Исторического развития византии

В истории Византии прослеживаются изюминке, которые связаны с географическими, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-восточных традиций и римских наложило отпечаток на публичную судьбу, государственность, религиозно-философские идеи, искусство и культуру византийского общества. Но Византия отправилась своим историческим методом, во многом хорошим от судеб государств как Востока, так и Запада.

особенности экономики и Территория Византии

В начале собственного существования Византия владела огромной территорией. Она включала Малую Азию, Балканский полуостров, часть Месопотамии и Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Кипр и Крит, Херсонес в Причерноморье и Лазику на Кавказе, кое-какие области Аравии, острова Восточного Средиземноморья. Такое расположение предопределило сообщение Византийской цивилизации с двумя разными мирами — Западом и Востоком. Тут пролегали наиболее значимые торговые дороги — сухопутный и морской «шелковый путь» в путь и «Китай благовоний» — через Аравию к портам Красного моря. Индийскому океану и Персидскому заливу.

Устояв от нашествия дикарей, Византия взяла в наследство от Рима много процветающих областей с развитыми городами и разнообразной экономикой. Провинция Византии на балканском полуострове — Фракия, и Египет главенствовали житницами империи, их именовали хлебной кладовой. На востоке, в Малой Азии процветало производство кожи, шерстяных тканей, железных изделий, высоко было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Исходя из этого Византия была обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, нужными ископаемыми. В Византии развивались ремесла, которых тогда не знали в Западной Европе: производство драгоценностей, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей. Тут было меньше рабов, больше свободных крестьян, чем в Западной Европе, что обусловило меньшее истощение почвы, более высокие урожаи.

Роль населения и городов

В Византии сохранились оживленные и многолюдные города, являвшиеся культурными центрами. В IV—V вв. наибольшими городами были Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (европейская часть). Большие муниципальные центры Византии сохранили внешний вид древнего города. Они имели четкую планировку улиц с площадями и портиками, украшенными древними статуями.

Необыкновенную роль игрался Константинополь, удачно расположенный в проливе Босфор. Уже в VI в. он превратился в наибольший торгово-ремесленный центр, что современники именовали «огромной мастерской роскоши», «мастерской вселенной». В Константинопольский порт всегда прибывали десятки купеческих судов из различных государств. Византийское купечество богатело на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Росло значение Константинополя как культурного и религиозного центра. В столице Византии осуществлялось широкое строительство светских строений, зрелищных сооружений, и храмов. К началу V в. тут жило 150 тыс. человек, а в первой половине VI в. — 375 тыс., т. е. столько же, сколько в Риме. Константинополь олицетворял мощь и красоту Византийской империи.

Население Византии, достигавшее приблизительно 30—35 млн. человек, складывалось из разных этнических групп: сирийцев, иудеев, армян, грузин, коптов, греков. Многие народы, в особенности в восточных провинциях, прочно сохраняли собственную самобытность, язык, культуру, обычаи и нравы. Но понемногу в Византии складывается главное этническое греческое ядро — греки, бывшие самой бессчётной народностью империи. Не смотря на то, что римлян жило в Византии мало, национальным языком до VII в. был латинский язык, а с VII в. — греческий.

Этапы развития страны

За тысячелетнюю историю Византия эволюционировала в социально-экономическом отношении от рабовладельческого строя к феодальному, что совсем утвердился в IX—XI вв. Переход к феодализму происходил в Византии медленнее, чем в Западной Европе, что разъяснялось влиянием как внутренних, так и внешних обстоятельств. В IV—VI вв. рабство было еще распространено в Византии, не смотря на то, что формы эксплуатации рабов уже изменились: рабам стали давать почву, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, возрастало число рабов, отпущенных на волю. В VII—IX вв. развитие феодализма в Византии купило синтезные черты, что было обусловлено ролью славянских племен. Под влиянием расселения славян главной ячейкой хозяйственной судьбе Византии стала сельская община. Труд колонов и рабов1 понемногу заменялся трудом зависимых крестьян. Х—XII вв. стали периодом утверждения феодальных взаимоотношений, утверждения большой феодальной частной собственности. Одновременно с этим феодализм в Византии значительно отличался от западноевропейского — тут ключевую роль игралось государство. Оно осуществляло контроль количество почвы, находящейся в собственности феодала, было в праве ее конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не владели судебной функцией. Само Византийское государство было хозяином огромных земельных владений, обслуживаемых «национальными крестьянами». Положение изменилось в XIII—XV вв., в то время, когда

Византия распалась на части и мощь страны была подорвана. Сейчас возросла роль феодальной аристократии, укрепились позиции большой личной земельной собственности, функции власти на местах перешли к феодалам.

Византия подвергалась нападениям готов, славянских племен (V—VI вв.), Болгарского царства, существовавшего в VII — начале XI вв.; испытывала территориальные претензии могущественного соперника на Востоке — Ирана, с которым шла долгая кровопролитная война в VI в. за торговые дороги. В истории Византии VII в. был ужасным

соседи и Византия. Финиш Византийской империи

— арабские племена, создавшие собственную государственность и объединенные новой религией — мусульманством, захватили Сирию, Палестину, Северную Африку. Сейчас территория Византийской империи сократилась в три раза. В IX в. Византии удалось восстановиться как сильной централизованной империи, которой она осталась до XIII в., в то время, когда начался ее закат. В 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами, империя снова распалась на части. Не обращая внимания на восстановление единства империи во второй половине XIII в., власть на этом историческом этапе не смогла противостоять феодальному сепаратизму. Византия в XIV—XV вв. все больше дробилась на уделы. Империя слабела. Армия уменьшалась. В 1453 г. турки разгромили Константинополь, захватив наряду с этим всю империю. Византийская империя прекратила собственный существование.

Национальное

Устройство Византии

Культ императорской власти

Византия была страной-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись перечни налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.

Император имел всю полноту власти, он имел возможность казнить подданных, несмотря на их положение, конфисковать имущество, назначая на должности. Он владел законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль за судьбой страны осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны. Но император не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Всевышнему. Данной цели был подчинен целый ритуал дворцовой судьбе. Император постоянно находился на возвышении; трон его был двухместным, на нем оставляли в торжественные и воскресные дни место для Христа — в качестве его знака на сиденье возлагали крест.

Не обращая внимания на восприятие императора как подобия Отца Небесного, будущее многих византийских императоров была трагичной: царствовал любой из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Непрочность положения императора усугублялась тем, что в Византии царская власть не передавалась долгое время по наследству. Неугодных императоров смещали. Формально император выбирался народом и армией. В Х в. изменился обряд вступления на престол — раньше императора провозглашал народ на ипподроме, сейчас его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны — храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т. е. царем, и автократом (самодержцем).

Византийцы признавали империю самая совершенной формой национального устройства, и мысль империи всячески обосновывалась политическими теориями. Культ императорской власти был наиболее значимым элементом национальной религии.

Влияние церкви

Второй большой силой в Византии была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В конечном итоге они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по собственному усмотрению. Византийская монархия не только владела всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но одновременно с этим церковь имела огромное действие на византийское общество.

Не обращая внимания на то, что в Византии христианство было признано в IV в. национальной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревне кроме того в XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку возвратиться к язычеству предпринял император Юлиан (331—363), философ, храбрый полководец. Не смотря на то, что он и взял христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировав его на базе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником.

Утверждение христианства встречало сопротивление, со своей стороны христиане уничтожали языческие монументы, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был уничтожен Серапиум — центр языческого культа и сожжена известная библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла дама-философ Ипатия (370—415). Не разрещалось проведение Олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Но понемногу языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.

В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными перемещениями, участники которых отклонялись от официального учения. Согласно точки зрения церковников, человек должен был постичь содержание Священного писания в неприкосновенности и сохранить эти ему Божественные истины, не поменять их значения и не изобретать новых. Одновременно с этим во мнениях не было единообразия — еретики и богословы осознавали Священное писание по-различному, а исходя из этого духовная жизнь Средних столетий представляла собой поле битвы, где люди отстаивали собственную трактовку любой фразы из Писания. В течение первых двух столетий существования Византийской церкви умы византийцев были заняты догматическими спорами и философскими размышлениями. На Мировых соборах обращение шла о правомерности либо неправомерности учений. От участников общины требовалось соблюдение обрядов и признание церковных догматов. Страстные споры разгорелись около главного догмата христианства — о единой и неделимой Троице, включающей Всевышнего-Отца, Бога-Духа и Бога-Сына Святого. Особенно тревожил людей того времени вопрос о природе Христа. Всевышний он либо человек?

В христологических спорах мнения участвующих всегда расходились, изменялись. На Эфесском (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пробовало обосновать миф о жизни Христа.

С течением времени возрастали разногласия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папом и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. случился раскол (схизма), благодаря которого католическая и православная церковь стали свободными ответвлениями христианства. От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии — Российская Федерация.

Период

Раннего Средневековья

Процесс формирования византийской культуры продолжался пара столетий, начиная с поздней древней эры впредь до IX—Х вв. Византийское мастерство, как и культура других государств средневековых стран, представляла собой сложную, но все же единую совокупность культурных сокровищ. Трансформации, происходящие в одной из сфер культуры, без промедлений сказывались и в второй, не смотря на то, что неспециализированные явления, борьба ветхого с новым, зарождение новых тенденций протекали в различных отраслях культуры по-различному.

Образование

Потому, что Восточно-Римская империя в IV—V вв. не подверглась нашествиям дикарей, ее ветхие центры древней науки сохранились — Афины, Александрия, Бейрут,

Газа; были созданы и новые. В Византии в начале Средних столетий было больше образованных людей, чем в Западной Европе. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, не смотря на то, что обучались в таких школах дети богачей. Созданная рабочая группа в Константинополе, в которую входили лучшие знатоки греческого и латинского языков, вели поиск редких книг, каковые переписывали для императорской библиотеки. Византия стала страной, в котором была открыта первая в Европе верховная школа. Она начала функционировать в IX в. в Константинополе. Тут же было создано высшее медицинское училище. Уже тогда было продумано медобслуживание населения города. За каждым доктором столицы закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.

Научные знания

Достигли удач византийские географы: они умело чертили морей и карты страны, замыслы застроек и городских кварталов, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии не замирало научное творчество. В IV в. тут трудились большие математики, исследователи в астрологии и области астрономии, и оптики. Большими были удачи в медицине. Доктор Орибазий (326—403) составил медицинскую энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней находились широкие выписки из трудов древних медиков, и обобщения автора и собственные выводы.

По окончании утверждения христианства в качестве национальной религии стали подвергаться преследованиям лучшие учёные . Погибла Ипатия, еле удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные центры: в 489 г. по требованию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. — школа в Афинах — один из наибольших центров греческой образованности. В конце IV в. монахи-фанатики стёрли с лица земли большую часть Александрийской библиотеки. Одновременно с этим для распространения христианства создавались церковные духовные школы, причем высшие.

С утверждением позиций церкви наука делается богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал совокупность Птолемея неправильной и противоречащей Библии. В соответствии с представлением Косьмы, форма Почвы — плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом, где помещается эдем. Это произведение было распространено не только в Византии, но и на Западе, а также в Старой Руси.

В VI—VII вв. в Византии господствовала алхимия, занятая поисками «божественного эликсира», благодаря которому возможно каждые металлы перевоплотить в золото, излечивать разные заболевания, возвращать юность. Одновременно с этим взяло развитие химическое ремесло — изготовление красок для крашения и живописи тканей, керамических изделий, эмалей и мозаик, каковые нашли широкое использование в византийском изготовлении тканей и изобразительном искусстве.

Большая часть медицинских трудов этого периода пробовало объединить медицину с богословием. Лишь кое-какие медики отстаивали успехи древней науки, обобщали собственную практику. Среди них Александр Тралльский, изучавший терапию и патологию внутренних заболеваний. Его работы были переведены потом на латинский, сирийский, арабский и иудейский языки. Павел Эгинский — составитель громадной энциклопедии, которая пользовалась в будущем авторитетом у арабов, в первую очередь по акушерству и хирургии.

Не обращая внимания на недочёт источников, как мы знаем, что уже в конце VII в. византийцы изобрели «греческий пламя» — зажигательную смесь из пороха, селитры и смолы, которая владела свойством гореть на воде. Это помогло византийцам побеждать собственных неприятелей в морских битвах. «Греческий пламя» активно использовался при осаде крепостей в VII—XV вв. Византийский ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф. Доктор Никита составил сборник по хирургии (IX в.). Имелся последовательность произведений исторического замысла, в которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего класса.

В IX в. в Константинополе была восстановлена верховная светская школа, закрытая в VII в.

Философия

Потому, что кризис рабовладельческого общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то это выяснило сохранение древних традиций в развитии византийской философии. Во время Раннего Средневековья в IV—V вв. в Византии был распространен неоплатонизм, воображавший, по определению Маркса, сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Аристотеля и Платона1. самые известными представителями этого направления были Прокл (410—485) и Иоанн Филопон, либо Грамматик (VI—VII вв.). Большая часть приверженцев неоплатонизма применяли его для обоснования христианства. Кое-какие из них были последователями Аристотеля. Но применение совокупности Аристотеля осуществлялось с изъятием из нее самые прогрессивных элементов, что особенно проявилось во взорах Грамматика. В конце VI — начале VII вв. в Византии отход от рабовладения и утверждение феодальных взаимоотношений сопровождались мистическими настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений большую роль сыграл Максим Исповедник (580-662).

Эра Раннего Средневековья стала для Византии временем борьбы разных философских приспособления и взглядов их к заинтересованностям нарождавшегося феодального общества. Громадное значение имел конфликт иконоборцев и иконопочитателей, вылившийся в религиозное перемещение в VIII—IX вв. Одним из вождей иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 754), создатель труда «Источник знания». Первая часть этого произведения — «Диалектика» — стала базой всей средневековой схоластики. Праздничное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной церковью.

Литература

Начало Средневековья явилось завершающим этапом литературы рабовладельческого общества. Не смотря на то, что в это время христианство утверждалось везде, древние традиции были еще сильны во всех областях идеологии, в особенности в поэзии. Светские поэты того времени пересказывают древние мифы, применяют древние правила стихосложения. Наряду с этим древняя метрика употребляется и церковными поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.

Потому, что монументов фольклора не сохранилось, то о народном его особенностях и творчестве делают выводы по церковной литературе того времени. Церковь, старавшаяся закрепить собственную победу над язычеством, применяла народные верования, песни и язык, т. е. церковная поэзия пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, названный народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным языком, размером, родным народным песням, его гимны стали популярны в православной церкви. Его вычисляют самым большим поэтическим даром Византии.

Показались эпические песни о борьбе с внешними неприятелями, прославлявшие героизм защитников собственной почвы. На их базе потом была написана феодальная поэма о Дигенисе Акрите. Борьба народа против феодальной эксплуатации обнаружила отражение в устном творчестве. Сохранились обрывки так именуемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для сатирического изображения господ.

Период VII—IX вв. характеризуется резким сокращением количества сохранившихся литературных монументов, и ослаблением древней традиции. Сокращение письменных литературных источников разъясняется не одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей во время становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с окончательной победой православия сохранилась фактически лишь богословская литература. Ее воображали: Косма Магомский (VIII в.) — один из наибольших церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, купивший кроме этого славу канонами1. Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759—826) — создатель канонов, эпиграмм и гимнов из монашеской судьбы. К этому времени изменились формы религиозных произведений, а также песнопений. Гимн сменился каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от ритма и языка народных песен.

Но не прекращалось и светское поэтическое творчество. Особенно серьёзное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество книг), складывающийся из собственного рода аннотаций к 280 древним и ранневизантийским произведениям с комментариями. «Мириобиблон» — необычная энциклопедия с элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 либо ок. 820—890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью просвещенного мецената, искусств и покровителя наук, знатока и поклонника древней культуры. «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию, медицине, произведения историков и амурные романы, ораторские произведения и описание путешествий. Сокровище труда Фотия неизмеримо возрастает, потому, что многие сейчас потерянные произведения древних авторов дошли до нас только из этого труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики в эру Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее от полностью богословской литературы Запада.

Народное творчество этого периода испытало влияние славянской колонизации. Последовательность пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев из славянского фольклора.

архитектура и Изобразительное искусство

Мастерство Византийской империи в силу исторических изюминок развития страны было сложным. В развитии и формировании мастерства громадную роль сыграли разные народы, населявшие империю.

Представления о священном характере политической организации страны отразились в мастерстве Византии и выяснили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный темперамент мастерства. Одновременно с этим развитие мастерства сочеталось с греко-римскими художественными традициями, обширно вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.

Наивысший расцвет мастерства Византии приходится на время правления императора Юстиниана (482 либо 483—565), в то время, когда империя достигла размеров, практически равных ветхому Римскому стране. При Юстиниане византийское мастерство получает полную самостоятельность. Мастерство отразило в собственных образах национальные и религиозные идеи, и достаток Византийской империи. Своеобразие официального мастерства времени Юстиниана — это показ дворцовой судьбе как пышного церемониала, театрально-праздничного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены армейские успехи византийских полководцев.

это показ дворцовой судьбе как пышного церемониала, театрально-праздничного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены армейские успехи византийских полководцев. показ дворцовой судьбе как пышного церемониала, театрально-праздничного культа. Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены армейские успехи византийских полководцев.

Храм Софии в Константинополе

Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы. Изображения данной статуи императора сохранились на русских иконах.

К числу выдающихся монументов середины V в. относится мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стенки, низкие коробовые своды, сохраняющие склепный полумрак. Одновременно с этим стенки данной усыпальницы украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых ласковых оттенков. Верхняя часть стен блещет мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в усыпальницу — мозаика, выполненная в ярких тонах с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест, на стенах — фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами и похожи на древних преподавателей-философов. Так, в усыпальнице Галлы Плакидии базы древнего художественного мировоззрения еще не в полной мере были преодолены.

В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Громадный дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное строение города — храм святой Софии (строился в 532—537). Это основной монумент не только данной эры, а всей византийской истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным местом, где народ имел возможность общаться с правителями.

Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. После этого строение было стёрто с лица земли огнем и снова возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная базилика: главной художественный план раскрывается в интерьере собора, воображающем собой квадратный в плане зал, увенчанный большим, как бы парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м1. К этому куполу с двух сторон примыкают понемногу увеличивающиеся полукупола. Стенки облицованы мраморными плитами различных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма —сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. смелостью и Своими размерами строительных приемов данный храм превосходит все другие строения. Поражает храм Софии и художественным совершенством — слитыми воедино двумя типами раннехристианской архитектуры — купольным и продольным. Одновременно с этим это целое многообразно по значению. Купол содержит смелое, имеет космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном строении древности величие мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии2.

Наровне с созданием больших муниципальных центров развивались местные художественные традиции, благодаря чему обнаружили выражение национальные изюминки. Архитектурные памятники создавались в селениях и монастырях Сирии, Малой Азии, Египта.

В один момент со сложением ранневизантийского храма складывается стиль стенной живописи. Ее любимой техникой стала мозаика, берущая истоки в античном мире. Византийские мозаичисты пользовались всем достатком красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние краски, бледнолиловые, розовые и красные различных оттенков. Громаднейшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы обожали золото: оно имело для них значение и как роскоши и символ богатства, и как самый броский из всех цветов.

Для Византии светское мастерство было уникальностью. В мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на одной представлены император епископ и юстиниан Максимиан в сопровождении свиты, на другой — супруга Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами броская галерея образов придворных — ясны их портреты. И в случае, если юный император пара идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из судьбы: у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, взгляд фанатика и жилистое лицо, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.

Портретные образы в равеннской мозаике претворены в праздничную процессию — в ней император приобщается к неземному величию. Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв — фигуры не ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер в первую очередь стремился выразить богоподобный темперамент императорской власти.

В Никее сохранилась фреска, известная как «Никейские ангелы». Перед нами образ ангела — полубога-получеловека. У ангелов тяжелые парчевые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало ясные, но лица выполнены необычного обаяния. По оценке искусствоведов, эти мозаики с сравнительно не так давно раскрытыми мозаиками храма Софии в Константинополе — самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи. Собственной жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим древним портретам: ласковый овал лица, открытый лоб, вольно откинутые волосы, громадные глаза, маленькие губы и удлинённый нос. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в Солуни1. Если сравнивать с обрисованными выше никейскими и равеннскими мозаиками они уже воображают второй художественный мир. Не смотря на то, что лица сохраняют портретные черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны между собой, симметричны — это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба дарителя, и представители светской и духовной власти — епископ, префект. Персонажи лишены лирического подъема, они практически идолы, предметы суеверного поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы — византийское мастерство как бы возвращается к самой начальной стадии.

Отмеченная противоречивость ранневизантийского мастерства подготовила происхождение иконоборчества — социально-политического и религиозного перемещения в Византии в VIII—IX вв., направленного против культа икон. В мастерстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами монументов церковного мастерства. В собственных произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских строениях-дворцах мозаиковые росписи прославляли победы императоров либо изображали придворные церемонии.

Победа иконопочитателей означала поражение художественного свободомыслия и предстоящее подчинение мастерства церкви. Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Лишь в 787 г. в Никее, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Непревзойденный пример монументального мастерства Византии середины IX в. — мозаика Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.

Ранневизантийское монументальное мастерство дополнялось монументами прикладного мастерства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V— VI вв. из слоновой кости, каковые именуются консульскими диптихами. Довольно часто на них изображены цирковые сцены.

Красивым примером прикладного мастерства есть кипрское блюдо «Обручение Давида», в котором черты византийского монументального стиля сочетаются с хорошими. Построение отличается симметрией и торжественным спокойствием. В центре — священник, слева — Давид, справа — его невеста. Группу окаймляют два красивых флейтиста, похожих на пастушков в пасторалях. Вся композиция замечательно вписана в круглое обрамление. На фоне группы — портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и выделяет центральную фигуру. Таковой связи фигур с архитектурой, как отмечают искусствоведы, античность не знала.

Миниатюра Раннего Средневековья, не обращая внимания на приверженность древним примерам, одновременно с этим несет печать отвлеченности художественных образов. Иконопись старейшего периода говорит о переходе от личного древнего портрета к символическому изображению святых.

Музыка

Музыкальное мастерство Византии восходит к персидской, коптской, иудейской, армянской песенности, и позднегреческому и римскому мелосу1. По мере развития контактов с другими народами в музыку Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый насилие».

Громадное развитие взяли приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Их довольно часто сопровождали трубы и орган. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) трубачей и цимбалистов.

Из йотированных монументов до нас дошла лишь культовая музыка, бывшая чисто певческой и одноголосой. Широкое распространение в Византии взяли гимны — религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества относят к V—VI вв.; наиболее музыкант и известный поэт — создатель гимнов Роман Сладкопевец, родом из Сирии. Известным автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Его лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем «Октоихе». С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь в Константинополе, где трудился распевщик монах Феодор Студит.

До IX в. византийская музыка игралась в Европе известный роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.

Период Македонской

Гибель империи. Архимандрит Тихон (Шевкунов)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: