Лингвистика детской речи 8 глава

Готовность ребенка к усвоению замысла содержания морфологической категории определяется первым делом уровнем его когнитивного развития. Наряду с этим когнитивное развитие есть первичным по отношению к формированию языковому.

Ребенок не в состоянии усвоить семантической оппозиции, лежащей в базе категории числа, пока он не обучится хотя бы начаткам количественных сопоставлений, т. е. сможет разграничивать один — несколько предмет. Категория времени усваивается лишь по окончании того, как ребенок освоил соотношение действия с моментом речи об этом действии, т. е. в его сознании выработалась некая точка отсчета, по отношению к которой в языке разграничены прошлое, настоящее, будущее. Это в большинстве случаев происходит в 1 г. 10 мес. — 1 г. 11 мес.

Категорию лица ребенок осваивает позднее (около двух лет). Овладение ею делается вероятным только по окончании того, как у него

* Мы имеем в виду самый популярный вид грамматического содержания — с°Держание семантическое (не считая него, существует еще и структурное содержание — см-: Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. — Л., 1976).

сформируется умение вычленять себя из социума, осознавать собственный «я», противопоставленное как собеседнику, так и лицам, не принимающим участия в речевом акте.

Весьма тяжела для усвоения категория рода существительных; ее познание тормозит отсутствие представлений о так именуемом «естественном» поле живых существ.

Возможно признать справедливость слов А.Н.Гвоздева о том, что первым делом усваиваются категории с четко выраженным конкретным значением. Знаменательно, что в речи ребенка в одно да и то же время появляются не только грамматические, но и лексические средства выражения определенного содержания, т. е. речь заходит о формировании функционально-семантических (понятийных) полей*.

Еще А.Н.Гвоздевым было найдено, что формы множественного числа показались у его сына в один момент со словом НЕГА (довольно много). Будущее время усваивается около двух лет, в это же самое время ребенок начинает использовать слова не так долго осталось ждать и по сей день.

Для усвоения’ морфологической категории значительно количество компонентов, ее образующих. Овладеть многочленными категориями сложнее, чем двучленными. Во многих случаях многочленные категории сводятся первоначально к двучленным. Так, категория падежа в современном русском языке шестичленная, но многие дети, как уже говорилось, в течение какого-либо времени обходятся в собственной речевой деятельности противопоставлением прямой падеж — косвенный падеж, и лишь позднее косвенный падеж расщепляется на ряд других падежей.

Ответственна и сообщение морфологической категории с лексикой. Чем меньше зависимость от лексики, тем легче и стремительнее осваивает ребенок морфологические категории. В случае, если морфологическая категория по-различному выявляется в различных группах лексики, то раньше усваивается ее фукционирование в тех лексико-грамматических разрядах, где она имеет самая чёткую семантическую мотивировку. Так, по отношению к категории числа существительньм в первую очередь усваивается противопоставление форм единственного и множественного числа в сфере конкретно-предметных существительных, существенно позднее — в группе существительных, именующих действия.

Легкость либо трудность усвоения замысла выражения морфол гической категории зависит, первым делом, от стандартности нестандартности формальных средств ее представления. Так, срав

* О функционально-полях и семантических категориях см. серию коллективных монографий с неспециализированным заглавием «Теория функциональной грамматики», подготовленных под управлением А. В. Бондарко и заметивших свет во время 1987—1996 гг.

нительно раннему усвоению категории глагольного времени содействует стандартность и чёткость формальных показателей времени: суффикса -Л прошедшего времени, флексий настоящего и будущего времени. Чем больше распознаны в морфологической форме черты агглютинативности, тем несложнее ее усвоение, чем выше фузионность формы, чем теснее спаяны формообразующий аффикс и основа, тем тяжелее поддаются они расчленению в языковом сознании ребенка, тем сложнее протекает их усвоение.

Для усвоения замысла выражения морфологической категории очень значительно то, как обширно в нем представлена формальная вариативность формообразующих средств. Наличие формальной вариативности, если она не есть содержательно обусловленной либо содержательные различия еще недоступны ребенку из-за недостаточного уровня его когнитивного развития, значительно замедляет процесс усвоения данной категории. Как мы знаем, что ребенок может в течение долгого времени, правильно выбирая падеж, неверно конструировать падежную форму, применяя флексию, относящуюся к второму типу склонения (КУШАЮ ЛОЖКОМ, КРАШУ КИСТЕМ). Второй пример связан с механизмом образования парных глаголов несовершенного вида с применением одного из двух вероятных суффиксов. Выбрав нужную форму вида, ребенок обычно выбирает не соответствующий норме суффикс (РАЗРУБ-ЛИВАТЬ вместо разрубать, ОБРУШАТЬ вместо обрушивать).

Сложно ребенку разобраться в разноуровневых средствах выражения морфологических значений. В русском языке различия между формами смогут быть выражены не только посредством специальных, облигаторных средств (формообразующих флексий и суффиксов), но и посредством средств факультативных (перемещения ударения, чередований, наращений базы, супплетивизма). В течение определенного времени ребенок прибегает к помощи только главного, специального средства выражения формальных различий — формообразовательных аффиксов. Из этого формы РОТА вместо рта, КРАСЮ вместо крашу и т.п.

Высказывание А.Н.Гвоздева относительно того, что «грамматический строй к трем годам по большей части есть усвоенным», направляться трактовать следующим образом. Да, вправду, к трем го-Дам по большей части усвоены замысел содержания морфологических категорий (не считая некоторых частных подтипов), и главные стандартные, специальные средства замысла выражения. Окончательное же овладение замыслом выражения морфологических категорий, предполагающее свойство в соответствии с существующей языковой нормой конструировать морфологические формы, Растягивается на последовательность последующих лет.

#128308; Фоноскопическая экспертиза // Шумоочистка аудио // Восстановление аудиозаписи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: