Научное знание, его специфика и эволюция

НАУКА

Наука – исторически сложившаяся форма людской деятельности, направленная на практическое преобразование и познание действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и итог данной деятельности – сумму взятых к данному моменту научных знаний. Так, наука – это и совокупность знания, и производство знания, и практическое их применение. Научное познание имеет последовательность изюминок.

1. Главная задача научного знания – обнаружение объективных законов природы, общества, самого познания. Научное изучение ориентировано, в большинстве случаев, на неспециализированные, значительные и свойства предметов и необходимые характеристики.

2. Наука пытается к устранению и объективному знанию, по возможности, субъективных моментов.

3. Научное познание имеется процесс воспроизводства знаний, образующих целостную совокупность понятий, догадок, теорий, выраженных в естественном, либо в неестественном языке (математическая символика, химические формулы и т. д.). Научное знание всегда обновляется. Более чем двухтысячелетняя история науки обнаруживает последовательность закономерностей. Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных от предшествующих поколений. Количество научной деятельности с XVII в. удваивается каждые 10 – 15 лет, что проявляется в ускорении роста научных научной информации и открытий, и числа людей, занятых наукой. Каждый год число научных работников возрастает на 7 %, а численность населения на 1,7 %.

4. В ходе научного познания используются устройства и второе «научное оборудование», обычно сверхсложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, ракетно-космическая техника и т.д.).

5. Научное знание характеризуется доказательностью, обоснованностью, системностью. Вместе с тем тут много догадок, предположений, догадок. Исходя из этого логико-методологическая подготовка исследователей и их философская культура имеют в научном познании громадное значение.

В современной философской литературе выделяют разные параметры научности. К важнейшим параметрам возможно отнести: внутреннюю системность знания, логическую непротиворечивость, открытость для критики и т. д. В других формах познания рассмотренные параметры смогут иметь место (в различной мере), но в том месте они не являются определяющими.

Мы охарактеризовали науку как исторически сложившуюся форму деятельности. Следовательно, в собственном развитии наука обязана проходить последовательность этапов. Зачатки научных знаний возможно найти на востоке, в Греции и Риме, а также в Средние века.

Экспериментально-математическая наука появляется в Новое время благодаря отпочкования от философии и проходит в собственной эволюции три главных этапа: хороший, неклассический и постнеклассический (современный).

Происхождение хорошей науки связано с трансформацией мировоззренческих ориентаций человека Нового времени. Появляются новые, хорошие от древних и средневековых, представления о природе, пространстве и времени, людской деятельности. Складывается механистическая картина мира. Природа начала рассматриваться с позиций естественного порядка, в котором имеют место лишь механические события. В данной связи пространство, материя и время стали интересовать людей лишь с количественной стороны. средние и Античность века «видели» мир вторыми глазами. Неверно думать, что представления о природе, как о механизме, о её господстве и закономерностях в ней причинности имеется итог естественного акта отражения в отечественной голове природы, как она имеется сама по себе. Если бы это было так, то люди всегда и во всех культурах имели бы одну и ту же картину мира – научную, сходную с той, которая оформилась в Европе в Новое время.

Хорошая наука (XVIII – XIX вв.), исследуя собственные объекты, стремилась при их теоретическом объяснении и описании устранить всё, что относится к субъекту, средствам, операциям и приёмам его деятельности (к примеру, борьба Ф. Бэкона с «идолами» познания, радикальное сомнение Р. Декарта). В ней господствует объективистский стиль мышления, рвение познать предмет безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическаянаука (финиш XIX – первая добрая половина XX в.) связана с возникновением первых теорий термодинамики, разработкой релятивистской и квантовой теории. Неклассическая наука отвергает объективизм хорошей науки и отбрасывает представление о действительности как о чем-то не зависящим от средств её познания. Она осмысливает сообщение знания об объекте с характером методов и средств изучения объекта. прояснение и Обнаружение этих связей рассматривается как условие объективно-подлинного описания мира.

Постнеклассическая наука(вторая добрая половина XX в.) учитывает соотнесённость характера приобретаемых знаний об объекте не только с изюминкой методов и средств, используемых субъектом познания, но и с ценностно-целевыми структурами субъекта. Так, субъективный компонент вводится в корпус научного знания. Характерной чертой постнеклассической науки есть глобальный эволюционизм, распространяющий идеи эволюции на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной формой бытия. Утверждению этих идей содействовали теория нестационарной вселенной, теория биологической эволюции и развитая на её базе ноосферы и концепция биосферы.

Возрастание научного познания и роли науки Сейчас, противоречия и сложности этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке – сциентизми антисциентизм. Приверженцы сциентизма (от лат. scientia – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и её необходимо всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной ценности во все формы людской деятельности. Сциентисты уверены в том, что лишь посредством науки (и её одной) возможно решить все публичные неприятности.

Антисциентизм – философская концепция, приверженцы которой подвергают резкой критике науку. Наука, согласно их точке зрения, не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшить жизнь людей. Заостряя внимание на вправду прошедших негативных последствиях научно-технической революции, антисциентисты склонны отвергать по большому счету науку и технику как враждебные человеку силы, разрушающие гуманистические сокровища культуры. Сциентизм и антисциентизм неразрывно связаны с фаталистическим пониманием развития науки.

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: