Общая теория права в системе социально-гуманитарного знания

ГЛАВА I

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА В СОВОКУПНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание как социокультурный феномен

Неспециализированная теория права входит в совокупность современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы выяснить, что образовывает предмет изучения данной научной дисциплины, и выяснить ее место в структуре современной науки, нужно уяснить специфику научного познания как такового, и особенности современного этапа его развития.

Научное знание есть одной извысших сокровищ современного человечества, без которой нереально представить его предстоящее развитие.

Но столь высокое место в иерархии культурных сокровищ наука занимала далеко не всегда и не во всех культурах. Наука представляет собой высокоспециализированную деятельность, ориентированную на постоянныйрост информации об окружающем нас мире и ее применение на практике с целью его преобразования. В таком понимании наука имеется своеобразный социокультурный феномен, стремительное развитие и возникновение которого выяснилось вероятным лишь взападной цивилизации.’ Избранный западной культурой в XVI-XVII вв. путь цивилизационного развития взял названиетехногенного. Для данного типа развития характерна

‘ Понятие «западная цивилизация» имеет не географический, а культурологический суть. К таковой цивилизации относятся все общества, сформировавшиеся на неспециализированной рационалистической духовной культуре и ориентированные на индивидуалистические сокровища.

2-1351

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

техники и интеграция науки, обусловившая формирование современного технологически зависимого общества. Техногенный тип цивили-зационного развития основан на неизменно ускоряющемсяпреобразовании природной среды, что обусловливает кроме этого и стремительные темпы социальных трансформаций.

Формирование в западноевропейском культурном регионе в XVI-XVII вв. техногенной цивилизации выяснилось вероятным благодаря неповторимому сочетанию определенных социокультурных факторов. Они обусловилипроцесс модернизации классического аграрного общества эры Средневековья и становление новогоиндустриального, либо капиталистического, общества, и его последующую эволюцию впостиндустриальное и современноеинформационное общество.

Основной сокровищем формирующегося индустриального общества стал идеал активной суверенной личности, благодаря чего этот тип общества именуется такжеиндивидуалистическим. Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, как природного, так и социального, и снабжающая над ним власть, рассматривается в таком типе общества как основное назначение человека. Наряду с этим окружающая реальность понимается только как арена деятельности человека, как сфера приложения его преобразовательных сил. Инновация, под которой понимается итог творчески преобразующей активности человека, считается в данном типе общества самодостаточной сокровищем. Индивидуалистические совершенства индустриального общества нашли выражение во всех сферах его жизни и обусловили формирование саморегулирующейсярыночной экономики, основанной на свободе частного предпринимательства,идеологии неотчуждаемыхправ и свобод человека, а такжедемократической политической культуры. Случившееся в эру европейского Ренессанса восстановление сокровищ полисной культуры древнего общества содействовало формированию представлений о длительности западноевропейской демократической традиции.

От западной цивилизации, отправившейся по пути модернизации, радикально отличаютсятрадиционные цивилизации Востока.Характерный классическим обществамконсерватизм (постоянство) видов деятельности, исторически обусловленный аграрным характером экономики, медленные темпы их эволюции, господство

Глава I. Неспециализированная теория права в совокупности социально-гуманитарного знания

регламентирующих традиций ограничивали проявление преобразующей активности человека. Принципу целенаправленно преобразующего деяния, характерному для западной цивилизации, тут противостоит принцип невмешательства человека в протекание природных адаптации и процессов к сложившейся социальной среде. Этот принцип задает совсем другой вектор людской активности в классических обществах: она направлена не на трансформацию внешнего мира, а на трансформацию самого человека. Формами людской активности тут являются в первую очередь самодисциплина и самосозерцание, каковые снабжают следование традиции. Инновационная деятельность не воспринимается тут как сокровище, наоборот, она имеет ограничения и допустима только в рамках столетиями проверенных традиций. В классических обществах личность поймёт себя такой лишь через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи нужным элементом в исторически сложившейся и строго определенной совокупности корпоративных связей. Благодаря этого классические общества Востока взяли кроме этого названиеколлективистских. Нужно подчернуть, что современные процессы распространения техногенной цивилизации обусловили и определенные трансформации в культуре классических обществ.

Так, лишь в культуре техногенной (западной) цивилизации, основной сокровищем которой есть идеал независимой личности, целенаправленно преобразующей окружающий мир для достижения господства над ним, научное знание получает особенное ценностное значение. Научное знание рассматривается как нужное условие преобразования мира во все более расширяющихся масштабах. Оно формирует уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы социальной жизни и природы, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со собственными целями. Доминирование сокровища научного знания и активное влияние последнего на другие сферы культуры становятся характерным показателем техногенной цивилизации.2

Научное знание имеется в первую очередь знаниерациональное (лат. ratio — разум),точно растолковывающее окружающую реальность и стремящееся к еепониманию. Рациональность научного

2 Стенин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 18-29.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

знания выражается в теоретическом моделировании действительности посредством понятий, отличающихся однозначностью и определённостью смыслового содержания. Научная теория, воображающая собой рациональную модель действительности, обязана удовлетворять требованиям логическойнепротиворечивости, обоснованности (доказательности)и систематизированности. Конкретно рациональностью научное знание отличается от других видов знания —мифологического, религиозного, обыденного, художественного, в которых господствует эмоционально-ценностное и образное восприятие действительности, довольно часто не имеющее вербального (словесного) выражения. Глубоко личностный, личный темперамент эмоционально-ценностного и образного постижения действительности есть причиной, затрудняющим процесс передачи информации вторым субъектам и требующим от них определенных эмоциональных упрочнений для ее адекватного восприятия. Рациональное знание, наоборот, в силу собственного понятийного и вербального характера владеет свойствомобщезначимости и возможно без ущерба для полноты информации передано вторым субъектам и адекватно ими воспринято.

Научная рациональность представляет собой исторически развивающееся явление, обусловленное мировоззренческими доминантами культуры, а потому возможно выделитьисторические типы, либо модели,научной рациональности. Своеобразные изюминки типа научной рациональности находятся в зависимости от господствующей в научном сообщественаучной парадигмы и формируются в рамкахнаучной картины мира.

По определению американского ученого Т. Куна,научная парадигма (греч, paradeigma — пример, пример) — это культурно обусловленная совокупность теоретических, методологических и ценностных (аксиологических) установок, принятых в качестве примера ответа научных задач и разделяемых всеми участниками научного сообщества. Та либо другая научная парадигма лежит в основании «строения» любой науки, есть ее «фундаментом». Научная парадигма делает функцию исследовательской программы: она определяет направления научного поиска, т. е. стратегию эмпирических и теоретических изучений, и тем самым организует научный процесс.

Научная парадигма выступает организующим принципом, в соответствии с которым выстраивается научная картина мира.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

2) невозможность концептуального объяснения в рамках существующей научной картины мира новых фактов;

3) стремительное умножение теорий, соперничающих между собой по свойству увеличивать эмпирическое содержание науки, т. е. область растолковываемых и предвещаемых ею фактов.

К числусоциокультурных обстоятельств, приводящих к революционной смене научных парадигм, относятся в первую очередь трансформации в совокупности сокровищ, составляющих фундамент культуры соответствующей исторической эры, что сопровождается сдвигами в религиозном, философском, эстетическом и обыденном сознании, обусловливая и необходимость трансформации научного видения действительности.

Новые представления о научном знании первоначально выдвигаются как догадки, разделяемые незначительной частью научного сообщества (так называемаянаука переднего края). Гипотетическое научное знание проходит этап обоснования и может очень долгое время соперничать с прошлыми научными представлениями. Утверждение новой научной парадигмы и соответствующей ей научной картины мира происходит не только потому, что она действенно функционирует в качестве исследовательской программы, продуцируя новые научные теории, вместе с тем и по причине того, что она приобретает философско-мировоззренческое обоснование в совокупности культуры. Развиваемое в рамках научной парадигмы новое видение реальностилегитимируется (т. е. приобретает признание), только будучи согласованным с фундаментальными сокровищами культуры соответствующей исторической эры.

Научные революции не отменяют совсем ветхую картину мира, поскольку наровне с гипотетическим знанием она содержала в себе и точное знание об исследуемой действительности, которое и включается в новую научную картину мира как ее часть (так называемоетвердое ядро науки). Знание, не отвечающее новым парадиг-мальным параметрам, выясняется вытесненным за пределы науки и становитсяисторией науки. История науки представляет собой вытесненное за пределы актуальной науки устаревшее знание, которое, действительно, при определенных событиях, возможно опять актуализировано на новом уровне и в новом контексте. Так,

Учебник

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

схемы Птолемея, в соответствии с которой планеты движутся по сложным циклам, Вселенная внезапно предстала в собственной необычной простоте. «Кроме того, что планеты, как выяснилось, движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце, новые воззрения растолковали, по какой причине все это происходит так, а не в противном случае! И законы, каковые повелевают этим перемещением, — великие законы Ньютона были очень несложными и понятными… Уже в десятнадцатом веке мир предстал перед людьми как некий необычайной сложности, но все-таки механизм, что был в один раз кем-то и когда-то запущен и что всегда действует по в полной мере определенным раз и окончательно начертанным и в полной мере познаваемым законам. Последнее утверждение— особенно принципиально важно: в случае, если мы чего-нибудь сейчас и не понимаем, то на следующий день точно осознаем! Такова была вера в неограниченность знания, основанная на фантастических удачах науки.,. Ну а человек? Человека в данной схеме нет! Он лишь наблюдатель, не талантливый оказывать влияние на извечный, раз окончательно определенный движение событий… Он способен регистрировать происходящие события, устанавливать связи между явлениями, другими словами познавать законы, управляющие механизмом, и, благодаря данной способности, предугадывать появление тех либо иных событий. Но не больше! Человек… только посторонний наблюдатель того, что происходит во Вселенной. Он… отодвинут на периферию Универсума».4

Уверенности в относительной простоте мира и его бесконечной познаваемости соответствовало представление о том, что субъект в акте научного познания находится вне познаваемого им объекта и не оказывает на него никакого влияния. Данное противопоставление объекта познания (окружающей человека действительности) и субъекта познания (человека), что обязан функционировать как «чистый разум», исключив из акта познания какую-либо субъективность, рассматривалось в хорошей науке как гарантия объективности научного знания. В рамках хорошего типа научной рациональности предполагалась возможность взять полностью правильную картину исследуемой действительности — при применении верных способов и упразднении из процесса познания всех личных изюминок личности, т. е. субъективности. Наряду с этим считалось, что объективная, безотносительная истина существует «сама по себе», как объективная действительность, и никак не связана с человеком, формулирующим ее в определенной языковой форме. Язык в хорошей науке рассматривался в качестве инструмента логического мышления, благодаря которому возможно отобразить всю землю в мыслительном образе, адекватном собственному объекту.

4 Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 26-27.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

на противопоставлении объекта и субъекта познания: сейчас субъект познания рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого объекта, а как находящийся в объекта как сложной совокупности.

В неклассической науке согласится, что применяемые в ходе научного познания способы влияют на познаваемый объект. В случае, если в хорошей науке идеал научного описания предполагал чёрта объекта «самого по себе», без указания на средства его изучения, то в неклассической науке в качестве нужного условия объективного описания выдвигается требование четкой фиксации изюминок средств познания, каковые употребляются субъектом. Так, для неклассического типа научной рациональности свойственны такие типы объяснения и научного описания, каковые в явном виде содержат ссылки на операции и средства познавательной деятельности.

Одним из таких средств познания выступает человеческий язык, что в неклассическом типе рациональности делается независимым объектом научного познания. В неклассической науке происходит осознание зависимости людской познания от специфики языка, которым обладает познающий субъект. Соответственно все научные и философские неприятности переводятся в сферу языка и решаются на базе анализа его выражений и средств (так называемый лингвистический поворот, либо языковая революция).

В социально-гуманитарном познании утверждается мысль о принципиальной неосуществимости обнаружения логики в истории и как следствие этого происходит отказ от линейного осознания времени, предполагавшего понятия прошлого и будущего, и от основанного на нем линейного прочтения истории как необратимо развернутой из прошлого через настоящее в будущее.

В последней трети XX в. под влиянием новых естественнонаучных открытий начинает формироваться современныйпостнеклас-сический тип научной рациональности, соответствующий ситуации перехода постиндустриального общества в общество информационное, в котором главным стратегическим ресурсом делается информация.

В современной постнеклассической науке все большее место занимает изучение объектов, воображающих собой сложные, самоорганизующиеся исаморазвивающиеся совокупности, включающие

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

и социокультурными ценностными установками соответствующей исторической эры, т. е. в акте научного познания учитывается субъективность, оказывающая влияние на результаты изучения.

В сложных саморазвивающихся совокупностях формируются особенные информационные структуры, каковые фиксируют ответственную для целостности совокупности данные, выступают компонентом совокупности и определяют методы ее сотрудничества со средой, и методы ее воспроизводства как целого. Эти информационные структуры выступают в функции программ поведения совокупности: генетический аппарат биологических организмов, базисные сокровища культуры в организмах социальных.5 Сложные саморазвивающиеся совокупности характеризуются кроме этого открытостью, обменом веществом, информацией и энергией с внешней средой.

Так, современная наука, и в первую очередь такое ее направление, каксинергетика, на переднем крае собственного поиска поставила в центр изучений неповторимые исторически развивающиеся совокупности, в каковые в качестве особенного компонента включен сам субъект. Современная постнеклассическая рациональность характеризуется как «открытая», в противоположность «закрытой» рациональности хорошей науки.Открытая рациональностьпредполагает «внимательное и уважительное отношение к другим картинам мира, появляющимся в иных культурных и мировоззренческих традициях… она предполагает взаимообогащение и диалог разных, но равноправных познавательных позиций».6

Открытая рациональность постнеклассической науки, серьёзной идеей которой являетсяидея диалога культур и отказ от абсолютного доминирования сокровищ техногенной цивилизации, имеется вместе с темрациональность коммуникативная.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

текст — это знаковое сообщение, специально предназначенное для передачи каким-либо адресатам, к примеру, указательная надпись на дороге, призыв к гражданам деятельно принимать участие в выборах, распоряжение правительства. Так, в качестве знаковых объектов выступают разные устные и письменныетексты (а также тексты законов), устная обращение, жесты и мимика, красивые полотна, скульптуры, фотографии, отпечатки пальцев и др.

Социальное сотрудничество, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей знаковую (текстуальную) форму, называетсясоциальной коммуникацией. Понятие информации есть одним из главных понятий постнеклассической науки. Применительно к социогуманитарной сфере возможно утверждать, что все, что тут существует, существует через данные и осмысленное сотрудничество между субъектами. Эти феномены предполагают друг друга и не существуют изолированно.

Понятие коммуникации исследуется и разрабатывается в рамках теории коммуникации. Это относительно юная область научного знания, которая начала обретать статус независимой отвлечённой дисциплины у нас только в последнее десятилетие.7 Все громадная востребованность навыков и коммуникативных знаний, которую почувствовала отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», стала причиной тому, что о проблемах коммуникации сейчас говорят и пишут представители различных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания,8

Коммуникацию возможно разглядывать как механизм настройки, создающий общность, согласованность между теми, кто общается. В этом смыслекоммуникация — синергийное понятие, подлежащее изучению в синергетическом нюансе. Человек не может быть самим собой, не вступая в коммуникацию. В современной социальной философии утверждается мнение о том, что именно социальные коммуникации и образуют социальную действительность, по собственному смыслу исключающую крайности индивидуализма либо коллективизма. Коммуникация формирует целостность через свободные и согласованные

7 С 2000 г. действует Общероссийская Коммуникативная Ассоциация.

8 Базы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

людской обществе.Социальное пространство — это интуитивно чувствуемая людьми совокупность социальных взаимоотношений между ними. Разнообразие этих взаимоотношений определяет многомерность социального пространства. Распространение смыслов в социальном пространстве свидетельствует восприятие их людьми, каковые находятся в определенных социальных отношениях с коммуникантом (коммуникатором).Социальное время — это интуитивное чувство течения социальной судьбе, переживаемое современниками. Это чувство зависит от интенсивности социальных трансформаций. В случае, если в обществе трансформаций мало, социальное время течет медлительно; в случае, если трансформаций довольно много, время активизирует собственный движение.

Коммуникация может появляться на личном, групповом и массовом (публичном) уровнях. Такие коммуникации именуются соответственномикрокоммуникацией, мидикоммуникацией и макрокоммуникацией.

Для теоретического правоведения кроме этого принципиально важно то, что коммуникация возможно императивной (с приоритетностью связи), т. е.монологической, и диспозитивной (с приоритетом обратной связи), т. е.диалогической.

В понятии коммуникации раскрывается сущность социального как такового. Что отличает мир социального от мира физического, природного? Лишь наличие некой нефизической, неприродной связи между людьми. Человеческий темперамент таковой связи выражается в том, что она осуществляется какосмысленная сообщение, разрешающая вступать вовзаимодействия с другими людьми на основесознательного выбора требуемого варианта поведения. Для осуществления данной связи люди должны владеть свойством создавать тексты (информационные сообщения), обмениваться текстами и корректировать собственный поведение на базе текстов. Такое связанное (когерентное) поведение и формирует эффектсоциального как явлениякоммуникативного.

Коммуникация постоянно протекает в рамках конкретного социо-культурного, а также языкового, контекста, что обусловливает общность понимания субъектами социального сотрудничества смысла приобретаемой информации.

н Соколов А. В. Неспециализированная теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 25,

37-38 24

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

личное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет собственной целью обнаружение и формулировку неспециализированных законов, высказывающих устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (первым делом история) видит собственную цель в объяснении и фиксации конкретных, единичных фактов. В соответствии с Г. Риккерту, наукам о природе свойствен генерализующий (обобщающий) способ, благодаря которому исследователь отбирает из многообразия природы только повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно внауках о духе употребляется индивидуализирующий способ, заключающийся в объяснении и фиксации единичных явлений. Разглядывая эти способы как взаимодополняющие, германские философы, но, полагали, что номотетический, либо генерализующий, способ в европейской культурной традиции воспринимается в качестве универсального способа научного познания, а его применение выступает критерием научности познавательной деятельности по большому счету.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, и трактовка их своеобразных изюминок варьируется в хорошем, неклассическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Хорошая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; онаабсолютизировала обобщающий способ, разглядывая его в качестве единственного способа научного познания. Для хорошего естествознания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и высказывающего презумпцию (предположение) общей гармонии природы. В качестве для того чтобы универсального закона мироздания выступил открытый И. Ньютоном закон глобального тяготения, составивший базу хорошей механистической картины природы. Сама мысль единичного, личного, неповторимого, не укладывающегося в рамки твёрдых закономерностей, отвергалась хорошим естествознанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, которым — конкретно поэтому события — было фактически отказано в научном статусе. Так, различия между естественнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассматриваются в хорошем типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

с тем в ходе межсубъектного сотрудничества социально значимые акты коммуникации порождают социальные университеты (примером для того чтобы университета являются нормы права), каковые, будучи результатом людской деятельности, начинают восприниматься человеком как владеющие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу собственного энергетического действия.

Так, объектом хорошего естественнонаучного познания выступает природа какобъективная, без-человечная действительность; объектом познания социально-гуманитарных наук есть общество каксубъективно-объективная действительность, т. е., с одной стороны, как действительность, создаваемая и поддерживаемая человеком в ходе межсубъектного сотрудничества, с другой — как объективная действительность, осознаваемая человеком в качестве противостоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В хорошем естествознании объекта исследования и отношения учёного характеризуются определенной расстоянием между ними. Тут ученый противостоит миру замечаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, применяя разный инструментарий и определяя условия опыта. Ученый-естествоиспытатель ни при каких обстоятельствах не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а следит за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта собственного изучения. Это связано с тем, что исследователь социальных взаимоотношений сам есть их участником, т. е. включен прямо либо опосредованно в процессы и те объекты, каковые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социально-гуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Соответственно социально-политическая, национальная, конфессиональная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных неприятностей, стратегию а также результаты их изучения. Исходя из этого социально-гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, часто оказывается подверженным влиянию той либо другой разделяемой исследователем идеологии.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

интуиции и воображению, благодаря которым интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Дабы трактовать цели, намерения, мотивации авторов текстов, как и каждые действия людей как сознательных существ, нужно осознать их (подняться на место Другого). Совсем в противном случае обстоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где исходя из этого отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Конкретно по данной причине в естественнонаучном знании основное внимание уделялось вопросам объяснения, потому что они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Растолковывающее знание не нужно противопоставлять пониманию. Они взаимодополняют друг друга. Знание в любой момент текстуально и носит характер, познание — контекстуально и носит поэтому личный темперамент. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и личное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр изюминок хорошего естественнонаучного знания, что стало причиной происхождению тенденции к снятию твёрдого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что формирует много возможностей для междисциплинарного диалога.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

рациональности и тип правопонимания определяют предметную сферу теоретико-правового изучения.

Современное теоретико-правовое знание теснейшим образом связано со всем комплексом наук, как социально-гуманитарных, так и естественных. Наиболее значимое значение для неспециализированной теории права имеют социальные и гуманитарные науки. Никакое дисциплинарное научное знание, и а также неспециализированная теория права, не имеет возможности развиваться только из самого себя. Как уже было продемонстрировано выше, научное знание определяется господствующей в научном сообществе научной парадигмой и формируется в контексте парадигмально обусловленной неспециализированной научной картины мира. Следовательно, каждая дисциплинарная научная теория возможно обоснована лишь через метатеорию (греч. meta — по окончании, за; греч. theoria — рассмотрение, изучение), т. е. через междисциплинарную теорию, определяющую правила построения дисциплинарной теории.

Особую актуальность неприятность метатеоретического обоснования дисциплинарной научной теории приобретает в постнеклассическом типе научной рациональности. Актуальность междисциплинарного диалога разъясняется тем, что в рамках синергетической парадигмы постнеклассической науки объекты социально-гуманитарного познания рассматриваются как сложные, динамичные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся совокупности. Сложность изучаемых постнеклассической наукой объектов, их многогранность обусловливают необходимость их изучения с привлечением методов и знаний разных научных дисциплин. Конкретно поэтомусовременная постнекласси-ческая теория права начинается как ме/кдисциплинарное знание, т. е. знание, формирующееся «на стыке» различных наук.

Междисциплинарный темперамент современной теории права отличает ее от теорий, сформировавшихся в рамках хорошего типа научной рациональности. К примеру, таковой хороший тип правопонимания, как правовой этатизм, исходил из представления о самодостаточности формально-юридического знания. В случае, если право понимается как закон, установленный страной, то познание права ограничивается изучением того, как эти законы создаются и как именно должны быть сформулированы законодательные нормы, дабы императивно высказывать национальную волю. В правовом этатизме познание права сводится к уяснению логического содержания

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

закономерное, так и единичное, субъективное, которое связано с личными заинтересованностями, намерениями, целями человека.

Важнейшими для правоведения являются такие социальные и гуманитарные области знания, как 4)илософия, социология, психология, история, семиотика, лингвистика, кибернетика, синергетика, культурология, политология, коммуникология. Остановимся на краткой чёрте наук, имеющих громаднейшее значение для теоретического правоведения.

Философия пытается к целостному обобщенному знанию, включающему рациональные, ценностные и практические нюансы. Она отвечает на следующие вопросы: 1) что имеется бытие; 2) как направляться относиться к бытию; 3) что нужно делать чтобы достигнуть должных целей. Лишь первый вопрос подпадает под общепринятые параметры научного знания и при определенных событиях может рассматриваться как выражение научной философии. Ответ вторых вопросов основано на определенных мировоззренческих предпосылках, исходя из этого не имеет возможности претендовать на общезначимость, поскольку есть обобщенным выражением личного внутреннего опыта создателя философской совокупности.

Значениепостнеклассической философии пребывает в том, что она ориентирует всю область социально-гуманитарного знания на иные если сравнивать с хорошей философией представления о рациональности. Согласно точки зрения современного социолога и немецкого философа Ю. Хабермаса, в новом типе рациональности разумным считается уже не объективный порядок вещей, как это предполагалось хорошей наукой, а разрешение неприятностей, которое основывается на опыте обращения с действительностью. Соответственно хорошая рациональность рассматривается им как «материальная», постнеклассическая — как собственного рода «процедурная», открытая. Новым предметом философского познания делается жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятности (о понятии жизненного мира см. § 2 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»), как дотеоретическая целостность, познаваемая через рациональную реконструкцию интуитивного знания компетентных действия и субъектов речи. Философия, а также современная постнеклассическая философия, предоставляет главные метатео-ретические идеи для правовой науки, являясь ее методологическим, гносеологическим и онтологическим основанием.

Неспециализированная ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

на базе широкого привлечения эмпирических данных, фактов настоящей судьбе, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих сотрудничествах в разных сферах публичной судьбе. Как и другие науки, социология на данный момент переживает парадигмальный поворот от психотерапевтического к коммуникативному видению социальной действительности. ^Социология вносит собственный вклад в развитие правовой теории, разрешая глубже осознать природу права и его (права) социальное воздействие. Потому, что право немыслимо вне социума и вне социального сотрудничества, то конкретно социология разрешает осознать темперамент таковой такого взаимодействия и связи, вскрыть его коммуникативные механизмы.

Психология как наука о происхождении, развитии, закономерностях и функционировании психологической судьбе кроме этого имеет первостепенное значение для правовой теории. Современная психология насчитывает до 40 отраслей (а также юридическую и социальную психологии). Психология оказывает помощь установить зависимость между мышлением человека, сферой его эмоциональной жизни и его коммуникативным поведением. Эта наука раскрывает кроме этого сообщение сознания человека с бессознательным, необычным «скрытым текстом» сознания. Особенно серьёзное значение имеет обосновываемое в рамках психологии положение об образности людской мышления, его метафоричности. Конкретно свойство воображения выводит мышление на слишком общий уровень, т. е. за пределы того, что мы можем заметить и ощутить. Без современных психотерапевтических знаний нереально осознать интерсубъективную природу права.

Дополнительная литература

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с ухудшением, самоорганизация, темпомиры. СПб., 2002.

Право социального обеспечения. Лекция 1. Предмет, метод, система


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: