботиться о судьбе искалеченных в сражениях солдатах. В ноябре 1800 г. им было издано постановление о передаче монастырям, содержавшим больницы, земельных владений (доменов), дававших миллионные доходы. Но это решение не поменяло неспециализированной тенденции к ослаблению монастырей и роли церквей в призрении бедных.

Действенной формой публичного призрения были муниципальные попечительства, функционировавшие на муниципальном уровне. Материальной базой их деятельности служило налогообложение в пользу бедных, большие средства от которого оставались в распоряжении муниципальных самоуправлений.

Ответственной изюминкой совокупности муниципального попечительства по призрению бедных, формировавшейся во многих государствах Запада в XVIII—XIX вв., было рвение попечителей строить собственную работу на базе принципа личной помощи. В американских городах уже в XVIII в. попечители совместно с представителями и церковными старшинами, как говорят сейчас,.органов правопорядка проводили регулярные обследования территорий для выявления состояния лиц и выяснения населения, нуждавшихся в помощи. После этого их часто разделяли на такие категории, как, во-первых, остронуждавшиеся в долгом призрении, во-вторых, потребовавшие временной содействия и социальной поддержки в трудоустройстве, в-третьих, опытные нищие, каковые ленились сами получать себе на хлеб. В отношении последних использовались принудительные меры, включая изоляцию, тюремное содержание либо выдворение из городов.

Принцип личной помощи есть основополагающим и гамбургской совокупности призрения бедных. Она была создана и апробирована германским экономистом Бюшем и торговцем Фогтом в конце XVIII в. в г. Гамбурге. Ре-

альным воплощением данной совокупности стал неспециализированный дом призрения бедных, что был открыт в 1788 г. По окончании обнаружения бедных, немощных, нищих они ранжировались на тех, кто имел возможность сам получать, и тех, кто не в состоянии был это делать. Последним помогали необязательные ассистенты дома призрения бедных. Работоспособным бедным и нищим предлагалась возможность трудоустроиться на прядильную фабрику либо в ткацкие цеха, функционировавшие вместе с неспециализированным домом призрения. Детей бедных своих родителей определяли в особые технические училища, где они приобретали нужные опытные навыки.

Гамбургская модель муниципального попечительства, в отличие от имевшегося уже опыта муниципального призрения, основывалась не только на личном подходе к призреваемым, но и ориентировалась на привлечение общественности к этому делу. Как мы знаем, что в общем доме призрения бедных оказывали помощь нуждающимся восемнадцать добровольцев. Этому учреждению удалось привлечь тогда и кое-какие благотворительные пожертвования.

Гамбургская совокупность призрения бедных приводила к интересу у широкой общественности многих государств-членов Евросоюза. Австрийский и французский императоры виделись с Фогтом для дискуссии неприятности призрения бедных. Его очерк о гамбургском опыте помощи бедным был размещён в Германии, Англии и других государствах.

Практика внедрения личного подхода в организацию призрения бедных начала развививаться в XIX в. В 1852 г. Фон-дер-Гейдтом в германском г. Эльберфельде была применена более идеальная, если сравнивать с гамбургской, муниципальная совокупность призрения бедных. Главным организационно-структурным компонентом ее были окружные попечительства, созданные в городе. Эльберфельд условно разделялся на 31 попечительский округ, в каждом из которых трудилось 14 попечителей. Они составляли перечни бедствующих лиц, разделяя их на нетрудоспособных и трудоспособных. В соответствии с правилами эльберфельдской совокупности любой попечитель имел возможность обслуживать не более 4— 5 бедных. Работоспособным бедным появилось содейс / ие в ответе неприятности их занятости, выдавалось маленькое

пособие на период трудоустройства, а неработоспособные лица приобретали более значительную материальную помощь. Все эти выплаты осуществлялись из муниципальный казны. На начальной стадии ломощь была ограничена двумя семь дней. По окончании этого срока попечители снова изучали настоящие потребности лиц, которых они опекали. При необходимости они имели возможность просить перед соответствующим окружным собранием попечителей о возобновлении выплат пособий либо оказании другого вида помощи. Для работы в окружных попечительствах употреблялись добровольцы, хотевшие по моральным, религиозным и иным мотивам помогать бедным людям.

Эльберфельдская муниципальная совокупность призрения бедных опиралась на широкий спектр правил. Среди них направляться выделить в первую очередь такие, как индивидуализация помощи, привлечение общественности к участию в призрении бедных, формирование территориальных попечительских структур, закрепление ограниченного количества опекаемых за каждым попечителем и, наконец, сочетание централизации всей совокупности с самостоятельностью каждого территориального попечительства при решении и рассмотрении конкретных вопросов призрения. Новая совокупность помощи бедным уже скоро продемонстрировала собственную эффективность. Многие германские города тогда приняли ее в том либо другом виде.

Центрами муниципальной помощи во Франции во второй половине XIX в. были местные благотворительные бюро, каковые занимались проблемой нищеты и бедности. Эти социальные учреждения в собственной практической деятельности применяли кое-какие системы и принципы призрения.

В конце XIX — начале XX в. в Петербурге, Москве и во многих других городов России взяла распространение совокупность участковых (районных) попечительств. Она во многом была схожа с эльберфельдской моделью призрения.

Публичное призрение, деятельно функционировавшее в государствах Запада в новое время, ориентировалось в первую очередь на добрые способы работы с обездоленными и немощными, на применение личного принципа помощи с учетом в полной мере определенных потребностей нуждающихся в со-

циальной помощи. Национальное же призрение строилось в основном на принудительно-исправительном действии на нищих и бедных. Вместе с организованной социальной помощью, осуществляемой национальными и публичными структурами, развивалась и благотворительность, взявшая во второй половине XIX — начале XX в. широкое развитие.

В благотворительной деятельности разглядываемого периода возможно выделить два главных направления: личную и публичную благотворительность. Во многих государствах действовали оказания помощи и многовековые традиции милосердия нуждающимся частными лицами. Главными мотивами таковой благородной помощи оставались сострадание, религиозный и нравственный долг. Представители правящих семейств, состоятельные люди имели много возможностей помогать бедствующим. Проявление милосердия, в особенности в дни религиозных праздничных дней, являлось неписаным правилом среди близкого окружения французских, германских, других правителей и английских королей. Представители семей правящих европейских семейств, покидая собственный дом, к примеру по обстоятельству замужества, оставались верны нормам сострадательного поведения, заложенным в них с детства. Внучка королевы Англии Виктории, принцесса Гессенская и Рейнская, выйдя замуж за князя Сергея Александровича Романова и став русской княжной Елизаветой Федоровной, взяла публичное признание за собственные благотворительные дела. На ее средства была основана и находилась Марфо-Мариин-ская обитель, где в годы первой мировой она вместе с сестрами милосердия заботилась за ранеными и искалеченными солдатами. Покровительскую помощь оказывала княгиня вдовам, сиротам, бесприютным и беспризорным детям.

Кое-какие состоятельные люди на собственные средства создавали социальные учреждения, каковые являлись убежищами для бедных, немощных и беспомощных. В начале XIX в. германская княгиня Паулина организовала детский дневной приют в местечке Липпе-Детмольде. Тут безвозмездно находились дети от одного года до четырех лет, родители которых были заняты на сельскохозяйственных работах.

Известным меценатом и западным филантропом был один из наибольших американских предпринимателей шотландского происхождения Эндрю Карнеги (1835—1919). Его компания к концу XIX в. создавала 50% производимой в Соединенных Штатах конструкционной стали, 30% всех рельсов, 50% всей брони, на ее долю приходилось 70% металлического экспорта США. Доходы металлургического суперконцерна Карнеги были многомиллионными. В отличие от большого числа предпринимателей того времени, каковые были озабочены только тем, дабы стремительнее «зарабатывать деньги», он полагал, что солидные финансовые средства нужно тратить на благотворительные цели. Только при таких условиях накопление достатков имеет суть и оправданно с доброй точки зрения.

В статье современного историка А.Ю. Саломатина приводится занимательная выдержка из публикации Карнеги в издании «Американское обозрение» за 1889 г. В ней Карнеги не просто поддерживал широкую благотворительность, а вычислял позорным для любого предпринимателя погибнуть состоятельным человеком. «Предприниматель, — писал он, — обязан показавать пример умеренно-пристойного образа судьбы, без какой-либо роскоши, накопленные им излишки направлять на благотворительность; так возможно достигнуто примирение между бедными и-богатыми»’.

Для благотворительной деятельности Карнеги была характерна меценатская направленность. Он не считал целесообразным раздавать деньги напрямую в руки нуждающимся, полагая, что это только множит бродяжничество и лишает бедных стимулов достигнуть более большого жизненного статуса. Карнеги полагал, что необходимо жертвовать организациям и учреждениям, заботящимся о физическом и нравственном здоровье человека, о его духовности. К числу таких заведений он относил университеты, библиотеки, поликлиники, бани, публичные парки, концертные залы, религиозно-просветительские общины и др. В 1889т. Карнеги выстроил строение библиотеки для города Бреддок, где был сталелитейный завод, а позже финансировал сооружение 2811 библио-

1 См.: СаломатинА. Ю. Эндрю Карнеги//Вопросы истории. 1996. № 2.

С. 41.

5. П. Я. Циткилов

тек в разных государствах мира. На библиотечное дело им было израсходовано около 50 миллионов долларов.

Для поощрения деятельности профессорско-развития и преподавательского состава университетов в целом высшего образования Карнеги создал особый фонд. Лишь первый взнос предпринимателя на потребности данной благотворительной организации составил 10 миллионов долларов.

В 1911 г. В Нью-Йорке была создана Корпорация Карнеги, призванная помогать «распространению и продвижению знаний в народе» при помощи школ, университетов, библиотек, научных изучений. Данной организации предпринимателем было тогда ассигновано 125 миллионов долларов. И Фонд и Корпорация Карнеги действуют по сегодняшний сутки. Они денежно поддерживают в разных уголках мира, включая Россию, не просто проведение исследований и распространение знаний, а в основном тех из них, каковые соответствуют современной мировоззренческой концепции глобализма и признают совершенство западного цивилизационного устройства. В определенной мере такие установки соответствовали и подходам самого Эндрю Карнеги; вычислявшего США воплощением торжества народовластия, фаворитом всемирный цивилизации.

Возможно по-различному оценивать мировоззренческие взоры Карнеги. Правомерно критически относиться к восхваляемой им «образцовой» роли США в публичном мироустройстве. Тем более, что события последнего исторического периода дают дополнительные доводы в пользу для того чтобы критического подхода (практика силового насаждения «народовластия» в Ираке и югославии, политика двойных стандартов и др.). Но нельзя не принять позитивного влияний и значимости благотворительной концепции Карнеги и его роли в развитии благотворительности в целом. Как мы знаем, что лишь при жизни он затратил на эти цели более 350 миллионов долларов. Десятки миллионов долларов были им завещаны на меценатства и нужды филантропии, каковые через благотворительные организации, носящие его имя, и сейчас помогают этому добропорядочному делу.

Личная благотворительность в новое время, конечно же, не была уделом только государств Запада. Она развивалась и на Востоке. Местные правители одаривали собственных подданных в дни праздничных дней, торжеств по случаю армейских побед, завершения большого строительства, рождения наследника. В мусульманских странах знать вычисляла своим религиозным долгом помогать бедным. Как в христианских государствах церкви, так мечети в исламских странах были средоточием помощи обездоленным и страждущим. Исходя из этого многие частные благотворители собственные пожертвования передавали мечетям. Распространена была практика дарения, завещания мечетям больших земельных владений. В Египте на рубеже XVIII—XIX вв. такие владения назывались благотворительными земельными фондами — вакфами. Французский инженер Мишель Анже Ланкре, пребывавший тогда з Египте, писал, что земельные дарения, формировавшие фонды социальной помощи мечетей, назывались ризк, т. е. милостыня. Приобретая от частных благотворителей в дар земельные владения, мечети приобретали доходы от них, определенная часть которых направлялась на потребности бедных, сирот, вдов, неихчечимо больных. Так, личная благотворительность, опосредованная религиозными учреждениями, служила благому делу, помогая обездоленным.

Во второй половине XIX — начале XX в. личная благотворительность все более стала приобретать публичный темперамент. Пожертвования от частных лиц передавались не только и не столько напрямую нуждавшимся в помощи, сколько сосредоточивались в определенных организационных структурах — благотворительных обществах, фондах, братствах и др. Эти организации придавали благотворительному делу упорядоченный и системный темперамент, отслеживая приоритетность, действенность и целевую направленность благотворительного действия. В отличие от несложной раздачи милостыни без разбора, которая ненароком содействовала росту «опытного» нищенства, организованная благотворительность ограничивала это постыдное явление.

Процесс изменения личной благотворительности в публичную возможно проследить на примере того же Энд-

рю Карнеги. Он от частных взносов на благотворительные цели перешел к созданию на рубеже XIX—XX вв. специальных благотворительных организаций.

Активными деятелями на ниве благотворительности в первой половине XIX в. были Томас Чал Джозеф и меря Тук-керман. Чалмерс в 1819 г. создал организационную структуру, которая оказывала помощь бедным людям. Его благотворительная организация, деятельно функционировавшая в британском г. Глазго, помогла многим людям встать из потребности методом активизации собственных возможностей в самообразовании и самообеспечении. Будучи основателем Бостонского общества предотвращения пауперизма, протестантский священник Туккерман довольно часто общался с семьями бедняков, а для работы с ними обнаружил необязательных ассистентов. Члены данной благотворительной организации, созданной в Соединенных Штатах в 1835 г., в собственной работе применяли опыт Чалмерса. Они пробовали учить подопечных самостоятельно решать собственные неприятности.

Американцем Робертом Хартли в 1834 г. в Нью-Йорке была основана Ассоциация за улучшение положения бедных. Эта благотворительная организация убеждала лиц, занимавшихся бродяжничеством и склонным к лени, пьянству, отказаться от прошлой судьбы и трудом снабжать себя и собственных родных.

В 70-е гг. XIX в. в Соединенных Штатах было создано Американское общество организации благотворительности. Приблизительно в те же годы в Англии показалось Английское общество организованной благотворительности, фаворитом которого стада Октавия Хилл. По собственному характеру это были светские организации, помогавшие нищим, бедным, безработным. Активисты организаций посещали их дома, определяли обстоятельства появившихся пути и проблем их решения.

В Германии в 1880 г. был основан Германский благотворительный альянс заботы о бедных. В 1898 г. в Берлине был создан «Альянс по защите детей от эксплуатации и жестокого обращения». Эта публичная организация помогала беспризорникам, выступала против непосильного детского труда, отстаивала требования обеспечения надлежащего ухода за

ними. Она взаимодействовала с другими публичными организациями, занимавшимися благотворительностью.

Влиятельной публичной организацией, стремившейся оказывать помощь пленным, больным и раненым солдатам, стал Красный Крест. Эта организация была создана швейцарским писателем Анри Жаном Дюнаном в 1836 г. и скоро взяла распространение во многих государствах мира, включая США и Россию. В мусульманских странах она начала называться обществом Красного Полумесяца. В мирное время Красный Крест оказывал помощь лицам, пострадавшим от эпидемий, стихийных бедствий, и проводил профилактическую работу по предупреждению массовых болезней.

Много благотворительных организаций создавалось и под патронатом церкви. В 1844 г. в Лондоне была создана Христианская ассоциация парней, а в 1866 г. в американском Бостоне основана Христианская ассоциация молодых дам. Эти благотворительные организации сочетали пропаганду христианского учения с конкретной помощью нуждающимся.

В Германии особенную активность в сфере благотворительности проявляла евангелическая церковь. Множество ее учреждений и благотворительных ассоциаций назывались «внутренней миссией». В 1877 г. германской евангелической церковью было создано Объединение подруг молодых дев. Оно оказывало помощь молодым женщинам и сельским девушкам, вынужденным из-за потребности приезжагь в города для поиска дохода. Такую же заботу проявляли и кое-какие католические благотворительные организации, одной из которых было Марианское объединение по защите девушек, созданное в Германии в 1895 г. Громадную работу активисты объединения проводили на вокзалах, откуда начиналось знакомство молодых провинциалок с муниципальный судьбой. Добровольцы из Марианского объединения, в роли которых довольно часто выступали монашки, предоставляли приезжим девушкам адреса соборов, где возможно было отыскать временный приют и ночлег. Им кроме этого подыскивались рабочие места сиделок, нянечек, служанок.

В 1878 г. в Англии была создана христианская благотворительная организация Армия спасения, действующая и поныне во многих государствах мира. Основателем ее являлся протестантский священник Уильям Бут. Организация проводила активную работу по оказанию помощи бедным, бесприютным, больным, перевоспитанию преступников, лиц безнравственного поведения, пьяниц, наркоманов и др. Ее деятельность удачно осуществлялась тогда в Соединенных Штатах, Канаде, Франции, Австрии, Швейцарии, Индии, на территории Южной Африки. Изюминкой Армии спасения есть армейский пример организационных структур. Начальник всей данной евангелической организации имеет ранг генерала, а во главе территориальных отделений стоят лица в ранге полковников. На местах работа организации сосредоточивается по большей части в общинных объединениях, возглавляемых офицерами, каковые набирают* солдат-добровольцев, готовых по религиозным мотивам бесплатно помогать бедным и обездоленным.

В 1884 г. в Англии была основана религиозная благотворительная организация, призванная помогать бедным. Она взяла позднее наименование сеттльментского перемещения. Сеттльментами территориальные благотворительные учреждения назывались по аналогии с’европейскими кварталами в колониях. Опорными пунктами организации были территориальные благотворительные учреждения, существовавшие на частные пожертвования верующих. Они оказывали социальную помощь окрестному населению, нуждавшемуся в помощи. Английское благотворительное учреждение данной организации именовалось Тойнби-Холл. Для его работы деятельно привлекались добровольцы из верующих, включая пожилых людей, пенсионеров и особенно студентов. Сеттль-ментское перемещение в^конце XIX в. обширно распространилось не только в Англии, но и В США, где действовало более четырехсот благотворительных учреждений типа Тойнби-Холла. Кое-какие из сотрудников-добровольцев конкретно жили в таких учреждениях, дабы всегда контактировать и более действенно влиять на собственных подопечных.

В развитии публичной благотворительности в определенной мере были заинтересованы и власти . Они осознавали, что деятельность благотворительных организаций содействует сохранению социальной стабильности и утверждению социального партнерства. Неудивительно, что Учредительное собрание по окончании революционных событий во Франции 1848 г., включило в конституцию, принятую в ноябре 1848 г., право граждан на публичную благотворительность.

благотворительность и Общественное призрение взяли зарубежом широкое развитие. Сельские и приходские общины, церкви и монастыри, муниципальные самоуправления проводили большую работу по призрению бедных, немощных, сирот. Ими создавались попечительства и социальные учреждения, в рамках которых эта деятельность купила более организованный и системный темперамент. Сохранялись традиции личной филантропической и меценатской деятельности. Особенный размах взяла публичная благотворительность. В данной сфере к концу XIX — началу XX в. был достигнут в полной мере определенный успех. Но отсутствие профессионализма у сотрудников благотворительных организаций, попечительств, учреждений публичного и национального призрения снижало результативность их работы по оказанию социальной помощи. Становилось очевидным, что подвижниками, работниками и добровольцами, не обладающими нужными профзнаниями, навыками, нереально обеспечить должный уровень высококвалифицированной и системной помощи нуждающимся.

К концу XIX — началу XX в. по мере складывания в государствах Запада баз индустриального общества вызрели объективные предпосылки для появления опытной социальной помощи. Конкретно тогда зародилась социальная работа как профессия и начался процесс ее институциона-лизации.

Призрение #2


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: