Литературный энциклопедический словарь 122 глава

пьесы М. Л. Кропивницкого и Карпенко-Карого, отразившие ухудшение классовых противоречий в укр. общества. На новую ступень поднимается укр. поэзия в творчестве Франко, живописца социальноисторич. мышления, создавшего новаторскую политич. и филос. лирику. Автор, изучавший произв. К. Маркса и Ф. Энгельса, прозревал историч. роль пролетариата (роман “Борислав смеется”), видел историч. ограниченность критич. реализма, в ряде произв. стремился изображать жизнь в ее революц. развитии.

Благотворное влияние марксизма испытала на себе и плеяда выдающихся писателей-реалистов — Леся Украинка, М. М. Коцюбинский, П. А. Грабовский, В. С. Стефаник, с чьим именем связан расцвет укр. новеллы, зарождение элементов социалистич. реализма. Поэзия Леси Украинки, ее драматургия отмечены филос. глубиной, гражд. страстностью. Эти писатели противостояли декадент, аполитичности, пессимизму, бурж.-националистич. презрению и индивидуализму к весам (напр., в творчестве В. К. Винниченко). В развитии социально-психол. новеллы, романа и повести громадна роль Коцюбинского, отразившего сложную обществ.-политич. и нравств. воздух Революции 1905—07 и создавшего образ нового храбреца-революционера, и О. Ю. Кобылянской, Марке Черемшины, С. В. др и Васильченко.

Дореволюц. У. л., достигшая большого уровня в народности и развитии реализма, создавшая худож. ценности непреходящего значения, явилась ответственным причиной расцвета У. л. в сов. эру. М. Т. Яценко.

Советская У. л.— явление как следует новое, в к-ром воплотились революц.-демократич. традиции классич. лит-ры и идейно-худож. новаторство иск-ва согчиалистического реализма. В тесном сотрудничестве с братскими лит-рами Сов. Альянса, в первую очередь с рус. сов. лит-рой, она прошла развития и большой путь становления. Активное участие в революц. борьбе предопределило темперамент творчества мн. укр. сов. писателей. Часть укр. писателей, не принявших социалистич. революцию, появилась в лагере националистич. эмиграции.

Первые значит, явления сов. У. л.— поэтич. сб-ки П. Г. Тычины, В. Н. Сосюры, прозаич. произв. А. В. Головко, М. Ирчана, П. Панча и др. В 20-х гг. в лит-ру приходят поэты Микола Бажан, П. М. Усенко, прозаики Ю. И. Яновский, Ю. К. Смолич, Иван Ле, Остап Вишня, драматурги Н. Г. Кулиш, И. К. Микитенко и др.

Для юный сов. У. л. было характерно обилие лит. объединений и группировок. К активному участию в социалистич. постройке стремились писатели, сплотившиеся в лит. объединения “Плуг” (1922—32), “Гарт” (1923—25), “Всеукраинский альянс пролетарских писателей” (1926—32), “Молодняк” (1926—32), “Захидна Украина” (1925—33). Разл. идейно-творч. позиции занимали “Аспанфут” (“Ассоциация панфу туристов”, 1922), “Новая генерация” (1927—31), орг-ция укр. конструктивистов “Авангард” (1926—29) и пребывавшая под влиянием националуклониста М. Хвылевого “Ваплите” (“Вольная акаде мия пролетарской литературы”, 1925—28), и родные к ней “внегрупповой” альманах “Л1тературний ярмарок” (1928—29) и орг-ция “Пролитфронт” (1930—31).

Собственный первое десятилетие сов. У. л. отметила такими большими произв., как роман Головко “Бурьян”, покушав. становлению нового человека укр. села, поэтич. сб-к Тычины “Ветер с Украины”, проникнутый пафосом социалистич. строительства, поэма Сосюры “Ответ”, разоблачающая укр. бурж. национализм, комедия Я. А. Мамонтова “Республика на колесах”, гл. храбрец к-рой — народ, борющийся за собственный освобождение. Заметили свет поэтич. произв.

УКРА

==455

?. ?. ?ыльского, Бажана, В. А. Мысика, Усенко, Л. С. Первомайского, повести и романы Панча, А. И. Копыленко, Микитенко, Яновского, Ле, Смолича и др.; рядом новых произв. обогатилась укр. драматургия, где главенствующее место заняла психол. драма, а осн. темами стали восстановление нар. х-ва, междунар. революц. перемещение: драмы Ирчана, Кулиша, Микитенко и др.

По окончании пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 “О перестройке литературно-художественных орг-ций” сов. У.л. развивалась по пути углубления народности, партийности, социалистич. реализма. Особенных удач сейчас достигла драматургия; пьесы Корнейчука (“Смерть эскадры”, “Платон Кречет”), И. А. Кочерги. трудности и Успехи социалистич. строительства нашли отражение в произв. Ю. Ю. Шовкопляса, И. У. Кириленко, Ле, Копыленко, К. А. др и Гордиенко. Показались произв. Яновского, Головко, Панча на историко-революц. тему; историко-биогр. повести А. Е. Ильченко, Н. С. Рыбака. С большой силой зазвучала поэзия сов. дружбы и патриотизма народов: стихи Тычины, Рыльского, поэма Бажана о С. М. Кирове “Бессмертие”, цикл стихов Сосюры о В. И. Ленине и пр. Плодотворно трудились в эти годы детские писатели (Н. Л. Забила, А. В. Донченко), и рус. писатели, живущие на Украине (Н. Н. Ушаков, П. Г. Безжалостный, Л. Н. Вышеславский). В кон. 30-х гг. в лит. семью сов. Украины влились зап.-укр. писатели: С. Тудор, A.A. Гаврилюк, Я. А. Галан, П. С. Козланюк, И. Вильде и др.

К защите социалистич. отечества, к борьбе с нем фаш. оккупантами кликали народ укр. писатели в годы Великой Отечеств, войны 1941—45: стихи Рыльского, Тычины, Бажана, Сосюры, Первомайского, А. С. Малышко, повести и романы В. Л. Василевской, Смолича, публицистика А. П. Довженко, пьесы Корнейчука (“Фронт” и др.), Кочерги. Одно из гл. мест в лит-ре заняли жанры лирико-публицистич. поэзии, маленького рассказа, очерка.

В первые мирные годы показались новые произв., разрабатывающие воен. тематику: в поэзии — стихи Бажана, Малышко, Первомайского, П. Н. Воронько и др.; в прозе — трилогия “Знаменосцы” О. Гончара об высвободит, миссии Сов. Армии, повести Ю. О. Збанацкого, В. Н. Собко, В. П. Козаченко; в драматургии — пьесы Галана, Л. Д. Дмитерко, Я. В. Ваша и др.

Заметное место в сов. У. л. последующих лет заняли произв., отразившие героич. труд сов. народа, его борьбу за мир, духовный рост сов. человека: романы М. А. Стельмаха, Г. М. Тютюнника “Водоворот”·, Яновского “Мир”. Историко-революц. и историч. темам покушав. эпич. полотна Головко, Козланюка, Панча, Гончара, Рыбака, А, Ф. Хижняка, Ильченко. Появляются новые пьесы Корнейчука, сатирич. комедия В. П. Минко “Не именуя фамилий”; выходят сб-ки сатиры и юмора Остапа Вишни, С. И. Олейника и др.

На совр. этапе развития сов. У. л. на первый замысел выдвигается неприятность формирования личности человека в условиях социалистич. действительности — труженика, интернационалиста, вопросы нравств. воспитания. В значит, мере тональность совр. укр. драматургии и прозы (в т. ч. и кинодраматургии) выяснили произв. Довженко “Поэма о море” и “Зачарованная Десна”. Как и прежде, громадный интерес укр. писатели проявляют к социальным и духовным преобразованиям в деревне: повести и романы Стельмаха, Н. Я. Зарудного, В. Г. Дрозда, Е. Ф. Гуцало. интеллигенции рабочего и Жизнь класса — в центре внимания Шовкопляса (трилогия “Человек живет два раза”), И. Е. Сенченко, П. А. Загребельного (“Разгон”), Ю. М. Мушкетика (“Позиция”). В новых —

==456 УЛДУ — УРАЛ

социально-филос., моралыто-этич. — ракурсах раскрывается бессмертный подвиг сов. народа в прошлой войне: книги Гончара, Первомайского, Дмитерко, Козаченко, Збанацкого и др. К историч. прошлому обращаются С. Д. Скляренко (романы “Владимир” и “Святослав”), Ле (трилогия “Хмельницкий”), Загребельный (романы “Первомост”, “Роксолана”), Р. И. Иванычук. Ленинская тема удачно начинается в творчестве В. В. Канивца.

Для сов. укр. прозы показательно переплетение в одном произв. разл. временных замыслов повествования: романы “Тронка”, “Циклон” Гончара; трилогия “Хлеб и соль”, “Кровь людская — не Большая” родня “и водица” Стельмаха; роман Вильде “Сестры Ричинские”; “Лебединая свора” В. С. Земляка. Ведущим жанром совр. У. л. есть роман. Вместе с тем в творчестве последовательности прозаиков — Гуцало, Дрозда, Р. Н. Федорива, Иванычука и др. удачно начинается жанр лирич. короткой повести и рассказа.

Признание читателей взяла поэзия И. Л. Муратова, Р. А. Братуня, Воронько, Д. В. Павлычко, Б. И. Олейника, И. Ф. Драча, В. А. Коротича, Н. С. Винграновского и др. укр. поэтов, отмеченная в лучших собственных примерах громадными социальнофилос. раздумьями о прошлом и настоящем, о преемственности поколений, связи времен, высоким худож. мастерством. Из драматургич. произв. самый велики пьесы А. С. Левады, А. Ф. Коломийца, Зарудного.

В виде храбреца совр. У. л. зримо проступают черты человека, живущего помыслами всего сов. народа, решающего серьёзные нравств.-этич. неприятности.

Лит. периодика: журн. “Штчизна, ^Жовгень”· , “Днтро”, ^Радуга^, “Прапор”, “Всесвгг^, ^Донбасс^, “Киев” (с 1983), газ. “Jlireратурна Укр^та^. С, А. Крыжановский.

• Петров Н, И., Очерки истории украинской лит-ры XIX в., К., 1884; его же. Очерки из истории укр. лит-ры XVII и XVIII вв., К., 1911; Новиченко Л. М., революция и Поэзия, М., 1957; Шамота Н.Э., народ и Художник, М., 1960; История укр. сов. лит-ры, К., 1965; История укр. лит-ры, т. 1—8, К., 1967—71 (на укр. яз.); Б a p а б а ш Ю. Я., О народности, М., 1970; ? a p ? ? менко M. H., Обновление традиций. (Традиции и новаторство социалистич. реализма в укр. прозе), 2 изд., М., 1975; Шевченкавський словник, т. 1—2, К., 1976—77; К ? ы ж а,н о в с к и и С., Худож, открытия и лит. процесс, К., 1979 (на укр. яз.); Укр. сов. лит-ра, К., 1980 (на укр. яз.); Писатели Сов. Украины. Биобиблиографич. справочник, К., 1981 (на укр- яз.).

“УЛДУЗ” (“Звезда”), обществ.-политич. и лит худож. ежемес. издание. Орган ЦК и СП ЛКСМ Азерб. ССР. Изд. в Баку с 1967 на азерб. яз.

УЛИГЕР, нац. героич. эпос у бурят. Под назв. “ульгэр” известен у монголов. Содержит восхваление храбрецов, их побед над злыми чудовищами. В базе стихотв. формы У.— совокупность аллитерац. повторов в нач. стихов. Насчитывает от 1500 до 25000 стихотв. строчков. Исполняется сказителем под сопровождение хура (нац. инструмент). Известно более 250 У.; практически добрая половина из них записана.

УНАНИМИЗМ (франц. unanimisme, от unanime — единодушный), лит. течение, появившееся во франц. лит-ре в 1905—06. Образовав лит. группу “Аббатство”, унанимисты (Ж. Ромен, Ш. Вильдрак, Р. Аркос, Ж. Дюамель, Ж., Шенневьер, Л. Дюртен) противопоставили символистско-декадент. -индивидуализму идеи людской братства, слияния человека с природой. В поэзии создали раскованную и эластичную поэтич. совокупность, вобравшую в себя опыт свободного стиха Э. Верхарна и У. Уитмена. На протяжении 1-й всемирный войны 1914—18 участники течения занимали пацифистскую позицию; по окончании войны У. прекратил существовать, не смотря на то, что его правила продолжали во многом определять творчество Ромена.

• Рыкова Н., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939, гл. 3.

М. В. Толмачев.

УПАНИШАДЫ, см. Ведическая литература. “УРАЛ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. издание. Орган СП РСФСР и Свердловской писательской орг-ции. Изд. в Свердловске с 1958. “УРАЛ-БАТЙР”, башк. нар. эпос. Записан в 1910 М. Бурангуловым от сказителя (сэсэна) Габита и др. Бытовал в стихотв. форме. Повествует о подвигах богатыря Урала; в отличие от большинства эпич. храбрецов, выступавших против конкретных неприятелей, Урал

стремился кроме этого стереть с лица земли зло и смерть. Традиц. эпич. сюжеты — героич.. женитьба и сватовство Урала на дочери солнца Хумай, его борьба со злыми духамидивами и братом-соперником, Шульгеном за источник живой воды и др. Победив дивов, Урал оставил на земле смерть по совету умного старца: вечная судьба трактуется в эпосе как постоянное обновление всего живого через смерть. Завершение эпоса архаично: гл. храбрец делается горой, его сыновья батыры — реками (реликты этиологич. мифов).

Изд.: Урал-батыр, в кн.: Героич. эпос народов СССР, т. 1, M., 1975. В.Л.

УРДУ ЛИТЕРАТУРА, одна из осн. лит. Пакистана пародов и общностей Индии, на яз. урду. Сведения о первых монументах У. л., развивавшейся под влиянием перс. классики, относятся к 11—12 вв. Основоположник поэтич. традиции — Амир Хосров Дехлеви. В 15—17 вв. У. л. развивалась в осн. в мусульм. княжествах Декана (Биджапур, Голконда и др.) на яз. дакхни (т. н. юж. хиндустани) как религ мистическая (суфийская и бхакти), так и светская поэзия. Веротерпимость правителей княжеств содействовала широкому применению в У. л. мусульм. и индуистской тематики. В деканский период в У. л. были представлены все осн. поэтич. формы, заимствованные из перс. поэзии,— газель, касыда, марсийа, месневи, рубай.

Мухаммад Кули Кутб-шах — создатель первого дивана на урду и произв., отражающих настоящую судьбу Декана. Ибрахим Адиль-шах создал муз.-поэтич. сб. “Девять мелодий”. Месневи писали Нусрати, Гавваси, создавший кроме этого одно из первых в У. л. прозаич. произв.— аллегорич. повесть “Все эмоции”. Высшее достижение деканской поэзии — творчество Вали Аурангабади. С утратой деканскими княжествами независимости центр У. л. переместился на север (Дели, Лакхнау, Рампур и др.). известный поэты 18 в.— Фаиз Садруддин Мухаммад Дехлеви, Наджмуддиншах Мубарак Абру, Хатим и др.

С кон. 18 в. начинается прозаич. традиция. Показались дастаны сказочно-фантастич. характера, в осн. переделки санскр. и перс. произведений. С основанием колледжей Форт-Уильям (Калькутта, 1800) и Делийского (1827) переводы-переделки с вост. и зап. языков стали регулярными. В 40-х гг. зародилась просветит. публицистика (Рам Чандар и др.). Гуманистич. содержание характерно для поэзии Мира (Мухаммад Таки Мир), Назира Акбарабади, Мирзы Галиба; стихи Галиба полны ожидания социальных изменений. Мн. поэты за Мир Дардом писали в русле суфийской литературы. В Лакхнау сложилась школа изысканной по форме эротич. поэзии (Рангин, Джан Сахиб и др.). Совершенствуется стихотв. техника, вводятся новые размеры (мухаммас). Достиг расцвета жанр марсийа: Мир Анис, Мирза Дабир; в религ.-историч. сюжетах их произв. отразилась инд. реальность.

Последняя треть 19 в. представляет собой в истории У. л. этап развитого просветительства. На первый замысел выдвинулся роман—морально-дидактич. (Назир Ахмад), авантюрно-приключенч. (Р. Саршар), историч. (Абдул Халим.Шарар) и социальный (Русва). Просветит, идеями пронизаны патриотич. поэзия и лит.-критич. работы Мухаммада Хусейна Азада, Хали, Мухаммада, Шибли Ну мани.

В стихах наибольшего поэта нач. 20 в. Мухаммада Икбала философски осмысляются осн. неприятности бытия. В У. л. 20—30-х гг. усилилось социальное звучание; в рассказах и романах Премчанда утвердился способ критич. реализма. Созданная в 1936 Ассоциация прогрессивных писателей Индии объединила участников антиколон, борьбы, писателей социалистич. ориентации: революц. романтик Джош Малихабади, прозаики Кришан Чандар, Ходжа Ахмад Аббас, Раджендар Сингх Веди. Поэты Фаиз Ахмад Фаиз, Махдум Мохиуддин, Али Сардар Джафри, Ахмад Надим Касми реформируют традиц. стих, наполняют его новым социальным содержанием.

Формируется марксист, критика. В 30-х гг. зародилось и формалистич. направление в поэзии — Мираджи и др. Отсутствие проф. театра сдерживает развитие драматургии на урду. Популярны одноактные драмы и радиопьесы. После достижения Пакистаном и Индией независимости в 1947 У. л. начинается в этих государствах на базе неспециализированных традиций. Одновременно с этим формируются и специфич. черты, вызванные изюминками историч. развития этих государств (см. кроме этого Индийская новая литература, Пакистанская литература).

Совр. лит. процесс освещается в инд. журн. “Китаб” (Лакхнау), “Шаир” (Бомбей), “Асри адаб” (Дели), в пакист. “Афкар” и “Пакистани адаб” (Карачи), “Санг-о-мел” (Пешавар), “Фунун” и “Нукум” (Лахор) и др.

• УхтишамХусейн С,, История лит-ры урду, пер- с хинди, М., 1961; Глебов H.B., С у ? о ч е в А. С., Лит-ра урду, М., 1967; Сухочев A.C., От дастана к роману, М., 1971; Окт. революция: ее действие на инд. лит-ру. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1980. A.C. Сухочев.

УРУГВАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра уругв. народа. Начинается на исп. яз. От лит-ры колон. периода (нач. 16— нач. 19 вв.) не сохранилось значит. произведений. В кон. 18— нач. 19 вв. господствующим видом лит-ры была поэзия, развивавшаяся в русле просветит, классицизма. Проникнутая патриотич. мотивами, духом высвободит, борьбы, она самый полно соответствовала политич. требованиям периода Войны за независимость исп. колоний в Америке 1810—26. В творчестве нек-рых поэтов (Ф. Акунья де Фигероа) уже сейчас четко проявилась тенденция к утверждению нац. самобытности. С нар. лит. традицией связано творчество родоначальника т. н. лит-ры гаучо (гаучо — гл. обр. скотоводы, потомки смешанных браков между индейскими женщинами и испанцами) Б. Идальго — поэта Ла-Платы, внесшего заметный вклад кроме этого и в аргент. лит-ру; в 30—40-х гг. она развивалась в русле романтизма. С романтич. традицией связано творчество поэта А. Берро, прозаиков и поэтов А. Магариньоса Сервантеса и X. Соррильи де Сан-Мартина, автора подлинно нар. лирико-эпич. поэмы “Табаре”. Черты романтизма и одновременно с этим реалистич. элементы свойственны историч. романам Э. Асеведо Диаса, написанным в конце века, заложившего фундамент нац. прозы.

В кон. 19—нач. 20 вв. в прозе Уругвая позиции реализма укрепились, но заметным стало влияние натурализма: романы “Беба”, “Почва” К. Рейлеса, рассказы X. де Вианы, отразившие процесс проникновения капиталистич. взаимоотношений в деревню. В поэзии этого периода значит, роль начинает играться модернизм и его гл. представитель X. Эррера-и-Рейсиг. Солидный вклад в У. л. внес писатель-эссеист X. Э. Родо, выступивший с гуманистич. позиций в защиту нац. духовных сокровищ, против империалистич. экспансии в области культуры и идеологии.

В 20-х гг. 20 в. на смену модернизму пришел т. н. постмодернизм, явившийся идейной и эстетич. реакцией на модернист, поэтику и значит, вехой реалистич. поэзии (Дельмира Агустини, Хуана де Ибарбуру, боровшиеся за женскую эмансипацию, и др.). Народной по собственному содержанию была поэзия Ф. Сильвы Вальдеса, отошедшего от модернизма. В один момент с постмодернизмом в У. л. появился авангардизм; в числе его представителей поэт филос. склада К. Сабат Эркасти. Одним из наибольших прозаиков 1-й пол. 20 в. был О. Кирога, мастер маленькой новеллы. В его сб-ках “Рассказы о любви, смерти и безумии”, “Сказки сельвы”, “Змея” рисуются реалистич. (с элементами фантастики) картины трагич. борьбы человека с враждебной ему тропич. природой.

В 30—40-х гг. под влиянием Окт. революции в РФ и растущего демократич. перемещения в Уругвае в лит-ре улучшается социально-критич. направление. Социальные язвы уругв. деревни обличал поэт С. X. Гарсия, критику бурж. об-ва содержит поэзия

УРДУ — УРУГ

==457

П. Л. Ипуче. Реалистич. традиции в прозе развивал писатель-коммунист Э. Аморим, в романах к-рого (трилогия “Повозка”, “Поселянин Агилар” и “ее тень и Лошадь” и др.) продемонстрированы некрасивые формы процесса капитализации скотоводч. хозяйств. Его романы 40—50-х гг. (“Девять лун над Неукеном”, “Корраль Абьерто”), отразившие остроту социальных распрей в уругв. обществе, как и романы писателякоммуниста А. Д. Гравины (“Границы, открытые ветру”, “От страха к гордости” и др.), близки лит-ре социалистич. реализма.

В У. л. 60—70-х гг. продолжают творчески осваиваться новые лит.-ху дож. формы, начинается и обогащается способ реализма. Новаторскими тенденциями отмечено творчество X. К. Онетти, самый значит. прозаика 40—50-х гг. В его романах “Верфь”, “Хунта скелетов” и др.— глубочайший психологизм, сочувствие страданиям человека, зажатого в тиски бурж. морали. Острая социально-критич. оценка бурж. морали, большой гуманизм характеризуют кроме этого прозу М. Бенедетти, к-рый известен и как поэт, драматург, критик. Поэзия X. Куньи, Аманды Беренгер, Иды .Витале и др. отражает прогрес. идеи времени. Мн. передовые писатели Уругвая по окончании реакц. переворота 1973 трудятся за пределами собственной страны. Среди них — публицисты и известные писатели Э. Галеано, Хесуальдо и др.

Изд.: Уругвайские рассказы, М., 1957; Поэзия гаучо, М., 1964; Поэты Уругвая, М., 1974; Поэзия Лат. Америки, М., 1975.

? ?утейщиковаВ.Н,, Роман Лат. Америки в XX в., М., 1964; Мамонтов С. П., Испаноязычная лит-ра государств Лат. Америки в XX в., М., 1972; Т о ? ? ? с-Р и о с е к о А., Громадная лат.-амер лит-ра, пер. с исп., М., 1972; Худож. своеобразие лит-р Лат Америки, М., 1976; Худож. лит-ра Лат. Америки в рус. печати М., 1960; BolloS., Literatura uruguaya, 1807—1965, t. 1—2 Montevideo, 1965. С. Н. Табунов

УСЕЧЕНИЕ, в стихосложении неполная стопа в кон. стиха либо полустишия (напр., в хорее с супруг. клаузулой последняя стопа имеет не два, а один слог). Усеченная рифма — рифма с лишним согласным (реже — гласным) звуком в одном из ее участников (“пламя—память”), м. л. гаспаров. УСЛОВНОСТЬ художественная, многоплановое и многозначное понятие, принцип худож. изобразительности, в целом обозначающий нетождественность худож. образа объекту воспроизведения. В совр. эстетике различают первичную и вторичную У.—в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости худож. его осознанности и вымысла (в различные историч. эры).

Первичная У. тесно сопряжена с природой самого иск-ва, неотделимого от У., и потому характеризует любое худож. произв. (в т. ч. и “жизнеподобное”), т.к. и оно не тождественно жизни, не имеет возможности повторять ее практически; “Мастерство не требует признания его за реальность” (Лени н В. И., ПСС, т. 38, с. 62). Образ, относимый к первичной У., художественно правдоподобен, его “сделанность” не заявляет о себе, не акцентируется автором. Такая У. воспринимается как сама собой разумеющаяся.

Первичная У. зависит от специфики материала, с к-рым связано воплощение образа в определ. виде иск-ва, от его возможности воспроизводить пропорции, закономерности и формы действительности (ср. камень в скульптуре, краски в живописи и т. д.). “Невещественность” лит. образов соответствует невещественности языковых знаков. Преодоление У. материала при восприятии лит. произв. зависит и от изобразит, манеры автора, и от подготовленности и фантазии читателя. Словесные образы владеют большей (И. В. Гёте, Э. Золя, М. Неприятный) либо меньшей (Ф.М. Достоевский, Т. Манн) пластич. представимостью. Они соотносятся не только с фактами внелитературной действительности, но и с предполагаемым объективным их описанием в лит. произведении.

==458 УСЕЧ — УСЛО

Первичная У. реализуется в первую очередь в стиле— структурных качествах образности, отвечающих историч. представлениям принимающего субъекта о худож. правдоподобии, и находит выражение: 1) в типологич. изюминках определ. родов и устойчивых жанров лит-ры: концентрированность действия и предельная напряжённость, внеш. выраженность внутр. перемещений в драматургии; изолированность и интенсивность субъективных переживаний в лирике; громадная вариативность повествоват. возможностей в эпосе; разная степень напряженности действия, охвата действительности в романе, новелле и др. прозаич. жанрах; 2) в неявной гиперболизации, актуализации различных линия, подробностей, моментов, почерпнутых из действительности; особенной организации худож. времени и пространства (авторское всеведение, композиц. перестановки во времени, мгновенные переходы от одного места действия к второму); 3) в социальных, религ. и т. д. представлениях об У. и правдоподобии в иск-известный.

Во время стабилизации эстетич. представлений У. отождествляется с нормативностью худож. средств, к-рые в собственную эру воспринимаются как нужные и похожие на правду, но в другую эру, либо со стороны другого типа культуры, довольно часто осмысляются в значении устаревшего, нарочитого трафарета (маски и котурны в антич. театре, выполнение партнерами женских ролей впредь до ренесанса, три единства у классицистов) либо выдумки (символика христ. иск-ва, мифол. персонажи в иск-ве античности либо населений украины — кентавры, сфинксы, трехглавые, многорукие и т. д.).

Вторичная У., либо У. в совр. понимании и распространенном словоупотреблении,— демонстративное и сознательное нарушение худож. правдоподобия в стиле произведения. Истоки, типы ее проявления — многообразны. Вторичная У. появляется при трансформации первичной — в то время, когда употребляются открытые приемы обнаружения худож. иллюзии (иронич. вариативность повествования в “мнениях и Жизни Тристрама Шенди” Л. Стерна, в “Страннике” А. Ф. Вельтмана; обращение к зрителям у Аристофана, в “Ревизоре” Н.В. Гоголя, правила эпич. театра Б. Брехта). Первичная У. перерастает во вторичную при применении образности мифов, преданий, сказок и т.д., осуществляемом не для стилизации жанра-источника, а в новых худож. целях (“Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле, “Фауст” Гёте, пьесы. К. Гоцци, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, “Мастер и Маргарита” ?.?. ?улгакова, “Кентавр” Дж. Апдаика, “До третьих петухов” В.М. Шукшина). Нарушение пропорций, акцентирование и комбинирование к.-л. компонентов худож. мира, выдающие откровенность авторского выдумки, порождают особенные стилевые приемы, свидетельствующие об осознанной “игре” автора с У., обращении к ней как к целенаправл., эстетически значимому методу деформации действительности. В последнем случае обнаруживается природа фактически вторичной У., не трансформированной из первичной: соч. Лукиана, “Путешествие Гулливера” Дж. Свифта, “Шнобель” Н. В. Гоголя, “История одного города” Салтыкова-Щедрина, пьесы Брехта, “Баня”, “Клоп” В. В. Маяковского.

Типы открытой условной образности — фантастика, гротеск; смежные явления — преувеличение, знак, аллегория — смогут быть и фантастическими (Горе-Злочастие в др.-рус. лит-ре; Глупость у Эразма Роттердамского, Демон у М. Ю. Лермонтова) и правдоподобными (знаки чайки, вишневого сада у А. П. Чехова, аллегория невеста-революция у Н. Г. Чернышевского). Реалистич. У.—метод обнаружения острых противоречий действительности и их типизиров. воплощения. У. обширно практикуется в лит-ре 20 в., к-рая пользуется, например, арсеналом всемирный мифологич. образности; в лит-ре модернизма — для “остраненного” выражения отчуждения человека в бурж. обществе, часто трактуемого в духе безысходности направляться. существования, в условных формах создаются кроме этого “мифы” 20 в. (Ф. Кафка, А. Камю, Э. др и Ионеско.).

Существует жанрово-тематич. закрепленность условной образности: притча, басня, баллада, лит. сказка, науч. фантастика.

• Л е н и н В. И., филос. тетради, Поли. собр. соч., S-изд., т. 29, с. 53. 233, 329—30, 441; Аскаров Т., Эстетич. природа худож. условности, Фр., 1966; Михайлова А., О худож. условности, 2 изд., М., 1970; Д м и т ? и е в В., Реализм и худож. условность, М 1974; Шапошникова О. В., Об условности в мастерстве, в сб

Филология, в. 5, М., 1977. О. В. Шапошникова,

УСЛОВНЫЕ (ТАЙНЫЕ) ЯЗЫКИ, разновидность социальных диалектов; по происхождению — профессионально обособленное, недоступное посторонним средство речевого общения. В рус. яз. известны У. я. бродячих торговцев (офеней), ремесленников и крестьян, занятых отхожим промыслом, нищих и др. У. я. отличаются от общенар. языка гл. обр. словарным составом: 1) придуманной либо “переиначенной” лексикой (“лухта”—“крупа”, “мастырить”—“делать” у офеней); 2) особенным значением (“плетенка”— метод, к-рым поводырь ведет слепых, “уговорить”—“убить” у нищих); 3) заимствованиями (“латво”—“легко” из польского, “декан”—“десять” из греч.). В ряде У. я. вероятны кроме этого особенные методы словообразования (замена слогов — “шерсно” — “сукно”, “шероро”— “дорого”) и синтаксиса, но в целом грамматика У. я. та же, что и у нац. языка. Близость У. я. деклассированной части общества дает исследователям возможность вычислять особенным видом У. я. арго (В. М. Жирмунский), не смотря на то, что существует и мнение, что арго не есть тайным языком (Д. С. Лихачев). Применение исчезающих к настоящему времени У. я. возможно отыскать в худож. лит-ре (В. А. Каверин “Финиш хазы”, И. Л. Сельвинский “Стенька Разин” и др.).

% Жирмунский В.М., Нац. социальные диалекты и язык, Л., 1936. Г. Г. Винокур.

УСТНЫЙ НАРОДНЫЙ РАССКАЗ, сказ, прозаич. произведение о современности либо недавнем прошлом, фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речевой практики и худож. творчества. В зависимости от даровитости рассказчика и обстоятельств рассказывания колеблется от краткого высказывания (весть, слух) до более либо менее оформленного рассказа. В отличие от легенды, место фантастики в У. н. р., в большинстве случаев, занимает необыкновенное: значительно чаще это или “рассказы о случаях”, или “рассказы о храбрецах”. У. н. р. взял распространение, например, в рус. рабочем фольклоре, фольклоре Гражд. и Великой Отечеств, войн. Лит. изменение У. н. р. возможно видеть в произв. Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. Т. Твардовского и др.; “тайные сказы” рабочих Урала были использованы П. П. Бажовым в его кн. “Малахитовая шкатулка”.

• Чистов К. В., Рус. нар. социально-утопич. легенды XVII— XIX вв., М., 1967; Ярневский И. 3., Устный рассказ как жанр фольклора, Улан-Удэ, 1969; Гончарова A.B., Устные рассказы Великой Отечеств, войны, Калинин, 1974. К. В. Чистов.

“УСТОИ”, рус. лит.-политич. ежемес. издание народнич. направления. Изд. в Санкт-Петербурге в дек. 1881— 1882 С. А. Венгеровым. Приняли участие: прозаики Г. И. Успенский, В. М. Гаршин, Н. И. Наумов, Н. Н. Златовратский, Ф. Д. Нефедов, Д. Н. МаминСибиряк, М. Н. Альбов, поэты А. Н. Плещеев, П. Ф. Якубович, К. М. Фофанов, Н. М. Минский, критики А. М. Скабичевский, М. А. Протопопов, и пребывавшие в эмиграции П. Л. Лавров, В. А. Зайцев.

NONSENSE


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: