А ведь комбайн не имеет возможности трудиться беспрерывно, в случае, если нет крепления, в случае, если не хорошо трудится конвейер, в случае, если недостает вагонеток для погрузки угля либо случаются перебои в движении подземного транспорта. Исходя из этого появление комбайнов потребовало связать воедино, подчинить единому графику все звенья громадного и сложного хозяйства шахты.
В диспетчерской околоствольного двора размещено управление перемещением. В том месте — телефоны, радиоустановки, световой пульт. Телефоны связывают диспетчера с электропоездами и комбайном, идущими по правильному расписанию. Подземное транспортное хозяйство огромно. Если бы все рельсовые дороги отечественных шахт вытянуть в одну линию, появилась бы ЖД магистраль от Москвы до Владивостока.
В забое с железной крепью комбайн подает уголь на конвейер.
В том месте, где имеется врубовая машина, требуется довольно много рабочих рук: необходимы, врубмашинисты, рабочих и десятки навалоотбойщиков вторых профессий. А для обслуживания комбайна необходимы лишь машинист, его ассистент и пара вспомогательных рабочих; производительность их труда в несколько раз выше.
Уголь добывают сейчас не только посредством комбайнов. Человек вынудил тут помогать себе… и воду! Вода владеет могучей силой. Многие, возможно, видели гидромониторы. Они похожи на мелкую пушку без колес. Замечательный насос подает к гидромонитору воду под сильным давлением. И в то время, когда он трудится, вода с ревом вырывается из его узкого жерла. Водяная струя бьет с таковой силой, что разрушает самые прочные породы. Посредством гидромониторов в большинстве случаев размывают котлованы под гидростанции, намывают плотины плотин, добывают торф.
А сейчас гидромониторы стали опускать и в шахты. Тут струя воды обрушивается на угольный пласт, дробит его, а водяной поток, вытекающий из забоя, заодно выносит и куски угля.
Механизация добычи угля посредством гидромониторов (как еще говорят, гидромеханизация) весьма эргономична. Само собой разумеется, не всегда возможно применять силу воды для добычи угля. Но везде, где лишь разрешают условия, в шахтах начинают трудиться гидромониторы.
Советские инженеры создали особые водометы для узких и замечательных пластов угля. Создан, к примеру, водомет, похожий на танк.
Вода поступает по эластичному шлангу под громадным давлением, она движет гусеницы танка и вырывается из него несколькими струями. Они бьют с таковой силой, что уже не размывают, а скалывают куски угля.
Довольно много внимания советские конструкторы уделяют и механизации крепления подземных выработок. Так как кроме того в том месте, где работает комбайн, все еще остается ручной труд. Проходит комбайн, а следом идут крепильщики и вручную крепят кровлю забоя древесными, бетонными либо железными стойками.
Выяснилось, возможно механизировать и эту работу. Конструкторы создали железные передвижные конвейеры и передвижные крепи. Шахты, оборудованные такими механизмами, имеется в Донбассе, Мосбассе и Кузбассе.
Сейчас следом за комбайном двигается вторая машина — передвижчик. Он соединен с комбайном и, когда комбайн продвигается вперед, машинально проталкивает следом за ним металлическое крепление и конвейер забоя.
Но конструкторская идея не остановилась и на этом. Она трудится над разработкой машинально действующих автомобилей и механизмов. Конструкторы начали думать и над тем, дабы руководить ими на расстоянии, — так как возможно же руководить на расстоянии сигнализацией на железных дорогах, перемещением огромных щитов в шлюзах.
В то время, когда эта задача будет решена, роль человека в шахте сведется к управлению автомобилями и наблюдению за их работой. В надшахтных сооружениях практически не будет людей.
Так выглядят участки современной угольной шахты.
В центральной диспетчерской, на командном пункте шахты, вы заметите лишь одного человека — главного диспетчера. Он подойдет в назначенный час к сверкающему пульту управления всем многообразным хозяйством шахты и сообщит в микрофон:
— Приготовиться к пуску шахты!
И в ответ загремит из репродукторов усиленный голос главного механика:
— К пуску все готово!
После этого основной диспетчер надавит одну из кнопок, и на пульте загорятся десятки многоцветных огней, по которым возможно проследить за всем, что делается в штреках и забоях шахты.
Тут же, на пульте, вы заметите устройства автоматических устройств, осуществляющих контроль работу водоотливных установок, создающих анализ воздуха, показывающих состояние вентиляции в шахте.
Вот еще пара кнопок щелкнуло под рукой диспетчера, и на пульте загораются
другие лампы. Они показывают, что глубоко под почвой начали работату автоматические агрегаты. На экране забегали желтые огоньки. Это получил и понес на себе уголь конвейер.
По световым сигналам мы заметим путь угля к поверхности почвы, а на автоматическом счетчике в один момент с легким щелчком покажется цифра, показывающая количество угля, поднятого на поверхность.
А сейчас в глубине подземных выработок, в штреках, так же пустынно, как и в надшахтных сооружениях. Редко-редко промелькнет в том месте фигура механика, замечающего за работой автомобилей и механизмов. В забое на протяжении угольного пласта движется замечательный комбайн. Он подрубает и отбивает куски угля. Они падают на маленький забойный конвейер и переносятся на долгий скребковый конвейер, протянувшийся к откаточному штреку. Сзади комбайна остается безлюдное пространство, над которым нависают замечательные толщи горных пород. Но когда комбайн проходит вперед, в тот же миг под кровлю машинально выдвигается щит подвижной крепи и выработанное пространство надежно закрепляется.
В главном откаточном штреке уголь с конвейера падает в вагонетки, и электропоезда несут его к околоствольному двору. Но и тут мы не заметим людей. Так как на машинально управляемых электропоездах не необходимы будут машинисты. А в том месте, где разрешат горногеологические условия, в автоматизированной шахте по большому счету не будет рельсовых путей и электровозов. Их заменят конвейеры. Забойный конвейер передаст уголь на конвейер, транспортирующий его к стволу шахты. На околоствольном дворе он свалит уголь в подъемные скипы либо сам вынесет его из шахты и доставит прямо к ЖД вагону.