Литературный энциклопедический словарь 129 глава

На всех этих стадиях духовного и лит. развития X. понимался как внеисторич., универсальная и самотождеств, данность людской природы, как “…абстракт, свойственный отдельному индивиду” (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). В романтизме, провозгласившем самоцельность и автономность личности, возвысившем ее как над психол. “природой”, так и над социальной судьбой, сложилось новое познание X.— как тождественного внутр. миру личности. Наконец, воссоздание личного X. как исторически среды и неповторимого взаимоотношения личности стало открытием критич. реализма 19 в. В практике реалистич. лит-ры всегда присутствует саморазвивающийся X.— незавершенная и незавершимая, “текучая” индивидуальность, определяемая ее постоянным сотрудничеством с исторически конкретными событиями, но одновременно с этим —“сама себе закон” (А. А. Блок) и потому иногда вступающая в несоответствие с первонач. планом автора^

В реалистич. лит-ре 19—20 вв. X. воплощают разные, иногда противоположные авторские концепции людской личности. У О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя первоосновой индивидуальности выступает осознаваемая в духе антропологизма общечеловеческая природа, а ее “текучесть” разъясняется незавершимостью внеш. действий среды ‘на первооснову, мерой к-рых и “измеряется” индивидуальность личности. У Ф. М. Достоевского либо А. П. Чехова индивидуальность воспринимается на фоне детерминизма событий как мера личностного самоопределения, в то время, когда X. храбреца остается неисчерпаемым средоточием личных возможностей. Другой суть “незавершенности” X. у Л. Н. Толстого: потребность “светло высказать текучесть человека, то, что он, одинаковый, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо” (Полн. собр. соч., т. 53, с. 187), разъясняется рвением открыть в индивидуальности, отчуждаемой от вторых людей обществ, условиями судьбы, общечеловеческое, родовое, “полного человека”.

Творчество писателей социалистического реализма, наследуя характерологич. успехи предшеств. направлений, и в первую очередь реализма 19 в., утверждает новое “видение” детерминирующих событий: социально-историч. и политич. реальность в ее революц. развитии, в связи с чем конкретно-историч. индивидуальность X. в их произв. получает особенную, акцентированную концептуальность. В центре внимания сов. лит-ры 60—70-х гг. 20 в. неприятность нравств. активности личности, ее ответственности за собственный судьбы и духовный мир вторых людей.

• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 244—53; Социалистич. классическое наследие и реализм. (Неприятность характера). Сб. ст., М., 1960; Бочаров С. Г., обстоятельства и Характеры, в кн.: Теория лит-ры, [кн. I], М., 1962; Лихачев Д.С., Человек в лит-ре Старой Руси, [2 изд.], М., 1970; Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 7—162; Гинзбург Л. Я.,О лит. храбрец, Л., 1979; Введение в худож. характерологию, Самарканд, 1983 (имеется библ.), ?. И. Тюпа.

Черта литературная, выделение отличит, изюминок персонажей, событий, переживаний. X. можно считать специфич. первоначалом лит. образности: называние отдельных линия явления в целом (см. Образ). Несложной формой лит. X. есть детализирующее определение.

==482 ???? — ?ИНД

В более узком и чаще употребляемом значении X. именуют один из лит. компонентов (см. Композиция) — оценочные сведения о храбрец, информируемые им самим (автохарактеристика), вторым персонажем либо автором. Напр., рассуждение Барона о собственной жизни как цепи “переодеваний” (пьеса М. Горького “На дне”). Так осознаваемая X. находится на стыке рассуждения и описания, составляя непосредств. обобщающую — генерализирующую сторону худож. изображения.

Часто употребляемые выражения “портретная X.”, “психотерапевтическая X.” и т. п. лишены понятийной строгости и означают, что эти компоненты являются средством раскрытия характера храбреца. К ним примыкает более строгое понятие—“речевая X.”: обнаружение в строе речи личных изюминок ее носителя.

• Белецкий А. И., В мастерской писателя , в его кн.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; Добин Е. С., Иск-во подробности, Л., 1975; Хализев В. Е., Обращение как предмет худож. изображения, в кн.: Лит. направления и стили, М., 1976.

Я. И. Тюпа. ХАФЙЗ (перс., от араб. хафиз — хранитель), нар. сказитель и певец эпич. и лирич. произв. у афганцев и таджиков. Репертуар X. включает устно-поэтич. и лит. произв. (нар. дастаны, “Шахнаме” Фирдоуси, поэмы Низами и т. п.). X. создают и собственные стихи в жанрах нар. поэзии. Записанные у разл. X. варианты фольклорного произв. являются основой для составления сводных текстов изданий фольклора.

ХИАЗМ [от греч. chiasmos — крестообразное размещение в виде греч. буквы ? (хи)], обращенный параллелизм с размещением подобных частей в последовательности А В — В’А’ (“Все во мне, и я во всем”, Ф. И. Тютчев); в большинстве случаев — со значением антитезы: “мы едим, дабы жить, а не живем, дабы имеется”.

М. Л. Гаспаров, ХИАТУС, гиатус (лат. hiatus—зияние), зияние, в стихе—столкновение заключит, гласного одного слова с начальным гласным др. слова; считается неблагозвучным и в большинстве поэтик избегается либо устраняется элизией. В рус. поэзии в большинстве случаев не учитывается: избегается только столкновение на стыке слов двух однообразных гласных.

М. Л. Гаспаров, ХИКАЙАТ, х и к а я т (араб.— повествование), лит. термин в лит-pax Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Обозначает (для лит-р классич. периода впредь до 19 в.) неизвестное книжное прозаич. произведение. Ветшайшие X., напр. в малайской лит-ре, написаны на базе сюжетов др.-инд. эпоса либо яван. лит-ры; позднее, с проникновением ислама, в той же малайской лит-ре показались X. на сюжеты произв. араб. и перс. лит-р. С развитием совр. прозы и разграничением ее жанров термин “X.” в ряде лит-р—араб., перс. и нек-рых тюркоязычных — начал обозначать рассказ. ХИНДИ ПИСАТЕЛЯ, одна из лит-р Индии. Начинается на языке хинди и его диалектах. Ранний этап (кон. 1-го тыс.) представлен фрагментами стихов религ.-филос. содержания, излагавших идеи буддийских, джайнских и шиваитских сект, к-рые выступали против кастовой системы и ортодоксального брахманизма. В условиях господства традиций религ.-филос. и худож. лит-ры на санскрите X. л. складывалась как нар. лит-ра, что выяснило ее сообщение с радикальными обществ, тенденциями. В 10—14 вв. на диалектах, легших в базу хинди, развивалась феод. героико-эпич. поэзия. Придворные поэты, прославляя воинские подвиги и романтич. похождения собственных покровителей, создавали в их честь эпич. поэмы в жанре “расо”. “Притхвирадж-расо” Чанда Бардаи отразила эпизоды борьбы делийского князя Притхвираджа против мусульм. завоевателей, “Бисальдеве-расо” Нарпати Нальха близка романтич. балладе. “Расо” продолжительно сохранялись только в устной передаче, что стало причиной многочисл. интерполяциям, модернизации и появлению вариантов их языка.

Религ.-реформаторское перемещение бхакти 15—17 вв., высказывавшее протест против сословно-кастового гнета и рвение к социальному равенству, наполнило X. л. демократич. содержанием и вызвало новые лит. формы. Поэт-ткач Кабир в песнях и стихотв. изречениях на диалекте брадж и вост. диалектах хинди быстро осуждал брахманскую и мусульм. кастовый строй и ортодоксию. Его радикальные воззрения нашли развитие в творчестве основателя религии сикхизма Нанака, излагавшего собственные взоры в стихах на языке панджаби и зап. диалектах хинди, в поэзии Дадудайала. Концепции перемещения бхакти нашли отражение кроме этого в лирико-аллегорич. поэмах на диалекте авадхи, созданных поэтами-суфиями (см. Суфийская литература) на базе инд. нар. сказаний. Малик Мухаммад Джаяси в поэме “Падмават” синтезировал традиции перс. и инд. лирики. Особенную популярность в это время купили соч., где идеи бхакти сочетались с нар. истолкованием образов Кришны и Рамы — воплощений всевышнего-охранителя Вишну. Лирич. стихи Видьяпати (либо Биддепоти) на диалекте майтхили о любви Кришны и пастушки Радхи положили начало кришнаитской лирике. Фольклорные представления о всевышнем Кришне, к-рый в виде пастуха живет среди крестьян, даруя им счастье и радость, ярко воплотились в стихах, песнях и гимнах Сурдаса на диалекте брадж (кн. “Море поэзии Сурдаса”). Выдающийся представитель рамаитской (прославляющей всевышнего-солдата Раму) поэзии бхакти Тулсидас в эпич. поэме “Рамачаритаманас” на диалекте авадхи затронул широкий круг социальных, политич., религ.-филос. и моральных неприятностей.

С сер. 17 в. X. л. потеряла демократич. дух и начала приспосабливаться к вкусам феод. аристократии. Осн. темой поэзии, развивавшейся гл. обр. на брадже, стало описание женской любовных наслаждений и красоты, а смыслом поэзии признавалась изысканная утонченность поэтич. формы. Распространились стихотв. трактаты, авторы к-рых излагали теоретич. вопросы традиц. инд. поэтики и иллюстрировали их собственными примерами. Красивыми и лаконичными двустишиями прославился Бихарилал. Бхушан в традиц. рамках героич. поэзии прославил полководца Шиваджи, нац. храбреца маратхов.

В 1-й пол. 19 в. на базе диалекта кхари боли начала складываться проза. Показались переводы религ. и светских книг с санскрита и английского, появилась пресса на хинди. В публицистике и социальных пьесах выдающегося просветителя Бхаратенду Харишчандры отразился рост нац. самосознания народа, рвение к независимости. Его творчество создало предпосылки для предстоящего развития реалистич. X. л. В последние десятилетия 19 в. показались романы и оригинальные повести, поэзия на кхари боли, позднее — рассказы, начали развиваться критика и лит-ведение. В нач. 20 в. в связи с ростом нац высвободит. перемещения X. л. купила сильно выраженное патриотич. звучание. Идеями борьбы за свободу отчизны пронизаны стихи Майтхилишарана Гупты, Макханлала Чатурведи, Балкришны Шармы Навина, РамДхари Синха Динкара. Жизнь народа (особенно крестьян) — тема социальных рассказов и романов Премчанда, к-рый явился основателем критич. реализма в X. л. и урду лит-ре. Поэзия 20—30-х гг. развивалась под влиянием романтич. направления “чхаявад”, к-рое возглавляли Сумитранандан Пант, Джайшанкар Прасад, Сурьякант Трипатхи Нирала и поэтесса Махадеви Варма.

В 30-х гг. во всех жанрах X. л. наметился поворот к актуальной обществ, тематике. Этому содействовали нарастающее нац.-высвободит, перемещение, распространение марксизма, влияние прогрес. зарубежной лит-ры (особенно советской). В 1936 при участии Премчанда была создана Ассоциация прогрес. писателей Индии, положившая начало замечательному лит. перемещению “прагативад”, под действием к-рого развиваются нац.

31*

лит-ры населений украины. Творчество Яшпала, Упендранатха Ашка, Нагарджуна, Кедарнатха Агравала, Вишну Прабхакара, Бхайравапрасада Гупты, Рангея Рагхава — солидный вклад в борьбу за классовые интересы и независимость Индии трудящихся.

В 40-х гг. под влиянием фрейдизма и субъективист. теорий Запада сложился инд. модернизм (его теоретик — Агьея). Индивидуалистич. тенденции проявились и в творчестве Илачандры Джоши и Джайнендры Кумара. Влияние модернист, концепций сказалось на прозе и поэзии хинди и в 50—70-х гг. Судьбы •“мелкого человека” в условиях усилившегося классового расслоения инд. общества часто освещались с индивидуалистич. позиций; картины судьбы получали пессимистич. окраску. Одновременно с этим удачно развиваются традиции реалистич. лит-ры. Писатели Вриндаванлал Варма, Бхагаватичаран Варма, Манматханатх Гупта, Бхишам Сахни, Амритлал Нагар, Пханишварнатх Рену, Мохан Ракеш, Маркандея и др. создали проникновенные произв. о жизни собственных современников, утверждая гуманистич. совершенства и веру в социальный и духовный прогресс инд. народа. Ключевую роль в развитии эстетич. совершенств совр. X. л. сыграли издания “Ханс” (1930—52), осн. Премчандом, “Ная патх” (1953—58), “Наи каханиян” (с 1960), “Алочана” (с 1951). Новым свидетельством прочности позиций реалистич. способа в X. л. явилось создание Федерации прогрес. писателей Индии (1975), к-рая ставит перед собой цель сплочение писателей в борьбе за демократич. развитие страны. В условиях независимости X. л. получает черты межнац. лит. общности, в развитии к-рой принимают участие представители нехиндиязычных населений украины. Вместе с тем в ее рамках образуются новые лит-ры, опирающиеся на нек-рые развитые диалекты хиндиязычного ареала — бходжпури, майтхили и др.

• Ч а уха н Ш., Очерк истории лит-ры хинди, пер. с хинди, М., 1960; Челышев Е. П., Лит-ра хинди, М., 1968; Окт. революция: ее действие на инд. лит-ру, пер. с англ., М., 1980.

В. И. Балин.

“ХОЖДЕНИЕ”, жанр др.-рус. лит-ры, особенная разновидность лит. вида путешествий; описание паломничества (от лат. palma — пальма: странствующий богомолец приносил из Палестины пальмовую ветвь) к Византии и святыням Палестины (ср. зап.-европ. итинерарий). Старейшими монументами этого жанра в Др. Руси являются “X.” Даниила игумена (ставшее собственного рода путеводителем по святым местам), к-рый пребывал в Палестине в 1106—08, и “Книга паломник” Добрыни Ядрейковича, побывавшего в Константинополе в 1200—04. Наровне с религ. мотивами путешествие к “святым местам” часто преследовало одновременно и др. цели (торговые, дипломатические и т. п.). По словам Д. С. Лихачева, жанр “X.” в Святую почву и в Царьград “служил осознанию Руси как части вселенной… Это были два центра мира и мировой истории в его целом. Приобщение к этим центрам воспринималось как приобщение к мировому единству. простые путешественники и Паломники как бы удостоверялись в собственных путешествиях, что мир как целое существует, существует и „священная история мира” (в кн.: Монументы лит-ры Старой Руси. XII век, 1980, с. 14).

Со временем, кроме “хождений” в Палестину, появляются описания путешествий в Зап. Европу (“X.” на Феррарско-Флорентийский собор 1438—39) и на Восток — записки о путешествии в Индию Афанасия Никитина (-“Хожение за три .моря”). О гос. консульстве Ивана IV в Константинополь, Иерусалим, Египет и на Афон (1558—61) рассказывается в “X.” Василия Познякова, о др. консульствах (1582—84; 1593— 1594)—в “X.” Трифона Коробейникова. В 17 в. расширяется географич. диапазон “X.”; с “X.” генетически связаны соч. Николая Спафария о поездке в Китай 1675—78, “статейные перечни” консульств

ХОЖД

==483

в Зап. Европу (Василия Лихачева, 1659, и др.). “X.” сыграли значит, роль в распространении в Др. Руси апокрифич. лит-ры (см. Апокрифы), географич. знаний; мн. “X.” являются полезными историч. и археологич. источниками. Жанр “X.” отыскал продолжение и в новой рус. лит-ре (А. Н. Радищев, ?. ?. ?арамзин и др.).

? ?нига хожений. Записки рус. путешественников XI—XV вв., М., 1984.

• Данилов В. В., О жанровых изюминках др.-рус.

“ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ”, монумент др. рус. лит-ры, записки тверского торговца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1468—74); сохранилось в двух главных ред.: летописной (Львовская и Софийская 2-я летописи) и отдельной. В отличие от “хождений” в Святую почву, говорит о поездке, предпринятой с мирскими целями. Будучи путевым ежедневником, написано несложным языком, родным к разг. речи; самые рискованные мысли записаны не по-русски (перс., араб., тюрк. выражения и слова). Наровне с многосторонней наблюдательностью, повествователь проявляет как необыкновенную для средних столетий веротерпимость, так и тёплую преданность родной почва и христ. вере.

Изд. и лиг.: “Хожение за три моря” Афанасия Никитина. 1466—1472 гг., 2 изд., М.—Л,, 1958; “Хождение…”, в кн.: Монументы лит-ры Др. Руси. 2-я пол. XV в., М., 1982; Семенов Л. С., Путешествие Афанасия Никитина, М-, 1980. Д. М. Буланин.

ХОККУ, х а и к у, .жанр япон. поэзии: 17-сложное трехстишие (5+7+5), довольно часто с цезурой по окончании 2-го стиха. Появился в 15 в. в качестве зачина-трехстишия шуточного рэнга; генетически кроме этого восходит к первой полустрофе танка (хокку букв.— начальные стихи). В 17 в. Мацуо Ьасе (пример его X. см. в ст. проза и Поэзия) положил начало важным X. и создал формальные и эстетич. правила жанра. Совершенствование формы X. связано с творчеством Танигути Бусона, демократизация тематики — Кобаяси Исса. Существовало неск. школ X. В кон. 19 в. Масаока Сики дал новый толчок формированию X., приложив к ним заимствованный из живописи принцип “зарисовок с натуры”.

Изд.: Япон. трехстишия. Хокку, М., 1980. ?.?. ?орегляд.

ХОЛИЯМБ (греч. choliambos — хромой ямб), либо с к а д з о и (греч. skazon, букв.— хромающий), в метрич. стихосложении — ямбич. триметр либо хореич. тетраметр с заменой последних двух слогов (^ ^ ) на — и; это ощущается как эффектный перебой ритма, исходя из этого размер использовался преим. в стихотворениях комич. и трагикомич. содержания (ямбы Гиппонакта и Каллимаха, мимы Герода, басни Бабрия, эпиграммы Марциала). Пример силлабо-тонич. имитации X. в триметре: Два раза в жизни дама мила — мужу: В сутки свадебный, а за этим в сутки—смертный…

и в тетраметре: Плащ из рук моих примите, я Бупалу глаз — выбью. (пер. из Гиппонакта, считавшегося изобретателем этого размера).

М. Л. Гаспаров.

ХОЛОСТОЙ СТИХ, нерифмованный стих среди рифмованных: 1) как простои недосмотр (3 случая в “Бронзовом наезднике” А. С. Пушкина); 2) для иллюзии оборванности начала либо финиша текста (начало “Сцены из Фауста” Пушкина); 3) как рудимент припева в строфах (нем. строфы с “вайзе”— ababccx и др.; “Ключ” Г. Р. Державина; нерифмов. концовки рифмов. тирад в рус. раешном стихе и подражания им, напр.: “И какой-то кроха / Продемонстрировал ему шиш, / И какой-то барбос / Укусил его в шнобель — /Плохой барбос, невоспитанный!”, К. И. Чуковский); 4) как след того, что данный стих развился из начального полустишия более долгого стиха (в вост. газели аа ха ха ха … и рубай ааха, в рус. частушке ааха и подражаниях ей, напр.: “Человек сидит в седле, / Ноги тащит по земле, — / Это едет дядя Степа / По проспекту на осле!”, C.B. Михалков), м. л. Гаспаров.

==484 ХОЖЕ — ХОРВ

ХОРВАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра хорватов, одна из нац. лит-р Югославии (см. Югославии литературы). Начинается на хорватско-серб. яз. В создании хорв. письменности громадная роль в собственности ученикам слав. просветителей и религ. деятелей, создателей слав. Мефодия и азбуки Кирилла, пришедшим в хорв. почвы из Моравии (9 в.). Но т. к. в Хорватии христианство было принято по зап. примеру, церковь упорно вводила лат. яз. и как богослужебный, и как рабочий. Для старослав. яз. употреблялась глаголица. В жанрах религ. лит-ры и летописях употреблялись образы и мотивы нар. творчества. Молитвы явились первыми примерами духовной поэзии, библейские сюжеты легли в базу религ. драмы. Показалась и светская лит-ра (сатирич. песни о духовенстве, амурная лирика). В кон. 15 в. героич. эпос прославил борьбу народа с осман, завоевателями (см. Хайдуцкие песни, Юнацкие песни).

В 15—18 вв. средоточием хорв. культуры стали свободные от осман, ига приморские области (см. Далматинская литература); в др. хорв. областях лит. жизнь затормозилась. Во 2-й пол. 16 в. распространилась протестант, лит-ра; началось книгопечатание. Но в 17 в. католич. Контрреформация начала изгонять протестантов, сжигать их книги; для творчества писателей этого времени свойственны патриотич. настроения, применение фольклорных элементов.

Во время нац. борьбы и возрождения против австр. владычества (кон. 18— сер. 19 вв.) в Хорватии развивалось просветительство. Показались издания. Взяла распространение сатирич. лит ра, обличавшая консерватизм, невежество горожан и дворянства, идеализировавшая сельскую судьбу (поэма “Сатир…” ?.?. ?ельковича и др.). Ключевую роль в развитии хорв. нац. культуры сыграло обществ.-политич. и культурное перемещение 30—40-х гг. иллиризм. В 1850 сербы и хорваты заключили контракт о едином лит. языке. Гл. направлением был романтизм, опиравшийся на фольклорные традиции. Романтики обосновывали идею нац. самобытности лит-ры. Позицию лидера занимала патриотич. поэзия (Л. Гай); взяла развитие интимная (С. Враз) и филос. (П. Прерадович) лирика. Историч. темы представлены в эпич. поэмах Д. Деметера и И. Мажуранича. В становлении нац. театра и драматургии ключевую роль сыграл Деметер.

Ведущим направлением в 80-х гг. стал реализм, опирающийся на успехи рус. и зап.-европ. лит-р. В его утверждении велика роль А. Шеноа, творчество к-рого развивалось от прогрес. романтизма к реализму; постановкой громадных социальных и нац. неприятностей отличается его историч. роман “Крестьянское восстание”. Знаменательно обращение Шеноа и к совр. проблематике. Социальная направленность отличает романы на совр. темы И. Козараца, В. Новака, А. Ковачича, К. Ш. Джальского. В поэзии реализм представлен творчеством С. С. Краньчевича, для к-рого свойственны филос. раздумья о сущности бытия, о назначении человека, о судьбах отчизны. В эти годы в X. л. проявились и натуралистич. тенденции.

На рубеже 19 и 20 вв. в связи с углублением обществ и развитием капитализма, противоречий лит. процесс усложняется. Заметное влияние на него оказывает социалистич. идеология. Расширившиеся лит. связи с зап.-европ. культурой обогатили хорв. писателей, но одновременно с этим открыли путь декадент. влияниям.

Во 2-й пол. 90-х гг. появилось лит. перемещение “хорватский модерн”, выразившее антибурж. настроенность, неудовлетворенность достигнутым худож. уровнем отечеств, лит-ры, замкнутостью ее развития, чувство необходимости изменений. Оно не владело идейно-эстетич. единством, являло собой разнообразие точек зрения по кардинальным вопросам назначения иск-ва, по проблемам худож. способа. В “хорватском

модерне” противоборствовали либо взаимодействова ли импрессионистич., символистские (А. Г Матош, В. Видрич), натуралистич., неоромантич. (В. Назор), реалистич. (И. Косор, И. Козарац) тенденции. Реалистич., нац.-самобытная лит-ра кон. 19 — нач. 20 вв. так же, как и прежде опиралась на демократич. обществ. идея, на опыт всемирный классики. Расширилась ее социальная тематика, усилилась критич. направленность: историч. романы Джальского, романы на совр. темы В. Цар-Эмина, отразившего социальное расслоение общества и др. Реалистич. линию в поэзии продолжали Краньчевич и Назор, в громадных эпич. лирике и поэмах к-рого необычно сочетались романтизма и черты реализма.

По окончании создания в 1918 югосл. гос-ва в X. л. преобладали нереалистич. худож. течения; их объединяло резкое отрицание империалистич. войны, разочарова ние в послевоен. югосл. действительности, нигилистич. отношение к культуре прошлого. самоё влиятельным и программно оформленным стал экспрессионизм, с к-рым были связаны писатели различной мировоззренч. ориентации. Одни высказывали меланхолии и настроения мистицизма (католич. поэты), другие — анархо-индивидуалистич. бунт против бурж. культуры и морали (А. Б. Шимич, Т. Уевич). Через увлечение анархоиндивидуалистич. иск-вом прошли М. Крлежа и А. Цесарец. Основанный ими журн. “Plamen” (1919) положил начало революц. направлению не только в X. л., но и во всех югосл. лит-рах. Рассказы Крлежи и Цесареца, обращенные к революции и темам войны, близки левому экспрессионизму, но уже в них проявились черты социально-психол. реализма. С сер. 20-х гг экспрессионизм как направление прекратил существовать. Во 2-й пол. 20-х гг. все больше укрепляются позиции реализма. Обновление тематики, углубление социальной критики внесли в лит-ру С. Колар, Д. Цесарич, революц. взор на совр. неприятности — Крлежа и Цесарец. С сер. 30-х гг. реализм стал ведущим направлением во всех родах лит-ры; особенного успеха добилась проза. В поэзии 20—30-х гг. преобладали импрессионистич. тенденции, проявившиеся, например, в творчестве Назора и Г. Крклеца. Потеря эпич. широты, характерной лит-ре прошлого, восполнялась в эти годы углублением социально-психол. анализа, филос. осмысления судьбы. Центр, фигура прогрес. X. л.— Крлежа, создавший остросоциальную поэзию, пьесы и романы общеюгосл. звучания. Заметное место в лит. ходе, занял т.н. “социальный реализм”—направление, опиравшееся на революц. Идеологию. Его представители (Цесарец, X. Кикич и др.) обра тились к проблемам нар. жизни, продемонстрировали перерастание стихийного протеста пролетариата в осознанную борьбу.

Во время фаш. оккупации Югославии мн. прогрес. хорв. писатели приняли участие в нар.-высвободит, войне 1941—45. Определяющими стали идеи антифаш. сопротивления (см. Сопротивления литература). Глобальную известность взяла поэма И. Г. Ковачича “Яма”.

По окончании освобождения Хорватии от победы и фашизма нар.-демократич. революции (1945) начался новый период в развитии X. л. В первые послевоен. годы преобладали поэтич. произв., разрабатывающие темы антифаш. борьбы, стр-ва новой жизни; в прозе взяли распространение рассказ, очерк, репортаж. С сер. 50-х гг. осн. жанром делается роман, в центре к-рого — реалистич. анализ довоен. действительности (“Курланы, нижние и верхние”, “Не выплаканные” М. Божича, “Миротворцы” И. Дончевича), события нар.-высвободит, борьбы (“Прелесть пыли” В. Калеба, трилогия “Немые колокола”, “Трещины”, “Бей в набат” Ю. Франичевича-Плочара). Наровне с расширением проблемно-тематич. диапазона в прозе усилились кроме этого элементы камер ного психологизма и рефлективное начало (Р. Ma ринкович и др.). Показался интерес к универсальным

обществ, проблемам, к-рые довольно часто ставились в абст рактно-аллегорич. форме и решались не без влияния экзистенциализма (А. Шолян, С. Новак). В поэзии по окончании непродолжит. периода “интимизма”, культивировавшего пейзажную и амурную лирику, распространились неоэкспрессионистич., сюрреалистич. тенденции, “слишком общий интеллектуализм”. Традиции реализма продолжали Цесарич, Крклец, Д. Тадиянович. Гуманистич. звучанием выделяется творчество поэтессы В. Парун.

С кон. 60-х гг. заметно расширилась сфера социально-психол. изучения проблематики периода нар.-высвободит, борьбы (романы Божича, Франичевича-Плочара и др.), и современности. Особенное место .занимает роман-эпопея Крлежи -“Флаги”, в к-ром продемонстрировано влияние событий нац. истории периода 1-й всемирный войны, революц. перемещения в Хорватии на индивидуальные судьбы храбрецов, их духовную эволюцию. К ответу острых морально-этич. неприятностей современности пытается М. Маткович, обращаясь наряду с этим к мифол. сюжетам, к мотивам и образам антич. драмы. В 70-е — нач. 80-х гг. усилился интерес хорв. писателей к конкретным явлениям действительности; в ряде произв. (особенно в прозе) проявились натуралистич.

тенденции.

Лит. периодика: издания: iblika (с 1945), “Forum” (с 1962).

Изд. см. при ст. Югославии литературы.

• Кравцов Н. И., Осн. тенденции в развитии хорв. лит-ры кон. XIX — нач. XX вв., в кн.: Слав. филология, в. 7, М., 1968; Ильина Г. Я., Хорв. лит-ра 1918—41 гг., в кн.: Заруб, слав. лит-ры XX в., М., 1970; ее же, Хорв. роман кон. XIX — нач. XX в., в кн.; Лит-ра слав. и балканских народов кон. XIX — нач. XX в., М., 1976; Panorama hrvatske knjiievnosti XX stoljeea, Zagreb, 1965; Povijest hrvatske knjiievnosti, [knj. 1—5], Zagreb, 1974—78. См. кроме этого лит при ст Югославии литературы.

Н. И. Кравцов (до 1918), Г Я. Ильина.

ХОРЕЙ, трохей (от греч. choreios — плясовой, trochaios — бегущий), 1) в метрич. стихосложении — стопа из 3 мор, строение: —^ (складывается из продолжительного и краткого слогов, с разл. заменами), употреблялся значительно чаще в тетраметре. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образованный стопами из 2 слогов, с сильным местом (иктом) на 1-м; сильное место возможно как ударно, так и безударно (х), не сильный — лишь безударно (‘-‘ ; с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строчке непременно ударно (^); схема х^х^х…^. Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно, причем начальное и предконечное сильные места — редкоударны.

В рус. стихе самый употребительны 4-стопный X. (“Спешат облака, вьются облака”, А. С. Пушкин), 5-стопный X. (“Выхожу один я на дорогу”, М.Ю. Лермонтов), 6-стопный X. бесцезурный (“Скучно, девушки, весною жить одной”, А. А. Дельвиг), 6-стопный X. с цезурой (“Продолжительно не сдавалась Любушка-соседка”, Н. А. Некрасов). По окончании ямба X.— самый популярный метр рус. силлабо-тоники; он связан с традициями песни, как народной (из этого его потребление в “легкой поэзии”), так и духовной (из этого — в элегической). М.Л. Гаспаров. ХОРИЯМБ, см. в ст. Древнее стихосложение.

“ХОТУГУ СУЛУС” (“Полярная звезда”), лит худож. и обществ.-политич. издание. Орган СП Якут. АССР. Издается в Якутске с 1956 на якут.-яз. С 1964 выходит параллельно на рус. яз. под назв. “Полярная звезда”.

ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература раннего христианства (1—4 вв. н. э.), созданная представителями разл. населений украины, преим. восточного, .и прилегающих к нему областей.

Роль этнич. перегородок в развитии X. л. минимальна, что отвечает крсмополитич. быту Рим. империи и христ. принципу:

Задания наши проекты (3) для главы 5 — Русский язык 3 класс (Канакина, Горецкий) Часть 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: