Методы возрастной психологии.

задачи и Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология — это отрасль психотерапевтической науки, изучающая закономерности и факты развития человека, возрастную динамику его психики (по И.В. Шаповаленко). Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя движущие силы и механизмы этого процесса, разбирая разные подходы к пониманию природы, генезиса и функций психики, разные стороны становления психики — её изменение в ходе деятельности, общении, познании.Предмет возрастной психологии- возрастные периоды развития, обстоятельства и механизмы перехода от одного возрастного периода к второму, тенденции и общие закономерности, направленность и темп психологического развития в онтогенезе.Задачи возрастной психологии:
— Изучение движущих сил, механизмов и источников психологического развития на всём протяжении жизненного пути человека.
— Периодизация психологического развития в онтогенезе.
— Изучение возрастных закономерностей и особенностей протекания психологических процессов.
— Установление возрастных возможностей, изюминок, закономерностей осуществления разных видов деятельности, усвоение знаний.
— Изучение возрастного развития личности, а также в конкретных исторических условиях.
— Определение возрастных норм психологических функций, обнаружение психотерапевтических творческого потенциала и ресурсов человека.
— Создание работы систематического контроля за ходом развития детей и психического здоровья, оказания помощи родителям в проблемных обстановках.
— Возрастная и клиническая диагностика.
— Исполнение функции психотерапевтического сопровождения, помощи в кризисы судьбы человека.
— самая оптимальная организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

Способы возрастной психологии.

Психологическая деятельность постоянно получает собственный объективное выражение в тех либо иных действиях, речевых реакциях, в трансформации работы внутренних органов. Крайне важно изучать психологическую судьбу в ходе деятельности человека, замечая его поступки, поведение. И. М. Сеченов писал: «Психологическая деятельность человека выражается, как мы знаем, внешними показателями, и обыкновенно все люди, и простые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, делают выводы о первой (психологической деятельности) по последним, т. е. по внешним, показателям». Так, познание психологической, деятельности человека достигается в большинстве случаев через изучение его действий, поступков, речевого поведения.В отечественной психологии выделяется четыре группы способов.К первой группе способов, каковые возможно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.Сравнительный способ на данный момент активно используется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, либо «выборок»), в социальной психологии (сопоставление разных типов малых групп и т. п.), в дефектологии и патопсихологии (сравнение больных со здоровыми и т. п.).
В психологии и детской психологии взрослых сравнительный способ выступает в виде способа возрастных, пли «поперечных», срезов. Сравнительно-возрастной способ является сопоставлением отдельных изюминок по возрастам с целью обнаружения динамики изучаемого психологического процесса. Одним из изучений для того чтобы рода есть работа А. А. его сотрудников и Смирнова по проблеме памяти, где сопоставлялись изюминке некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей.Параллельно со сравнительным способом в возрастной психологии разрабатывался лонгитюдный способ. Он предполагает многократные обследования одних и тех же лиц в течении достаточно долгого отрезка времени, измеряемого время от времени десятками лет. Ярким итогом применения этого способа есть личная монография о ходе психологического развития.В наше время психотерапевтические изучения все чаще включаются в комплексные исследовательские программы в которых участвуют представители вторых наук. Эти программы создаются, в большинстве случаев, для ответа больших практических задач. В комплексном изучении при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между отдельными подходами. Для того чтобы рода изучение разрешает устанавливать зависимости и связи между явлениями разнообразные (к примеру, физического, физиологического, психологического, социального развития личности и т. п.).
Вторую, самую широкую группу способов составляют эмпирические способы добывания научных данных. К данной группе способов относятся: самонаблюдение и наблюдение; экспериментальные способы; психодиагностические способы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разнообразные); биографические способы (анализ событий жизненного пути человека).Третью группу составляют способы обработки данных. К этим способам относятся количественный (статистический) и качественный (разделение материала по группам, вариантам, описание случаев, как самый полно высказывающих варианты и типы, так и являющихся исключениями) анализы.Четвертая несколько — интерпретационные способы. Ко мне относятся генетический и структурный способы.
Генетический способ разрешает трактовать целый обработанный материал изучения в чертях развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психологических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.Структурный способ устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными чертями личности.Любое психотерапевтическое изучение имеет пара неспециализированных этапов.
Первый этап — подготовительный. Собранные предварительные сведения позволяют выдвинуть догадку — предположение о каких-либо психотерапевтических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.
Второй этап — фактически изучение. На этом этапе методом применения разных конкретных методик приобретают эти, каковые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных употребляется, в большинстве случаев, пара способов в их сочетании.
На третьем этапе эти обрабатываются. Проводятся количественный и качественный анализы данных изучения, каковые позволяют распознать закономерности и существующие связи.

Особенности возрастной психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: