Космический корабль — это летательный аппарат, предназначенный для полета людей либо перевозки грузов в космическом пространстве. Космические суда для полета по околоземным орбитам именуют судами-спутниками, а для полета к вторым небесным телам — межпланетными судами. Главные черты космических судов возможно разглядеть на примере всем известного космического корабля «Альянс».
«Альянсы» — поколение космических судов, пришедших на смену широкоизвестным «Востокам», на одном из которых поднялся в космос первый посланец Почвы — коммунистический гражданин Ю. А. Гагарин, и «Восходам», первым многоместным космическим судам. На «Альянсах» в первый раз были выполнены маневрирование в космосе, ручная стыковка, осуществлен переход двух астронавтов из корабля в корабль, отрабатывалась совокупность управления спусков с орбиты и другое. Потом «Альянсы» много раз курсировали к орбитальным станциям «Салют» и обратно, экипаж «Альянса» произвел первую стыковку с космическим кораблем США, на «Альянсах» астронавты неоднократно делали научные изучения и доставляли с орбиты данные, нужную разным отраслям народного хозяйства страны.
Корабль «Альянс» имеет внушительные размеры. Его протяженность — около восьми метров, громаднейший диаметр — около трех метров, масса перед стартом образовывает практически 7 т. Все отсеки корабля покрыты снаружи особым теплоизолирующим «одеялом», защищающим оборудование и конструкцию от перегрева на солнце и через чур сильного охлаждения в тени.
В корабле 3 отсека: орбитальный, приборноагрегатный и спускаемый аппарат. В орбитальном отсеке астронавты трудятся и отдыхают на протяжении полета по орбите. Тут размещаются научная аппаратура, спальные места экипажа, разные бытовые устройства. В случае, если корабль рекомендован для стыковки с орбитальной станцией либо вторым кораблем, на орбитальном отсеке устанавливается стыковочный узел.
Круглый люк соединяет орбитальный отсек со спускаемым аппаратом. Это основное рабочее место экипажа при управлении кораблем в полете. Астронавты находятся в спускаемом аппарате на протяжении выведения на орбиту, спуска и стыковки на Землю. Они размещаются в амортизированных креслах перед пультами управления. Снаружи спускаемый аппарат имеет теплозащитное покрытие, защищающее его от чрезмерного нагрева на протяжении полета в воздухе. Особенная форма и установленные на спускаемом аппарате управляющие микрореактивные двигатели разрешают ему выполнять в воздухе планирующий спуск по довольно пологой траектории. Наряду с этим экипаж испытывает не через чур большие перегрузки.
В третьем отсеке корабля — приборно-агрегатном — находятся его главные служебные совокупности. Тут установлены: маленькие реактивные двигатели, снабжающие разные перемещения и ориентацию корабля в космическом пространстве, агрегаты и аппаратура совокупности терморегулирования, поддерживающей в корабле заданную температуру; радиотехническая аппаратура, благодаря которой на Землю передаются эти разных измерений, принимаются команды Центра управления и ведутся переговоры со экспертами.
В этом же отсеке размещена главная двигательная установка корабля. Она складывается из двух замечательных жидкостных ракетных двигателей. Один из них — основной, второй — резервный. Посредством этих двигателей корабль может перейти на другую орбиту, сблизиться с орбитальной станцией либо отойти от нее, замедлить собственный перемещение для перехода на траекторию спуска.
По окончании торможения на орбите отсеки корабля отделяются друг от друга. Орбитальный и приборно-агрегатный отсеки сгорают в воздухе, а спускаемый аппарат совершает спуск в заданный район посадки. В то время, когда до Почвы остается 9—10 км, срабатывает парашютная совокупность. Сперва раскрывается тормозной парашют, а после этого — основной. На нем спускаемый аппарат совершает плавный спуск. Перед приземлением на высоте 1 м включаются двигатели мягкой посадки.
За «Альянсами» у нас были созданы усовершенствованные космические суда «Альянс Т», и «Альянс ТМ», каковые значительно расширили возможности пилотируемых обслуживания и полётов орбитальных научных станций.
Транспортный космический корабль «Прогресс» рекомендован для доставки на орбитальные станции «Мир» и «Салют» разных топлива и грузов для дозаправки двигательной установки станции. Не смотря на то, что он во многом напоминает «Альянс», в его конструкции имеются и значительные отличия. Данный корабль также складывается из 3 отсеков, но их назначение и, следовательно, конструкция иные. Транспортный корабль не должен возвращаться на Землю. Конечно, в его составе нет и спускаемого аппарата. Вместо него имеется отсек для окислителя топлива — и перевозки горючего, а орбитальный отсек в «Прогрессе» превратился в грузовой. В нем на орбиту доставляют воды и запасы пищи, научную аппаратуру, сменные блоки разных совокупностей орбитальной станции. Все это образовывает более 2 т груза.
Приборно-агрегатный отсек «Прогресса» похож на подобный отсек корабля «Альянс». Но и в нем имеется кое-какие различия. Так как «Прогресс» — корабль непроизвольный, и исходя из этого тут все совокупности и агрегаты трудятся лишь самостоятельно либо по командам с Почвы.
Космические суда создаются и в Соединенных Штатах. Самый узнаваемый среди них — корабль «Аполлон». В его состав кроме главного (орбитального) блока, складывавшегося из двигательного отсека и отсека экипажа, входила лунная кабина, разделявшаяся на 2 ступени — посадочную и взлетную.
Лунная кабина предназначалась для посадки космонавтов на возвращения и Луну их обратно на окололунную орбиту. «Восьмигранное основание поддерживается четырьмя веретенообразными стойками-ногами. На это основание поставлено сооружение, отдаленно напоминающее голову человека… Люк похож на рот человека, а треугольные иллюминаторы выглядят как два глаза» — так обрисовывала лунную кабину одна из американских газет.
В июле 1969 г. к Луне стартовала ракета-носитель с кораблем «Аполлон-11». На его борту было три космонавта — Н. Армстронг, М. Коллинз и Э. Олдрин. По окончании выхода на окололунную орбиту и маневров на ней лунная кабина «Орел» с Н. Армстронгом и Э. Олдрином на борту отделилась от корабля и опустилась на Луну. 21 июля в 5 ч 56 мин Н. Армстронг ступил на поверхность Луны. После этого к нему присоединился и Э. Олдрин. Установив на Луне научные устройства и собрав образцы грунта, экипаж возвратился в кабину. Через пара часов взлетная ступень «Орла» оторвалась от его посадочной части и вышла на орбиту около Луны. По окончании стыковки с кораблем взлетная ступень лунной кабины отделилась от него и осталась в космосе. Покинув окололунную орбиту, «Аполлон-11» направился к Почва…
По пути, проторенному первым экипажем лунопроходцев, отправились экипажи следующих судов.
В начале 1980-х гг. в Соединенных Штатах создан транспортный космический корабль, названный «Спейс шаттл» (космический челнок). Он рекомендован для вывода на околоземную орбиту разных спутников и маленьких орбитальных станций. Наряду с этим он может возвращаться на Землю и многократно употребляться для полетов в космос.
Вторая ступень корабля представляет собой орбитальный самолет с громадным баком жидкого горючего. Он связан с первой ступенью двумя блоками твердотопливных двигателей. При выводе корабля в космос сперва трудятся блоки двигателей с жёстким горючим, после этого они отделяются и на парашютах опускаются в океан. Потом включаются двигатели орбитального самолета, каковые питаются жидким горючим из громадного подвесного бака. По окончании того как все горючее из него будет использовано, бак отделяется и, войдя в воздух, разрушается и сгорает.
Орбитальный самолет выносит на орбиту разные грузы, он может подойти к терпящему бедствие космическому кораблю либо станции и оказать помощь астронавтам либо эвакуировать их. Экипаж «Спейс шаттла» (до 7 человек), может обслуживать спутники прямо в космосе, ликвидировать неполадки. Завершив собственные дела на орбите, «челнок» возвращается на Землю. Воздух он проходит как скоростной планер, а приземляется как самолет — на особую посадочную полосу. (К сожалению, все чаще данный корабль употребляется не для мирных целей, а для армейских изучений в космосе.)
При всем многообразии уже известных видов космических судов не нужно забывать, что это лишь начало. без сомнений, новые суда будут более идеальными, а их полеты — еще более сложными и занимательными.