Михаил Васильевич Ломоносов — поэт русский и великий учёный. Имя Ломоносова знакомо каждому культурному человеку.
Научная деятельность Ломоносова была очень разносторонней и многообразной.
Особенно громадны заслуги Михаила Васильевича в области физики и химии. Он открыл общий закон сохранения вещества. Данный закон природы лежит в базе современного естествознания.
Отчизна М. В. Ломоносова.
Ломоносов создал русскую грамматику, основанную на живой русской речи.
Известный критик В. Г. Белинский писал: «С Ломоносова начинается отечественная литература».
Какой бы областью людской знания ни занимался Ломоносов, он обогащал ее превосходными открытиями и показывал пути ее развития на многие годы вперед. Всю собственную жизнь Ломоносов боролся за развитие русской науки.
Михаил Васильевич появился в 1711 г. в семье рыбака-помора на одном из островов в устье р. Северной Двины, в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор. С десятилетнего возраста он вместе с отцом занимался морским промыслом.
Мальчик выучился просматривать и писать у собственного соседа по деревне, а после этого обучался у дьячка приходской церкви. Все свободное время, не обращая внимания на недовольство родных, он проводил за книгами. Неординарно любознательный, он стремился прочесть все книги, каковые были в его деревне.
Как-то мальчик выяснил, что у одного из его односельчан имеется учебник математики славянская грамматика и Магницкого Смотрицкого. Много упрочнений стоило взять книжки и изучить их. Обучаться по этим книгам было тяжело. В них было довольно много непонятного, и требовалось огромное напряжение, дабы во всем разобраться.
Рвение Ломоносова к науке было так громадно, что он решил получать образования в Москве.
М. В. Ломоносов обожал видеться со собственными земляками-поморами и толковать с ними о возможности плавания на восток Северным морским методом. (Картина В. А. Фаворского.)
Ломоносов покинул родные места и зимний период, в трескучий холод, следуя за обозом рыбы, пришел в Москву. Это было в середине января 1731 г. С громадными трудностями он поступил в Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, куда в большинстве случаев не принимали детей крестьян и других «низших сословий». И девятнадцатилетний парень сел на одну скамейку с детьми.
В течение года Ломоносов прошел первые три класса. В начале 1736 г. Славяно-греко-латинской академии предписали отправить в Санкт-Петербург для предстоящего обучения лучших учеников, «в науках хороших». И Ломоносов в числе двенадцати самых талантливых обучающихся был зачислен студентом Академии наук.
Скоро Михаила Васильевича отправили за границу для изучения химии, металлургии и горного дела.
Возвратившись на родину, Ломоносов начал работать в Академии наук. В очень маленький срок он достиг вершин всемирный начал и культуры независимые изучения во многих областях науки, опережая собственных ученых современников.
Петербургскую Академию наук в то время заполонили германские доктора наук, каковые не были заинтересованы в развитии русской науки.
Самобытное дар, свободный темперамент, смелость мысли очень способного русского ученого не пришлись по нраву руководящим кругам Академии. Началась долгая борьба Ломоносова за русскую науку, за привлечение к науке талантливой русской молодежи, за право писать и печатать научные статьи на русском.
Для обучения моряков производству астрономических наблюдений М. В. Ломоносов внес предложение к мачте приделывать особенную площадку.
Ломоносов был выдающимся географом. В то время еще не были изучены громадные области Почвы. Были малоизвестны большая часть Азии, Северная Америка севернее 40°, большинство Африки, внутренние области Австралии. Не хватало данных для составления правильных карт.
Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, порванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу.
Ломоносов писал: «Разглядывая целый шар земной, не без удивления видим в море и суше взаимосоответствующие положения».
Размах изучений Ломоносова в области географии весьма широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, отливов и закономерности приливов; особенно довольно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить правильные карты разных районов земного шара, он довольно много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали полезным вкладом в географическую науку.
Михаил Васильевич положил начало научной разработке вопросов географии в РФ. В описаниях первооткрывателей русских и путешествий мореплавателей, а также в составленных по ним «чертежах» (картах) накопилось довольно много географического материала о отечественной стране, что нужно было обобщить.
Изучая естественные богатства и природу нашей страны, Ломоносов первым из ученых мира поставил вопрос о необходимости ее экономико-географического изучения. Михаил Васильевич ввел в науку самый термин «экономическая география».
С 1758 г. Ломоносов управлял географический департамент Петербургской академии наук. Превосходны начинания Ломоносова по подготовке нового атласа. Еще в 1745 г. вышел «Атлас Русском» Академии наук из 20 карт. Но данный атлас содержал довольно много неточностей и ошибок. Ломоносов задумал составить более подробный атлас всех районов России, складывающийся из 60-70 карт.
Чертежи устройств для географических изучений, сделанные М. В. Ломоносовым.
По плану Ломоносова, в атлас должны были войти не только физические карты России, но и материалы о населении, историческом развитии и хозяйстве страны. Атлас предполагалось снабдить приложением «Политическое и экономическое описание всея Империи». Чтобы получить нужные для этого материалы, Михаил Васильевич создал вопросник и при содействии сената разослал его по областям и губерниям,
Ломоносов задумал и организовал особые экспедиции для астрономического определения наиболее значимых пунктов страны. Он сам выбирал картографические проекции (стр. 42), сам составлял координатные сетки для карт.
Но не все планы Ломоносова осуществились. Издание карт практически готового атласа тормозилось. Экспедиции не были отправлены, поскольку академики немцы, «неприятели наук Русских», как именовал их Михаил Васильевич, не считали нужным по большому счету издавать атлас.
Лишь по окончании смерти Ломоносова были напечатаны и выпущены в свет ответы на разосланные Ломоносовым вопросы. Эти ответы составили четыре громадных тома. Их с далека в 1772-1774 гг. под заглавием «Топографические известия, служащие для полного топографического описания России».
В последующие годы издавались отдельные карты, но полный атлас России, задуманный и в значительной степени осуществленный Ломоносовым, был издан лишь спустя 27 лет по окончании его смерти.
Михаила Васильевича интересовал вопрос изучения Северного освоения Великого и Ледовитого океана Северного морского пути. Его «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» — превосходная научная работа. В ней собраны наблюдения о состоянии льдов, о ветрах и морских течениях в Ледовитом океане, изложен проект русской полярной экспедиции, осуществить которую потом пробовала экспедиция под управлением адмирала В. Я. Чичагова.
Изложив историю экспедиций в северных широтах, их успехи и сопоставив труды путешественников со собственными наблюдениями, Ломоносов сделал много серьёзных и верных выводов относительно режима Арктики.
«Льды приходят от востока из Сибирского океана, водами и восточными ветрами прогнанные», — писал он, верно указав причины дрейфа и направление льдов этого явления — ветры и морское течение.
Памятная марка
Большой коммунистический океанограф 10. М. Шокальский показывал, что в трудах Ломоносова довольно много полезнейших сведений о смене отливов и приливов, о солености воды в зависимости и морях солености от льдов и близости берегов.
Ломоносов сам написал инструкцию для экспедиции Чичагова. Под его наблюдением изготовлялись устройства для изучений: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал кроме того помещение особенного устройства, эргономичное для наблюдений с корабля в бурю.
Практически 150 лет пролежал в архиве Академии наук второй труд Ломоносова — «Рассуждения о громадной точности морского пути». Это был доклад, прочтённый великим ученым в собрании Академии 8 мая 1759 г. В нем Ломоносов высказал идеи, к каким зарубежные изобретатели разных устройств для мореплавания пришли существенно позднее.
Михаил Васильевич внес предложение сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора. «Дабы все погрешности, каковые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, обязан он иметь особливый компас — самопишущий»,—- писал Ломоносов.
Сейчас данный прибор, изобретенный Ломоносовым, именуют курсографом. Он оказывает помощь навигатору смотреть за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, оказывает помощь выяснить отклонение корабля от курса.
При жизни Ломоносова для измерения скорости судна пользовались мерной веревкой — лаглинем, т. е. пеньковым тросом с дощечками на финише и узлами на различных расстояниях.
Михаил Васильевич изобрел механический лаг, который связан с корпусом корабля. Навигатор с удобством имел возможность отсчитывать при помощи этого прибора пройденное кораблем расстояние, не оставляя управления кораблем и не отправляя матросов забрасывать лаглинь.
Ломоносов обосновывал необходимость учреждения в РФ «мореплавательской Академии», потому что в существовавших в то время «навигацких» школах, как он писал, «тому лишь обучают, что уже известно. А о таковых учреждениях, кои бы из людей состояли, в математике, а особенно в астрономии, гидрографии и механике искусных, и о том единственно старались, дабы новыми изобретениями… безопасность мореплавания умножить, никто… постоянного не предпринимал попечения».
Михаил Васильевич положил начало отечественному правильному научному языку, без которого сейчас никто не имеет возможности обходиться. Он ввел в русскую науку более 200 научных терминов и закрепил в ней такие сейчас общеизвестные латинские слова, как «формула», «пропорция», «минус», и древнегреческие слова — «горизонт», «воздух», «барометр», «метеорология» и др.
Ученый сказал с удовлетворением, что «стиль российский… довольно много талантливее стал для выражения идей тяжёлых» и что он «просвещению народа довольно много помогает».
Во времена Ломоносова среди ученых господствовало мнение, что в природе всё неизменно с момента сотворения мира всевышним. Ломоносов смело отверг данный антинаучный взор, отстаивая идею развития природы самой по себе, без всякого вмешательства сверхъестественных сил. Он обосновывал это утверждение в большинстве случаев географическими фактами.
Мысль развития природы победила в науке только в XIX в. и стала одной из баз современного естествознания. Провозвестником ее был очень способный ученый Ломоносов.
Погиб Михаил Васильевич Ломоносов в 1765 г.