Литературный энциклопедический словарь 77 глава

В нар. эпич. поэзии, а также в ср.-век. дит-ре личностное начало еще было ослаблено (храбрец в большинстве случаев наделялся постоянными приметами наружности). В эпоху ренесанса П. получил нац., социальные, историч. черты, психологизм. В лит-ре классицизма П. служил только свидетельством “благородства” либо “низости” храбреца. Поэты-романтики запечатлели красивые П., в к-рых контрастно передавалось смешение добра и зла, света и тени, слабости и силы. Писатели-реалисты посредством портретных черт выявляли как социально-личную определенность личности (напр., П. забитого госслужащего Башмачкина в “Шинели” H. В. Гоголя), так и сложность и глубинную психологию характеров (Л. H. Толстой, Ф. М. Достоевский, О. Бальзак). В 19 в. в особенно в 20 в. утверждаются разл. типы портретных черт: сатирический (М. А. Булгаков), гротескный (Э. Т. А. Гофман), импрессионистический (М. Пруст). Сов. писатели наследуют и развивают различные традиции классиков рус. и европ. реализма.

П. именуют кроме этого документальный либо мемуарный (см. Мемуары) очерк о писателе, живописце, обществ. деятеле и т. д.

• ГалановБ., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра португ. народа. Начинается на португ. яз. самые ранние образцы — сохранившаяся в отрывках героич. поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе испано-португ. армий над арабами в сражении при Саладу в 1340, произв. нар. лирики (т. н. коссанты), романсы и др. Рыцарская лирика, испытавшая влияние прованс. поэзии трубадуров, сохранившая сообщение с традициями нар. поэзии, в особенности в таких жанрах, как “песни о милом”, “издевочные и хулительные песни”, представлена творчеством поэтов 13—15 вв. (король Диниш I и др.), чьи произв. собраны в сб-ках кансьонейру (см. Кансьонеро). Амурная лирика кансьонейру сильно повлияла на всю лирич. поэзию Пиренейского п-ова. Одвременно с этим клерикальная лит-ра понемногу отказывается от латыни в пользу нар. языка; появляются многочисл., время от времени необычные предположения бытовавших в европ. лит-ре житий святых, религ. преданий, и переработки франц. рыцарских романов, в особенности бретонского цикла. С нач. 13 в. начинается историографич. лит-ра; в ранних историч. хрониках сообщения о точных фактах сочетаются с преданиями и легендами.

С кон. 15 в. в условиях зарождения и подъёма экономики раннебурж. взаимоотношений, упрочнения политич. могущества Португалии появилась лит-ра Восстановления. Один из ее зачинателей — драматург Ж. Висенте, основоположник португ. театра, создатель фарсов и комедий на португ. и исп. языках, подвергавших критике разл. обществ, церковь и пороки. Мн. представители Восстановления ориентировались на итал. ренессансные образцы. Так, лирич. поэт Ф. Са ди Миранда, создавший кроме этого неск. бытовых комедий, ориентировался на традиции петраркизма. Наибольший представитель лит-ры Восстановления в Португалии Л. ди Камоэнс, создатель учено-классицист. комедий, в особенности прославился собственными лирич. стихами, в к-рых чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме “Лузиады” о плавании Васко да Шумы в Индию, ставшей нац. эпопеей, он прославил героизм и мужество народа, открывшего новые горизонты человечеству. С кон. 16 в. в обстановке экономия.

ПОЛЯ — ПОРТ

==289

и политич. кризиса, присоединения Португалии к Испании ренессансная лит-ра переживает кризис. В поэзии четко ощущается влияние исп. поэзии барокко; заметное место занимают мистич. настроения. Только немногие писатели 17—18 вв. продолжают следовать гуманистич. традициям Восстановления.

Во 2-й пол. 19 в. в П. л. взяли отражение совершенства Просвещения, к-рые вдохновили мн. драматургов и поэтов, входивших в кружки “Лисабонская Аркадия”, “Новая Аркадия” и др. Но настоящее восстановление нац. лит-ры связано с утверждением романтич. иск-ва, одним из источников к-рого стал подъем нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских армий (1807), нац.-высвободит. война 1803—13 и бурж.-демократич. революция 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в.: поэт Ж. Б. Алмейда-Гаррет, создатель патриотич. пьес и поэм из нац. прошлого, стремившийся возродить традиции нац. классич. лит-ры; А. Эркулану, создатель историч. романов, в к-рых представлена панорама социально-политич. жизни Португалии в течении неск. столетий, и др.

Романтич. лит-ра в собственных эпигонских примерах господствовала кроме этого во 2-й пол. 19 в. и оказывала влияние кроме того на писателей, стремившихся к точному описанию нравов и быта. Против приверженцев романтич. школы, за реалистич. способ, выступили писатели “коимбрской школы”, манифестом к-рых стало письмо “хороший вкус и Здравый смысл” (1865) обществ и поэта, деятеля А. ди Кентала, одного из организаторов португ. секции 1-го Интернационала, автора гражд. и социальных стихов. Самый значит, автор данной школы Ж. М. Эса ди Кейрош, чьи социально-критич. романы “Правонарушение падре Амару” и др. содействовали утверждению реализма. Но в его творчестве обнаруживается действие натуралистич. эстетики Э. Золя, в особенности усиливающееся к концу века.

На рубеже 19—20 вв. в условиях глубокого кризиса социально-политич. совокупности Португалии, а после этого разочарования в возможностях бурж. республики, созданной в 1910, взяла развитие поэзия декаданса. Наибольший лирик М. ди Са-Карнейру стремился изолировать собственный иск-во от действительности, уйти в “башню из слоновой кости”, погрузиться в самосозерцание. Дань декадансу в собственном раннем творчестве дал и известный поэт Ф. Песоа, стихам к-рого характерно трагич. восприятие окружающего мира, резкая критика бурж. морали и отношений. Его поэзия получила известность и за пределами отчизны.

Установление фаш. диктатуры в 1926, кризис демократич. перемещения содействовали росту пессимистич. настроений среди бурж. интеллигенции, стали питательной землёй для модернист, и левых течений в иск-ве, приверженцы к-рых с кон. 20-х гг. сгруппировались около журн. “Presenca”. Но в 40-х гг. передовые писатели все чаще обращаются к социальной теме, к реалистич. способу: романы А. Рибейру и Ж. М. Феррейры ди Каштру, дающие правдивую картину действительности. В эти же годы стала широко распространена эстетика неореализма, во многом подобная послевоен. неореалистич. итал. иск-ву. К неореализму примкнули выдающиеся совр. романисты А, Редол, Ф. Намора Гонсалвиш, поэт М. да Фонсека и др. По окончании апрельской революции (1974), приведшей к свержению нацизма, передовые писатели деятельно ведут борьбу за осуществление ее

совершенств, за демократич. Португалию.

Изд.: Еыла чёрная ночь. Рассказы португ. писателей, М., 1962; Антология португ. и браз. лит-р (XIX—XX вв.), [Л.] 1У64: Португ. поэзия XX в., М., 1974: Португ. драма, М., 1984.

% M ende s J., Literatura portuguesa, v. l—2, Lisboa, 1974—78; Saraiva A., Historia da literatura portuguesa, Amadora, 1979; Lisboa E., Poesia portuguesa: do

К оглавлению

==290 ПОСВ — ПОСЛ

ПОСВЯЩЕНИЕ, 1) указание автором лица, честь либо память к-рого он хочет почтить своим произведением; в большинстве случаев, предшествует самому произв., возможно лаконичным либо более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с соч.— вычислено на широкую огласку; 2) поэтич. жанр — стихотв. обращение к определ. лицу (редко — к памятному для поэта месту, к.-л. реалии, напр. шуточное П. “К моей чернильнице” А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, чёрта адресата либо самого произв.; в этом случае может сближаться с посланием. Время от времени П. обособляется от соч., к-рому предпослано, и делается самостоят, лирич. произведением, В первый раз П. показались во времена античности и взяли распространение в эру меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Происхождение П. во многом обусловлено тем, что писатели довольно часто были вынуждены искать поддержку и защиту у “сильных мира этого”. Из этого неумеренные похвалы и лесть в адрес знати, манерность, высокомерный слог, к-рыми довольно часто грешили многочисл. авторы П., особенно в средние века и в эру абсолютизма. Обширно распространено было П. во Франции 16—17 вв. В П. к “Тартюфу” Мольер обращается к Людовику XIV прося о защите и поддержке от нападения воинствующих “святош” (католич. духовенства).

В 18 в., в то время, когда зависимость лит-ры от “покровителей” начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по форме и содержанию: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер применяет П. к катастрофе “Брут” для изложения мыслей о театре просветит, классицизма; П размышление о судьбе живописца, о “неотпускающих” его образах и темах у И. В. Гёте (к-рым он предваряет изд. собственных соч.), П. к его трагедии “Фауст”; саркастич. П. к роману “мнения и Жизнь Тристрама Шенди” Л. Стерна. В будущем распространяются интимные П.-послания (П. к драме “Кромвель” В. Гюго, направленное отцу) и дружеские П. (к сб. “Цветы зла” Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке “Мелкий принц” А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

В РФ П. были распространены еще в 18 в., не смотря на то, что в целом они не выходили за рамки панегирич. лит-ры. В 19 в. они становятся более маленькими и содержательными, довольно часто — настоящими свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме “Полтава”, к роману “Евгений Онегин”; у М. Ю. Лермонтова — к нек-рым редакциям поэмы “Демон”, стих. “Тебе, Кавказ, жёсткий царь почвы…”; у Н. А. Некрасова — к поэме “Холод, Красный шнобель”; у И. С. Тургенева — к “Песни торжествующей любви” (“памяти Флобера”) и др. П. как лирич. жанр не потеряло собственного значения и в сов. лит-ре: В. В. Маяковский — стих. “Сергею Есенину”; М. И. Цветаева — П. к “Поэме Горы”; А. А. Ахматова — три П. к “Поэме без храбреца”. В. к. ПОСЛАНИЕ, эпистола (греч. epistole), лит. жанр: стихотворное письмо. В европ. поэзии в первый раз появляется у Горация (напр., П. к Пизонам “Наука поэзии”),живет в лат. новоязычной Возрождения и поэзии средневековья, расцвегает в эру классицизма 17— 18 вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Священик, А. П. Сумароков). В эру романтизма П. теряет жанровые показатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, “Послание цензору” А. С. Пушкина), а к сер. 19 в. перестает существовать как жанр.

Формальный показатель П.— наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание П. по традиции (от Горация) — преим. морально-философское и дидактическое, но были многочисл. П. повествовательные, панегирические, сатирические, амурные и пр. Грань между П. и др. жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных показателей П. стиралась, исходя из этого мн. П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактич. поэме (А. Священик), лирич. стихам неопредел, жанра (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина). М. Л. Гаспаров.

ПОСЛЕСЛОВИЕ, дополнение к лит. произв., содержащее выводы и нужные, согласно точки зрения автора, пояснения к тексту. В большинстве случаев направляться конкретно за лит. произведением. В отличие от эпилога, П. не есть продолжением фабулы. Примером могут служить П. от автора к “Декамерону” Дж. Боккаччо, к “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого. Будучи структурно независимым, П. обычно тесно связано с произв. единым авторским планом, делая роль внефабульной мотивировки изображаемого. Кроме П. от автора обширно распространено П. к тексту от другого лица — критика, составителя, редактора. По собственному характеру такое П. довольно часто подобно вступит, статье либо предисловию.

В. Л. Калашников.

ПОСЛОВИЦА, краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Употребляясь в значении переносном — по принципу аналогии — к собственному буквальному смыслу (-“Что посеешь, то и пожнешь”), П. заключает в себе афористически сжатое выражение к.-л. грани нар, опыта; предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной П. Композиц. строение суждения в П. (в большинстве случаев двучленное), довольно часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, сходится с синтаксическим..

И з д.: Д а л ь В. И., Пословицы рус. народа. (Предисл. М. Шолохова. Вступ. ст. В. Чичерова), Сб., М., 1957; Словарь рус. поговорок и пословиц. Сост. В. П. Жуков, 3 изд., М., 1966.

Распоряжения Компартии ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В ответах съездов, распоряжениях ЦК КПСС, вторых парт. документах находит выражение политика Коммунистич. партии в области культуры и иск-ва, осн. правила к-рой вытекают из фундаментальных положений марксизма-ленинизма: о надстройке и базисе, о классовой сущности идеологии, о народности и партийности лит-ры и иск-ва, об их роли в построении коммунистич. об-ва. Партия конкретизирует эти правила применительно к изюминкам каждого этапа обществ, развития, определяет в собственных документах задачи и важнейшие направления культурного строительства.

Во время становления социалистич. строя вопросы лит-ры рассматривались в рамках неспециализированного процесса культурной революции, включавшей в себя ликвидацию неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящихся весов к достаткам культуры, формирование новой интеллигенции, создание иск-ва, глубоко партийного и народного по своим устремлениям. С ответом этих задач связаны парт. документы первых послеоктябрьских лет, 20—30-х гг. В Программе партии, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, говорилось: “…Нужно открыть и сделать дешёвыми для трудящихся все сокровища мастерствана основе эксплуатации их труда и пребывавшие до сих пор в необыкновенном распоряжении эксплуататоров” (КПСС в резолюциях…, 8 изд., т. 2, 1970, с. 49).

1 дек. 1920 ЦК партии опубликовал письмо о Пролеткультах (см. Пролеткульт}, направленное против т. н. попыток и автономии Пролеткульта его лидеров противопоставить Пролеткульт — Сов и партии. гос-ву, В письме отмечалось, что под видом •”пролетарской культуры” в этих массовых просветительных орг-циях рабочим часто преподносятся чуждые филос. взоры (махизм) и извращенные худож. вкусы (футуризм). Выделив закономерность возрастающего интереса рабочих к вопросам худож. творчества, ЦК РКП(б) заверил, что “партия приложит максимумальные усилия, дабы это дело вправду попало в руки рабочей интеллигенции”, дабы эти организации стали “не на словах, а на деле органами настоящей, неподдельной пролетарской культуры…” (в том месте же, с. 199—200).

В резолюции 13-го съезда РКП(б) “О печати” (1924) и в спец. резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 “О политике партии в области художественной литературы” была дана развернутая оценка положения в данной области, выражено отношение партии к существовавшим в лит-ре разл. идейным течениям и социальным группам. Указывалось на необходимость всемерной помощи пролет, писателям, внимания к крест. писателям, тактичного и бережного отношения к т. н. “попутчикам” (сочувственно относящимся к социалистич. преобразованиям), примет решение, борьбы с бурж. идеологией. “Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы (сейчас очень незначительные),— говорилось в резолюции ЦК РКП(б),— борясь с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части „попутчиков сменовеховского толка, партия обязана терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно бессчётные формы изживать в ходе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма” (О советской печати и партийной. Сб. документов, 1954, с. 345). Партия выступала против неверия в возможность создания пролет, культуры и против пренебрежения к культурному наследию. Вопросы художественной формы партия предоставляла решать самим творч. работникам.

Действие социалистич. действительности, отвечающая объективным потребностям худож. творчества политика партии привели во 2-й пол. 20-х — нач. 30-х гг. к изживанию “промежуточных идеологических форм”, к формированию идейно-творч. единства сов. лит-ры. Отметив решительное изменение обстановки в лит-ре и иск-ве, ЦК ВКП(б) в распоряжении от 23 апр. 1932 “О перестройке литературно-художественных организаций” признал нужным ликвидировать Ассоциации пролетарских писателей (АПП) и др. лит. группы и объединить всех писателей, поддерживающих платформу Сов. власти и стремящихся принимать участие в социалистич. постройке, в единый Альянс сов. писателей (см. Альянс писателей СССР). Прошедшие по окончании принятия этого распоряжения создаст, съезды альянсов писателей и др. творч. работников ярко показали сплоченность худож. интеллигенции около партии, сыграли выдающуюся роль в развитии лит-ры и иск-ва.

Серьёзное значение для развития и укрепления лит. критики в стране имело распоряжение ЦК ВКП(б) “О библиографии и литературной критике” (1940).

По окончании Великой Отечеств, войны партия сформулировала задачи лит-ры и иск-ва в распоряжениях 1946— 1948, в т. ч. в распоряжении ЦК ВКП(б) “О изданиях „Ленинград и „Звезда” (1946). В них подчеркивалась необходимость развития сов. иск-ва на пути реализма и народности, была дана критика формалистич, тенденций в иск-ве. Для раскрытия содержания и историч, места этих документов значительное значение имеет распоряжение ЦК КПСС от 28 мая 1958 “Об исправлении неточностей в оценке опер „Великая дружба, „Богдан Хмельницкий и „Искренне”. ЦК КПСС подтвердил правильность находившихся в распоряжении ЦК ВКП(б) “Об опере В. Мурадели „Великая дружба” (1948) неспециализированных установок; вместе с тем отмечалось, что “…были допущены кое-какие несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества последовательности гениальных советских композиторов…” (Справочник партийного работника, вып. 2, 1959, с. 495). В тот же период в общеполитич. и лит.-худож. печати были уточнены оценки творчества нек-рых др. деятелей сов. культуры, в частности А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.

ПОСЛ — ПОСТ

==291

В документах 60—80-х гг. партия подтвердила незыблемость ленинских правил парт. управления развитием лит-ры и иск-ва: доверия к творч. интеллигенции, требовательности и сочетания доброжелательности в оценке результатов ее труда, выдвижения перед живописцами воодушевляющих творческих задач. К числу этих документов относятся Программа КПСС (1961), материалы 23—26-го съездов партии, постановления и тезисы ЦК КПСС в связи с празднованием 100-летия и 110-летия со дня рождения В. И. Ленина, 50-летия и 60-летия Великой Окт. социалистич. революции, 60-летия образования СССР, распоряжения ЦК КПСС “О мерах по предстоящему формированию советской детской литературы” (1969), “О литературно-художественной критике” (1972), “О работе с творческой молодежью” (1976), “О предстоящем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы” (1979), “О творческих связях литературнохудожественных изданий с практикой коммунистического строительства” (1982) и др. Приобрели помощь хорошие тенденции в .области худож. творчества: гражд. пафос, непримиримость к недочётам, активное вмешательство иск-ва в ответ проблем судьбы сов. общества, создание броских, значит. произв. на наиболее значимых тематич. направлениях. Вместе с тем отмечена недопустимость проявлений безыдейности, мировоззренч. неразборчивости, отхода от четких классовых позиций, го. б. Кузьменко.

В Резолюции XXVII съезда КПСС по Политическому докладу ЦК КПСС указано на необходимость решительно обновлять способы деятельности творческих альянсов, учреждений культуры, наполнять ее глубоким идейным содержанием. “Съезд,— отмечается в Резолюции,— призывает искусства и мастеров литературы создавать произведения, хорошие величия новаторских дел партии и народа, правдиво, на большом художественном уровне отображать жизнь советских людей в ее многогранности и развитии” (Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986, с. 119). В Резолюции выяснены задачи литературно-художеств. критики, которая обязана в оценках произведений руководствоваться четкими эстетическими и классовыми параметрами, выступать против безыдейности, парадного многописания, небольшого бытокопательства, конъюнкту рщины и делячества.

В принятой XXVII съездом новой редакции Программы сформулированы правила политики партии по отношению к искусству и литературе: “КПСС осторожно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. Одновременно с этим она постоянно боролась и будет бороться, опираясь на творческие альянсы, публичное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против мировоззренческой всеядности и проявлений безыдейности, эстетической серости” (в том месте же, с. 170).

Документы, характеризующие политику КПСС в об.ласти худож. культуры, говорят о том, что партия последовательно заботится о увеличении обществ. роли лит-ры и иск-ва, оказывает помощь писателям создавать лит-ру, кровно связанную с судьбой народа, утверждающую совершенства коммунизма и социализма.

См. кроме этого Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе, Ленин В. И. о литературе, Партийность литературы, Народность литературы.

? ?ПСС в решениях и резолюциях съездов, пленумов и конференций ЦК, 8 изд., т. 1—12, M., 1970—78; О сов и партийной. печати, телевидении и радиовещании. Сб. материалов и документов, М., 1972; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986; Об идеологической работе КПСС. Сб. документов, М., 1977; Материалы пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 г., М., 1983. Л. Т. Сергеев.

==292 ПОТЕ — ЗЕМЕЛЬ

“ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ” (“Lost generation”), определение, используемое к амер. и зап.-европ. писателям (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк, О. Т. Кристенсен), выразившим в собственных произв. трагич. опыт 1-й всемирный войны 1914—18, глубокое разочарование в бурж. цивилизации, потерю совершенств, отчужденность человека от общества. Протесту писателей •“П. п.” характерен пафос стоич. пессимизма. Высказанное Гертрудой Стайн выражение “П. п.” использовано Хемингуэем в качестве эпиграфа к роману “И восходит солнце” (1926). В значит, степени потеряв собственную остроту в 30-х гг., настроения “П. п.” в той либо другой степени отозвались по окончании 2-й всемирный войны 1939—45 в творчестве “разбитого поколения” (СП1А), ^рассерженных парней” (Англия), “поколения возвратившихся” (ФРГ).

“ПОТОК СОЗНАНИЯ” (“Stream of consciousness”) в литературе, лит-ра 20 в. преим. модернист, направления, конкретно воспроизводящая душевную судьбу, переживания, ассоциации. Термин “П. с.” в собственности амер. философу-идеалисту У. Джемсу, полагавшему, что сознание — это поток, река, в к-рой мысли, ощущения, неожиданные ассоциации всегда перебивают друг друга и причудливо, “нелогично” переплетаются (-“Основания психологии”, 1890). “П. с.” представляет собой предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога, в к-ром объективные связи с настоящей средой часто тяжело восстановимы. Писателями, предвосхитившими в собственном творчестве совр. “П. с.”, время от времени вычисляют Л. Стерна (“мнения и Жизнь Тристрама Шенди”, т. 1—9, 1760—67) и Л. Н. Толстого, открывшего новый этап в разработке средств психол. анализа. “П. с.” нач. 20 в. вырос из произв. Ж. Гюисманса, Э. Дюжардена, из англ. лит-ры “предела века” (Г. Джеймс, Дж. Мередит, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон). Предстоящее превращение “П. с.” из реалистич. худож. приема в способ изображения судьбы, претендующий на универсальность, позвано рядом обществ, обстоятельств, в первую очередь кризисом гуманитарного сознания предела 19—20 вв.

В главных произв.

Отношение к “П. с.” в лит-ре по окончании 2-й всемирный войны 1939—45 неоднозначно. В различной степени усвоенная представителями франц. ^нового романа* (М. Бютор, Натали Саррот), англ. романа “малой темы” (Э. Поуэлл, П. X. Джонсон) и в опытах социально-психол. романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как по большому счету модернизм 10—20-х гг., встречает творч. опровержение в произв. писателейреалистов (Ч. П. Сноу, Э. Уилсон, Ф. Мориак, В. Кёппен И Др.). Е. Ю. Гениева.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, лит.-публицистич. и общекультурное направление в РФ, зародившееся в 50-х гг. 19 в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны по окончании Крымской войны; отвергало и крепостничество (“кошмарное прошлое”), и зап. бурж. народовластие (“чуму буржуазную”); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к “юный редакции” -“.Москвитянина*. Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся около изданий бр. М. М. и Ф. М. Достоевских “Дреля” и чЭпоха*. пропагандистами и Идеологами П. были — при нек-рых различиях во взорах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

Констатируя оторванность “просвещенного общества” от народа, Достоевский полагал, что “ее” представители и образованность должны слиться с “народной землёй”, приняв в себя ее основной элемент — “христианскую сообщение в среде народной”. Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религ.-нравств. базы рус. нац. характера — первым делом рус. патриарх, крестьянства (а для Григорьева — и рус. купечества), а также в отрицат. отношении к материализму, революции.

Более определенно “почвенническое” умонастроение проявилось в полемике с. ^Современником* по вопросам революции, прогресса и иск-ва. По убеждению почвенников, ухудшение неприязни между классами и революц. принуждение не являются источником прогресса, к-рый достигается соединением “грамотных классов” с народом и движим мирным развитием культуры при развитии и непременном сохранении религ.-нравств. национальных начал. Олицетворение сути рус. духа и рус. идеи почвенники усматривали в гении А. С. Пушкина:

• Фридлендер Г. М., У истоков “почвенничества”. “Изв. АН СССР, сер. лит-ры и яз.”, 1971, т. 30, в. 5; Т у ни ? а нов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224. А. Д. Осповат.

“ПОЧТА Д^ХОВ” (произносилось — духов), рус. сатирич. ежемес. издание. Изд. в янв.—авг. 1789 в Санкт-Петербурге И. А. Крыловым. Издание был выстроен в форме переписки колдуна с духами; бытовые зарисовки чередовались с морально-филос. рассуждениями. “П. д.” обличала не только нравств. пороки, но и обществ, порядки.

Изд.: Крылов H.A., Соч., т. 1, М., 1945.

? ?лагой Д. Д., Сатирич. проза И. А. Крылова, в кн.: И. А. Крылов. Изучения и материалы, М., 1947; И. А. Крылов. Неприятности творчества, Л., 1975.

ПОаЗИЯ, стихотв. произв. (см. Стих) в их соотнесенности с худож. прозой. См. проза и Поэзия.

ПОаЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, несложная, от proversa — обращенная вперед, ср. лат. versus — стих, букв. — развёрнутый назад), два осн. типа организации худож. речи, снаружи различающиеся первым делом строением ритма. Ритм поэтич. речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих, Стихосложение). Прозаич. худож. обращение расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, свойственные и простой речи (см., напр., Разговорная обращение), но имеющие определ. упорядоченность; ритм прозы, но, сложное и трудноуловимое явление, изученное далеко не достаточно.

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова по большому счету, потому, что в нем впредь до нового времени быстро преобладали стихотв. и родные к ней ритмикоинтонац. формы. Прозой же именовали все нехудож. словесные произв.: филос., науч., публицистич., информационные, ораторские и т. п. (в РФ такое словоупотребление господствовало в 18 — нач. 19 вв.).

Почему ты должен читать Улисс Джеймса Джойса? Сэм Слот #TED-Ed


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: