Это слово имеет пара значений. Им обозначается период, в то время, когда допустимо судоходство по рекам, озерам, морям. Так же именуется и главный раздел науки о кораблевождении, в котором рассматриваются способы выбора пути корабля да и то, как совершить по нему корабль при разной погоде, методы постоянногоконтроля за правильностью перемещения судов у берегов и в открытом море с применением штурманских устройств, радионавигационных систем и астрономических средств.
Суда водят посредством лоции. Это навигационное пособие, в котором дается описание морей, озер, рек с позиций безопасности перемещения; описание строения берегов, рельефа дна, разных систем и навигационных опасностей их преодоления; черта портов, стоянок и т. п. К лоции прилагается навигационная карта, где указаны глубины, фарватеры.
Для определения курса корабля помогают румбы — направления к любым точкам видимого горизонта относительно стран света либо угол между двумя такими направлениями. Главные линии — четыре румба, направленные на север, юг, запад и восток. Любая появившаяся четверть делится пополам на румбы, именуемые четвертными. Таким же образом производится деление и дальше, пока не образуется 32 румба. Величина угла между каждым из 32 румбов — 360°:32=11 ?. При определении направления по компасу, при прокладке курса учитывается девиация — отклонение стрелки от магнитного меридиана под действием железа, из которого выстроено судно. Для уменьшения девиации компаса используются различные методы, но так как абсолютно освободиться от нее не удается, то для каждого судна составляется особая поправочная таблица.