Потребности самоактуализации

Эта потребность содержится в том, что любой человек пытается соответствовать собственному назначению либо призванию. К потребностям самоактуализации относятся:

^ Потребность в творчестве.

^ Потребность в самовыражении через воспитание детей, установление рекордов, изобретение чего-то нового.

^ Потребность в любимой работе (главная цель которой — не приносить доход, а доставлять удовлетворение) также относится к потребностям самоактуализации.

понимания и Потребности познания:

^ Потребность в учебе.

^ Потребность в информации.

Стр.25

^ Потребность в развлечениях,

^ Любопытство.

^ Потребность в понимании и истолковании.

^ Потребность в достижении истины.

Эстетические потребности:

^ Потребность в красоте (это понятие имеет самый широкий диапазон).

^ Потребность в мастерстве: музыке, живописи, литературе — на любом уровне.

На первый взгляд может показаться, что все это не имеет прямого отношения к актерской профессии. Но каждые поступки любых персонажей возможно растолковать одной либо несколькими потребностями, вышеперечисленными. Потребности не только рождают мотивацию, но и могут поменять мироощущение персонажа. Маслоу пишет:

«В качестве еще одной своеобразной чёрта организма, подчиненного единственной потребности, возможно назвать своеобразное изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, эдемом покажется такое место, где возможно много наесться. Ему думается, что если бы он имел возможность не думать о хлебе насущном, то он был бы совсем радостен и не захотел бы ничего другого. Саму жизнь он

Стр.26

мыслит в терминах еды, все другое, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он вычисляет бессмыслицей такие вещи, как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно несложна и выражается присказкой: «Любовью сыт не будешь». О голодном нельзя сказать: «Не хлебом единым жив человек», в силу того, что голодный человек живет конкретно хлебом и лишь хлебом». [17]

Все это полностью правильно по отношению к такому персонажу, как

Хлестаков. В то время, когда он появляется во втором явлении второго действия пьесы «Ревизор», им движет конкретно голод:

Явление II

Осип и Хлестаков.

хлестаков. На, прими это. (Отдает тросточку и фуражку.) А, снова валялся в постели?

Осип. Да для чего же бы мне валяться? Не видал я разве кровати, что ли?

хлестаков. Лжёшь, валялся; видишь, вся склочена.

Осип. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня имеется ноги; я и постою. Для чего мне ваша кровать?

Стр.27

хлестаков (ходит по помещению). Взгляни, в том месте в картузе табаку нет?

Осип. Да где ж ему быть, табаку? Вы четвертого дня последнее выкурили.

хлестаков (ходит и разнообразно сжимает собственные губы; наконец говорит громким и решительным голосом). Послушай… эй, Осип!

Осип. Чего изволите?

хлестаков (громким, но не столь решительным голосом). Ты ступай в том направлении.

Осип. Куда?

Хл е ста к о в (голосом вовсе нерешительным и не громким, весьма родным к просьбе). Вниз, в буфет… В том месте сообщи… дабы мне дали пообедать.

Осип. Да нет, я и ходить не желаю. хлестаков. Как ты смеешь, дурак!

Осип. Да так; все равно, хоть и отправлюсь, ничего из этого не будет. Хозяин заявил, что больше не позволит обедать.

хлестаков. Как он смеет не дать? Вот еще бред!

Осип. Еще, говорит, и к городничему отправлюсь; третью семь дней барин денег не плотит. Вы-де с барином, говорит,

Стр.28

мошенники, и барин твой – плут. Мы-де, говорят, этаких Мы де, говорят, этаких шарамыжников и подлецов видали»

Хлестаков. А ты уж и рад, скотина, на данный момент пересказывать мне все это.

Осип. Говорит: Этак каждый придет, обживется, задолжается, по окончании и выгнать запрещено. Я, говорит, шутить не буду, я прямо с жалобой, чтобы на съезжую да в колонию.

хлестаков. Ну, ну, дурак, полно! Ступай, ступай сообщи ему. Такое неотёсанное животное!

Осип. Да лучше я самого хозяина позову к вам.

хлестаков. На что ж хозяина? Ты поди сам сообщи.

Осип. Да, право, сударь…

хлестаков. Ну, ступай, линия с тобой! позови хозяина.

Осип уходит.

Явление III

хлестаков один. Плохо как хочется имеется! Так самую малость прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, линия забери, не проходит, Да, в случае, если б в Пензе

стр.29

я не покутил, стало бы денег доехать к себе. Пехотный капитан очень сильно поддел меня: штосы страно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь пятнадцать минут посидел — и все обобрал. А при всем том ужас хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай лишь не привел. Какой скверный городишко! Вовошенных лавках ничего не дают взаймы. Это уж легко подло. (Насвистывает сперва из Роберта позже Не шей ты мне матушка а наконец ни се ни то.) Никто не желает идти.

В случае, если актер, играющий Хлестакова, будет произносить собственный текст в этом отрывке не учитывая потребностей собственного персонажа, то роль просто не окажется. Голод Хлестакова в первом акте пьесы как бы дает импульс всей роли. По окончании завтрака в богоугодном заведении Земляники начинают раскрываться главные свойства Хлестакова — авантюризм, тщеславие, склонность к лжи, бахвальство. Другими словами, голод его растет, лишь данный голод уже другого порядка, эмоционального. Хлестаков изголодался не только по еде, но и по общественному признанию и человеческому вниманию, которого у него ни при каких обстоятельствах не было. «Утоление голода» — так возможно назвать главную задачу роли.

Стр.30

Без мотивов персонажа и знания потребностей актер не сможет создать на сцене броский и запоминающийся образ. Ключ к распознаванию мотивов — наблюдение за людьми в их обыденной деятельности.

Контрольные вопросы:

^ Что входит в понятие «побудительные обстоятельства деятельности»?

^ Что такое мотивация?

^ Какие конкретно потребности лежат в базе поступков человека и мотивации выборов? Приведите примеры этих потребностей.

Тренинговое задание № 1:

I. Прочтите пьесу «Ревизор». Выберите маленькой отрывок, к примеру, сцену из пятого действия, где Анна и Городничий Андреевна грезят о будущем. Поразмыслите и запишите, какими потребностями мотивированы слова и поступки каждого персонажа.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: