Тем временем ветхая Церковь оценила собственные средства защиты, и иезуиты принялись за дело. настойчивостью и Терпением добились они того, что их влияние стало скоро возрастать: их училища, школы и коллегии были переполнены. Число их возрастало чуть ли не с каждым днем. высших-правителей и Государей католиков иезуиты убеждали в необходимости содействовать новому антиреформационному перемещению.
За своим отцом, Максимилианом II, умершим в 1576 году, на престол вступил старший из его шести сыновей, Рудольф II (1576– 1612 г.). Он воспитывался в Испании, но в том месте не сумели придать его неопределившемуся и малому уму надлежащее направление, и потому он не имел возможности достойно поддержать славу собственного умного и энергичного отца. Не добившиеся желаемого в царствование Максимилиана II, иезуиты имели полный успех при Рудольфе II – правитель, хоть и тёплом, но нерадивом, несамостоятельном, загружённом в приключения и любовные забавы. Такова была хорошая почва, на которую пало семя иезуитского влияния. В первую очередь, Рудольф отменил распоряжения собственного отца о свободе вер, а после этого, во второй половине 70-ых годов XVI века, католичество было заявлено везде господствующей и необходимой верой.
Медный бюст императора Рудольфа II
Еще более утвердили его в этом направлении беспорядки в Вене на протяжении праздничного религиозного праздника. Переломом в деле вер для Германии нужно считать события, разыгравшиеся в Кёльне, начиная с 1582 года, в то время, когда перешел в протестантство курфюрст – епископ Гебхардт (из южногерманского дома Трухзессов Вальдбургских). Он сделал это, исходя не из каких-либо религиозных воззрений, а просто для того, дабы жениться на некоей графине Агнессе Мансфельдт и одновременно с этим укрепить собственную власть. Большая часть аристократов было за него; но и неприятная сторона имела собственных приверженцев.
Большая часть городов уже была недоступна для католицизма, к примеру: Магдебург, Бремен, Любек, Верден, Минден, аббатство Кведлинбург. В случае, если так пошло бы и дальше, то не так долго осталось ждать их примеру последовали бы и все остальные. католики и Протестанты двинули вперед собственные войска. На поле битвы показались кроме этого и испанские отряды. Отец отрешил от сана епископа Гебхардта, а на его место посадил баварского принца герцога Эрнста, епископа Фрейзингенского. Эрнст в тот же миг же развернул контрреформационное перемещение и привел его к успешному завершению За это ему даровано было еще и епископство Мюнстерское, но из года в год становилось все тяжелее и тяжелее поддерживать церковный мир. Снова появились преследования протестантов. Во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века изгнал их из собственных владений епископ Вюрцбургский, а в 1588 – епископ Зальцбургский. В первой половине 90-ых годов шестнадцатого века началось преследование «крипто-кальвинистов» в курфюршестве Саксонском, а за тем в Кёльне, как и в Страсбурге, в первой половине 90-ых годов XVI века, на спорных выборах в епископы, победил кандидат от католической партии, кардинал Карл Лотарингский.
Беспорядки в Донауверте
Очень серьёзное значение имело для Германии то событие, что в 1596 и 1597 годах, практически в один момент, друг за другом наследовали власть два весьма умных и энергичных человека: герцог Фердинанд (внук императора Фердинанда I), от отца собственного, эрцгерцога Карла, в Габсбургских почвах: Штирии, Каринтии и Очень, а герцог Максимилиан I – от Вильгельма V, в Баварии. Эрцгерцог, что вместе с герцогом слушал когда-то лекции иезуитов в Ингольштадте, поспешил выполнить то, в чем он клялся, целуя туфлю папы Климента VIII – стёр с лица земли евангелические и лютеранские храмы, выселил их проповедников и отдал приказ всем своим подданным – или обратиться в католичество, или покинуть его владения.
Такие решительные меры побудили императора Рудольфа II к еще более активным действиям. Но всякие границы терпения перешло то, что произошло в имперском городе Донауверте. В этом городе, населенном только протестантами, аббат по предварительному уговору остановил процессию, впереди которой несли хоругви и церковные знамёна. остальная чернь и Народ воспротивились этому (1605 г.). Епископ Аугсбургский при помощи герцога Максимилиана пожаловался на жителей госсовету в Вене. В следующем 1606 году, при повторении празднества, случились те же беспорядки. Все эти провокации были умело подстроены иезуитами. Город был заявлен в опале и на герцога Максимилиана было возложено ее исполнение. Ему было нужно сперва забрать город военной силой и только позже уже предъявить собственные требования. Сперва они ограничились только несколькими церквами для католического богослужения, а позже приказано было и все подряд храмы уступить католикам. Для большей острастки воинов дано было расквартировать по зданиям мирных обывателей, а потому и не мудрено, что скоро был достигнут полный успех.
Уния, 1608 г. Лига, 1609 г.
Под впечатлением этих событий была заключена Уния между протестантскими владениями: курфюршествами Пфальцским, Пфальц-Нейбургом, Вюртембергом, Баденом, Гессеном и двумя бранденбургскими маркграфами в Ахаузене (Франконии). Эта Уния, либо оборонительный альянс, была заключена в мае 1608 года с целью поддержать национальное устройство. Предлогом к тому послужил рейхстаг в Регенсбурге, на котором эрцгерцог Фердинанд замещал императора и продемонстрировал, чего возможно было ожидать в эти междоусобные времена. Но и со стороны католиков не было недочёта в решимости, да к тому же и руководящего начала тут было больше, чем в стане последователей евангелического учения. В июле 1609 года Максимилиан Баварский заключил альянс с семью духовными владыками: епископами Вюрцбургским, Констанцским, Аугсбургским, Пассауским, Регенсбургским, аббатом Кемптенским и пробстом Еллвангенским, к каким присоединились еще и три духовных курфюрста. Цель данной Лиги была та же, что и предыдущей – защищать национальный строй, но последняя была так посильнее первой, что имела возможность вести не только оборонительные, но и наступательные действия. На средства этого альянса герцог Максимилиан снарядил целое войско, стал во главе его и симпатии всех католиков – испанцев, эрцгерцога и папы Фердинанда – были на его стороне. В стане протестантов, напротив, не было мощных владений и выдающихся личностей, каковыми были лютеранские страны Бранденбург и Саксония.