Kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 13 глава

Суздаль. И в то время, когда пришел в Суздаль, сдались ему суздальцы. Олег же, замирив

город, одних похватал, а вторых изгнал и имущество у них забрал. Отправился к

Ростову, и ростовцы сдались ему. И захватил всю почву Муромскую и

Ростовскую, и посажал посадников по городам, и дань начал собирать. И отправил

к нему Мстислав посла собственного из Новгорода, говоря: Иди из Суздаля в Муром,

а в чужой волости не сиди. И я с дружиною собственной отправлю просить к отцу моему и

помирю тебя с отцом моим. Хоть и брата моего убил ты, — неудивительно то: в

бою так как и мужи и цари погибают. Олег же не захотел его послушать, но

замышлял еще и Новгород захватить. И отправил Олег Ярослава, брата собственного, в

сторoжу, а сам стал на поле у Ростова. Мстислав же посоветовался с

новгородцами, и отправили Добрыню Рагуиловича вперед себя в сторoжу;

Добрыня же в первую очередь перехватал сборщиков дани. Определил же Ярослав, стоя на

Медведице в сторoже, что сборщики схвачены, и побежал в ту же ночь, и

прибежал к Олегу, и поведал ему, что идет Мстислав, а сторожи схвачены, и

отправился к Ростову. Мстислав же пришел на Волгу, и поведали ему, что Олег

развернул назад к Ростову, и отправился за ним Мстислав. Олег же пришел к Суздалю

и, услышав, что идет за ним Мстислав, повелел зажечь Суздаль город, лишь

остался двор монастырский Печерского монастыря и церковь тамошняя святого

Дмитрия, которую дал монастырю Ефрем вместе с деревнями. Олег же побежал к

Мурому, а Мстислав пришел в Суздаль и, сев в том месте, начал посылать к Олегу, прося

мира: Я младше тебя, отправляй к отцу моему, а дружину, которую захватил,

вороти; а я тебе буду во всем послушен. Олег же отправил к нему, притворно

моля о перемирии; Мстислав же поверил обману и распустил дружину по деревням. И

настала Федорова семь дней поста, и пришла Федорова суббота, и в то время, когда Мстислав

сидел за обедом, пришла ему весть, что Олег на Клязьме, подошел, не

сказавшись, близко. Мстислав, доверившись ему, не расставил сторожей, — но

Всевышний знает, как избавлять благочестивых собственных от обмана! Олег же расположился

на Клязьме, думая, что, испугавшись его, Мстислав побежит. К Мстиславу же

собралась дружина в тот сутки и в второй, новгородцы, и ростовцы, и

белозерцы. Мстислав же стал перед городом, исполчив дружину, и не двинулся

ни Олег на Мстислава, ни Мстислав на Олега, и находились друг против друга 4

дня. И пришла к Мстиславу весть, что отправил тебе папа брата Вячеслава с

половцами. И пришел Вячеслав в четверг по окончании Федорова воскресенья, в пост.

А в пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав отправился против

него с новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров

половчанину, именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом

крыле. И Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег

стяг Владимиров, и испугался, и кошмар напал на него и на солдат его. И пошли

в бой обе стороны, и отправился Олег против Мстислава, а Ярослав отправился против

Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с

коней новгородцы, и соступились на реке К oлокше, и была сеча

крепкая, и начал одолевать Мстислав. И заметил Олег, что двинулся стяг

Владимиров, и стал входить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел

Мстислав. Олег же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам отправился

в Рязань. Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и забрал

собственных людей, ростовцев и суздальцев, и отправился к Рязани за Олегом. Олег же

выбежал из Рязани, а Мстислав, придя, подписал мирный договор с рязанцами и забрал людей

собственных, которых заточил Олег. И отправил к Олегу, говоря: Не удирай никуда, но

пошли к братии собственной с мольбою не лишать тебя Русской почвы. И я отправлю к

отцу просить за тебя. И давал слово Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись

в Суздаль, отправился оттуда в Новгород, в собственный город, по молитвам преподобного

епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.

В год 6605 (1097). Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и

Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на

совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: Для чего портим

Русскую почву, сами между собой устраивая распри? А половцы почву отечественную несут

розно и рады, что между нами идут солдаты. Да отныне объединимся единым

сердцем и будем беречь Русскую почву, и пускай любой обладает отчиной собственной:

Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и

ярослав и Олег — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду —

Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль. И

на том целовали крест: В случае, если отныне кто на кого отправится, против того будем мы

все и крест честной. Сообщили все: Да будет против того крест честной и вся

почва Русская. И, простившись, пошли восвояси.

И пришли Святополк с Давыдом в Киев, и рады были люди все, но лишь

сатана огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам, и

стали они наговаривать Давыду Игоревичу, что Владимир соединился с

Васильком на Святополка и на тебя. Давыд же, поверив лживым словам, начал

наговаривать ему на Василька: Кто убил брата твоего Ярополка, а сейчас

злоумышляет против меня и тебя и соединился с Владимиром? Позаботься же о

собственной голове. Святополк же очень сильно смутился и сообщил: Правда это либо неправда,

не знаю. И сообщил Святополк Давыду: Коли правду говоришь, Всевышний тебе

свидетель; в случае, если же от зависти говоришь, Всевышний тебе судья. Святополк же

пожалел брата собственного и про себя начал думать: что если правда все это? И

поверил Давыду, и одурачил Давыд Святополка, и начали они думать о Васильке,

а Василько этого не знал, и Владимир также. И стал Давыд сказать: Если не

схватим Василька, то ни тебе не княжить в Киеве, ни мне во Владимире. И

послушался его Святополк. И пришел Василько 4 ноября, и перевезся на

Выдобечь, и отправился поклониться к святому Михаилу в монастырь, и ужинал тут, а

обоз собственный поставил на Рудице; в то время, когда же наступил вечер, возвратился в обоз собственный.

И на второе же утро отправил к нему Святополк, говоря: Не ходи от имени

моих. Василько же отказался, сообщив: Не могу медлить, как бы не произошло

дома войны. И отправил к нему Давыд: Не уходи, брат, не ослушайся брата

старшего. И не захотел Василько послушаться. И сообщил Давыд Святополку:

Видишь ли — не помнит о тебе, ходя под твоей рукой. В то время, когда же уйдет в собственную

волость, сам заметишь, что займет все твои города — Туров, Пинск и другие

города твои. Тогда помянешь меня. Но призови его сейчас, схвати и дай

мне. И послушался его Святополк, и отправил за Васильком, говоря: Если не

желаешь остаться до именин моих, то приди на данный момент, поприветствуешь меня и

посидим все с Давыдом. Василько же давал слово прийти, не зная об обмане,

что замыслил на него Давыд. Василько же, сев на коня, отправился, и встретил

его отрок его, и сообщил ему: Не езди, княже, желают тебя схватить. И не

послушал его, поразмыслив: Как им меня схватить? Только что целовали крест,

говоря: в случае, если кто на кого отправится, то на того будет крест и все мы. И,

поразмыслив так, перекрестился и сообщил: Воля Господня да будет. И приехал с

малою дружиной на княжеский двор, и вышел к нему Святополк, и пошли в избу,

и пришел Давыд, и сели. И начал говорить Святополк: Останься на праздник. И

сообщил Василько: Не могу остаться, брат: я уже и обозу приказал идти вперед.

Давыд же сидел как немой. И сообщил Святополк: Позавтракай хоть, брат. И

давал слово Василько позавтракать. И сообщил Святополк: Посидите вы тут, а я

отправлюсь распоряжусь. И вышел вон, а Давыд с Васильком сидели. И стал Василько

сказать с Давыдом, и не было у Давыда ни голоса, ни слуха, потому что был объят

кошмаром и обман имел в сердце. И, посидев мало, задал вопрос Давыд: Где

брат?. Они же сообщили ему: Стоит на сенях. И, поднявшись, сообщил Давыд: Я

отправлюсь за ним, а ты, брат, посиди. И, поднявшись, вышел вон. И как не так долго осталось ждать вышел

Давыд, закрыли Василька, — 5 ноября, — и оковали его двойными оковами, и

приставили к нему стражу на ночь. На второе же утро Святополк созвал бояр и

жителей Киева и поведал им, что сообщил ему Давыд, что брата твоего убил, а против

тебя соединился с Владимиром и желает тебя убить и города твои захватить. И

сообщили люди и бояре: Тебе, князь, направляться заботиться о голове собственной; в случае, если

правду сообщил Давыд, пускай понесет Василько наказание; в случае, если же неправду

сообщил Давыд, то пускай сам примет месть от Всевышнего и отвечает перед Всевышним. И

определили игумены и стали просить за Василька Святополка; и отвечал им

Святополк: Это все Давыд. Определив же об этом, Давыд начал подговаривать на

ослепление: Если не сделаешь этого, а отпустишь его, то ни тебе не княжить,

ни мне. Святополк желал отпустить его, но Давыд не желал, остерегаясь его.

И в ту же ночь повезли Василька в Белгород — маленькой город около Киева,

верстах в десяти; и привезли его в телеге закованным, высадили из телеги и

повели в избу малую. И, сидя в том месте, заметил Василько торчина, точившего нож, и

осознал, что не смотря на то, что его ослепить, и возопил к Всевышнему с плачем великим и со

стенаньями. И вот вошли отправленные Давыдом и Святополком Сновид Изечевич,

конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давыдов, и начали расстилать ковер, и,

разостлав, схватили Василька, и желали его повалить; и боролись с ним

прочно, и не смогли его повалить. И вот влезли другие, и повалили его, и

связали его, и, сняв доску с печи, положили на грудь ему. И сели по сторонам

доски Сновид Изечевич и Дмитр, и не могли удержать его. И подошли двое

вторых, и сняли другую доску с печи, и сели, и придавили так очень сильно, что

грудь затрещала. И приступил торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков,

держа нож, и желал ударить ему в глаз, и, промахнувшись гл’аза, перерезал

ему лицо, и видна рана та у Василька поныне. И после этого ударил его в глаз, и

исторг глаз, и позже — в второй глаз, и вынул второй глаз. И был он в то

время, как мертвый. И, забрав его на ковре, взвалили его на телегу, как

мертвого, повезли во Владимир. И, в то время, когда везли его, остановились с ним,

перейдя Звижденский мост, на торговище, и стащили с него сорочку, всю

окровавленную, и дали попадье постирать. Попадья же, постирав, надела на

него, в то время, когда те обедали; и начала оплакивать его попадья, как мертвого. И

услышал плач, и сообщил: Где я?. И ответили ему: В Звиждене городе. И

попросил воды, они же дали ему, и испил воды, и возвратилась к нему душа его, и

опомнился, и пощупал сорочку, и сообщил: Для чего сняли ее с меня? Лучше бы в

той сорочке кровавой смерть принял и предстал бы в ней перед Всевышним. Те же,

пообедав, отправились с ним скоро на телеге по неровному пути, потому что был тогда

месяц неровный — грудень, другими словами ноябрь. И прибыли с ним во Владимир на

шестой сутки. Прибыл же и Давыд с ним, совершенно верно некоторый улов уловив. И посадили

его во дворе Вакееве, и приставили стеречь его тридцать человек и двух

отроков княжих, Улана и Колчка.

Владимир же, услышав, что схвачен был Василько и ослеплен, ужаснулся,

начал плакать и сообщил: Не бывало еще в Русской почва ни при дедах отечественных, ни при

отцах отечественных для того чтобы зла. В этот самый момент в тот же миг отправил к Олегу и Давыду Святославичам,

говоря: Идите в Городец, да поправим зло, произошедшее в Русской почва и

среди нас, братьев, потому что нож в нас ввержен. И в случае, если этого не поправим, то еще

большее зло поднимется среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет

почва Русская, и неприятели отечественные половцы, придя, заберут почву Русскую. Услышав

это, Олег и Давыд очень сильно опечалились и плакали, говоря, что этого не бывало

еще в роде отечественном. И в тот же миг, собрав солдат, пришли к Владимиру. Владимир же

с солдатами стоял тогда в бору. Владимир же, и Давыд, и Олег отправили мужей

собственных к Святополку, говоря: Для чего ты зло это учинил в Русской почва и вверг

нож в нас? Для чего ослепил брата собственного? Если бы было у тебя какое обвинение

против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и

поступил бы с ним так. А сейчас заяви вину его, за которую ты сотворил с

ним такое. И сообщил Святополк: Поведал мне Давыд Игоревич: Василько брата

твоего убил, Ярополка, и тебя желает убить и захватить волость твою, Туров, и

Пинск, и Берестье, и Погорину, а целовал крест с Владимиром, что сесть

Владимиру в Киеве, а Васильку во Владимире. А мне невольно необходимо собственную

голову беречь. И не я его ослепил, но Давыд; он и привез его к себе. И

сообщили мужи Владимировы, и Давыдовы, и Олеговы: Не отговаривайся, словно бы

Давыд ослепил его. Не в Давыдовом городе схвачен и ослеплен, но в твоем

городе забран и ослеплен. И сообщив это, разошлись. На следующее утро

собрались они перейти через Днепр на Святополка, Святополк же желал бежать

из Киева, и не дали ему жители Киева бежать, но отправили вдову Всеволодову и

митрополита Николу к Владимиру, говоря: Молим, княже, тебя и братьев твоих,

не погубите Русской почвы. Потому что в случае, если начнете войну между собою, поганые

начнут радоваться и заберут почву отечественную которую собрали отцы ваши и деды ваши

трудом храбростью и великим, борясь за Русскую другие земли и землю

приискивая, а вы желаете погубить почву Русскую. Всеволодова же вдова и

митрополит пришли к Владимиру, и молили его, и поведали мольбу жителей Киева —

заключить мир и беречь почву Русскую и биться с погаными. Услышав это,

Владимир расплакался и сообщил: Воистину отцы отечественные и деды отечественные соблюли почву

Русскую, а мы желаем погубить. И уступил Владимир мольбе княгини, которую

почитал как мать, памяти для отца собственного, потому что очень сильно обожал он отца собственного и

при жизни и по смерти не ослушивался его ни в чем; потому и слушал он ее как

мать собственную и митрополита кроме этого чтил за сан святительский, не ослушался мольбы

его.

Владимир был полон любви: любовь имел он и к митрополитам, и к

епископам, и к игуменам, в особенности же обожал монашеский чин и монахинь обожал,

приходивших к нему кормил и поил, как мать детей собственных. В то время, когда видел кого

шумным либо в каком постыдном положении, не осуждал того, но ко всем

относился с любовью и всех утешал. Но возвратимся к собственному повествованию.

Княгиня же, побывав у Владимира, возвратилась в Киев и рассказала все

сообщённое киевлянам и Святополку, что мир будет. И начали слать друг к другу

мужей и помирились на том, что сообщили Святополку: Это козни Давыда, так ты

иди, Святополк, на Давыда и или схвати, или прогони его. Святополк же

дал согласие на это, и целовали крест друг другу, заключив мир.

В то время, когда же Василько был во Владимире, в прежде названном месте, и

приближался Великий пост, и я был тогда во Владимире, в один раз ночью отправил

за мной князь Давыд. И пришел к нему; и сидела около него дружина его, и,

посадив меня, сообщил мне: Вот молвил Василько этой ночью Улану и Колче,

сообщил так: Слышу, что идут Святополк и Владимир на Давыда; если бы Давыд

меня послушал, то я бы отправил мужей собственных к Владимиру прося воротиться,

потому что я знаю, что сообщить ему, — и он не отправится дальше. И вот, Василий,

отправляю тебя, иди к Васильку, тезке твоему, с этими отроками и молви ему

так: В случае, если желаешь отправить мужей собственных и в случае, если Владимир воротится, дам тебе

любой город, что тебе люб, — или Всеволожь, или Шеполь, или

Перемышль. Я же отправился к Васильку и поведал ему все речи Давыда. Он же

сообщил: Того я не сказал, но сохраняю надежду на Всевышнего. Отправлю к Владимиру, дабы не

проливали для меня крови. Но то мне дивно, что дает мне город собственный, но мой

Теребовль — мое владение и сейчас и в будущем, что и сбылось, потому что скоро он

взял владение собственный. Мне же сообщил: Иди к Давыду и сообщи ему: Пришли мне

Кульмея, да отправлю его к Владимиру. И не послушал его Давыд, и отправил меня

снова сообщить ему: Нет тут Кульмея. И сообщил мне Василько: Посиди

мало. И повелел слуге собственному идти вон, и сел со мною, и стал мне

сказать: Вот слышу, что желает меня выдать полякам Давыд; мало он насытился

моей кровью, — желает еще больше насытиться, дав меня им. Потому что я довольно много зла

сделал полякам и еще желал сделать и мстить за Русскую почву. И если он меня

выдаст полякам, не опасаюсь я смерти, но сообщу тебе по правде, что Всевышний на меня

отправил это за мою гордость: пришла ко мне весть, что идут ко мне берендеи, и

печенеги, и торки, и сообщил я себе: в случае, если у меня будут берендеи, и печенеги,

и торки, то сообщу брату собственному Володарю и Давыду: дайте мне дружину собственную

младшую, а сами выпивайте и веселитесь. И поразмыслил: на землю Польскую отправлюсь зимою

и летом, и завладею почвой Польскою, и отомщу за Русскую почву. И позже

желал захватить болгар дунайских, и посадить их у себя. И после этого желал

отпроситься у Святополка и у Владимира идти на половцев — да или славу себе

добуду, или голову собственную сложу за Русскую почву. Вторых помыслов в сердце

моем не было ни на Святополка, ни на Давыда. И вот, клянусь Всевышним и его

пришествием, что не замышлял я зла братии собственной ни в чем. Но за мое

гордость низложил меня Всевышний и смирил.

Позже же, с приходом Пасхи, отправился Давыд, планируя захватить Василькову

волость; и встретил его Володарь, брат Васильков, у Божеска. И не посмел

Давыд пойти против Василькова брата Володаря, и затворился в Божеске, и

Володарь осадил его в городе. И стал Володарь сказать: По какой причине, сотворив

зло, не каешься в нем? Отыщи в памяти же, сколько зла натворил. Давыд же стал

обвинять Святополка, говоря: Разве я это сделал, разве в моем это было

городе? Я сам опасался, дабы и меня не схватили и не поступили со мной так

же. Невольно было нужно мне пристать к заговору и подчиниться. И сообщил

Володарь: Всевышний свидетель тому, а в наше время отпусти брата моего, и сотворю с

тобою мир. И, обрадовавшись, отправил Давыд за Васильком, и, приведя его,

выдал Володарю, и был заключен мир, и разошлись. И сел Василько в Теребовле,

а Давыд пришел во Владимир. И в то время, когда настала весна, пришли Володарь и

Василько на Давыда и подошли ко Всеволожю, а Давыд затворился во Владимире.

Стали они около Всеволожя, и забрали город приступом, и запалили его огнем, и

побежали люди от огня. И повелел Василько иссечь их всех, и сотворил мщение

над людьми неповинными, и пролил кровь невинную. После этого же пришли к

Владимиру, и затворился Давыд во Владимире, а те обступили город. И отправили

к владимирцам, говоря: Мы не пришли на город ваш, ни на вас, но на неприятелей

собственных, на Туряка, и на Лазаря, и на Василя, потому что они подговорили Давыда, и их

послушал Давыд и сотворил это злодейство. А вдруг желаете за них биться, то мы

готовы, или выдайте неприятелей отечественных. Жители же, услышав это, созвали вече,

и сообщили Давыду люди: Выдай мужей этих, не будем биться из-за них, а за

тебя биться можем. В противном случае отворим ворота города, а ты сам позаботься о себе.

И невольно было нужно выдать их. И сообщил Давыд: Нет их тут; потому что он отправил

их в Луцк. В то время, когда же они отправились в Луцк, Туряк бежал в Киев, а Лазарь и

Василь воротились в Турийск. И услышали люди, что те в Турийске, кликнули

люди на Давыда и сообщили: Выдай, кого от тебя желают! В противном случае сдадимся. Давыд

же, отправив, привел Лазаря и Василя и выдал их. И подписали мирный договор в

воскресенье. А на второе утро, утром, повесили Лазаря и Василя, и

расстреляли их стрелами Васильковичи, и пошли от города. Это второе отмщение

сотворил он, которого не следовало сотворить, дабы Всевышний был лишь

мстителем, и нужно было возложить на Всевышнего отмщение собственный, как сообщил пророк:

И воздам месть неприятелям и ненавидящим меня воздам, потому что за кровь сынов собственных

мстит Всевышний и воздает отмщение неприятелям и ненавидящим его. В то время, когда же те ушли из

города, сняли тела их и погребли.

Святополк же, давав слово прогнать Давыда, отправился к Берестью к полякам.

Услышав об этом, Давыд отправился в Польшу к Владиславу, ища помощи. Поляки же

давали слово ему помогать и забрали у него золота 50 гривен, сообщив ему: Отправься с

нами к Берестью, потому что кличет нас Святополк на совет, и в том месте помирим тебя со

Святополком. И, послушав их, Давыд отправился к Берестью с Владиславом. И стал

Святополк в городе, а поляки на Буге, и начал переговариваться Святополк с

поляками, и дал подарки великие за Давыда. И сообщил Владислав Давыду: Не

послушает меня Святополк, иди назад. И отправился Давыд во Владимир, и

Святополк, посоветовавшись с поляками, отправился к Пинску, отправив за солдатами. И

пришел в Дорогобуж, и дождался в том месте собственных солдат, и отправился на Давыда к городу,

и Давыд затворился в городе, сохраняя надежду на помощь от поляков, потому что сообщили ему,

что в случае, если придут на тебя русские князья, то мы тебе будем ассистентами; и

солгали ему, забрав золото и у Давыда и у Святополка. Святополк же осадил

город, и стоял Святополк около города 7 недель; и стал Давыд проситься:

Разреши войти меня из города. Святополк же давал слово ему, и целовали они крест приятель

приятелю, и вышел Давыд из города, и пришел в Червен; а Святополк вошел во

Владимир в великую субботу, а Давыд бежал в Польшу.

Святополк же, прогнав Давыда, начал умышлять на Володаря и Василька,

говоря, что это волость отца моего и брата; и отправился на них. Услышав это,

Володарь и Василько пошли против него, забрав крест, что он целовал им на

том, что на Давыда пришел я, а с вами желаю иметь любовь и мир. И преступил

Святополк крест, сохраняя надежду на множество собственных солдат. И встретились в поле на

Рожни, исполчились обе стороны, и Василько поднял крест, сообщив: Его ты

целовал, вот вначале забрал ты зрение у глаз моих, а сейчас желаешь забрать душу

мою. Да будет между нами крест данный!. И двинулись друг на друга в бой, и

сошлись полки, и многие люди благоверные видели крест, высоко поднятый над

Васильковыми солдатами. На протяжении великого сражения, в то время, когда многие падали из

обоих армий, Святополк, заметив, какой идет лютый бой, побежал и прибежал во

Владимир. Володарь же и Василько, взяв верх, остались находиться тут же, говоря:

Надлежит нам на своем пределе стать, и не пошли никуда. Святополк же

прибежал во Владимир, и с ним два его сына, и Ярополчича два, и Святоша, сын

Давыда Святославича, и другая дружина. Святополк же посадил во Владимире

сына собственного Мстислава, что был у него от наложницы, а Ярослава отправил в

Венгрию, приглашая венгров на Володаря, а сам отправился к Киеву. Ярослав же, сын

Святополка, пришел с венграми, и король Коломан, и два епископа, и стали

около Перемышля по Вагру, а Володарь затворился в городе. Потому что Давыд в то

время возвратился из Польши и посадил жену собственную у Володаря, а сам отправился в

Половецкую почву. И встретил его Боняк, и воротился Давыд, и пошли на

венгров. В то время, когда же они шли, остановились на ночлег; и в то время, когда наступила

полночь, поднялся Боняк, отъехал от солдат и начал выть по-волчьи, и волк

ответил воем на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, возвратившись,

поведал Давыду, что победа у нас находится над венграми на следующий день. И наутро Боняк

исполчил солдат собственных, и было у Давыда солдат 100, а у самого 300; и

поделил их на 3 полка и отправился на венгров. И разрешил войти Алтунопу нападать с 50

людьми, а Давыда поставил под стягом, а собственных солдат поделил на две части,

по 50 человек на каждой стороне. Венгры же построились в пара последовательностей,

потому что было их 100 тысяч. Алтунопа же, подскакав к первому ряду и разрешив войти

стрелы, бежал от венгров, венгры же погнались за ним. На бегу они промчались

мимо Боняка, и Боняк погнался за ними, рубя их с тыла, а Алтунопа

возвратился обратно, и не пропустили венгров назад и без того, во множестве

избивая их, сбили их в мяч. Боняк же поделил собственных на три полка, и сбили

венгров в мяч, как сокол сбивает галок. И побежали венгры, и многие утонули

в Багре, а другие в Сане. И бежали они на протяжении Сана на гору, и спихивали приятель

приятеля, и гнались за ними два дня, рубя их. Тут же убили и епископа их Купана

и из бояр многих, говорили так как, что погибло их 40 тысяч.

Ярослав же бежал в Польшу и пришел в Берестье, а Давыд, захватив

Сутейск и Червен, пришел неожиданно и захватил владимирцев, а Мстислав

затворился в городе с засадою из берестьян, пинчан, выгошевцев. И стал

Давыд, обступив город, и делал нередкие приступы. в один раз подступили к городу

под башни, те же бились с городских стен, и была стрельба между ними, и

летели стрелы, как ливень. Мстислав же, планируя выстрелить, неожиданно был

ранен под пазуху стрелой, стоя на забралах стенки, в скважину между досок, и

свели его вниз, и в ту же ночь погиб. И скрывали это три дня, а на четвертый

сутки поведали на вече. И сообщили люди: Вот, князь убит; и в случае, если сдадимся,

Святополк погубит нас всех. И отправили к Святополку, говоря: Вот, сын твой

убит, а мы изнемогаем от голода. Если не придешь, люди желают сдаться, не

смогут стерпеть голода. Святополк же отправил Путяту, воеводу собственного. Путята

же с солдатами пришел в Луцк к Святоше, сыну Давыдову, и в том месте были мужи

Давыдовы у Святоши, потому что поклялся Святоша Давыду: В случае, если отправится на тебя

Святополк, то поведаю тебе. И не сотворил того Святоша, но похватал мужей

Давыдовых, а сам отправился на Давыда. И пришли Святоша и Путята, августа в 5-й

сутки, в 12 часов дня, в то время, когда Давыдовы солдаты окружали город, а Давыд дремал; и напали

на них, и начали рубить. И жители выскочили из города и также стали рубить

солдат Давыдовых, и побежали Мстислав и Давыд, племянник его. Святоша же и

Путята забрали город и посадили посадника Святополкова Василя. И пришел

Святоша в Луцк, а Путята в Киев. Давыд побежал в Половецкую почву, и

встретил его Боняк. И пошли Давыд и Боняк на Святошу к Луцку, и осадили

Святошу в городе, и сотворили мир. И вышел Святоша из города, и пришел к

отцу собственному в Чернигов. А Давыд захватил Луцк и оттуда пришел во Владимир,

посадник же Василь выбежал, а Давыд захватил Владимир и сел в нем. А на

второй год Святополк, Владимир, Олег и Давыд приманили Давыда Игоревича и не

дали ему Владимира, но дали ему Дорогобуж, где он и погиб. А Святополк

перехватил себе Владимир и посадил в нем сына собственного Ярослава.

В год 6606 (1098). Пришли Владимир, и Давыд, и Олег на Святополка, и

стали у Городца, и сотворили мир, как я сообщил уже под прошлым годом.

В год 6607 (1099). Вышел Святополк на Давыда к Владимиру и прогнал

Давыда в Польшу. В данный же год побиты были венгры у Перемышля. В тот же год

убит Мстислав, сын Святополков, во Владимире, месяца июня в 12-й сутки.

В год 6608 (1100). Вышел Мстислав от Давыда на море, месяца июня в 10-й

сутки. В тот же год братья сотворили мир между собою, Святополк, Владимир,

Давыд, Олег в Уветичах, месяца августа в 10-й сутки. Того же месяца в 30-й

сутки в том же месте собрались на совет все братья — Святополк, Владимир,

Давыд, Олег, — и пришел к ним Игоревич Давыд, и сообщил им: Для чего призвали

меня? Вот я. У кого на меня обида?. И ответил ему Владимир: Ты сам отправил

к нам: Желаю, братья, прийти к вам и пожаловаться на собственные обиды. Вот ты и

пришел и сидишь с братьями собственными на одном ковре — отчего же не жалуешься?

На кого из нас у тебя жалоба?. И не отвечал Давыд ничего. И стали братья на

конях; и стал Святополк со своей дружиной, а Олег и Давыд любой со собственной

раздельно. А Давыд Игоревич сидел в стороне, и не подпустили они его к себе,

но очень совещались о Давыде. И, порешив, отправили к Давыду мужей собственных,

Святополк Путяту, Владимир Орогостя и Ратибора, Олег и Давыд Торчина.

Отправленные же пришли к Давыду и сообщили ему: Так говорят тебе братья: Не

Roses Have Thorns (Part 6) The Odessa Massacre


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: