Научно-фантастическая литература

Брата Морфея, всевышнего сна, древние греки именовали Фантазом. Он управлял на Олимпе иллюзиями. Из этого случилось слово «фантазия» (от греч. ???????? — воображение). Конкретно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована и «фантастика» (от греч. ?????????? — мастерство мнить) — термин для обозначения литературных произведений, изображающих немыслимое как настоящее и настоящее как немыслимое.

К существительному «фантастика» довольно часто додают эпитет «научная». Но границу между научной и сказочной фантастикой не постоянно удаётся прочертить четко, иногда элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении, скажем в романе американского фантаста К. Д. Саймака «Заповедник гоблинов». Основное не в том, какую фантастическую посылку применял создатель, а в том — для чего он по большому счету пишет, какие конкретно идеи он положил в собственные произведения.

Часто возможно встретить утверждение, что научная фантастика существует для прогнозирования научно-технических идей. Вправду, остроумная догадка, невиданное «изобретение» играются в ней ключевую роль. Нетрудно убедиться в том, что большая часть технических предвидений в собственности авторам фантастических произведений. Еще до этого века были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и отравляющие вещества, и акваланг, и многоступенчатая ракета, но о том, кто это сделал, знают в лучшем случае только эксперты. Но все просматривают и перечитывают все же жюльверновскую историю капитана Немо, а не роман современника Ж. Верна — А. Робида «Электрическая судьба», не смотря на то, что в последней книге технических предвидений больше, чем во всех произведениях Ж. Верна, совместно забранных. Дело в том, что фантастика — это в первую очередь художественная литература, соответственно, что её предметом всегда был и остается человек.

Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в неординарных условиях. Она способна посмотреть в области, каковые неподвластны «обычной» литературе, и оторвать читателя от будничности, прославить подвиги, перенести в далекое будущее.

Бразильский архитектор О. Нимейер признавался: «Я дал бы на данный момент все что угодно, дабы посмотреть если не на тысячу, то не смотря на то, что бы на пятьсот лет вперед… Как будут жить люди тогда? Будут ли они радостны?..» Единственное средство осуществить мечту выдающегося мастера отечественного времени, которая, несомненно, разделяется сотнями миллионов людей, — это обратиться к фантастике. Это желание посмотреть «через хребты столетий» люди пробовали осуществить с покон веков. Одной из предшественниц современной фантастики была утопия, названная так по известной книге британского гуманиста Т. Мора, заметившей свет в 1516 г. С тех пор были написаны много утопий, но и сейчас данный жанр не утратил собственного значения. Само собой разумеется, на данный момент утопия видоизменилась, приблизилась к форме современного романа, позаимствовала успехи психотерапевтической прозы и кроме того приключенческой повести, но цель её осталась та же, что и у Т. Мора, — поведать людям о совершенном обществе. Самая узнаваемая утопия отечественного времени — это «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, осязаемо изобразившая, каких звездных высот может достигнуть объединенное человечество, покончившее с гонкой оружий и социальной несправедливостью.

На вопрос, будут ли люди радостны через 500 либо 1000 лет, фантастика отвечает по?различному, она пытается воспитать в читателе гуманистические совершенства, она трудится для радостного будущего: так как от самих людей зависит, каким будет будущий мир.

Сплошь и рядом фантасты изображают в собственных произведениях не то будущее, которое желали бы видеть, а то, видеть которое они бы не желали, чтобы отвратить от него, предотвратить людей об опасности. Возможно, самая известной книгой этого бурно развивавшегося направления, взявшего наименование антиутопии либо романа-предупреждения, стал роман литератора из США Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» (1953), нарисовавший ужасную картину общества, в котором — ужасный парадокс! — пожарные существуют чтобы жечь книги. Но луч надежды Р. Брэдбери не гасит, и этим его роман отличается от бессчётных в западной фантастике историй, авторы которых не видят в будущем ничего, не считая горстки пепла. Такая «тёмная» фантастика способна только запугать, духовно разоружить людей, отнять у них воли к борьбе.

Борьбой за лучшее будущее не ограничиваются задачи фантастики, и не лишь о будущем повествует она. Фантасты пишут и о настоящем (примером может служить роман Г. Уэллса «Человек-невидимка»), и о прошлом (скажем, «Янки при дворе короля Артура» М. Твена). Но, рассказ и о будущем, и о прошлом — это также рассказ о настоящем, в силу того, что в нем отражаются сегодняшние представления автора. Обычно фантастика смыкается с сатирой, им обеим свойственны преувеличение, гротеск, храбрый вымысел.

Историю современной научной фантастики в большинстве случаев начинают отсчитывать от Ж. Верна, что не совсем верно, не смотря на то, что заслуги французского романиста неоспоримы. Он первым предугадал усиливающуюся роль науки, он первым ввел в литературу дотоле малоизвестного храбреца — ученого, инженера, творца «второй природы». Но все же фантастика у него еще была довеском к приключениям и традиционным путешествиям. Самостоятельность она получила в книгах Г. Уэллса; особенно нужно отметить его пророческий роман «Война миров», предвосхитивший отечественное тревожное столетие с его бессчётными несправедливыми войнами, заклеймивший ужасную и нерассуждающую силу по имени Агрессия.

Отечественная фантастика была рождена Октябрьской революцией, не смотря на то, что в русской литературе до 1917 г. были иногда и весьма увлекательные, научно-фантастические книги наподобие «Жидкого солнца» А. И. Куприна либо «Красной звезды» А. А. Богданова. Обстоятельства этого осознать нетрудно. В истории еще не было периода, в то время, когда бы широкие народные веса с таковой энергией стремились совершить, казалось бы, неосуществимое, переделать мир на невиданных базах. Как тут было не развернуться фантазии и мечте! Фантастика разрешала заметить «голубые города» будущего, помогала сражаться с контрреволюционерами, обывателями, бюрократами.

Она была нужной, и фантастические произведения создавали чуть ли не все большие советские писатели — В. В. Маяковский, В. П. Катаев, М. А. Булгаков, В. А. Каверин, И. Г. Эренбург, М. С. Шагинян, Б. А. Лавренев, А. С. Грин, Вс. Иванов, А. П. Платонов… Среди произведений тех лет выделяются романы А. Н. Толстого «Гиперболоид» и «Аэлита инженера Гарина». К финишу 20?х гг. показались писатели, посвятившие себя только фантастике. Тут в первую очередь нужно назвать А. Р. Беляева, создавшего целую библиотеку романов, из которых, по крайней мере, два известны каждому школьнику — «Голова доктора наук Доуэля» и «Человек-амфибия».

Новый взлет советской фантастики в финише 50-х и 60?х гг. совпал с подъемом её в всемирный литературе ввиду надвигавшейся научно-технической революции, открытия ядерной энергии и выхода человека в космос. Но ядерный пламя, перед тем как согреть человечество, обжег его, а после этого началась холодная война, изнуряющая гонка оружий, навязанная империалистическими державами. Назревали всевозможные кризисы, среди них — экологический… У человечества показались самые важные основания задуматься над будущим. В этом противоречивом мире фантастика взяла на себя роль воспитателя, подготавливающего собственного читателя к постоянным научным и социальным переменам. Возможно смело утверждать, что изучения космоса так конечно вошли в повседневную судьбу по причине того, что мы были подготовлены фантастикой.

Прогрессивные писатели Запада сильны искренним неприятием окружающей их действительности, антибуржуазным, антиимпериалистическим, антимилитаристским пафосом собственных книг. Но они выглядят беззащитными, в то время, когда пробуют высказать хорошие идеи, а значительно чаще и не пробуют этого делать. Советские писатели противопоставили западной фантастике оптимистическое познание назначения человека, философию революционных борьбы и преобразований за социальный прогресс. Их книги просматривают на всем земном шаре, и многие за пределом стали лучше осознавать нашу страну, отечественные цели благодаря знакомству с советской фантастикой.

Помощь школьной библиотеке

Юные читатели смогут взять на себя заботу о сохранности книг, под управлением библиотекаря реставрировать их, растолковывать младшим ребятам, как нужно обращаться с книгой. Они оказывают помощь выдавать книги, расставлять их по местам, составлять и контролировать каталог, растолковывают, как им пользоваться. Их помощь нужна библиотекарю и для работы с читателями, которым часто требуется подобрать литературу по нужной теме либо дать совет, какую книгу забрать почитать.

С вашей помощью библиотека станет книжным центром школы, в котором дежурные активисты выполняют обзор снова поступивших книг, периодических изданий, устраивают выставки книжных новинок. Младшим ребятам, остающимся по окончании уроков в группах продленного дня, они просматривают рассказы, стихи о дружбе, о честности, об умении принимать независимые ответы.

Вместе с ребятами библиотекарь организует читательские отклики на ту либо иную книгу. Тексты докладов на литературные темы, нарисованные ребятами иллюстрации к прочтённому, рецензии — все это возможно оформить как выставку читательских работ.

Библиотека, в большинстве случаев, проводит читательские конференции, часто на них приглашаются писатели, критики, книголюбы. Организовать эти конференции, оказать помощь подготовить выступления, отыскать увлекательного гостя для библиотеки, распространить среди ребят обсуждаемую книгу, поведать о её авторе — все это также забота библиотечного актива.

Довольно много дел в библиотеке для тех, кто обожает оформлять стенды, вести литературный календарь, составлять перечни рекомендуемой литературы, устраивать выставки-конкурсы, выставки-викторины, выставки школьных стенгазет .

ТОП 5 самых запоминающихся фантастических книг


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: