Средняя общеобразовательная школа №7
Тайны музыкального
Королевства.
Программа факультативного курса для 5 класса.
Составлена преподавателем всемирный
музыки и Художественной культуры
Крыловой Я.Ю.
МО Рузаевка, 2006
Пояснительная записка.
В наши дни неприятность музыкального образования и эстетического воспитания играется очень ключевую роль. Познание красивого, переживание эйфории от встречи с ним – это мостик, соединяющий мораль и нравственную чистоту, этику и эстетику, это путь к сердцу ребенка.
Задачиданного курса – развивать эстетические эмоции, кругозор, музыкальный вкус, умение разбирать самостоятельно музыкальные произведения. Помогать познанию мира, формирование мировоззрения, воспитание нравственности, уважения и любви к музыкальному мастерству. Обогащение обучающихся знанием истории музыкального мастерства – это развитие духовной культуры.
Цель курса – в увлекательной форме раскрыть школьникам сущность и специфику музыкального мастерства, особенности и закономерности его развития, познакомить с главными ясными средствами, формами. Историей развития и возникновения музыкальных инструментов. броскими представителями композиторских школ, стилей, эр. Раскрыть важность музыкального мастерства и его тесные связи с другими видами и жизнью мастерства: литературой, театром, танцем, кино.
Главным видом занятий факультатива являются беседы, лекции, занятия –путешествия и концерты.
Главный источник художественных впечатлений на занятиях – музыка.
Учебно – тематический замысел
№ | Тема | Кол-во часов |
Музыка в жизни людей | ||
Музыка в семье вторых искусств | ||
В чем специфичность музыкального мастерства | ||
Содержание музыкальных произведений | ||
Ясные средства музыки | ||
Биография музыкальных инструментов | ||
Жанры в музыке | ||
всего |
Содержание программы
Введение (4 ч.)
Музыка в жизни людей. Музыка в семье вторых искусств. Мастерство «слушать» и «слышать». Специфика музыкального мастерства. Содержание музыкальных произведений, музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. традиции и Преемственности в музыке.
Раздел I.
Ясные средства музыки (7 ч.)
Наиболее значимые элементы музыкальной речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время в музыке и музыкальный ритм. Лад, Гармония. Народные лады. Мордовская народная музыка – специфика и своеобразие. Темп, динамика, регистр. Тембр. Тембры музыкальных инструментов.
Раздел II.
Биография музыкальных инструментов (11 ч.)
В то время, когда появились и как развивались музыкальные инструменты. «Семейства» музыкальных инструментов. Струнная несколько (смычковые), состав, черта. Известные скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Загадки жизненного и творческого пути известного скрипача Николо Паганини. Древесно–духовая несколько инструментов, состав, черта. Бронзово-духовая несколько, состав, черта. Несколько ударных. Что такое оркестр? оркестр . Струнно-щипковые инструменты, состав, черта. Народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Орган, происхождение, разновидности. Орган в творчестве И.С. Баха. Арфа, клавесин, фортепиано, рояль. Известные виртуозы – исполнители Ш. Шопен – душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро–музыкальные их возможности и инструменты.
Раздел III.
Жанры в музыке (12 ч.)
Певческий жанр. речь и Пение. Народная песня, ее собиратели и творцы. Одноголосие и многолосие, тембры певческих голосов. Что такое романс, певческий цикл, баллада, кантата? Авторская песня, творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума.
Инструментальный жанр. Сюита, соната, симфония. Что такое «программа» в музыке?
Музыкально-театральный жанр. Происхождение оперы, ее составные элементы – арии, речитативы, ансамбли, хоры. Инструментальная музыка в опере.
танец и Музыка. Старейшие истоки мастерства танца. Танец – как выражение характера народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс.
И. Штраус – король вальсов.
Музыка в кино. Для чего она нужна в фильме. Ключевые принципы ее включения. Музыка «в кадре» и «за кадром». Музыка как черта храбрецов, среды, времени.
Из истории джаза. Направления современной священик – музыки.
Литература.
Н. И. Бояркин «Мордовское народное музыкальное мастерство» Саранское Мордовское книжное издательство 1983 г.
В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке», Москва «Музыка», 1988 г.
В.Б. Григорович «Великие музыканты Западной Европы» Москва «Просвещение», 1982 г.
Е.Н. Домрина «Беседы о музыке» Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1982 г.
Н.М. Ситникова «От песни до симфонии, либо позволяйте слушать музыку» Саранское Мордовское книжное издательство 1989 г.
Фонохрестоматии к занятиям.
Разные презентации по творчеству композиторов, музыкальным инструментам, музыкальным произведениям.
MULTIMEDIA – помощь курса
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Мефодий и Кирилл»
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия хорошей музыки» «Коминфо»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Мефодия и Кирилла 2009г.»
4.Единая коллекция — http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5. Детские презентации и электронные книги — http://viki.rdf.ru/
6. Мультимедийная программа Музыка в цифровом пространстве
7. . Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»