О.Я. ГОЙХМАН,
Т.М. НАДЕИНА
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
УЧЕБНИК
Под ред. проф. О.Я. Гойхмана
Рекомендовано Министерством неспециализированного
и профобразования
РФ в качестве книжки
для студентов высших учебных заведений,
специализирующихся в области сервиса
Москва
ИНФРА-М
ББК 65.9(2Р)27
Г57
Критики: проф., д-р филол. наук Г.Г. Городилова;
научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова,
канд. филол. наук О.Ф. Кривнова
Разделы 3 и 4, глава 2.3 и параграфы 2.4.1 и 2.4.2 написаны доктором наук О.Я.Гойхманом
раздел 1, главы 2.1 и 2.2, параграф 2.4.3 написаны доцентом Т.М. Надеиной.
Работа над фонетическим нюансом речевой коммуникации (параграф 2,4.3) осуществлялась при помощи фонда Research Support Scheme of the Higher Education Support Programme, грант № 435/1995.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация:
Учебник/Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М,
2003. — 272 с. (Серия Высшее образование).
ISBN 5-16-000657-5
Учебник имеет целью обучение базам речевого общения путём совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, письма, устной речи и слушания. Приводятся совокупности упражнений, направленные на улучшение речи, освоение речевых тактик, и пример рабочий игры для отработки навыков коммуникации.
Для студентов институтов и обучающихся колледжей. Возможно нужен всем, кто желал бы добиться успеха в разных обстановках речевого общения.
ББК 65.9 (2Р)27
ISBN 5-16-000657-5 © О.Я. Гойхман,
Т.М. Надеина, 1997
ВВЕДЕНИЕ
К эксперту в области сервиса предъявляются требования не только большого профессионализма, но и глубокого понимания правил общения, в особенности речевого. Обращение есть по существу одной из составных частей опытной подготовки экспертов по туризму, правовым услугам населению, музейному сервису, домашнему менеджменту, не говоря уже о референтах и документоведах. Все они должны в совершенстве обладать разными видами речевой деятельности, владеть навыками речевого тестирования, мочь квалифицированно вести беседу (конкретно вести, а не принимать участие в ней), в общем, ощущать себя в полной мере с уверенностью как в бытовой, так и в рабочий сферах общения.
Речевая коммуникация очень сложна по собственной структуре. Рвением познать ее сущность, природу людской общения одержимы не только лингвисты, но и психологи, социологи, философы. На стыке наук существуют такие направления, как психолингвистика, паралингвистика, социолингвистика,
этнолингвистика.
Не обращая внимания на таковой широкий интерес к проблемам речевого общения, учебных пособий и отечественных учебников по базам речевой коммуникации для нефилологических профессий нет. Имеется много книг, посвященных деловому общению, но их авторами являются, в большинстве случаев, или психологи, или эксперты в области управления. На отечественный взор, в речи изданиях и этих факторы языка отодвинуты на второй план. В это же время направляться отметить появление сейчас очень конструктивных пособий по ораторскому искусству и культуре речи (Васильева А.Н. «Базы культуры речи», светло синий И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи», Введенская Л.А., Павлова Л.Г «Культура и искусство речи» и ряд других), каковые, но, не исчерпывают всех реалий, которые связаны с речевым общением. Особенно широка переводная литература по проблемам общения, но и она не охватывает всего круга вопросов речевого общения.
Учебное пособие «Базы речевой коммуникации» было составлено авторами и вышло в свет в 1992 г. Данное издание, подготовленное на его базе, претерпело очень значительные трансформации. Количество его увеличен практически в два раза за счет включения новых разделов (их сейчас четыре, а не два), учета современных направлений отечественной и зарубежной психолингвистики, и опыта самих авторов, накопленного за годы преподавания данной дисциплины в институте.
Методическая концепция авторов данного книжки базируется на понимании общения как деятельности. Нужно подчернуть, что с 70-х годов в литературе наметились две точки зрения на эту проблему. Так, последовательность философов, к примеру М.С. Каган, заключили , что общение лежит в пределах деятельности*. Другие же, в частности Л.П. Буева, трактовали общение как что-то иное, чем деятельность*.*
В конце 70-х годов на страницах издания «Вопросы философии» развернулась дискуссия между А.А. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. Доказывая собственный взор на общение как на деятельность человека, лингвист и психолог А.А. Леонтьев отмечал, что субъект деятельности постоянно является «коллективным субъектом», а отнюдь не изолированным индивидом, что совершает общение внутренним моментом деятельности*.* * Контраргументация Б.Ф. Ломова основывается на том, что общение как межсубъектное сотрудничество принципиально отличается от освоения субъектом объектов, которое и есть деятельностью.* * * *
Опираясь на концепцию А.А. Леонтьева, авторы создали учебную программу курса по базам речевой коммуникации и организовали учебный материал так, что в нем громадное внимание уделяется совершенствованию навыков разных видов коммуникации (чтения, письма, слушания, говорения).
Для данной цели любой раздел книжки снабжен материалами для независимой работы, включающими учебные задания, тесты и контрольные вопросы для самоконтроля.
На отечественный взор, таковой подход к обучению базам речевого общения есть залогом его эффективности.
1Раздел
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Глава 1.1. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация
Слово «коммуникация» — одно из многих зарубежных слов, каковые в
настоящее время обширно употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова «communico», что свидетельствует «делаю неспециализированным, связываю, общаюсь», исходя из этого самый родным к нему по значению есть русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (свойство к общению, общительность), «коммунникабельный» (общительный человек), и слово «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; к примеру, коммуникативный тип высказывания).
Второе значение слова «коммуникация» — пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного коммунального хозяйства. В этом смысле говорят, к примеру, о подземных, воздушных и т.п. коммуникациях, о совокупностях коммуникаций. В отечественном курсе термин «коммуникация» употребляется, конечно, в первом значении, поскольку объектом отечественного изучения есть конкретно общение между людьми. С этим значением связано и научное определение понятия, забранное из лингвистического энциклопедического словаря: «Коммуникация — своеобразная форма сотрудничества людей в ходе их познавательно-трудовой деятельности».
Ни для кого не секрет, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Но сотрудничество между ними ученые именуют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, например, сигнализацией». Специфичность сотрудничества людей в ходе их жизнедеятельности пребывает в применении языка. Язык, являясь наиболее значимым средством людской общения, выступает кроме этого как орудие познание, как инструмент мышления. Именно поэтому коммуникация между людьми есть главным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.
Основная цель речевой коммуникации — обмен информацией разного рода. Разумеется, что обмен и общение информацией между людьми осуществляются не только посредством языка. С старейших времен в людской обществе употреблялись передачи информации и дополнительные средства общения, многие из которых существуют и до сих пор. К примеру, у коренного населения Африки употребляется язык свиста, сигналы барабанов, колокольчиков, гонга и т.п. «Язык цветов», распространенный на Востоке, кроме этого есть средством передачи информации, которую в некоторых обстановках не разрешается высказывать словами (к примеру, роза — знак любви, астра — печали, незабудка — памяти и т.д.). Дорожные символы, сигналы светофора, сигнализация знамёнами и т.п. — все это средства передачи информации, дополняющие главное средство людской общения — язык.
В соответствии с этим средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация — это общение посредством слов, невербальная — это передача информации посредством разных несловесных знаков и знаков (к примеру, картинок и т.п.). Но невербальные средства общения кроме этого неоднородны. Среди них существуют чисто рефлекторные, не хорошо контролируемые методы передачи информации об эмоциональном, физиологическом состоянии человека: взор, мимика, жесты, перемещения, поза. Значительно чаще конкретно их и именуют средствами невербальной коммуникации.
речь и язык
Разглядим выражение «речевая коммуникация». По какой причине в этом выражении употребляется слово «речевая», так как до сих пор мы говорили, что язык — наиболее значимое средство общения? Ответ на данный вопрос мы отыщем, узнав различия, каковые существуют между понятиями «речь» и «язык». Отметим, что эти слова различаются во многих языках (англ, language/speech; нем. Sprche/Rede; франц. langage/parole).
Упрощенно возможно заявить, что язык — это совокупность знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о совокупности русского, британского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (другими словами единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Любая единица в собственности определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень — морфологический — синтаксический — семантический (либо смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы потребления тех либо иных единиц (см. главу 1.3).
Термин «обращение» употребляется в двух значениях. Во-первых, речью именуется один из видов коммуникативной деятельности человека: применение языка для общения с другими людьми. В этом смысле обращение — это конкретная деятельность, выражающаяся или в звуковой форме, или в письменной. Во-вторых, речью именуется итог деятельности — текст (статья, сообщение и т.д.).
Так, в слове «язык» преобладающим значением есть «совокупность, структура», а в слове «обращение» — «деятельность». Исходя из этого для определения слова «коммуникация» уместно применять термин «речевая». Но нужно подметить, что выражение «языковая коммуникация» кроме этого существует и употребляется в качестве синонима. По большому счету направляться не забывать, что часто, кроме того в научной литературе, слова «речь» и «язык» употребляются как синонимы, другими словами взаимозаменяемы, в случае, если это не оговаривается очень.
речи и Функции языка
В то время, когда вопрос касается речи и функций языка, тяжело совершить грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание (устное либо письменное) — это обращение. Потом мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это событие.
Главными функциями языка (и это направляться уже из определения речевой коммуникации) являются:
1) информационная — передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
2) пропагандистская — побуждение, призыв, просьба;
3) эмотивная — яркое выражение эмоций, чувств.
Помимо этого, говорят еще о метаязыковой функции (применение языка для описания предмета) и о фатической (установление контакта между участниками общения). К примеру, в научных трудах, в справочниках язык употребляется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т.д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» употребляются, в большинстве случаев, в качестве приветствия, другими словами для установления контакта, их настоящее словесное наполнение несущественно.
Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в разных сочетаниях с преобладанием одной из них. К примеру, в газетной статье господствует информационная функция, но смогут выражаться кроме этого пропагандистская и довольно часто эмотивная.
мышление и Речь
Серьёзной функцией речи как деятельности в ходе коммуникации есть функция выражения мысли. Человек мыслит в любой момент, за исключением глубокого сна и полного отдыха. Наряду с этим в речи идея не только формулируется, но и формируется. Обращение неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, «обращение имеется процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».
Сам процесс мышления до конца еще не познан. Ученые уверены в том, что в речевом мышлении ключевая роль в собственности понятиям, в которых обобщены значительные особенности явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают нужную для общения материальную оболочку. Мыслить — это значит оперировать понятиями. Дабы мыслить, нужно знать слова, обозначающие эти понятия. Исходя из этого овладение языковыми средствами (запасом слов, конструкциями и грамматическими формами) есть нужным условием постепенного усложнения и развития мышления познавательной деятельности. Узнаваемый коммунистический психолог Н.И. Жинкин писал: «Обращение — это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Тут мы подошли к вопросу о соотношении мышления и речи. Эти два понятия, само собой разумеется, не тождественны. С одной стороны, мышление шире, чем обращение, потому, что оно опирается не только на язык. Наровне с речевым мышлением существует фактически действенное и наглядно-образное мышление. Иначе, в каких-то отношениях обращение шире мышления, потому, что она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Помимо этого, обращение стилистически окрашена и социально дифференцирована, другими словами вариативна (см. главу 1.2). Механизмы мышления, разумеется, универсальны для всех людей, независимо от их социальной принадлежности и национальности.
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью именуют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного либо письменного. Тут языковые значения употребляются вне процесса настоящей коммуникации. Кроме того из заглавия ясно, что данный процесс скрыт от яркого наблюдения и исходя из этого на большом растоянии еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с громадной скоростью и сама внутренняя обращение различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.
Выделяют три главных типа внутренней речи. Первый — это внутреннее проговаривание, другими словами «обращение про себя», которая сохраняет структуру внешней речи, но отнять у нее звукового либо графического оформления. Такая обращение обычна при ответе мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип — фактически внутренняя обращение, в то время, когда она выступает как средство мышления. Наряду с этим человек пользуется своеобразными единицами (предметными кодами, кодами образов и т.п.). Такая обращение имеет своеобразную структуру, отличающуюся от структуры внешней речи. Третий тип -— это внутреннее программирование, другими словами закрепление и формирование в своеобразных единицах программы речевого высказывания, целого текста либо его частей.
Внешняя обращение — это процесс речевой деятельности, включающей декодирования информации и различные механизмы кодирования. Внешняя обращение — это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем.
Речевая деятельность
Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и имеет несколько последовательных фаз: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), контроля и реализации. В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое воздействие.
Исходным моментом любого речевого действия есть речеваяситуация, другими словами такое стечение событий, которое побуждает человека к речевому действию (к примеру, к высказыванию). Примеры речевых обстановок: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о итогах работы, написать письмо, побеседовать с втором и т.п. Речевая обстановка порождает мотив высказывания, что в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.
В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.
1. Подготовка высказывания. Происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на базе прошлого опыта и на базе учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с стремительными реакциями, эти подготовительные ответы протекают с громадной скоростью на подсознательном уровне. Все эти ответы завершаются созданием внутреннего замысла высказывания, что может иметь разную степень обобщенности либо конкретности. Успех речевого действия зависит от того, как деятельно знание языка, как организованы у человека умения и речевые навыки.
2. Структурирование высказывания. Осуществляется выбор слов, размещение их в нужной последовательности и грамматическое оформление — все это происходит во внутреннем замысле. Этот этап есть наименее изученным в совокупности речевого действия, потому, что не ясны механизмы грамматического оформления и выбора слов. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется способом ошибок и проб, методом отбрасывания слов, каковые слишком мало совершенно верно высказывают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм «оценки» подбираемых слов. Предполагается кроме этого, что слова в памяти человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, к примеру в виде тематических блоков, что активизирует и облегчает выбор нужного слова. Наряду с этим слова, каковые много раз употреблялись, являются как бы «индуцированными», исходя из этого у говорящего прослеживается тенденция их повторного потребления. В выборе слов определенную роль играются кроме этого словесные ассоциации, каковые образуются на базе предшествующего опыта и сохраняются в памяти.
3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое либо графическое оформление высказывания. Данный этап самый важный, потому, что он определяет хороший либо отрицательный итог высказывания. В случае, если переход от внутренней речи к внешней не известно почему нарушен, другими словами внутренняя обращение не хорошо оформляется во внешней, то окружающим такая обращение думается неполной, бессвязной, труднопонимаемой. О результате речевого действия делают выводы по его восприятию и по реакции на него, другими словами обратной связи.
Восприятие речи (процесс слушания либо чтения) включает следующие стадии:
1) переход с звукового либо графического кода на код внутренней речи;
2) расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;
3) познание неспециализированного замысла высказывания;
4) познание мотивов и замыслов высказывания;
5) оценка взятой информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);
6) познание языковых средств и выбора формы.
Познание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго вероятен, второй без первого — нет. Разумеется, что полное познание достигается не всегда. Действенное восприятие допустимо при активном жажде принимающего осознать обращение автора высказывания.
Обратная сообщение (другими словами реакция на высказывание) — ответственный элемент контроля речевого действия, разрешающий оценить его итог. Самый полно обратная сообщение осуществляется в диалоге.
Уровень качества понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов — разных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято именовать контекстом. Неспециализированный контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (илиэксплицитный) контекст включает то, что подлежит яркому наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (либо имплицитный) контекст — это то, что не поддается яркому наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, установки и намерения коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, темперамент и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к разным итогам.
Потому, что основная цель речевого общения — это обмен информацией, другими словами восприятие и передача смысла высказывания, человек пытается быть осознанным. Для этого нужно учитывать и верно применять факторы, оказывающие влияние на процесс общения. На базе таких факторов выделяются типы и различные формы речевой коммуникации.
Формы и типы речевой коммуникации
Различают устную и письменную формы вербальной речевой коммуникации. Типы речевой коммуникации определяются по последовательности показателей.
1. Условия общения:
а) прямое, либо яркое, общение с активной обратной связью (к примеру, диалог) и с пассивной обратной связью (к примеру, письменное распоряжение и т.п.);
б) опосредованное общение (к примеру, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации).
2. Количество участников:
а) монолог (обращение одного человека);
б)диалог (обращение двух людей);
в) полилог (обращение нескольких человек).
3. Цель общения:
а) информирование;
б) убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.);
в) развлечение.
4. Темперамент обстановки:
а) деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);
б) бытовое общение (беседы с родными людьми и т.д.).
Каждая речевая обстановка возможно отнесена к определенному типу. К примеру, в случае, если человек звонит другу, дабы пригласить его к себе домой, их разговор возможно охарактеризовать так: устная форма, яркое общение, диалог с целью убеждения, бытовая беседа.
Для каждого типа коммуникации существуют своеобразные языковые средства (слова, грамматические конструкции и т.д.), тактики поведения, умение использовать каковые на практике есть нужным условием успехи успеха в ходе речевой коммуникации.
Виды речевой деятельности
Разглядев факторы и различные условия, воздействующие на процесс речевой коммуникации, возвратимся к понятию речевой деятельности. Из прошлого изложения ясно, что с позиций механизмов кодирования-декодирования информации речевая деятельность включает четыре главных нюанса, каковые принято именовать видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Говорение — это отправление речевых звуковых сигналов, несущих данные.
Слушание (либо аудирование) — восприятие речевых звуковых сигналов и их познание.
Письмо — зашифровка речевых сигналов посредством графических знаков.
Чтение — расшифровка графических знаков и познание их значений.
Механизмы кодирования информации действуют при письме и говорении, декодирования — при чтении и слушании. При слушании и говорении человек оперирует звуковыми сигналами, а при чтении и письме — графическими символами.
Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в базе процесса речевой коммуникации. От того как у человека организованы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. Помимо этого, степень сформированности навыков речевой деятельности является критерием оценки уровня владения языком (не только зарубежным, но в первую очередь родным) и показателем неспециализированной культуры человека.
Модель речевой коммуникации
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, посредством каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни участвовало в общении, в базе ее лежит единая схема, либо модель. Компонентами данной модели являются:
1. Отправитель информации (либо адресант) — говорящий либо пишущий человек.
2. Получатель информации (либо адресат) — просматривающий либо слушающий человек.
3. Сообщение — текст в устной либо письменной форме — важная часть модели, потому, что без обмена информацией нет речевой коммуникации.
Отдельное речевое воздействие (фрагмент коммуникации) именуется коммуникативным актом. К примеру, в диалоге — реплика одного из собеседников.
Несложная схема отдельного коммуникативного акта в ходе речевой коммуникации выглядит следующим образом:
В рамках коммуникативного акта отправитель информации (к примеру, говорящий), имея мотив высказывания, сооружает его во внутренней речи, после этого при переводе во внешнюю обращение кодирует в звуки. Получатель, принимая поступающий сигнал, декодирует его и выявит суть высказывания. У него кроме этого появляется мотив высказывания, происходит обмен репликами, другими словами осуществляется обратная сообщение. Так, получатель и отправитель изменяются местами, но схема коммуникативного акта остается наряду с этим прежней.
Так, речевая коммуникация — это общение людей, осознаваемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое сотрудничество с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).
Общение осуществляется в ходе речевой деятельности человека посредством вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре нюанса: говорение, слушание, чтение, письмо.
Главная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, каковые решает человек в ходе общения, возможно свести к следующим главным:
• действенное получение информации;
• действенная передача информации;
• достижение поставленной цели методом побуждения и убеждения собеседника его к действию;
• получение дополнительной информации о собеседнике;
• хорошая самопрезентация.
Действенное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками слушания и чтения. Действенная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками говорения и письма. Достижение поставленной цели методом убеждения собеседника требует знания главных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), и владения речевыми тактиками побуждения и убеждения. Получение дополнительной информации о собеседнике допустимо на базе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (дабы выяснить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать голоса собеседника и оттенки интонации (дабы оценить его эмоциональное состояние), умения трактовать содержание его высказываний и осознать вероятный подтекст. Хорошая самопрезентация свидетельствует свойство произвести хорошее впечатление на собеседника (либо на читателя) и предполагает владение базами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «выполнить» собственную обращение в приятной для собеседника манере, показав собственные хорошие качества.
задания и Вопросы
Возможно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?