Некоторые особенности проведения коррекционно-развивающих занятий в начальных классах скоу viii вида.

На примере работы с обучающимися 2 класса СКОУ VIII вида попытаемся проследить деятельность педагога, организующего коррекционно-развиввающие занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1-4 классах, начиная с комплектования групп, составления перспективного замысла, замысла занятия, подбора соответствующих потребностям обучающихся методических приёмов на примере работы по формированию перцептивно-гностических функций у второклассников, имеющих большой уровень их несформированности.

Анализ программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» методического пособия к проведению коррекционно-развивающих занятий (авторы-составители Головкина Т.М., Макурина Е.Ю.)

В отечественном учреждении в течение последовательности лет проводилась апробирование и разработка программы коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» с учётом современных научно-особенностей и теоретических положений психофизических нарушений у обучающихся с умственной отсталостью. Накопленный методический материал был обобщён и представлен в методическом пособии. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов обучающихся 1-4 классов особого (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» и одноименное методическое пособие прошли рецензирование при реализации образовательным учреждением проекта региональной экспериментальной площадки «Моделирование социально-педагогической помощи обучающихся особой (коррекционной) школы-интерната». Эти разработки разрешают преподавателю выяснить главные направления, последовательность коррекционно-развивающей работы. В методическом пособии приведены онтогенетические закономерности формирования той либо психологической функции и обрисованы этапы её становления, что делает личный подход более обоснованным с научной точки зрения.

В программе выделены тематические разделы, любой из которых соответствует определённой психологической функции из тех, что чаще всего нарушены у детей с умственной отсталостью:

1) Развитие произвольности психологической деятельности.

2) Развитие перемещений, разных видов праксиса.

3) Развитие перцептивно-гностических функций

4) Развитие пространственного восприятия

5) Развитие графо-моторных функций

6) Развитие временных представлений

7) Развитие мышления

8) Развитие речевой деятельности.

Эти процессы, согласно данным изучений, составляют функциональный базис главных школьных навыков.

Главными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

— Развитие неспециализированной и небольшой моторики.

— Развитие внимания, контрольных действий и саморегуляции.

— Формирование словесной регуляции действий.

— Понижение неспециализированного психологического напряжения.

— Развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия.

— Формирование сенсорных пространственных представлений и эталонов.

— Развитие пространственного восприятия.

— Развитие памяти и слухового внимания.

— Расширение количества зрительной и слухоречевой памяти

— Развитие зрительной и моторной памяти.

— Формирование зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков.

— Формирование сукцессивных и симультанных процессов.

— Формирование временных представлений.

— Закрепление пространственных, временных представлений, знаний о форме и цвете.

— Активизация речи, формирование речевого опосредования предметно-практической деятельности.

— расширение и Уточнение словарного запаса.

— Развитие мыслительных процессов.

Коррекционно-развивающая работа строится на базе таких правил:

— принцип учёта возрастных и личных изюминок;

— принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;

— принцип комплексности;

— принцип системности;

— принцип структурированности;

— деятельностный принцип;

— принцип коммуникативной направленности;

— принцип аффективной регуляции поведения;

— принцип сознательности деятельности ребёнка.

Своеобразное содержание каждого коррекционно-развивающего занятия определяется материалом разделов 2, 4, 5, 6. Работа над развитием произвольной деятельности, речи, мышления образовывает интегративную часть каждого занятия.

Содержание занятий определяется актуальностью формирования той либо другой психологической функции для обучающихся, входящих в состав группы. Занятие, не обращая внимания на исполнение своеобразных задач, носит комплексный темперамент и имеет смысловое единство, которое реализуется через сюжетность. Структура занятия, в большинстве случаев, включает следующие этапы:

1) Приветствие.

2) Темпо-ритмические и двигательные упражнения.

3) Главная своеобразная часть.

4) Игры с словесным сопровождением и движениями, направленных на релаксацию либо мобилизацию обучающихся.

5) Подведение итогов (рефлексия деятельности)

6) Прощание.

В программе даётся содержание работы по формированию каждой психологической функции, примерное распределение материала по классам. Потому, что материал распределён последовательно, то допустимо изменение содержания работы: к примеру, при неотёсанной несформированности какой-либо функции работа с третьеклассником может начинаться по программе 1 либо 2 класса.

В программе приведена структура тематического замысла. Названная выше программа ставит на первый замысел не общеобразовательные задачи, а развитие и коррекцию всех психологических процессов в комплексе и не связана необходимостью организовать у обучающихся конкретные знания, умения и навыки. Но результаты коррекционной работы обнаруживаются в освоении детьми главных школьных навыков: чтения, письма, счёта.

Методическое пособие к проведению коррекционно-развивающих занятий разрешает педагогу выбрать нужный материал для построения коррекционно-развивающего занятия.

Главными проблемами, каковые обязан решить педагог при определении содержания коррекционно-развивающих занятий являются:

— соответствие содержания тематического планирования коррекционно-развивающих занятий структуре нарушения данной группы обучающихся;

— подбор методических приёмов для оптимизации коррекционно-развивающего процесса.

Фрагмент для тренинга \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: