Овладение речью имеется деятельный процесс поисков, наблюдений, сравнений, обобщений и установления отношений, который нуждается в живом применении ребенком собственных анализаторов. Помимо этого, деятельно протекающий процесс овладения речью испытывает недостаток в социальной коррекции, которая нормально происходит в ходе общения с окружающими. Нормально развивающийся ребенок довольно часто сам улавливает, в чем его промахи, по самым малым показателям, и это является движущим мотивом в его подражательной деятельности, направленной на совершенствование собственной речи.
С. В. Ковалевская в своих мемуарах обрисовывает один из эпизодов собственного детства, относящийся к 2—3-летнему возрасту, в то время, когда она не смогла ответить на вопрос об ее фамилии и имени. — «Сообщи, маточка, меня, дескать, кличут Сонечка, а мой папаша — генерал Крючковский», — поучает меня няня. Я стараюсь повторить, но не выходит, должно быть, складно, поскольку и няня, и ее привычный смеются. Привычный няни провожает нас до дома. Я всю дорогу подпрыгиваю и повторяю слова няни, портя их по-своему. Разумеется, данный факт для меня еще нов, и я стараюсь запечатлеть его в собственной памяти».1
1 Ковалевская С. В. автобиографические очер и Воспоминание детства-— М., 1945.
В этрм эпизоде отлично отражено, как для детского сознания раздался хохот взрослых, относящийся к неправильному произношению девочки, и активная реакция ребенка на осознанное ею несоответствие собственной речи, направленная на то, дабы добиться преодоления данной новой для нее трудности.
В ежедневниках по формированию речи русских детей возможно встретить много фактов, свидетельствующих об активном рвении мелких детей совершенствовать собственную неправильную обращение.
Часто неудачи в этом отношении приводят к глубоким переживаниям у ребенка.
А. Н. Гвоздев приводит запись о Борисе В. (3 года 16 дней). Мальчик продолжительно не имел возможности овладеть словом «лапша». По слогам это слово получалось, полностью — нет. «Мама, я не могу», — сообщил он и расплакался. Ирина В. «Не обожает, в то время, когда за ней повторяют ее языком; слыша в любой момент неправильную обращение, она догадывается, что, так говоря, над ней шутят, делают замечание, и сама старается исправиться» (2 года 4 месяца 24 дня).
Возможно привести множество примеров, показывающих на деятельно волевой темперамент процесса овладения фонетической стороной речи, как и смысловой. Гвоздев прямо показывает, что «дети выявляют рвение бороться за правильность произношения»1. Ребенок без конца исправляет собственную обращение и подмечает неточности в речи вторых детей.
Увлекательны примеры, в то время, когда дети сами отмечают смысло-раз-личительную функцию звуков.
Толя Д. (6 лет 3 месяца), услышав в беседе слово «дошлый», увидел: «Дошлый», а возможно совершить ошибку — «мёртвый».
Ниже мы приводим описание не говорящих детей, у которых имеется резкое несоответствие между наличием достаточных возможностей в сенсорной и интеллектуальной сфере и применением их в настоящем развитии ребенка. В качестве главной обстоятельства для того чтобы несоответствия направляться указать на недостаточную активную наблюдательность детей и ослабленную направленность на активное общение с окружающими.
Дети, которых мы имеем в виду в данной главе, не владеют достаточно развитой направленностью побуждений, нужной для преодоления серьёзных трудностей, которые связаны с овладением речью2.
Вместе с тем неспециализированное понижение психологической активности, которое характерно для них, формирует условия неправильного функци-
1 Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского. — М., 1948.
2 Случаи реактивных расстройств, ведущих к отказу от речи (мутизм), мы не включаем в разбираемую категорию.
онирования анализаторных процессов, каковые являются необходимыми предпосылками развития речевой деятельности. Тот же недостаток активной направленности конкретно воздействует и на усвоение речевого материала (речевых звуков, грамматических закономерностей и т. д.).
У неговорящих детей с нарушением психологической активности кроме этого наблюдаются разные затруднения в ходе овладения речью, но они имеют иную обстоятельство, чем у детей первой и второй группы. Разглядим для примера нарушения письма. По собственному характеру они как бы сочетают в себе неточности того и другого типа. Это разъясняется тем, что при данной форме ала-лии ослаблены самоорганизации и процессы наблюдательности как в зрительной, так и в слуховой сфере. Следствием этого являются графические затруднения, с одной стороны, и недостаточное активное усвоение звуковых звукового состава и отношений речи — с другой. Недочёты письма у этих детей преодолеваются существенно стремительнее. Педагогическая работа первым делом будет направлена на развитие вслушивания и активного всматривания. Наровне с этим особой коррекции будут подлежать недочёты речи, со своей стороны приводящие к затруднениям звукового анализа слова.
Заберём второй пример — недоразвитие мышления, которое гоже отмечается в той либо другой мере в любых ситуациях в то время, когда ребенок не говорит в 8-~ 10-летнем возрасте. Любой неговорящий ребенок до обучения имеет небольшой запас понятий, значения слов его очень ограничены и конкретны, он не знает несложных обобщающих слов. Но в случаях звуковых нарушений это отставание будет носить темперамент вторичной задержки, появляющейся благодаря отсутствия опыта речевого мышления. В известной мере препятствием к формированию значений слов может служить кроме этого нечеткое восприятие фонем. Развитие смысловой стороны речи идет в этих обстоятельствах легко, но оно требует особой работы над обогащением речевого опыта ребенка.
Иное положение при алалии, связанной со зрительной недостаточностью. В этих обстоятельствах мы имеем дело со стойким отставанием семантической стороны речи, которое преодолевается с трудом. База его носит первичный темперамент, она связана с неполноценным восприятием предметного мира.
При нарушении психологической активности запас представлений легко пополняется, когда удается воспитать в ребенке интерес к окружающему и умение замечать и сопоставлять явления и их показатели.
Продолжим эту линию сравнения. Заберём такие проявления, как неточность понимания речи. Она кроме этого может иметь место в любых ситуациях, но любой раз по-различному. При звуковом нарушении она связана с нечетким различением сходно звучащих звуков, при зрительной алалии — с бедностью представлений.