Рабочая программа
По курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)»
На 2011/2012 учебный год
Класс1 «В»
Преподаватель: Дерябина Наталья Викторовна
Количество часов:
Всего 184
В неделю 8
Планирование составлено на базе:
Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК Перспективная начальная школа (1 класс)М.: Академкнига / Учебник, 2011 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамотесоставлена на базе федерального базового учебного замысла и примерных учебных замыслов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы неспециализированного образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента национальных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального неспециализированного образования (письмо Министерства образования России от 07.07.2005 г.), концепции «Перспективная начальная школа», в которой правила развивающего обучения взаимодействуют с классическим принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова. Она есть составной частью программы «Русский язык» в школах с русским языком обучения и является основой для всего последующего обучения. Курс запланирован на 180 часов (9 часов в неделю). В связи с тем, что дети посещали «Школу будущего первоклассника» с октября по май месяцы, период обучения грамоте сокращен на 44 часа, а высвобожденные часы даны на направления литературного языка – 24 чтения и русского часа – 20 часов.
Цель курса – обучение письму и первоначальному чтению на базе ознакомления обучающихся с самые общими закономерностями функционирования и устройства графической совокупности русского, что есть серьёзным и нужным условием формирования у них полноценных умений и языковых знаний.
Теоретической базой обучения грамоте (письму и чтению) есть классический звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном ходе данный принцип реализуется через графическое воздействие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и принимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в ходе письма) и напротив (в ходе чтения), и познание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, текста и предложений.
Овладение графическим действием во время усвоения грамоты – наиболее значимая задача обучения первоклассников, поскольку на базе этого действия у обучающихся формируются письма и навыки чтения, без которых нереально их предстоящее полноценное обучение.
При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная разработка (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что разрешило создать особые тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке буквами и звуками. Исходя из этого первоклассник в относительно маленький временной отрезок (при чтении только одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, обучается перекодировать буквы в соответствующие звуки.
Развитие культуры произношения и фонематического слуха шестилетних детей на уроках грамоты достигается посредством применения в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.
Сущность наращивания содержится в постепенном повышении количества звуков в слове, что ведет к трансформации исходных слов и образованию новых. К примеру: пе – выпивай – репей – репейник. Это не только значительно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, основное, формирует условия для формирования и развития наблюдательности у обучающегося техники осознанного чтения.
Прием реконструирования слов разрешает первокласснику следить за тем, как дополнение либо изменение места одного только звука в слове ведет к полному трансформации его значения. К примеру: ива – нива, батон – бутон.
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его изюминок, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.
Период обучения письму и чтению складывается из 3 этапов:
подготовительного;
главного;
последнего.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
№ | Тема | Кол-во часов | А также | |
Про-вер. работ | контр. работ | |||
Подготовительный период | ||||
Главный звукобуквенный период | ||||
Последний период | ||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ
Программа по обучению грамоте – 182 часов (8 часов в неделю)
с 02.09.2009 г. по 05.02.2010 г. Из них:
Подготовительный период — 20 часов
Чтение – 10 часов
Письмо – 10 часов
Обобщённые требования к ЗУН к концу подготовительного периода
Обучающиеся должны знать/ осознавать:
на уровне образных элементарных представлений структурные
единицы языка: слово, предложение, текст;
знать, именовать и различать по форме структурные единицы
графической совокупности — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Мочь:
составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на базе иллюстрации, графической модели либо созданной на уроке речевой обстановке с применением соответствующих фишек;
верно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, верно писать все элементы письменных букв по методам и под счет, верно именовать их.
Главный звукобуквенный период – 153 часа
Чтение –71часа
Письмо – 80 часов