в один раз старики в одном селе сидели на нихасе, и завязался у них разговор о том, кто умнее — мужик либо дама и что лучше — умный мужик либо умная дама. И никто из них не имел возможности дать на это ясного ответа.
Подслушала данный разговор одна женщина и запомнила его, а через пара дней она начала допытываться у пожилых людей:
— Где может жить у нас самый прославленный, самый храбрый, самый деятельный мужик?
И одна старая женщина указала ей село в горах, сообщив, что в том месте живет таковой юный человек.
Женщина написала ему письмо, в котором сказала, что желает вступить с ним в состязание; в письме она указала и где живет.
Юный человек оседлал собственного коня, принарядился и приехал в село, где жила женщина. Один человек указал ему ее дом. Он подъехал к нему, спешился, привязал коня к коновязи, а сам зашел в кунацкую. Женщина увидела его, вышла к нему и приветствовала его. После этого она вынесла ему угощение, которое положено гостю.
Юный человек угостился как направляться, а после этого женщина открыла ему, по какой причине она позвала его к себе.
— Пара дней тому назад, — поведала она, — я подслушала разговор мужчин на нихасе. Они делали выводы-рядили о том, что лучше — умный мужик либо умная дама, и не смогли прийти к определенному выводу. Вот сейчас я и ты займемся — попытаемся дать ответ на данный вопрос.
В то время, когда они кончили разговор, женщина ушла и стала причиной нему самую плохую и бестолковую девушку.
— Вот проживи с ней весь год! — сообщила она. — А сейчас и ты подари мне что-нибудь, равноценное моему подарку.
Юный человек лишь покачал головой, посадил девушку на собственного коня и привез ее на свою квартиру. После этого он разыскал самого плохого парня, посадил на коня и доставил к девушке:
— А вот тебе мой презент, — сообщил он ей, — проживи с ним весь год!
Юный человек возвратился на свою квартиру и начал жить с данной девушкой, но она с каждым днем становилась хуже, а не умнее, и сам он становился таким же. Из-за жены он утратил уважение и в народе. За весь год он ничему не смог научить плохую и бестолковую жену.
Та же женщина начала жить с плохим и бестолковым мужем, и она научила его, как нужно жить с народом. Она приглашала его товарищей, разумных людей, и прочно связала его с ними. Он сделался хорошим, прославленным, глубокоуважаемым молодым человеком.
Прошел год. И вот женщина наготовила всякого хороша и пригласила почетных людей. Сели они за богатый стол. Тем временем прибыл и юный человек с женой; они зашли в хадзар и остановились у двери. Женщина осталась таковой, какой была годом ранее, не лучше. А у прославленного молодого человека в порванных чувяках показывалась сухая подстилочная трава. Юный же человек, которого женщина взяла в ответный презент, сидел среди почетных гостей; он взглянуть на находившихся у двери, определил того молодого человека, что доставил его к девушке.
— Подайте этим нищим чего-нибудь! — сообщил он жене. Затем женщина вынесла громадную почетную чашу пива и попросила у почетных гостей слова.
— Прошу простить меня, почетные гости, — сообщила она, — за то, что попросила слова и держу перед вами обращение. Но они — не нищие, просящие милостыню. Данный юный человек — вы слыхали о нем — такой-то и такой-то; у нас не было второго для того чтобы прославленного молодого человека. Как-то я подслушала разговор мужчин на нихасе: обращение шла о том, кто лучше и умнее — умный мужик либо умная дама. Приятели не смогли решить этого вопроса. Я запомнила данный разговор и разыскала вот того прославленного молодого человека, дабы узнать данный вопрос. Я дала ему вой ту девушку, которая стоит рядом с ним. А он одарил меня в ответ подарком не лучше: плохим, бестолковым молодым человеком. И благодаря мне из него оказался тот, что находится среди вас и которого вы именуете глубокоуважаемым человеком. Они — жена и муж, двое плохих; вот для них дом, и пускай живут в нем! Раз я сумела из дурня сделать глубокоуважаемого человека, то сумею сделать из глубокоуважаемого человека главу народа. А сейчас всего хорошего. Пускай двое плохих живут тут; они хороши быть женой и мужем. А это — мой супруг, и мы уходим.
Двое плохих и на сегодня остались плохими.
Храбрый сирота Асламбек
Жил-был храбрый сирота по имени Асламбек. Со всех сторон стекались к нему юные люди, получавшие побратимства с ним. Он никому не отказывал и с каждым вступал в побратимство.
Был у него юный верховой конь, и он на нем объезжал села. В одном селе он услыхал о прекрасной девушке, которая жила на юге. Эту красавицу защищал залмийский змий, что по семь дней дремал в мехе. Храбрый Асламбек снарядился в балц на поиски данной красивые женщины. Сел на собственного молодого коня и выступил в путь. Добрался до того места, куда возможно было проехать конному, а дальше отправился пешком.
У Асламбека было полотенце; в то время, когда он его разворачивал, то в нем оказались каждая напитки и снедь, а в то время, когда сворачивал, то имел возможность положить в карман.
Он спешился на кургане, развернул полотенце и начал закусывать. Видит: приближается к кургану седобородый старик.
Седобородый старик поравнялся с ним. Поздоровались между собой, и старик задал вопрос Асламбека:
— Куда ты идешь?
— Вот так и без того, — ответил Асламбек, — на юге, говорят, имеется красавица-девушка, и я иду к ней. А ты, старик, куда идешь?
— Я иду к храброму Асламбеку, дабы вступить с ним в побратимство, — ответил старик.
В том месте же они вступили в побратимство и пошли по одной дороге к той красавице-девушке. Шли они продолжительно и остановились передохнуть. Асламбек снова дотянулся полотенце, развернул его, и стали они закусывать. Видит Асламбек: приближается к ним человек, что имел возможность ходить под почвой. Удивился Асламбек:
— Видел я чудеса из чудес, но для того чтобы дива не видывал! Данный человек поравнялся с Асламбеком и поздоровался с ним.
Асламбек также поздоровался с ним и вступил с ним в побратимство.
Их стало трое. Идут они по дороге дальше; притомились и остановились передохнуть. Закусывают втроем. Асламбек снова видит, что направляется в их сторону колебатель почвы: от каждого его шага почва сотрясается. Снова он удивляется:
— Я видывал чудеса — одно прекраснее другого, но с таким дивом ни при каких обстоятельствах не виделся!
Они взаимно поприветствовали друг друга; Асламбек вступил в побратимство и с ним.
Сейчас их стало четверо. Пошли они по дороге дальше и дошли до девушки-красавицы. В то время, когда они зашли к ней, залмийский змий дремал. Они вывели девушку с собой и пошли обратно. Шли они безостановочно и дошли до места, где они повстречались с колебателем почвы. Асламбек остановил товарищей и говорит им:
— Разрубим девушку-красавицу на четыре части, и пускай любой забнрает собственную долю!
— Не считаю это хорошим себя! — сообщил Асламбеку ко-лебатель почвы.
И он остался в том месте, а другие пошли дальше. В то время, когда они дошли до того места, где им повстречался человек, ходивший под почвой, Асламбек снова сообщил:
— Поделим девушку на три части, и пускай любой из нас возьмёт собственную долю!
Ходок под почвой не согласился с этим и остался в том месте, а те двое направились по дороге дальше. В то время, когда они дошли до того места, где Асламбек повстречался с седобородым стариком, Асламбек снова внес предложение:
— Поделим ее на две части, и пускай любой из нас заберёт собственную долю!
Тот ответил ему:
— Я — старик и считаю это для себя неприемлемым. Живите между собой счастливо!
Захотев им счастья, старик покинул их.
девушка и Асламбек-красавица решили передохнуть. Асламбек положил голову в объятия девушки и заснул. А змий, защищавший девушку, подполз к нему и обвился около его стана. Асламбек уже не в силах был проснуться.
Его юный копь весело явился к нему, но заметил обвившегося около его стана залмийского змия, опечалился и говорит Асламбеку:
— Сообщи этому залмийскому змию так: «Не отнимай у меня славы моей, не порти меня, и я тебе дам все другое, что ты от меня потребуешь!»
Асламбек обратился к залмийскому змию с этими словами, и тот высвободил его, забрал девушку-красавицу за руку и увел ее с собой.
Асламбек остался один. Он взглянул им вслед и поклялся так:
— Я не появился у отца собственного храбрецом, в случае, если покину эту девушку у тебя!
И, в то время, когда они удалились на большое расстояние, Асламбек отправился за ними.
Залмийский девушка и змий-красавица прибыли на свою квартиру. Змий вышел наружу, покинув девушку одну, а Асламбек зашел к ней и сообщил:
— Сообщи собственному стражу, залмийскому змию, так: «По лес-пым непроходимым тропам ты бродишь, по непроезжим дорогам ты странствуешь, избегаешь собственного дома; дома же ты дремлешь целую семь дней, а я остаюсь одна и скучаю. Хоть бы ты указал мне, где находится твоя душа, дабы я радовалась ей и было мне самую малость радостнее».
Женщина так и сообщила залмийскому змию, и он ей указал, где находится его душа:
— Вон внизу, между двумя курганами, имеется озеро; на дне его лежит сундук, в сундуке — подушка, в подушке находится заяц, в зайце — голубь, а в голубе — моя душа.
Затем залмийский змий отправился бродить по лесным непроходимым дорогам, а Асламбек зашел к девушке-красавице и задаёт вопросы ее:
— Ну, указал тебе залмийский змий, где находится его душа, либо нет?
Она ответила ему, что указал, и передала слова змия Асламбеку. Асламбек выехал, дабы дотянуться со дна озера тот сундук. Он собрал собственных побратимов, и ходок под почвой опустился на дно озера. Постарался он поднять сундук, но не смог.
Тогда седобородый старик говорит ему:
— Я спущу к тебе собственную бороду, обвяжи ею сундук, и тогда мы его поднимем.
Они так и сделали. Достали сундук на берег озера, вскрыли его, вынули оттуда подушку; разрезали подушку, и оттуда пустился наутек заяц; сотрясатель почвы погнался за ним и поймал его за задние ноги; вскрыли зайца и вынули из него голубя; вскрыли голубя, и Асламбек вынул из него душу залмийского змия.
Он возвратился с данной душой к девушке-красавице. Зашел в дом залмийского змия, и тот взмолился:
— Не отнимай у меня зрения, не отрубай у меня моих ног, и я дам тебе все, что ты лишь потребуешь. У меня имеется наследство семи братьев, в нем довольно много сокровищ; я поведу тебя взглянуть мои богатства и дам тебе то, что ты захочешь. Они пошли наблюдать богатства змия, а позже змий внес предложение Асламбеку:
— Я хочу быть твоим побратимом.
Асламбек согласился, и они возвратились в дом залмийского змия. Девушка-красавица вынесла им стакан молока. В том молоке было золотое кольцо. Асламбек отпил молока, но лишь залмийский змий собрался испить из этого стакана, как Асламбек кинул на пол его душу и растоптал ногами.
Так залмийский змий расстался со своей душой. Храбрый же необыкновенная красавица и Асламбек остались жить совместно. Шивут и поживают они и по сегодняшний сутки.
Чиглаз
Жили-были жена и муж, и появился у них сын. Имя ему дали Магомет. У мальчика погибла мать. Папа женился второй раз. Мачеха не хорошо смотрела за сиротой; папа сам его баюкал и заботился за ним. в один раз просматривал папа коран и отыскал в том месте женское имя Чиглаз.
В то время, когда он бывало баюкал собственного сына, то говаривал ему:
— Не плачь, сыночек, я женю тебя на Чнглаз!
Мальчик подрос, а слова, которыми баюкал его папа, запали ему в голову. Мальчик сам начал искать это нмя в той книге, коране. Он отыскал его и заявил собственному отцу:
— Вот сейчас, папа мой, я и сам отыскал в той книге это имя. Необходимо отыскать и ее самое.
— Отыщем ее, — сообщил папа, — не нервничай вследствие этого! Садись, Магомет, на коня, отправляйся и ищи ее, как указано в той книге.
Магомет отправился на поиски Чиглаз и искал ее ровно семь лет. Через семь лет он ее отыскал. Ему тогда исполнилось четырнадцать лет.
Он отыскал девушку, зашел к ней, поздоровался и говорит:
— В то время, когда я остался сиротой и был еще в колыбели, папа мои при чтении корана мне говаривал, что он женит меня на тебе. В то время, когда же я и сам подрос, то стал я искать в коране твое имя, отыскал его и заявил собственному отцу: «Папа мой, я отыскал в коране ее имя, нужно отыскать ее». Я разыскивал тебя целых семь лет и вот сейчас отыскал и сватаю тебя. Какой будет твой ответ мне?
Женщина не дала ему никакого ответа. А их было три сестры, и сестры ее сообщили ему:
— на данный момент мы тебе не можем дать определенного ответа, но в пятницу мы будем купаться в озере; вещи ее будут среди отечественных вещей, и если ты, будучи верхом на коне, сумеешь их унести, то мы выдадим за тебя отечественную сестру. В случае, если же не сможешь, то мы ее за тебя не выдадим.
парень согласился с этим условием. Он возвратился к себе и сообщил отцу:
— Я разыскал ту девушку.
Папа порадовался и похвалил его за это. До пятницы парень был дома. В пятницу утром он оседлал коня, а мачеха перед отъездом внесла предложение ему:
— Забери с собой слугу! — Не заберу! — ответил парень.
Мачеха предлагает ему второй раз:
— Забери его с собой!
Он второй раз отвечает:
— Не заберу!
парень уехал, а мачеха отправила за ним вслед слугу и дала ему иголку с наказом:
— Когда ты прибудешь в том направлении, воткни эту иголку куда-нибудь в его одежду.
Опоздал еще слуга нагнать Магомета, как конь парня говорит ему:
— Ты мне удара не наноси, я поползу на коленях, а ты возьми те вещи!
парень сидел на берегу озера, и слуга отыскал его в том месте. До тех пор пока девушки не появились, он воткнул иголку в край его рубахи так, что Магомет этого кроме того не увидел. И парень заснул на берегу озера. Девушки явились и искупались. парень их не видел, поскольку дремал сейчас.
По окончании купания девушки ушли. В то время, когда они отдалились так, что их уже не было видно, слуга вытащил иголку из рубахи Магомета. парень проснулся и задаёт вопросы его:
— Не приходили ли ко мне девушки?
Слуга ответил ему:
— Приходили. Они искупались и ушли обратно. Я будил тебя, но ты не проснулся.
Опечаленный парень сел на собственного коня и возвратился к себе. Стоит на крыльце без звучно, охваченный грустью. Папа задаёт вопросы его:
— Что с тобой, что тебя печалит?
Он ему ответил:
— Я был на берегу озера, а мачеха отправила мне вслед слугу, он околдовал меня, и девушки застали меня дремлющим, исходя из этого я не выполнил условия, которое они поставили мне. Прошу тебя, мой папа, об одном: в этом доме имеется один человек, дай мне убить его.
— Не возражаю, даю тебе это право, — ответил папа. Мачеха отправилась во двор собрать дров. Получив разрешение отца, парень вышел за ней и убил ее. Затем он сел на собственного коня и опять отправился за данной девушкой. Едет он и по дороге сам с собой рассуждает:
— Что в случае, если эта женщина ускользнет из моих рук, а я еще забрал грех на душу — лишил судьбе человека?
Путь его лежал по пустынной стране. На обочине дороги он заметил громадной камень и сел на него. Камень лежал на большом растоянии и от воды, и от села. Сидит он на камне и желает задать корм собственному коню.
Конь сообщил ему, что отказывается от корма, и Магомет задаёт вопросы его:
— По какой причине ты отказываешься от корма? Что с тобой произошло?
— Я не могу наблюдать на твой жалкий вид, на твои сирот-скпе переживания, — ответил ему конь, — потому и отказываюсь от корна.
В то время, когда парень впадал в уныние, то и конь проливал слезы. конь и юноша его три дня и три ночи не притрагивались к пище из жалости друг к другу.
Тем временем две сестры той девушки вышли по воду. Пришли, собрали воды и пошли обратно. Они проходили мимо Магомета, и он закричал им вслед:
— Эй вы, девушки! Дайте мне глоток воды! Девушки переглянулись; они опасались дать воды парне.
— По какой причине вы переглянулись между собой? — задаёт вопросы он их. — «Да не станете в состоянии просящему, жаждущему дать воды!» — так как эта поговорка осталась нам от предков.
— Ты не осознаёшь, по какой причине они не дают тебе воды, — говорит Магомету конь. — Они несут эту воду сестре для купания и из боязни перед ней не дают тебе воды.
парень в третий раз обращается к девушкам и требует их:
— Три дня я не знаю вкуса воды, дайте мне воды! Младшая из двух сестер набралась храбрости и поднесла к нему воду в гогоне.
Магомет не стал пить, а кинул в гогон собственный золотое кольцо.
Возвратились девушки к себе, и лишь они открыли дверь, как сестра им сообщила:
— От вас несет мужским духом. Кому вы дали воды?
— Никому, — ответили они.
Сестра ничего больше не сообщила, забрала гогон, что был поднесен юноше, и начала обливаться, купаться. Тут вместе с водой из гогона прямо ей в руки выпало золотое кольцо. Она скоро его запрятала в руке, а двум своим сестрам говорит так:
— Понимаете ли вы, кто был тот, кому вы дали воды? Это ваш зять!
И тогда обе сестры вышли к Магомету и привели его на свою квартиру. Так он начал жить в том месте.
Из вопросов алдара
Некоторый человек предпринял далекий балц. В то время, когда он возвращался, у околицы села встретился ему алдар, направлявшийся с двенадцатью товарищами в балц. Алдар повернул обратно, дабы сопровождать его до дома.
Человек сообщил алдару:
— У меня еще имеется силы, дабы учавствовать в твоем балце. Ты оставайся дома, а я отправлюсь вместо тебя с твоими товарищами в балц.
— Ничего, ничего! — сообщил алдар. — Ты возвратился из дальнего балца, а между собой мы сочтемся позже.
Едут совместно, и алдар задаёт вопросы возвратившегося:
— Как чувствует себя человек, в то время, когда у него умирают мать и отец?
— Он сокрушается некое время, а после этого забывает их.
— Это правильно. А как себя ощущает тот, у которого умирают дети?
— Сердце его не редкость разбито.
— И это правильно. А в каком положении не редкость тот человек, у которого умирает близкий родич? — задал вопрос он его.
— А тот лишается опоры с одного бока.
— И это правильно. А вдруг умирает любимая супруга, то каково положение мужа?
— А таковой человек лишается судьбе, — ответил он.
— При таких условиях, да будет ярка ее память, твоя любимая супруга скончалась! — сообщил алдар и выразил ему соболезнование.
— И я ей говорю — прошу меня забыть обиду, алдар: «Да будет ярка память твоя!» Если бы я не верил в ней, то я не был бы в балце столько времени.
Три товарища
Три товарища по обоюдному уговору похитили трех мальчиков и повезли их верхами в Грузию, дабы обменять на материю. Двоим удалось реализовать мальчиков, обменять их на материю, и они подождали собственного товарища, что не смог реализовать мальчика. Дабы не задерживать их, он повез собственного мальчика обратно.
Едут они с хурджинами, полными материи, а у него — мальчик в хурджине. Он едет печальный, и товарищи подтрунивают пад ним. Так они едут и приезжают в одно село.
На нихасе сидел какой-то старик; они поздоровались с ним. Тот поднялся им навстречу. Двое проехали мимо собственной дорогой, а третий подъехал к старику и задаёт вопросы его:
— Не приобретёшь ли ты ребенка?
— Куплю, — отвечает тот.
— Что ты за него мне дашь?
— Я не даю ни денег, ни скотины. Если ты дашь его мне за наставления, то я его у тебя куплю.
Тот поразмыслил над предложением старика и сам себе безрадосно говорит:
— В случае, если я отвезу его обратно, то меня убьют кроме того за кровь двух вторых. Лучше я дам его ему.
Старик сообщил:
— Перво-наперво: ни при каких обстоятельствах не останавливайся на ночлег в ветхом речном русле. Это тебе одно наставление. А второе наставление такое: возможно, по дороге кто-либо предложит тебе остановиться на ночь у него; ты тогда не обращай внимания па положение солнца, но заходи к нему на ночлег. Это тебе моз второе наставление. А третье наставление такое: в случае, если когда-нибудь при тебе зайдет обращение о женщине и мужчине, то похвали мужчину, а даму похули. А четвертое наставление даю тебе в качестве подарка: если ты рассердишься прочно и поднимешь правую собственную руку, то схвати ее собственной левой рукой. Вот тебе презент, четвертое наставление.
Мальчик остался у старика, а человек пустился нагонять своих друзей. Сутки клонился к вечеру. Товарищи его сделали остановку в ветхом речном русле; в том месте он их и нагнал.
— По какой причине вы тут остановились? — задаёт вопросы он их, — Поднимемся на лошадей и берег собственных разрешим войти к сену.
— А-а, ты умен! У тебя нужно задавать вопросы совета, как же! Ты в собственном хурджине несешь довольно много материи! Это говорит о твоем мужестве!
Он поднялся на берег речного русла и привязал собственного коня к стогу сена, а сам устроил себе в сене постель и лег дремать. Ночью погода быстро изменилась, внезапно отправился ливень. Товарищи его, усталые от верховой езды, заснули крепким сном и не проснулись от дождя. Русло, переполненное дождевой водой, стало потоком, и поток унес их, сонных, вместе с лошадьми.
Утром выглянуло солнце. Он удивляется:
— Куда девались и ущелье, и люди? Я не определю места, в котором нахожусь!
Ходит он по берегам ветхого речного русла и видит: русло занесено илом. Он осознал, что вода унесла его товарищей. Сел он на коня собственного и отправился в раздумье. Солнце уже склонилось к закату, в то время, когда он доехал до одного села. Едет он селом и видит, что на нихасе сидит старик. Он поздоровался с ним.
— Ты похож на путника, едущего с далека. Остановись у меня на ночлег, — внес предложение ему старик.
— Благодарю тебя, солнце стоит еще высоко, — ответил он, забыв о наставлении. ,;.
Проехал он еще мало и сам себе говорит:
— Ярабн! Я за это наставление реализовал ребенка. Поверну обратно, возможно, он меня еще разрешит войти к себе на ночлег.
Он возвратился к старику и говорит ему:
— Забудь обиду, хороший старик! В незнакомой стороне я не хорошо разбираюсь, близко ли, на большом растоянии ли друг от друга села. Исходя из этого прошу тебя оказать мне приют как гостю.
— Гость — божий гость, — сообщил старик, поднялся и привел его в собственный дом. Он сперва убрал его коня, после этого они совместно вошли в хадзар и сели. В хадзаре молодуха отвернулась лицом к стенке, мать же была занята приготовлением ужина.
Гость удивился и думает про себя: «Что это за диво? Если она дочь стариков, то для того чтобы обычая ни при каких обстоятельствах не было, дабы дама скрывала от нас собственный лицо; в случае, если же она невестка, то где ее супруг?»
Удивляется гость, а сам видит, что от стенки отделилась лягушка, влезла на сиденье около очага и начала греть грудь собственную у огня. Ничего не оставалось гостю, когда задать вопрос старика:
— Недаром дедовская мудрость гласит: «В случае, если гость болтлив, то его бьют собачьей ножкой». Забудь обиду меня, но мне думается необычным: если она дочь ваша, то по какой причине она стоит, отвернувшись лицом к стенке; в случае, если же она невестка ваша, то я не вижу у вас другого приятели.
Старик набрался воздуха и сообщил:
— Да падут грехи мои на тебя, ты опять напомнил мне о моих горестях! За морем у меня был товарищ-побратим; беременность отечественных жен пришлась в одно да и то же время. И мы как любимые товарищи дали друг другу слово, что, в случае, если у меня родится дочь, а у него сын, моя дочь должна быть просватана за его сына; в случае, если же у меня родится сын, а у него — дочь, его дочь должна быть просватана за моего сына. Мы были товарищами-побратимами и сдержали данное обещание: у него появилась дочь, вон та, что стоит, отвернувшись к стенке, а у меня — вот эта лягушка. И его дочь пребывает в моем доме как супруга лягушки.
— Ах ты безбожник! — говорит гость старику. — Лягушка — мужик, а мужик содержит дом, дама же его разрушает.
Лишь он сообщил такие слова, как кожа лягушки треснула и предстал перед ним вместо лягушки юный человек с золотым чубом на голове. И женщина, и юный человек попрятались.
Старик на данный момент же сказал об этом матери и отцу девушки. Оба побратима-товарища были богаты скотиной. отец и Мать девушки прибыли со ста наездниками. Старик весь год угощал их мясом годовалых ягнят. А после этого папа девушки пригласил к себе домой отца молодого человека. Он угощал его и людей, прибывших с ним, в течение двух лет напитками и невиданными яствами. После этого гости поблагодарили его и выехали к себе. Гость все еще оставался в доме старика. За ним всячески заботились, но он начал печалиться, скучать по собственному дому. Тогда старик задаёт вопросы его:
— Думается, гость мой, тебе хочется уехать?
Под различными предлогами он задерживал его у себя еще пять лет, а после этого отправил за отцом собственной невестки:
— Приезжай взглянуть мой презент дорогому гостю. Тот оседлал собственного богатырского коня, наполнил два двойных хурджина чистыми червонцами и говорит собственной жене:
— Хозяйка отечественная, если он не побрезгует ими, то и мы отблагодарим дорогого гостя отечественного хорошего родственника.
Старик наполнил для собственного гостя фаэтон чистыми червонцами и подарил их ему вместе с лошадьми и возницей. Они проводили его в путь.
Он доехал до собственного дома поздней ночью и сошел с фаэтона. Супруга дремала. Он зашел не через дверь, а через окно. Слышит: супруга все спит и храпит. Он прислушался, и ему послышалось, что в кровати храпят двое. Он вытащил собственную шашку и желал было уже ударить, но в последний миг левой собственной рукой схватил правую руку. Не нанеся иы удара, он безрадосно повернул обратно; сел в фаэтон и в неурочное время приехал к собственному шаферу. Постучался к нему в окно:
— Кто ты?
— Я Махамат.
Шафер выскочил к нему, начал обнимать. А он от печати не имеет возможности кроме того слова вымолвить.
— Что с тобой? — задаёт вопросы его шафер.
— Я нахожусь на пути к собственной смерти, — говорит он.
— Что с тобой? — опять задаёт вопросы тот.
— Я возвратился к себе в неурочное время и пробрался в помещение через окно. Супруга моя дремала; с ней дремал мужик — слышался храп двоих. Я вытащил собственную шашку и желал было ударить его, но левая рука моя схватила правую руку, и я отбросил шашку. А сейчас я обязан отправиться погубить собственную голову где-нибудь.
— Ах ты безбожник! — говорит ему шафер. — Ты семь лет не был дома, а молодец в семь лет уже делается возницей.
Это — твой сын, он уже подрос и возможно возницей. Как же ему не храпеть, в то время, когда он спит рядом со своей матерью?! Они возвратились обратно, и шафер разбудил жену его и сына. И сейчас они еще живут в любви, в полном здравии. Как вы этого не видели, так да не заметите вы никакой напасти, никакой болезни!
О хитростях муллы
Жил-был мулла. У старшего его брата была прекрасная супруга. Мулле нравилась невестка, но он опасался, во-первых, собственной жены, а во-вторых, и самой невестки; опасался, что они обесславят его, сделают его предметом молвы и пересудов.
И придумал он такую хитрость. Накупил в лавке кушаний одно лучше другого, не пожалел затрат и, ничего не сообщив дома, направился в то село, где жили родные невестки. Проехав большое расстояние, он забрал половину закупленных яств и зарыл в таком месте, где росла зеленая трава и протекала река.
Отправился он дальше и, не доезжая до села, зарыл другую половину яств в таком же месте. Затем он заехал к родным невестки и заявил им:
— У меня тут было маленькое дело, и я завернул по пути проведать вас.
Ночь он совершил в том месте, а утром, отправляясь в путь, сообщил родным невестки:
— Дочери вашей хочется проведать вас.
Приехав к себе, он поведал невестке и брату, что был по своим делам в селе и посетил родных невестки; ей он заявил, что родные ожидают ее к себе, а брату заявил, что родные невестки скучают по собственной дочери, желают ее видеть и просили передать ей, дабы она их посетила.
Дальше мулла говорит брату так:
— Через три дня мне необходимо ехать обратно, у меня в том месте срочное дело, но у нас лишь одна лошадь, и, в случае, если я уеду, невестка останется; в случае, если же на данной лошади уедет невестка, тогда у меня сорвется срочпое дело.
Брат сообщил мулле:
— Если ты никого другого не везешь, то забери ее с собой.
— Как я сяду в одну повозку с невесткой, которой по обычаю не разрещаеться говорить с родными мужа? — ответил мулла. — Как я отправлюсь с ней?
Старший брат иа это ему говорит:
— Говорит она либо не говорит, разве она не член твоей семьи?
— При таких условиях пускай она готовится к поездке, — сообщил мулла так, как словно бы он шел на это дело неохотно, не смотря на то, что сам в душе был счастлив, что дело, о котором он молил всевышнего, само плывет к нему в руки. — Ничего не сделаешь, не обожаю ездить с дамами; но она — моя невестка, и я отвезу ее.
Запрягли повозку; невестка и мулла выехали в путь. В то время, когда они доехали до того места, где он запрятал на берегу реки собственные яства, мулла остановил коня и сообщил:
— Пускай конь отечественный и воды попьет, и попасется самую малость. Он распряг коня и отпустил его пастись, а сам присел близко от того места, где зарыл яства, и говорит так:
— О стафыр-аллах, не могу этого сделать! О единый боже, не могу сделать этого, не могу сделать этого! — повторяет он.
Так он повторил неоднократно это, а после этого говорит:
— Это могу сделать, за это благодарен тебе! Затем он откопал яства и сообщил:
— Все это — дар божий. Поешь, невестка моя, и с собой бери; на это я согласен, а на другое дело я не согласен.
Невестка, выполнявшая обычай молчания, начала волноваться: хочется ей заговорить, но она сдерживает себя и думает:
«Что это за дело такое, с чем он согласен и с чем он не согласен?»
Выехали они дальше. В то время, когда доехали до второй половины яств, мулла сообщил:
— Зададим коню отечественному, невестка, какого-нибудь корма; конь отечественный не должен прибыть в том направлении голодным.
Он снова присел вблизи того места, где были зарыты яства, и снова повторяет:
— Стафыр-аллах! Тоба, стафыр-аллах, тоба! Я не сделаю этого дела, в противном случае я сделаю; признательны тебе за дар, то я сделаю!
Он пара раз ударил палкой собственной о почву, снова откопал яства и говорит невестке собственной:
— Я — человек, угодный единому всевышнему; со мной ведут речи ангелы; а сейчас снова ешь, невестка; ты ни при каких обстоятельствах не будешь нуждаться в пище, ешь, сколько желаешь.
В невестке заговорил лукавый, и она поразмыслила: «Дай-ка нарушу обычай молчания и заговорю с ним, дабы определить от него, в чем дело».
— Мулла! — говорит она собственному деверю. — Ты — человек, угодный единому всевышнему, пища идет впереди тебя. Не согреши перед всевышним, сообщи мне, что это за дело такое, с которым ты не согласен? До тех пор пока ты не сообщишь мне этого, я не отстану от тебя.
— Как я могу сообщить про это? — ответил мулла, закрыв собственный лицо руками.
— Сообщи! — настаивала невестка. — Не скрывай больше того, на что единый его ангелы и бог направляют тебя!
— Аигелы мне на ухо наговаривают вот такое дело, — сообщил мулла.
— Тут нет никакого греха, раз святые и единый бог ангелы положили это тебе в сердце, как богоугодному человеку, — говорит невестка.
— При таких условиях я это осуществлю, — сообщил мулла, — но никому об этом нельзя говорить: ни мужу твоему, ни родным твоим, ни жене моей. Когда ты сообщишь об этом кому-нибудь, так навлечешь на себя божье недовольство.
Ну, они и совершили это дело, которое внушили им ангелы, как же в противном случае могло быть?! И отправились по собственной дороге дальше в более радостном настроении. Прибыли к родным невестки, а она им говорит:
— Мулла — изнеженный человек; окажите ему и тут побольше внимания.
Под различными предлогами мулла уходил и до вечера пропадал где-то.
Пробыв в том месте условленный срок, они выехали обратно. На обратном пути они снова выполнили поручение ангелов и договорились, как они должны вести себя по возвращении к себе. Они осознали целый год и друг друга делали поручение ангелов, но позже об этом стало известно жене муллы.
— Ты совершил позорное дело, — заявила она супругу. — Если ты еще хоть мимо нее, то ты больше не будешь муллой, а я больше не буду твоей женой и осрамлю тебя перед народом.
Невестка бывало прохаживалась ненароком мимо него и задавала вопросы его:
— По какой причине мы больше не делаем поручения, которое нам дали ангелы?
— Супруга моя была из сонма ангелов, — ответил мулла, — и определила про отечественные дела.
Исходя из этого любовь муллы к невестке и дела их, внушенные им ангелами, были прекращены.
Вот вам рассказ о том, как муллы и ангелы связаны между собой.
жена и Поп алдара
в один раз бедняк и поп отправились совместно в балц. Бедняк ехал на жеребой кобылице, а священик — на мерине.
Едут они, едут, и в одном месте их застали сумерки. Они заночевали в том месте. Ночью кобылица ожеребилась, и жеребенок каким-то образом был около мерина попа.
Утром они проснулись, осмотрелись, и священик был рад:
— Мой мерин ожеребился!
— Как это твой мерин имел возможность ожеребиться?! — говорит ему бедняк. — Моя кобылица была жеребая, вот она и ожеребилась.
Они заспорили, и священик внес предложение бедняку:
— Если ты оспариваешь, что жеребенок в собственности мне, то отправимся к алдару, моему побратиму, что живет вон в том селе, и он рассудит, кому из нас в собственности жеребенок.
Бедняк согласился с предложением попа, и оба направились в село, в котором жил алдар. Подъехали к дому алдара; вышла к ним его супруга, и священик задаёт вопросы ее:
— Дома ли алдар, побратим мой?
Она задала вопрос его, на что тот ему нужен, и священик сообщил:
— Я и бедняк совместно выступили в балц. Я — на мерине, а бедняк — на кобылице. В одном месте застала нас ночь. Мы в том месте заночевали, и моя лошадь ожеребилась, а бедняк сейчас оспаривает жеребенка, именует его своим.
Супруга алдара выслушала попа и сообщила им:
— Посидите до тех пор пока самую малость тут, а алдар не так долго осталось ждать явится. Он отправился прогнать рыб, каковые потравили отечественный покос.
Священик удивился и говорит:
— Ну как это возможно? Разве рыбы когда-либо у кого-либо травили покос?
— Ну как ты этому удивляешься? — сообщила ему супруга алдара. — У тебя самого мерин ожеребился, и этим ты так как нисколько не удивлен!
Священик признал, что он силой желал забрать у бедняка его жеребенка, и возвратил его бедняку.