Народное искусство слова

Народное мастерство слова в большинстве случаев именуют фольклором. По-английски это значит — народная мудрость, знание. Значительно чаще этим словом именуют словесное мастерство — смелый эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки.

Появившиеся в глубокой древности произведения народного устного творчества и на данный момент еще сопровождают нас в повседневной судьбе, не смотря на то, что мы время от времени этого и не сознаем.

Мать держит на руках ребенка, водит пальцем по его ладошке и приговаривает: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила…»

Вечерком около бабушки уселись внучата и она мерным голосом заводит долгую-предлинную сказку: «В тридевятом царстве, в тридесятом стране…»

На деревенской улице гуляет молодежь, звенят и льются частушки:

какое количество елочек зеленых,
какое количество веточек в саду,
какое количество девушек, готовых
К труду и обороне.

Народные песни, сказки, загадки, пословица знают дети и взрослые, старики и молодёжь. Но не ясно воображают себе, как создается и живет устно-поэтическое творчество народа, как велика его сокровище, какова его история.

Начало собственный фольклор берет в глубокой древности. Он появился тогда, в то время, когда человечество еще не имело письменности. В песне, сказке, пословице люди высказывали и хранили собственные мысли и эмоции, собственные раздумья о прошлом, собственные грезы о будущем. Труд двигал вперед людскую идея, труд вызвал сказки и первые песни.

Люди с покон веков увидели, что песня облегчает работу, вносит в нее четкий ритм, с песней легче грести, грузить, валить деревья, идти в ногу. В дореволюционной России довольно часто возможно было услышать известную «Дубинушку», которая помогала бурлакам. Слова данной, «аналогичной стону», песни записал на протяжении собственных странствований по Руси М. Неприятный:

И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,
И эх-ма, никому-то нас не жалко!
О-ой, ду-убинушка,
У-ухнем!

Не умея верно растолковать явления природы, первобытный человек верил в то, что его окружают ужасные чудовища, хорошие и злые духи. Он старался умилостивить их, нейтрализовать, подчинить собственной воле. Так показались песни и обрядовые заклинания. С ними отечественные далекие предки встречали весну, провожали лето, заклинали природу, дабы она дала им хороший урожай.

Победа человека над природой, удачи культуры, агрономической науки стали причиной тому, что древние обрядовые песни утеряли собственный волшебное значение. Они сейчас сохраняются в народе как лирические либо игровые.

Часто в старину велись изнурительные и кровопролитные войны. О подвигах воинов и предводителей говорили и пели еще много лет по окончании сражений и битв. Так появились смелые песни. Позднее они соединялись певцами на базе какого-нибудь сюжета в эпос, восхваляющий подвиги храбрецов. Так появились известные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», так в средневековье сложились такие произведения, как германская «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», исторические песни и русский былины, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие. Но не только армейские подвиги прославлял народ. В песнях и сказаниях нашли борьба и отражение с природой, и воспоминания о том, как человек обучился добывать пламя, строить жилища, возделывать почву.

Сказки также восходят к глубокой древности. В них отразились грезы человека о победе над природой, наблюдения его над судьбой животных, представления об окружающем мире — ужасном и непонятном, полном чудес и неведомых опасностей: это сказки о Морозе, Ветре, Хозяйке леса, о врагах духах — человека и бессмертных помощниках. «Уже в глубокой древности, — сказал М. Неприятный, — люди грезили о возможности летать по воздуху, — об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, сыне и Дедале его — Икаре, и сказки о «ковре-самолете».

Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, умные пословицы, живущие довольно много столетий. С полным основанием можем мы заявить, что создатель фольклора — очень способный, всегда живой и всегда юный поэт — народ. Коллективными упрочнениями народа создавались и совершенствовались все сокровища поэзии.

Живя в столетиях, переходя от поколения к поколению, от одного сказочника и певца к второму, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наши дни живут обновленные древние сказки. А наровне с ними появлялись и появляются новые песни, рассказы, пословицы и т. п.

Фольклор населений украины, прошедший сложный многовековой путь, — необычный исторический документ. сказки и Песни, пословицы и эпические поэмы говорят об отношении народа к событиям и историческим деятелям. Они характеризуют такие стороны судьбы разных слоев общества, каковые не нашли отражения в письменных документах.

Фольклор, созданный народом, раскрывает философию народа, его жёсткую веру в счастье и справедливость, в победу хороша над злом. Недаром храбрец русских сказок Иванушка-дурачок либо Емеля, так же как персонажи народного театра — отечественный Петрушка либо итальянский Пульчинелло, побеждает над всеми собственными недругами а также над смертью. Извечные идеи фольклора общи для творчества всех народов, но любой народ высказывает их в национальных формах, складывавшихся столетиями, обусловленных изюминками быта и истории.

Громадно художественное, эстетическое значение фольклора. Достаток образов, разнообразие изобразительных средств, выразительность и лаконизм языка — отличительные качества народного творчества.

значительность содержания и Художественное совершенство фольклора завлекают к нему внимание писателей, живописцев, композиторов. Весьма многие писатели применяли фольклор в собственных произведениях, обучались у народа художественному мастерству. Германский поэт Гёте (см. ст. «Иоганн Вольфганг Гёте») на базе преданий создал собственного бессмертного «Фауста», датский сказочник Андерсен (см. ст. «Ганс Христиан Андерсен») пересказал детям и взрослым много прекрасных народных сказок. Неизменно обращались к фольклору различных народов русские писатели A. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, М. Неприятный, B. В. Маяковский и многие другие.

В течение столетий фольклор жил лишь в устной передаче. В Европе его стали собирать и записывать только около 300 лет назад, а изучать — только в конце XVIII в. За последние полтораста лет были изданы такие превосходные книги, как сборник германских сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева, бесчисленные издания песен различных народов, пословиц и собрания загадок, среди них известный сборник русских народных пословиц Владимира Даля.

Сейчас советские издательства производят отдельными книгами сказки, сборники пословиц, загадок и поговорок многих населений украины.

В Советском Альянсе собиранию произведений народного творчества уделяется громадное внимание. Им занимаются не только ученые-фольклористы, но и писатели, студенты, учителя, широкие круги трудовой интеллигенции, рабочие и колхозники. Ежегодно бессчётные экспедиции научно-исследовательских университетов, институтов, писательских организаций отправляются в различные финиши отечественной многонациональной Отчизны, дабы разыскать сказителей, сказочников, певцов н записать их песни, былины, сказки. Громадную помощь в этом деле оказывают школьники.

Ученые исследуют записанные материалы, писатели обрабатывают их. Появляются разнообразные издания фольклорных произведений: книжки-ширмы для малышей, увлекательные сборники сказок, которыми зачитываются дети и взрослые, песенники, научные издания.

Демосфен. Искусство слова.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: