Научные высокоширотные экспедиции (1954—1955) (продолжение)

Научные высокоширотные экспедиции (1954—1955) (продолжение)

Второй отряд экспедиции, начальником которого был назначен летчик И. С. Котов, должен был обеспечить высадку дрейфующей станции «Северный полюс-3». Базировался данный отряд в большинстве случаев на острове Диксон, мысе Челюскина и Северной Почва. На пути между этими базами и предполагаемым местом высадки станции был создан временный промежуточный пункт.

Третий отряд, во главе с летчиком М. А. Титловым, трудился на востоке. Задачей его было — высадить к северу от острова Врангеля дрейфующую станцию «Северный полюс-4». Базами этого отряда были остров Врангеля и мыс Шмидта. Помимо этого, между местом и островом Врангеля высадки дрейфующей станции был кроме этого организован на дрейфующих льдах временный промежуточный пункт, где садились самолеты, доставлявшие на станцию продовольствие и оборудование.

«Летающая обсерватория» действовала в основном в западной части района работ экспедиции. В ее задачи по большей части входил сбор материалов, нужных для синоптического и аэронавигационного обслуживания самолетов экспедиции.

В последних числах Марта из Ленинграда и Москвы выехали последние научные группы экспедиции и дрейфующих станций. Погода в текущем году в высоких широтах Арктики была очень негативной для полетов. Весна практически везде на побережье, в особенности на востоке, была неординарно горячей. Вместо простых сейчас года двадцати-тридцатиградусных морозов тут находились утепленные дни.

Температура окружающей среды на высоте 500—600 метров кроме того на расстоянии тысячи километров от материка неоднократно доходила до 9 градусов, тогда как внизу, над льдами, холод достигал 20 градусов.

Самолеты довольно часто попадали в обледенение. Все это создавало негативные условия не только для полетов вглубь Северного Ледовитого океана, но и для работы на береговых базах, а тем более для посадок на лед. Время от времени самолетам по нескольку дней приходилось сидеть на базах либо на льдинах, где производились научные изучения, в ожидании хорошей погоды; это затрудняло поиски ледяных полей для организации дрейфующих станций. К тому же самолетам по нескольку раз приходилось садиться на лед, дабы на месте основательно обследовать ледяные поля и выяснить их пригодность для устройства станции. Так, в отыскивании надежного ледяного поля для станции «Северный полюс-3» самолет садился на дрейфующие льды пять раз, а для станции «Северный полюс-4» — семь раз.

Часто случалось, что самолеты попадали в сверхтяжелое положение. Выберет летчик, пребывав в воздухе, льдину, которая сверху думается в полной мере пригодной для посадки, надежной и прочной, и посадит на нее самолет. А через некое время она внезапно начинает давать трещины, распадаться на отдельные обломки. в один раз летчик Г. В. Сорокин, имея задание измерить глубину недалеко от Северного полюса, посадил самолет на ледяное поле, по внешнему виду достаточно крепкое. Внезапно раздался громкий треск, и поле раскололось на пара частей. Нужно было выручать машину. К счастью, подвижка льдов скоро закончилась, научные сотрудники и лётчики забили льдом и снегом трещины и каналы, и скоро Сорокин, рискуя напороться на торосы, поднял самолет в атмосферу.

Таковы были условия, в которых довольно часто приходилось трудиться отечественным летчикам, и самое превосходное было в том, что за все время дальнейших полётов и работы экспедиции на дрейфующие станции не было ни одной аварии.

Первыми развернули собственные изучения подвижные научные группы отряда И. И. Черевичного. В первых числах Апреля они вылетели в намеченный замыслом район, организовали промежуточные пункты и приступили к работе. Они должны были создавать наблюдения в огромном районе Центральной Арктики радиусом около 1000 километров. Не обращая внимания на нехорошую погоду и сложную ледовую обстановку, самолеты этого отряда, в большинстве случаев, садились в точках, намеченных замыслом. В этих точках подвижные научные группы создавали измерения глубин, замечали течения на разных глубинах, измеряли температуру воды, брали пробы донных отложений и морской воды для химических изучений; с громадной точностью астрономически определяли место посадки самолета; изучали элементы магнитного поля и состояние льда; делали метеорологические наблюдения.

самая сложной операцией была высадка постоянных научных станций на дрейфующие льды. Для этого нужно было не только отыскать качественные ледяные поля, но и организовать на дрейфующих льдах между материком и предполагаемым местом станции промежуточные пункты. Большую часть грузов следовало доставить на эти пункты, а уж после этого перебросить на станции.

Масштабы работ и все хозяйство станций были существенно громадными, чем во второй половине 30-ых годов двадцатого века. В случае, если для организации первой дрейфующей станции нужно было перевезти лишь 9 тысячь киллограм груза на расстояние 900 километров, отделяющее остров Рудольфа от Северного полюса, то для станций «Северный и-3» Северный «полюс -4» предстояло перебросить грузов многократно больше и на намного большее расстояние.

С береговых баз самолеты доставляли вначале на промежуточные пункты, а после этого в лагерь дрейфующих станций жилые палатки, научное оборудование, средства связи, продовольствие, хозяйственное снаряжение, горючее, машины и т. п. Позднее ко мне были завезены мобильные сборные домики.

Ключевую роль сыграли вертолеты. Совершая по нескольку полетов в день, они имели возможность доставлять груз в любую точку, намеченную замыслом. Это ускорило организацию станций.

В начале Мая организация станций работ и значительная часть экспедиции были закончены; самолеты стали возвращаться в Москву.

Работа экспедиции длилась до середины мая. К этому времени закончились работы и недалеко от полюса. Был произведен обзор льдов всего Арктического бассейна, а также район «ледяного острова» «Т-3», где США с 1952 года имели маленькую радиолокационный пункт и научную станцию.

Разносторонние научные изучения экспедиции существенно расширили отечественные знания о природе центральной части Арктики. Так, к примеру, измерения глубин в разных пунктах разрешили уточнить рельеф дна центральной части Северного Ледовитого океана, в особенности района хребта Ломоносова. Бессчётные океанографические работы, выполненные на большую территорию, внесли значительные дополнения в схему дрейфа и течений льда в Центральной Арктике; взяты новые информацию о распространении айсбергов, напряжении магнитного поля, состоянии льда в весеннее время; собраны полезные материалы, характеризующие структуру воздуха, и новые информацию о развитии атмосферной циркуляции.

Год работы дрейфующих научных станций дал только занимательный научный материал. В следствии дрейфа научная станция «Северный полюс-3» была близко к берегам Гренландии в зоне торошения, и ее следовало снять, организовав вместо нее станцию в другом месте. Станцию же «Северный полюс-4» следовало покинуть в дрейфе на следующий сезон.

В марте-апреле 1955 года снова была совершена громадная научная воздушная высокоширотная экспедиция с задачей снятия станции «Северный полюс-3», смены личного состава дрейфующей станции «Северный полюс-4», организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-5» в районе севернее линии Новосибирские острова — остров Врангеля, между линиями дрейфа «Фрама», ледокольного парохода «Г. станции» и Седов «Северный полюс-4».

Не считая этих операций, научные подвижные группы экспедиции должны были совершить гидрологические работы в районе, расположенном к северу от Почвы Франца-Иосифа, Гренландии и Шпицбергена, другими словами близком к размещению станции «Северный полюс-3», продолжить изучения ледников Советской Арктики.

Эту экспедицию возглавил В. Ф. Бурханов, его помощниками были В. В. Фролов и А. Е. Голованов.

Сенсация! Бермудский треугольник вернул корабль пропавший 90 лет назад.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: