Обучение приемам аутогенной тренировки проводится в три этапа:
1. разучивание поз, каковые употребляются при ее проведении;
2. освоение команд выхода и формул самовнушения;
3. освоение сокращенного варианта тренировки.
Этап обучения.
На этом этапе детей обучают принимать позы кучера, лотоса, позу и пассивную позу лежа. Обучение этим позам оптимальнее проводить на физкультурных и музыкальных занятиях.
Принимая позу кучера, дети садятся на стул, выпрямляют пояснице, стараются расслабить все скелетные мускулы. направляться смотреть за тем, дабы дети не особенно наклонялись вперед, в противном случае диафрагма начнёт давить на желудок. Голова должна быть опущена на грудь, ноги расслаблены и согнуты под тупым углом, носки чуть раздвинуты.
Необходимо обращать особенное внимание на положение носков ног. В случае, если носки направлены прямо либо немного подняты, то расслабления не окажется.
Руки направляться положить на колени так, дабы они не касались друг друга, локти легко округлить.
Глаза необходимо закрыть, нижнюю челюсть расслабить, язык расслабить (его основание должно казаться тяжелым), но рот должен быть закрыт.
При применении пассивной позы дети садятся на мягкий стул с подлокотниками либо в кресло. затылком и Спиной они должны опираться о спинку кресла, руки расслабить и положить на подлокотники. В остальном эта поза сходится с позой кучера.
Время от времени, в случае, если дети сидят некомфортно, у них смогут появиться неприятные ощущения в груди. В этом случае нужно под пояснице подложить подушку. При неприятных ощущениях в пояснице — подложить под колени валик из одеяла.
В позе лотоса ребенок сидит на полу, скрестив ноги наподобие буддийского монаха, его поясницы выпрямлена, а все скелетные мускулы расслаблены. Необходимо проследить, дабы дети не наклонялись вперед. Руки направляться положить на ноги у основания живота ладонями вверх, кисти рук легко согнуть. Голову опустить на грудь. Возможно легко покачиваться вправо-влево, наподобие маятника часов.
Весьма эргономична и комфортна для мелких детей — поза лежа. Дети лежат на пояснице на коврике, их руки вольно находятся ладошками вверх на протяжении туловища, ноги легко разведены.
В течение всего начального курса позу детей поменять не нужно. В то время, когда курс будет освоен абсолютно, возможно предложить детям самим выбирать позу, в которой они чувствуют себя комфортнее.
Дабы дети имели возможность достаточное время сохранять позу, направляться это воздействие сделать дня них привлекательным. К примеру, на фоне спокойной расслабляющей музыки возможно говорить детям сказку, предложив наряду с этим вообразить себя сказочным персонажем. Либо проговаривать текст, активизирующий воображение детей.
К примеру, представить себя плывущим на пушистых белых тучах либо по громадной спокойной реке на лодке. Очевидно, содержание текста должно соответствовать знаниям и опыту детей.
По окончании того как дети обучатся принимать и сохранять в течение определенного времени верную позу (в большинстве случаев на это уходит 14 дней), возможно переходить ко второму этапу обучения.
Этап обучения.
На этом этапе дети осваивают формулы самовнушения, команды выхода и тренируются в приведении себя в гипноидное состояние. Иначе говоря они обучаются приемам саморегуляции.
Самая основная задача этого этапа — освоение формул самовнушения. Наряду с этим психологу нужно не забывать, что управление функционированием внутренних органов и мышц в аутогенной тренировке не опирается на волевые упрочнения. Более того, сознательный волевой приказ приводит к противоположному эффекту.
Психолог, обучая детей приемам аутогенной тренировки, обязан стараться оказать помощь ребенку сконцентрироваться на эмоциях, образах, ощущениях и представлениях, не обращаясь к его воле, которая машинально повышает уровень напряжения совершает расслабление неосуществимым. Принципиально важно научить детей отдаваться потоку представлений.
Формулы самовнушения сперва произносятся вслух. Тут крайне важна точность. Необходимо создать образ состояния, после этого дается формула выхода из этого состояния. Детям на первых порах не редкость достаточно тяжело сконцентрироваться, они не хорошо воображают себе суть деятельности, исходя из этого нужно показать настойчивость и терпение. направляться учесть и специфику мышления ребенка.
В случае, если, к примеру, он слышит фразу Моя рука теплая, то к себе эти слова не относит. Кроме этого на первом этапе обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа твоя рука теплая. В большинстве случаев, он вступает с тренером (либо диктором) во внутренние размышления, отрицая эти установки в силу конкретики собственного мышления.
Действенно применение образов сказочных персонажей любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с наслаждением себя отождествляют. Исходя из этого психологу направляться обучиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, дабы они легко имели возможность войти в необходимый образ. Помимо этого, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние выхода и релаксации из нее.
В случае, если удается достигнуть хорошего уровня представления действия в сознании ребенка, то мысли его преобразовываются в реальность и происходит релаксация.
В большинстве случаев дети отлично реагируют на такие и подобные им тексты:
Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилег, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, утепленные. И у зайки Тани утепленные, и у зайчика Оли утепленные, и у зайчонка Андрюши утепленные и тяжелые, никак не поднять. Нежный теплый ветерок ласково гладит зайчика и зайчишек Катю, и заиньку Сашу. Закрываются глазки зайчат. Заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Дремлют зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка. Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко набрались воздуха и открыли глазки.
Приемам саморегуляции состояния с применением хороших формул аутогенной тренировки лучше учить детей на протяжении укладывания на дневной сон. Наряду с этим формулу выхода произносить не требуется. По тому, как не так долго осталось ждать дети начнут засыпать, возможно делать выводы о степени их релаксации. О ходе выхода возможно не тревожиться, потому, что спокойный, здоровый сон в этом случае есть выходом.
В то время, когда психолог убедится, что дети достигают определенной степени расслабления, понимают его и с радостью подчиняются командам, возможно переходить к фактически аутогенной тренировке способом самовнушения.
Комплекс тренировки способом самовнушения складывается из следующих составляющих:
— принятия соответствующей позы,
— произнесения формулы самовнушения,
— гипноидного состояния либо расслабления,
— команды выхода.
Начинается тренировка способом самовнушения с выяснения, какие конкретно образы создают у детей ощущения тепла, тяжести, спокойствия. Это возможно представление о пуховом одеяле, горячей норке, мягком кресле, теплом котенке и т. п.
Программа обучения приемам самовнушения складывается из шести серий занятий.
В первой серии занятий детей учат расслаблению тела и мышц конечностей.
Вторая серия занятий направлена на то, дабы ребенок обучился чувствовать тепло в нужной области либо во всем теле.
Задачей третьей серии занятий есть освоение упражнений, помогающих нормализовать работу сердца.
Четвертая серия оказывает помощь детям освоить упражнения, нормализующие дыхание.
Пятая учит детей концентрироваться на ощущении тепла в солнечном сплетении.
Шестая — на ощущении прохлады лба.
Количество занятий в серии зависит от того, как дети осваивают приемы самовнушения. В большинстве случаев на первую серию отводится 14 дней, а на остальные достаточно от одной семь дней до двух-трех дней.
Первая серия занятий начинается с упражнений на тела мышц и расслабление конечностей.
Первое упражнение формулируется так: Моя правая рука тяжелая. Необходимо, дабы дети смогли это себе представить. Представления о тяжести у детей субъективны. Исходя из этого направляться отыскать в памяти, в то время, когда детям приходилось испытывать ощущения тяжести, сконцентрироваться на них.
Основное, дабы они не были связаны с негативными переживаниями. В случае, если необходимый образ не создается, то возможно предложить детям подержать в руках тяжелые предметы (набивные мячи, мешочки с песком, к примеру).
Формулу самовнушения Моя правая рука тяжелая дети в мыслях повторяют пять-шесть раз, после этого включают формулу: Мне отлично, я спокоен.
К занятиям второй серии необходимо приступать не позднее, чем через 14 дней, независимо от того, как достигнута цель первого упражнения. Произносится формула: Правая рука теплая. Все упражнения для правой руки, учитывая и первую формулу, покупают следующий вид:
Мне отлично, я спокоен (1 раз).
Правая рука тяжелая (6 раз).
Мне отлично, я спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).
Мне отлично, я спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).
Потом направляться формула выхода. направляться знать, что формулы произносятся ребенком в мыслях. Взрослый уже не вмешивается в данный процесс. Но по окончании упражнения необходимо поболтать с детьми о том, что они чувствовали.
Верное произнесение формулы выхода имеет громадное значение. Сперва детям дается команда на напряжение мышц (согнуть руки, напрячь руки), после этого на дыхание (дышать глубоко) и, наконец, команда открыть глаза. В случае, если сперва открыть глаза и лишь позже активизировать мускулы и дыхание — выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, показаться чувство покалывания, похожее на то, в то время, когда затекут руки либо ноги. Мысленный приказ выхода обязан отдаваться решительно.
При верных и регулярных тренировках чувство тепла и тяжести появляется рефлекторно сходу при мысленном произнесении формул. Это легко проверить объективными способами. Температура руки, в которой ощущается тепло, вправду увеличивается приблизительно на 2 градуса. Это возможно зафиксировано термометром. Чувство тяжести появляется из-за интенсивной циркуляции и расширения сосудов крови.
При первом упражнении увеличивается содержание кислорода в крови, при втором происходит усиление кровообращения, приводящее к увеличению температуры. Эти процессы напрямую связаны с психологическим состоянием ребенка: расслабленность мышц ведет к понижению эмоционального напряжения.
В занятиях третьей серии осваивается формула Сердце трудится равномерно, как хороший мотор. Мне приятно и отлично. В комплексе аутогенной тренировки она занимает 8-е место по окончании формулы Я спокоен.
Формула четвертого упражнения: Мое дыхание тихо.
При исполнении этого упражнения создатель аутотренинга И. Шульц рекомендовал представить себя на протяжении плавания на пояснице. Потому, что многие дети не могут плавать, мы рекомендуем им представить себя лежащими на лужайке либо на пляже и наблюдающими в бескрайнее высокое светло синий небо, по которому плывут облака.
Время от времени, на первых этапах обучения, дети лежат с пальчиками и закрытыми глазами рисуют в воздухе воображаемые ими облака. В комплексе аутогенной тренировки эта формула ставится по окончании формулы упражнения для сердца (по окончании фразы Я спокоен).
На протяжении этого упражнения регулируются окислительные процессы в организме, что воздействует на уровень психологической и физической активности человека.
В пятой серии занятий дети осваивают формулу Пузо теплый.
Скоро взять желаемый эффект оказывают помощь, к примеру, представления горячей грелки, лежащей на животе, либо теплого пушистого котенка.
Формула шестого упражнения аутогенной тренировки: Лоб прохладный. Дети, в большинстве случаев, осваивают это упражнение стремительнее вторых.
Для получения нужного результата возможно предложить детям повернуться к стенке, выходящей на улицу. В большинстве случаев она холоднее, и человек ощущает это. Образные представления оказывают помощь детям стремительнее освоить это упражнение. Дети смогут, к примеру, представить, как они ополаскивают лицо прохладной водой, либо представить холодное полотенце на лбу и т. п.
При появлении первых результатов у психолога появляется возможность замечать со стороны за тем, как ребенок погружается в состояние релаксации. Вот тогда возможно переходить к третьему этапу обучения детей аутогенной тренировке.
3-й этап обучения.
На этом этапе дети обучаются приходить в состояние релаксации по сокращенному варианту аутогенной тренировки. Формула самовнушения в ней краткая: Покой — тяжесть — тепло. дыхание и Сердце спокойны. Пузо теплый. Лоб прохладный. Руки напряжены. Дыхание глубокое. Открыть глаза. Эффект будет совершенно верно таким же.
С этого уровня подготовленности релаксационные паузы смогут стать органичной составляющей режима дня и проводиться не реже двух ежедневно, содействуя нормализации психологического состояния детей. Обстоятельство неуспеха в данной деятельности педагогов возможно лишь одна — перерывы и бессистемность в работе.
Занимательный аутотренинг.
упражнения и Игры занимательного аутотренинга весьма радостные. Применение их рекомендовано по окончании того, как дети освоят главные приемы аутогенной тренировки, о которой поведано выше.
Приемы занимательного аутотренинга возможно применять на протяжении образовательных уроков и занятий либо как особое коррекционное средство.
В первом случае тренинг может проводиться с многочисленной детской группой, во втором — лично либо в парах. Групповой игровой треннинг с элементами соревнования вносит в обучающие занятия оживление, которое, как показывают эксперты, разрешает детям стремительнее включиться в учебный процесс.
С целью проведения занимательного аутотренинга особенных условий не нужно. Но хорошо, в случае, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, эргономичные кресла либо матики на каждого ребенка, аудио- и видеотехника.
Упражнения тренинга по возможности должны иметь элементы обратной связи. Это указывает, что дети должны поведать психологу о том, что ощущали, и хотя бы элементарно оценить собственный состояние.
Ниже приводится адаптированный к специфике детского возраста вариант занимательного аутотренинга из сборника сценариев Игры — обучение, тренинг , досуг под редакцией В. В. Петрусинского.
1. Отвечаем на вопросы.
Дети, мы знаем с вами, что сахар — сладкий, перец — неприятный, трава — зеленая, пчела — жужжит, рыба — плавает. А вот весьма интересно, понимаете ли вы себя? Давайте попытаемся выяснить, что мы о себе знаем. Я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы станете посредством фишек.
Красная фишка свидетельствует да, светло синий — нет. Фишки лежат в корзиночке. Если вы желаете сообщить да, то берете из корзиночки красную фишку и кладете ее перед собой. В случае, если нет, то берете светло синий фишку и кладете ее перед собой.
Вопросы:
Вы понимаете, где у вас сердце?
Вы довольно часто слушаете, как оно бьется’?
Вам не редкость время от времени тяжело дышать?
Вы понимаете, по какой причине вам тяжело дышать?
Вы имеете возможность продолжительно, продолжительно сидеть и наблюдать книгу?
Вы придумываете сами себе сказки, в то время, когда укладываетесь дремать?
Вам снятся сны?
Вы запоминаете сон, сможете его поведать?
Вы любите слушать музыку?
Благодарю! А сейчас подсчитаем:
какое количество всего было задано вопросов?
Как вы это определили?
какое количество раз вы ответили да?
какое количество раз вы ответили нет?
Каких ответов у вас было больше: да либо нет?
Что это указывает, по-вашему?
Реквизит: фишки двух цветов.
2. Мороженое.
— Я знаю, что все вы любите мороженое. А сейчас вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр…
Но вот пришел хороший колдун и сообщил: Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам комфортно, вам нет ничего, что мешает. на данный момент начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги утепленные, они расслабляются.
Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки утепленные, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла. Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.
А сейчас потянитесь вперед плечиками, откройте глаза! Заберите карточку, на которой нарисован человечек. Это вы. Красным фломастером отметьте, где вы первый раз почувствовали тепло. Заберите другую карточку. И отметьте, где больше всего ощущаете тепло на данный момент. Благодарю! Вы молодцы! Из вас оказалось хорошее мороженое.
3. Чудесная прогулка.
— Усаживайтесь эргономичнее (поза лотоса). Сейчас мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Дабы ковер-самолет имел возможность встать в атмосферу, необходимо расслабиться. Вы можете это делать. Лягте на пояснице. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и утепленные. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, пояснице. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медлительно вверх. И вы уже летите.
И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, второе — на громадный ком белой ваты, вот очень небольшое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медлительно опускается на землю. Вы в цветущем саду.
Около довольно много цветов, они кивают вам собственными готовками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играются в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы также летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот привычное озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Наблюдает на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше.
Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и отечественный детский сад Вы медлительно опускаетесь. Котенок торопится за вами. И вот вы тут. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой ласково. Сейчас погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Заберите котенка в руки. Нежно. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.
Надеюсь, что прогулка вам понравилась.
А сейчас заберите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в собственном путешествии.
Подсчитайте, сколько клеточек вы зарисовали. Благодарю! На этом отечественное путешествие закончилось. А котенок-облачко останется жить с нами.
Реквизит: маленькие поролоновые маты в рост ребенка, карточки, расчерченные на 8 клеточек, цветные карандаши, фломастеры, мягкая игрушка-котенок.
4. Игрушки.
— Здравствуйте. Садитесь за стол.
Сейчас мы поболтаем об играх и игрушках. Я буду задавать вам вопросы. А вы станете отвечать да либо нет.
В случае, если ответ да, то кладете перед собой красную фишку. В случае, если ответ нет- светло синий. Отвечать необходимо скоро.
Приготовились.
— Любите ли вы играться?
— Можете ли вы играться?
— Вы любите играться один?
— Вы любите играться с приятелями?
— Вы любите играться в куклы?
— Вы любите играться в солдатиков?
— Вы любите играться в мяч?
— Вы любите играться в шашки?
— Вы любите играться в прятки?
— Вы начнёте играть с незнакомыми ребятами?
Благодарю. А сейчас посчитайте, сколько у вас ответов да.
Это красные фишки. Посчитайте, сколько ответов нет. Это светло синий фишки. Каких ответов больше, да либо нет?
В случае, если больше ответов да, значит, вы любите играться и любите игрушки.
5. Затейник.
— Здравствуйте, проходите. Устраивайтесь эргономичнее, кто где желает. Я знаю, что вы все любите играться и можете играт. Исходя из этого и дам вам весьма простое задание. Любой попеременно станет затейником. Затейник — это человек, что может скоро отыскать в памяти и организовать радостную игру. Я даю вам время поразмыслить (30 секунд). А сейчас определим, кто будет затевать первый. Вытягивайте спичку. У кого самая маленькая, тому и затевать. Дети попеременно организуют игры.
— Благодарю. Мы наигрались.
А сейчас любой сообщит, какая игра ему больше всего понравилась. И мы сможем выяснить лучшего затейника. Благодарю. Отечественный радостный конкурс затейников закончен.
6. Колдуны.
— Вы не забывайте сказку о Золушке?
Не забывайте, как ей помогала ее тетушка-фея, и она имела возможность из тыквы сделать карету? Из крысы — кучера? Попытаемся и мы из обычных предметов сделать неординарные. Для этого ничего не требуется сказать, а продемонстрировать перемещениями.
Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом. В общем, кто что придумает. Основное — ничего не сказать, лишь показывать. Остальные должны додуматься, что это за предмет, и назвать его. Давайте начнем.
Ведущий берет в руки предмет, к примеру лист бумаги, и смотрится в него, как в зеркало, поправляет волосы и т. д. После этого передает ребенку. Тот обязан поменять сущность предмета и перевоплотить его в что-то второе. После этого, в то время, когда дети додумаются, что это такое, предмет передается следующему игроку. Так, предмет передается по кругу. Всего употребляется 3-4 предмета (бумага, мяч, палочка, кусочек ткани и т. п.).
— Благодарим вас. Вы все были хорошими колдунами.
7. Жемчужина.
— Сейчас мы сыграем в ловцов жемчуга. Жемчужина живет в раковинке. Раковинка — это ваш кулачок. А жемчужинами будут вот эти бусинки. Ловцу жемчуга необходимо будет дотянуться жемчужину, которую вы прочно зажмете в кулачке. Но раковинка не желает расставаться с жемчужиной, и не дает ловцу жемчуга разжать кулачок. Все ясно?
А сейчас сядьте друг против друга. Одни будут раковинками, а другие — ловцами жемчуга.
Раковинки кладут руки на стол до локтя ладошкой вверх. Я кладу в нее жемчужину, и створка раковинки закрывается.
По сигналу гонга ловцы начинают раскрывать раковинку, дабы дотянуться жемчужину. Нужно делать так, дабы товарищу не было больно. В то время, когда раздастся второй сигнал, необходимо прекратить добывать жемчужину.
Приготовились (гонг) 30 секунд. Дети пробуют разжать кулачок товарища (гонг). Закончили.
Кому удалось дотянуться жемчужину?
А сейчас поменяемся местами (гонг). 30 секунд (гонг).
Кому удалось дотянуться жемчужину?
Сообщите, дети, а что было тяжелее добывать либо удерживать жемчужину? Благодарю всем. До свидания.
Реквизит: бусинки.
8. Насос.
— Давайте представим себе жаркий-жаркий сутки. Растения
желают выпивать, головки у них поникли, листочки опустились. Продемонстрируйте. Благодарю. Напоить их водой возможно, в случае, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги легко расставьте, ступни прижмите к полу. Руки легко согните в локтях, и ладони положите на ноги внизу живота. Глаза закройте.
Насос начал качать воду. Она глубоко под почвой. Приготовились. Глубоко вдыхаем через шнобель. Голова, плечи тянутся вверх, пузо втягивается. Собрал насос воду, а сейчас выливаем воду — выдыхаем через
рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, пузо выпячивается. Молодцы! Отлично получается!
Опять набираем воду. Медлительно вдыхаем через шнобель. Поднимаем плечи. Тянемся вверх,
пузо втягиваем. Довольно много воды собрали. А сейчас поливаем отечественные цветочки. Выдыхаем воздушное пространство ртом медлительно. Опускаются плечи. Выпячивается пузо. Молодцы!
(Повторяется еще 2-3 раза ).
— Были рады отечественные цветочки. Ожили. Потянули собственные головки, протянули листочки к солнышку. Продемонстрируйте, какими стали отечественные цветочки. Молодцы!
Благодарю. До свидания.
9. Полет на космическом корабле.
— Сейчас мы будем астронавтами. Вот отечественный космический
корабль. Садитесь в креста эргономичнее. Прижмитесь спиной к спинке кресла. Закройте глаза. Корабль стартует. Начались перегрузки. Тело стало тяжелым. Дышать стало тяжело. Напрягитесь, выдохните и не дышите какое количество возможно.
Уф! Не легко, в то время, когда такие перегрузки. Еще раз напрягаемся, выдыхаем, не дышим как возможно продолжительнее. Тяжесть перегрузки вдавливает нас в кресло пилота. Кому уже тяжело, вдохните. Повторим еще раз. На выдохе тяжесть увеличивается, мускулы скованы. Но вот отечественный корабль вышел в открытый космос. Тело стало невесомым. Дышать легко. Вдохнули вольно, полной грудью, раскинули руки вверх, выдохнули, руки опустили.
Набрались воздуха глубоко еще раз, раскинули руки и взлетели. Тело невесомое. Мы парим в пространстве, кружимся, поднимаемся вверх, опускаемся (дети с ведущим изображают полеты в невесомости). Наконец, отечественный корабль прилунился. Мы устали от полета. Давайте отдохнем. Тихо посидели в кресле в позе кучера (гонг).
А сейчас сообщите, прошу вас, что вы переносили легче тяжесть либо невесомость? В каких местах вашего тела вы чувствовали тяжесть? В каких местах тела вы чувствовали легкость? Вы хорошие астронавты! г
10. Чудесная палочка.
— Вы желаете стать колдунами? А посредством чего колдун делает чудеса? Верно! Посредством волшебной палочки и заклинания. Какое мы знаем заклинание? (крибле, крабле, бумс и т. п. ) А у меня имеется чудесная палочка. Стоит мне сказать заклинание и прикоснуться палочкой к кому-либо и сообщить, кем я
желаю его видеть, как сходу случится чудо.
Не верите? Попытайтесь сами. Сообщите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и сообщите, кем вы желаете меня заметить. Возможно, рыбкой, цветком, красавицей либо грибком. Придумали? Превращайте меня. (Ведущий перемещениями, пантомимой изображает названный предмет.) Оказалось?
А сейчас я попытаюсь превращать вас в различные предметы. С кого начать?
Ведущий попеременно дотрагивается до детей палочкой, произносит заклинание и именует какой-либо предмет либо образ.
— А кто сам желает стать колдуном?
Дети попеременно делают роль ведущего. Касаются палочкой игроков и именуют предмет либо образ. Игроки пантомимой стараются изобразить предмет.
— Благодарю. Все вы хорошие колдуны! Можете преобразовываться.
11. Смешинка.
— Сейчас мы будем радоваться. Просто так. Хочется нам — и радуемся. Садитесь в кресла и настраивайтесь смеяться. Легко смешно, и все тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Смотрите, какой он смешной! Радуемся. Смеемся. Сперва тихо, позже громче. Ой, смешинка в рот попала! Смеёмся во все горю (гонг). Молодцы! Достаточно. Радостные вы парни. А кто смеялся громче и больше всех?
12.Фотографы.
— Усаживайтесь за столы. Сейчас вы станете фотоаппаратами. Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым лучшим. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картины в стопочке. Сперва по сигналу заберём первую карточку, посмотрим на нее, стараясь запомнить все что на ней нарисовано. По сигналу снова переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. После этого по сигналу отберите картины, каковые были нарисованы на громадной карте. Приготовились(гонг). Переворачиваем карту. Наблюдаем на нее 30 секунд (гонг). Переворачиваем карту. Кладем на угол стола — начинаем отбирать картины (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили.
Заберите опять первую карту. Положите ее перед собой изображением вверх. Удостоверьтесь в надежности, верно ли вы запомнили картины. Уберите лишние. какое количество картин вам удалось запомнить? Запомните это число.
А сейчас повторим это упражнение с другой картой. Приготовились (гонг). 30 секунд. Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем картины (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите.
Контролируем себя. какое количество картин вам удалось запомнить? Это больше, чем в первоначальный раз, либо меньше?
Потренируемся в третий раз. какое количество картин вы запомнили сейчас? Молодцы!
Вы отлично потрудились! Пора отдыхать.
Реквизит: 3 карточки с 8 изображениями различных предметов Предметы одинаковые, но размещение различное. Картины.
Другие публикации на тему данной статьи:
— Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу? (Часть 1)
— Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу? (Часть 2)