Художественное конструирование — особенный вид художественного творчества в области техники, задача которого сделать новые станки, устройства, машины, другие изделия и телевизоры не только технически идеальными, но и удобными для человека, прекрасными по своим формам, отделке, цвету. Живописцы-конструкторы заботятся кроме этого о том, дабы помещения цехов, лабораторий, учреждений, вокзалов, аэропортов, поликлиник, университетов были отлично оборудованы, приспособлены к деятельности людей, каковые в том месте трудятся.
Живописец-конструктор — это эксперт, являющийся одновременно и живописцем, и конструктором. Он обязан отлично рисовать, лепить и одновременно с этим разбираться в тонкостях сложных конструкций, знать разработку современного производства. Вся работа живописца-конструктора, поиск наилучшего ответа сопровождаются моделированием и макетированием. Бумага, картон, пластилин, пенопласт, другие материалы и оргстекло в руках живописца-конструктора покупают формы сложнейших автомобилей и устройств. Множество вариантов автомобиля выполнит живописец-конструктор, пока не остановится на лучшей модели. Наряду с этим он обращает внимание на каждую деталь будущей автомобили, на гармоничность ее силуэта и линий, кроме того на то, как будут смотреться световые блики на кузове.
Трудится живописец-конструктор в контакте с инженером-конструктором. Вместе с ним он решает, как лучше организовать рабочее место оператора за будущим пультом управления, рабочего на экскаваторе либо водителя на замечательном самосвале. Необходимо продумать подробно, комфортно ли будет человеку пользоваться новым телевизором, стиральной машиной, мотоциклом либо кроме того несложной настольной лампой. В следствии рождается всесторонне созданный проект, включающий главные чертежи изделия в цвете во всех его перспективе и проекциях, и макеты, совершенно верно имитирующие внешний вид изделия.
В случае, если, к примеру, проектируется сложная машина, то в художественно-конструкторском проекте должно быть предусмотрено удобство исполнения каждой из операций рабочего — удобство наладки, ремонта, монтажа, и безопасность работы.
Художественное конструирование стало неотъемлемым элементом создания современных промышленных изделий. На многих фирмах нашей страны трудятся художественно-конструкторские группы либо бюро.
Все шире употребляется художественное конструирование при проектировании оборудования строений публичного назначения — лифтов, эскалаторов, особых прилавков магазинов, оборудования для поликлиник, санаториев, школ, университетов. Наряду с этим разрабатываются целые комплексы оборудования, включающие все нужное для лучшей деятельности либо отдыха людей в новых строениях. На вокзале либо в аэропорту пассажиру должны быть созданы все условия, при которых он сможет скоро разобраться, куда идти, где сдать багаж, взять билеты. Больничная койка должна быть максимально удобной для больного, иметь намерено поворачивающуюся площадочку для тарелок, легко передвигаться с места на место.
Многие отечественные изделия, созданные с участием живописцев-конструкторов, употребляются с успехом не только у нас, но и за границей. Огромные металлообрабатывающие станки (см. инструмент и Металлорежущие станки) обрабатывают многотонные подробности. Для перевозки одного для того чтобы станка нужен целый ЖД состав. К тому же, в случае, если живописец потрудился над внешним видом станка, станок уже не подавляет рабочего собственной тяжестью.
Как каждая сложная область людской деятельности, художественное конструирование опирается на науку. Эта наука — техническая эстетика, приобретающая все более широкое развитие. Она изучает базы композиции в технике, формообразование и разрабатывает способы работы живописцев-конструкторов.
У нас художественное конструирование начало развиваться в 20-е гг., в то время, когда по указанию В. И. Ленина были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Сейчас живописцев-конструкторов готовит последовательность высших художественно-техникумов и промышленных училищ: Столичное высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, Харьковский художественно-промышленный университет, последовательность факультетов при академиях художеств, архитектурных и художественных вузах вторых городов.