Народное изобразительное искусство

Давайте попытаемся представить себе, как смотрелась древняя изба на русском Севере, где-нибудь в Вологодской либо Архангельской губернии, в XIX — начале XX в. Древесное крыльцо. Над ним резной шатер, сбоку узорные перила из точеных столбиков. Кленовые сени через низкую дверь ведут в просторную горницу. В ней налево — печь с полатями, шестками и полочками; направо— широкая лавка, а в первых рядах—долгий дубовый стол на пузатых точеных ножках, похожих на глиняные кувшины.

На столе стоят вырезанные из дерева прекрасные предметы в виде уточек, лебедей, коней. Они покрыты блестящим слоем олифы и расписаны красной и зеленой краской. Уточка — это резная древесная солонка. А рядом громадная жар-птица с древесным хвостом, она наполнена сладким напитком, сваренным из меда. Таковой ковш именуется какое количество. На хозяйке дома белая холщовая рубашка, расшитая красными нитками по вороту и на плечах: в узких узорах повторяются звездочки, птички в квадратах, елочки, причудливые наездники. Поверх рубахи надет светло синий сарафан из холста, на котором броскими масляными красками изображены оранжевые гроздья рябины, птички и жёлтые ромашки. Хозяйка за работой — в руках у нее вырезанная из доски прялка, которая украшена узорами в виде кругов, гребенчатых последовательностей, треугольников.

Все это сделано руками хозяйки и хозяина дома. Хозяин вырезал и выточил предметы из дерева, украсил наличниками избу, хозяйка ткала, окрашивала холсты, вышивала.

Они занимались этим дома в свободное от полевых работ время. Каждую вещь они делали с любовью, стремясь украсить каждый день применяемые в хозяйстве предметы яркой росписью либо кружевом древесной резьбы.

Вплоть по сей день живут самые древние изделия русского народного мастерства.

Разглядывая в музее образцы народной резьбы, росписи, вышивки, керамики, нечайно вспоминаешь русские сказки. Как и в сказках, тут видятся придуманные персонажи: конь с двумя головами, птица Сирин, русалки, деревья и невиданные цветы, которых не бывает в конечном итоге.

В сказках в любой момент довольно много чудесной яркости, храброго преувеличения.

Так и в народном мастерстве: ярко украшены, пестро расписаны кони, куклы-матрешки, коричнево-оранжевые медведи из дерева, зеленые петухи из глины. Они не всегда похожи на настоящих людей и животных, но весьма нарядны и прекрасны. Как и в сказках, в этих игрушках довольно много забавных, забавных подробностей и метких, остроумных наблюдений.

У каждого народа имеется собственный собственное поэтическое и изобразительное творчество. К примеру, в сказках Китая храбрецы совсем другие, чем в русских сказках. И в изобразительном народном мастерстве Китая: в вышивке, резьбе по дереву и кости, в картинках на тканях— видятся совсем другие образы — чудесные драконы, рыбы и единороги, птицы-фениксы, сливы и цветы лотоса.

Сказки и мастерство населений украины изобилуют образами тех животных, каковые водятся в саваннах и тропических лесах. Это носороги, жирафы, львы, змеи и обезьяны. В индийском народном мастерстве довольно часто видится изображение слона. А какое количество занимательного возможно отыскать в творчестве населений украины, Дальнего Востока и Сибири! В мелких, вырезанных из кости фигурках животных, картинках на берестяных дощечках, узорах ковриков из меха и на бубнах шаманов отражается целый данный край, его ледяные поля и торосы, оленьи стада и охота на тюленей. На моржовых клыках гениальные чукотские мастера изображают с громадной наблюдательностью целые сцены охоты, ловли кита либо рубки леса. Их мастерство совершенствуется и Сейчас.

Со времен глубокой древности человек значительно чаще применял для собственных творений местный природный материал. На Севере добывали моржовую кость, исходя из этого в народном мастерстве чукчей, ненцев преобладают костяные изделия. Север Европейской части СССР (бывшие Вологодская. Архангельская, Олонецкая губернии) всегда был богат лесами. Эти районы славились традицией древесной резьбы — украшениями на избах, мебели и предметах обихода.

Узорные ковры из шерсти, вытканные обитателями Средней Азии и Кавказа, напоминают цветущий сад. Кочевые народы (киргизы, туркмены, таджики), дабы покрывать стены и пол собственного жилища — юрты, делали цветные войлочные кошмы, белые с светло синий либо красными узорами в виде рогов барана, бегущих оленей.

В Грузии и Дагестане с древних времен для хранения вина и воды делали громадные глиняные сосуды, а на Украине их лепили в виде животных — медведей, баранов, уток.

Любой народный живописец, создавая тот либо другой предмет, вкладывал в него собственный познание красоты, собственные представления о природе родной страны. Исходя из этого, знакомясь с народным мастерством различных государств, мы как словно бы совершаем «кругосветное путешествие».

Народному мастерству различных народов при всех различиях характерна определенная общность. Народный живописец постоянно владеет материалом, может раскрыть его красоту — будь то берёста, корневище дерева, цветные прутья, глина, солома, бамбук. Он обладает узким эмоцией пропорции.

Орнамент в любой момент гармонически распределяется по поверхности предмета, подчеркивает форму древесной статуэтки, силуэт глиняного кувшина либо кружки.

Узор в любой момент связан с вещью, которую он украшает, линии его певучи, масштаб отдельных узоров соответствует неспециализированной форме изделия. Предметы обихода (древесная чаша, солонка и т. д.) нельзя отделить от обстановки жилища и других предметов в нем. Одежда связана с живым человеком, пропорциями его фигуры.

Довольно много гениальных народных мастеров трудится и в наши дни. По всему СССР и за границей легендарны вологодские и кировские кружевницы, палехские мастера лаковой миниатюры, гениальные резчики по дереву — игрушечники Богородска, косторезы из Холмогор, гончары и украинские ковровщицы, резчики и узбекские вышивальщицы по камню.

Многие народные мастера объединены в художественные артели. В их произведениях показались сейчас новые темы. Кружевницы и вышивальщицы делают к юбилейным датам громадные занавесы с эмблемами. В резьбе по дереву и кости, в росписях на лаковых шкатулках распространена тема колхозного труда.

Наровне с этим в народном мастерстве живёт сказочная тематика. Мастера Палеха изображают битвы прославленных былинных богатырей, создают иллюстрации к «Слову о полку Игореве», к сказкам А. С. Пушкина, сказам П. П. Бажова.

Значение народного мастерства в том, что оно глубоко демократично и массово. Так как оно не просто слагается из творчества отдельных гениальных умельцев, а представляет собой коллективное мастерство народа той либо другой страны.

Мастерство, навыки обработки материалов передавались от поколения к поколению, развивались, в течение столетий они совершенствовались, обогащались новыми приемами. Исходя из этого народное мастерство различных государств — настоящая сокровищница всемирный художественной культуры.

БГПУ ФЭО специальность \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: