Категорию субстанции и материи.

Билет 21

материи и Категорию субстанции.

«материя» (как субстанция мира) Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный — микроэлементарный (уровень элементарных полевых взаимодействий и частиц) — ядерный — атомарный — молекулярный — уровень макроскопических тел разной величины (тут имеется последовательность своеобразных подуровней) — планеты — звездно-планетные комплексы — галактики — метагалактики…

Неприятность «тёмной энергии» и «тёмной материи». Догадки и теоретические модели динамично развивающейся Вселенной.

В живой природе выделяются уровни: биологических макромолекул — клеточный уровень — микроорганизменный — тканей и органов — организма в целом — популяционный — биопенозный — биосферный. Неспециализированная база судьбы — органический метаболизм (обмен веществом, информацией и энергией с окружающей средой) — специфицируется в каждом из выделенных уровней. На уровне организмов обмен веществ свидетельствует диссимиляцию и ассимиляцию при посредстве внутриклеточных превращений; на уровне экосистемы (биоценоза) он складывается из цепи превращений вещества, первоначально ассимилированного организмами-производителями при посредстве организмов-разрушителей и организмов-потребителей, относящихся к различным видам; на уровне биосферы происходит энергии и глобальный круговорот вещества при ярком участии факторов космического масштаба.

Социальная реальность в структурном нюансе представлена уровнями: индивидов — семьи — разных коллективов (в первую очередь производственных) — социальных групп — классов — национальностей и системы — государств и наций государств — общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся в неоднозначно-линейных связях между собой (пример — уровень государств и уровень наций). Переплетение различных уровней в рамках общества порождает представление о хаотичности и господстве случайности в социальной действительности. Но внимательный анализ обнаруживает наличие в нем фундаментальной структурности — основных сфер публичной судьбе, каковыми являются материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы, имеющие свои структуры и свои законы. Все они в некотором роде субординированы в составе публично-экономической формации. Эти формации структурированы, а также в плане трансформаций, обусловливая генетическое единство публичного развития в целом.

Так, любая из трех областей материальной действительности образуется из последовательности своеобразных структурных уровней, каковые находятся не в хаотичном их «комплекте» в составе той либо другой области действительности, но в определенной связи, упорядоченности. Переход от одной области к второй связан с увеличением и усложнением многообразия факторов, снабжающих целостность совокупностей (в неживой природе — ядерные, электромагнитные и другие силы, в обществе — производственные отношения, политические, национальные и др.). В каждого из структурных уровней материи существуют отношения субординации: молекулярный уровень включает в себя атомарный (но не наоборот); организменный — тканевый, клеточный; уровень общества — уровни, представленные классами, нациями, иными социальными уровнями. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к закономерностям уровней, на базе

2. Теория познания в совокупности философского знания. мнения соотношения и Проблема знания, разума и веры, объяснения и понимания в истории философии.

Неприятности познания, условий его адекватности и возможности, дорог успехи истины, соотношения научного и вненаучного знания, переживания и познания, т.е. целый круг вопросов, касающихся познавательной действительности, изучается гносеологией. Гносеология либо теория познания — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий успехи адекватного знания. Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение, разум.

Гносеологию направляться отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются лишь неприятности научного познания. ВЕРА и РАЗУМ – фундаментальное соотношение двух свойств души человека, явившееся серьёзной философско-теологической проблемой в течении всей истории мысли. Главные неприятности средневековой философии. Неспециализированным местом, при рассмотрении средневековой философии есть выделение вопроса о соотношении знания и веры, философии и религии. Возможно выделить три философские позиции. Во-первых, догматы веры предлагаются разуму как теоремы, сами не подлежащие не доказательству ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений. Эта точка зрения в собственности Августину и Ансельму Кентерберийскому и выражается в максиме Верю, дабы осознавать. Так Августин в трактате Изложение псалмов пишет: Вере в Всевышнего должно предшествовать познание некоторых вещей. Одновременно с этим вера, которой в него верят, оказывает помощь больше осознавать. Но, потому, что вера происходит от слышания, а слышание – через проповедование Христа, возможно ли было бы верить проповеднику веры, если бы прежде не был осознан по крайней мере его язык, дабы не сообщить больше? Но и обратно: имеются вещи, которым сперва необходимо верить, дабы позже их осознать. В трактате Об Преподаватель, его позиция выражена более определённо: Что я осознаю, тому и верю, но не всё, чему я верю, я осознаю. Всё, что я осознаю, то и знаю, но не всё то знаю, чему верю. Исходя из этого, не смотря на то, что многие предметы я и не могу знать, я однако знаю, как полезно им верить. Ансельм высказывал собственную позицию так: Не ищу уразуметь, чтобы уверовать, но верю, чтобы уразуметь (цит. по 6) Вторая позиция о соотношении знания и веры выражается в максиме Абеляра Осознаю, дабы верить и свидетельствует, что предпринимаются попытки умозрительно обосновать истины веры, переводя их на язык философских конструкций и часто рационалистически переосмысляя. Необходимо подчеркнуть, что Абеляр полагал, что церковные таинства и Священное Писание не подлежат предварительному разумному осмыслению, а удостоверен разумом должен быть авторитет догматика и церковного предания. Третья позиция по этому вопросу с вызовом декларирует полную несовместимость веры с немощным людской разумом, и вы-ражается в максиме, приписываемой Тертуллиану Верю, потому что нелепо. В действительности Тертуллиан сказал не так прямо: Распят Сын Божий — не стыдно, в силу того, что вынуждает стыдиться; и погиб Сын Божий — оттого и заслуживает веры, что нелепо; и похороненый воскрес — точно, в силу того, что нереально. Кроме того из этих, очень немногочисленных цитат возможно сделать заключение, что неприятность разума и соотношения веры не была в таком виде явлена средневековым философам и не решалась ими строго. В полной мере возможно согласится с мнением Неретиной С. С. о том, что вера и разум – это фальшивая дихотомия при описании средневековья. Разум и мистика в средневековье сущность моменты единой теологической совокупности: в средневековье разум мистически ориентирован, а мистика рационально организована

БИЛЕТ 22

1 понятие, формы и типы перемещения . современная наука о происхождении вселенной.

Перемещение — это изменение по большому счету, всякое сотрудничество материальных объектов и смена их состояний.

В мире нет материи без перемещения, так же как не может быть и Д. без материи.

Всякое изменение в философии обозначается понятием «перемещение». (как качественное, так и количественное).

Одним из первых перемещение как философскую категорию, подвергнул анализу Зенон Элейский. Он сформулировал последовательность апорий (греч. — несоответствие при разрешении неприятности), где продемонстрировал сложность рационального понимания перемещения в силу его внутренней противоречивости. Рассуждения Зенона в одной из его апорий « Летящая стрела покоится» возможно реконструировать приблизительно так: в то время, когда стрела движется по траектории, то в любую секунду она находится в определенном месте и возможно зафиксирована как покоящаяся, другими словами ее скорость равна нулю. Движущаяся стрела не движется в том месте, где она находится (покоится), но она не имеет возможности двигаться и в том месте, где ее нет. Исходя из этого перемещение возможно разглядывать как следующие одно за вторым состояния спокойствия: перемещения не существует.

Существует понятие спокойствия. Д. неизменно (всегда), а покой относителен.

Покой выступает как момент перемещения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. , пока бытие сохраняет собственную качественную определенность, другими словами находится в относительном покое, остается «самим собой», оно существует, изменяться, двигаться.

Наиболее значимым свойством перемещения есть его несотворимость и неуничтожимость, причем не только в количественном, но и в качественном отношении. Это значит, во-первых, что перемещение не появляется из ничего и не исчезает бесследно, что доказывается универсальностью превращения энергии и закона сохранения, а во-вторых, перемещение способно к постоянным превращениям из одной формы в другую.

Типы Д.: скрытое, явное.

— качественные трансформации (смерть, смерть, переход из одного состояния в второе) – характеризует развитие.

— количественные трансформации (механистическое перемещение).

Процесс развития — переход одного качества в второе, направленное формирование новых совокупностей, каковые рождаются из предшествующих совокупностей.

При развитии происходит или усложнение (прогресс), или упрощение (регресс).

Формы перемещения: материальное, духовное.

По Энгельсу:

Механическое (пространственное перемещение тел)

Физическое (теплоту, свет, магнетизм и электричество)

Химическое (перемещение атомов в молекулах, изменяющее строение вещества и химический состав)

Биологическое (жизнь как метод существования протеиновых тел)

Социальное (мышление).

Энгельс доказал, что любая форма вытекает одна из второй.

механическая физическая химическая биологическая социальная

Перемещение владеет целым рядом наиболее значимых особенностей.

Во-первых, перемещению характерна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет обстоятельство собственных трансформаций. Из этого следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

Во-вторых, перемещению характерна всеобщность. Это указывает, что каждые явления в мире подвержены перемещению как методу существования материи (нет объектов лишенных перемещения).

В-третьих, перемещению характерны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале либо финише перемещения.

В-четвертых, перемещению характерна абсолютность.

2. Принцип познаваемости мира — это принцип диалектико-материалистической философии, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия отечественных знаний объективной действительности, есть публично-производственная практика.

АГНОСТИЦИЗМ

учение, отрицающее познаваемость мира, другими словами отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был древний скептицизм (Пиррон, Протагор), что утверждал: о любом предмете возможно высказать различные точки зрения, каждое из которых можно считать верным. 2) В хорошей форме в Новоевремя агностицизм был свойствен субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, что утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Потому, что человек постоянно имеет дело только со собственными ощущениями и не имеет возможности выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир либо нет. Агностики разглядывают ощущения как преграду между познающим объектом и субъектом. 3) Теоретическое обоснование неосуществимости человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально разны. Посредством эмоций мы можем познать, лишь «явления», внешние особенности вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она есть для нас «вещью в себе». Кант четко поставил вопрос о принципиальной ограниченности людской опыта и подчеркивал, что реальность постоянно выходит за пределы любого знания, она в этом смысле вечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия судьбы, экзистенциализм, персонализм и др.), что утверждает: человек не имеет возможности научными средствами познать мир, что им переживается.

БИЛЕТ 23

БИЛЕТ 24

Принцип системности

Совокупность — некое множество взаимосвязанных элементов, владеющих особенностями, не сводящимся к особенностям отдельных элементов.

Элемент: без наличия элементов совокупность существовать не имеет возможности. Элемент (система) — это потом неразложимый компонент совокупности при данном методе ее рассмотрения. К примеру, для людской организма в целом — элементами являются нервная совокупность (система), кровеносная совокупность (система), пищеварительная, костная и пр. — а не отдельные клетки, молекулы и атомы. Элемент либо система, со своей стороны, выясняются совокупностью, по отношению к элементам, ее составляющим. Другими словами понятии элемент и система относительны, они переходят приятель в приятеля.

Структура: — это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами. Ко мне включается неспециализированная организация элементов, их пространственное размещение, связи между этапами развития и т. п. Элементы совокупности смогут быть связаны значительными, или малосущественными связями. Для определения структуры ответственны прежде значительные закономерные связи.

Системное свойство, главная функция либо цель существования совокупности — то, для чего совокупность была создана и существует, то свойство, которым совокупность может владеть лишь в целом в совокупности собственных отношений и элементов между ними.

2. специфика рационального познания Рациональное познание – познание при помощи мышления.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
обобщенность и абстрактность;
воспроизведение внутренних закономерных отношений и связей.
Формы рационального познания:
1. понятие – это идея, утверждающая неспециализированные и значительные особенности предмета, явления, процесса;
2. суждение – это идея, утверждающая либо отрицающая что-либо о предмете, явлении, ходе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная сообщение нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к неспециализированному) ; дедуктивное (от общего к частному) ; по аналогии.

—-виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по оригинальности и степени новизны: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Абстрактное мышление имеет пара форм и этими формами являются понятия, умозаключения и суждения.

Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет либо группу предметов в одном либо нескольких значительных показателях.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. К примеру, «конь», «трактор» либо «работник НИИ», «разрывная пуля» и др.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение либо отрицание об окружающем мире, его предметах, взаимосвязях и закономерностях. Суждения бывают несложными и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение складывается из двух несложных. Простое суждение: «Каратист причиняет удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения есть повествовательное предложение.

Умозаключение — это форма мышления, которая разрешает из одного либо нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение имеет несколько суждений, каковые расположены приятель над втором и поделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, именуются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

3. Философско – этические неприятности в медицине (биоэтика).

Философские и этические неприятности в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются в первую очередь теми вечными проблемами, каковые составляют сущность мировоззрения медиков — их отношение к судьбе, здоровью, страданию, смерти. В философско-моральном замысле неприятность, к примеру, страдания человека занимала мысли философов и медиков фактически в течении всей истории развития культуры. Так, Аристотель именовал страдания наиболее значимым причиной опробования мужества индивида. Потом многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей мастерству спасения от страданий.

в Месопотамии большой уровень врачебной этики поддерживался не только большими размерами вознаграждения медиков за их труд, но и совокупностью строгих наказаний, каковые использовались по отношению к докторам, нарушающим медицинский этикет. В Старой Персии медикам законодательно предписывалось не только всегда овладевать опытными навыками, совершенствовать знания, но и производить в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484-424 до н.э.), посетившего Египет в пятом веке до новой эры, в египетской медицине наровне с химическими, физическими и биологическими способами лечебного действия на больного очень обширно употреблялись морально-этические, в частности словесные, мимические и пантомимические. Древнегреческая медицина на протяжении собственного развития переняла многие мораль-но-этические успехи месопотамской, персидской и египетской практической медицины.

Среди заповедей старой медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из первых мест занимает призыв великого мыслителя и греческого врача Гиппократа «не навреди» (священик посеге), обращенный ко всем медикам. Аристотель думал, что сама культура дала людям неповторимое оружие — интеллектуальную силу, но они часто применяли это оружие не по назначению. Человек без нравственных устоев является существом дикое и несчастное.

Возможно припомнить много случаев из медицинской практики, в то время, когда неосторожное слово доктора на протяжении беседы с больным причиняло последнему сильную душевную боль, а время от времени наносило и физический ущерб. Для обозначения этого явления в медицине существует кроме того особый термин — «ятрогения». С ним связывают сейчас фактически все неправильные действия доктора. Кое-какие медики уверены в том, что направляться отражать в историях заболевания все осложнения, каковые были так или иначе позваны словом либо действием доктора. Но это не совсем правомерно с морально-психотерапевтической точки зрения, потому что может сковать всякую врачебную инициативу.

Британский философ И. Бентам (1748-1832) первым внес предложение обозначать медицинскую этику термином «деонтология», для указания на нравственное долженствование доктора. Уже тогда ее правила стали применяться при оценке самые сложных межличностных взаимоотношений медиков и больных, с учетом морально-этических традиций. Позднее термин «деонтология» стал в основном медицинским, высказывающим разнообразные формы этических требований к медицинским работникам при исполнении ими собственных опытных обязанностей.

Билет 25

Билет 26

1. структура и Предмет философии.

Термин “философия” появился из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — муд-рость и свидетельствует любовь к мудрости.

Философия как форма и способ духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но хорошей формы достигла в Греции. Для обозначения особенной сферы знания термин “философия” в первый раз употреблен Платоном. Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Понемногу философия сконцентрировала внимание на теоретизировании около самые общих мировоззренческих неприятностей природы, мышления и общества, стремясь дать ответы на вопросы о целях и личности существования и смысле общества.

Философия изучает самые общие стороны, свойства, тенденции мира, выявляет общие правила самоорганизации, развития и существования природы общества, его мышления и человека, раскрывает цели и суть существования человека в мире. Наряду с этим современная философия собственные выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как появляется, начинается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с различными формами практики и общественного сознания.

Философия как совокупность знаний о самые общих правилах, фиксирующих отношение человека к миру, появляется из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим упрочнениям — направленность. В соответствии с Платону, философия — это любовь к мудрости и средство успехи совокупного знания, и условие верной организации личной и публичной судьбе. Для Аристотеля философия — изучение принципов и причин существования вещей, т. е. ее целью выступает фиксация и выявление таких принципов и причин.

Структура философии

Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет осно-вание для выделения в ней особенных разделов либо элементов ее структуры.

— В философию входят :

• теоретическая философия (систематическая философия);

• социальная философия;

• этика;

• эстетика;

• логика;

• история философии.

— Главными частями теоретической философии выступают:

• онтология — учение о бытии;

• гносеология — учение о познании;

• диалектика — учение о развитии

• аксиология (теория сокровищ);

• герменевтику (толкования знаний и теорию понимания).

2. Принцип познаваемости мира. Агностицизм и его исторические формы. Принцип познаваемости мира — это принцип диалектико-материалистической философии, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия отечественных знаний объективной действительности, есть публично-производственная практика.

АГНОСТИЦИЗМ

учение, отрицающее познаваемость мира, другими словами отрицающее возможность постижения сущности материальных и духовных явлений. В истории философии агностицизм существовал в следующих формах. 1) Исторически первой его формой был древний скептицизм (Пиррон, Протагор), что утверждал: о любом предмете возможно высказать различные точки зрения, каждое из которых можно считать верным. 2) В хорошей форме в Новоевремя агностицизм был свойствен субъективно-идеалистическим воззрениям Д. Юма, что утверждал, что явления внешнего мира непознаваемы. Потому, что человек постоянно имеет дело только со собственными ощущениями и не имеет возможности выйти за ихграницы, он не в состоянии ответить на вопрос, существует ли внешний мир либо нет. Агностики разглядывают ощущения как преграду между познающим объектом и субъектом. 3) Теоретическое обоснование неосуществимости человеческихспособностей познать мир обосновывает И. Кант. Не сомневаясь в существовании вне сознания материальных вещей, он считал их в принципе непознаваемыми, утверждая: что вещь для нас (феномен), и вещь сама по себе (ноумен), принципиально разны. Посредством эмоций мы можем познать, лишь «явления», внешние особенности вещи, а «сущность» вещи мы познать не можем, она есть для нас «вещью в себе». Кант четко поставил вопрос о принципиальной ограниченности людской опыта и подчеркивал, что реальность постоянно выходит за пределы любого знания, она в этом смысле вечно богаче любых теорий. 4) В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (философия судьбы, экзистенциализм, персонализм и др.), что утверждает: человек не имеет возможности научными средствами познать мир, что им переживается.

Билет 27

Билет 28

Билет 29

Билет 30

Билет 21

материи и Категорию субстанции.

«материя» (как субстанция мира) Неорганическая природа предстает как имеющая такую последовательность структурных уровней: субмикроэлементарный — микроэлементарный (уровень элементарных полевых взаимодействий и частиц) — ядерный — атомарный — молекулярный — уровень макроскопических тел разной величины (тут имеется последовательность своеобразных подуровней) — планеты — звездно-планетные комплексы — галактики — метагалактики…

Неприятность «тёмной энергии» и «тёмной материи». Догадки и теоретические модели динамично развивающейся Вселенной.

В живой природе выделяются уровни: биологических макромолекул — клеточный уровень — микроорганизменный — тканей и органов — организма в целом — популяционный — биопенозный — биосферный. Неспециализированная база судьбы — органический метаболизм (обмен веществом, информацией и энергией с окружающей средой) — специфицируется в каждом из выделенных уровней. На уровне организмов обмен веществ свидетельствует диссимиляцию и ассимиляцию при посредстве внутриклеточных превращений; на уровне экосистемы (биоценоза) он складывается из цепи превращений вещества, первоначально ассимилированного организмами-производителями при посредстве организмов-разрушителей и организмов-потребителей, относящихся к различным видам; на уровне биосферы происходит энергии и глобальный круговорот вещества при ярком участии факторов космического масштаба.

Социальная реальность в структурном нюансе представлена уровнями: индивидов — семьи — разных коллективов (в первую очередь производственных) — социальных групп — классов — национальностей и системы — государств и наций государств — общества в целом. Структурные уровни социальной действительности находятся в неоднозначно-линейных связях между собой (пример — уровень государств и уровень наций). Переплетение различных уровней в рамках общества порождает представление о хаотичности и господстве случайности в социальной действительности. Но внимательный анализ обнаруживает наличие в нем фундаментальной структурности — основных сфер публичной судьбе, каковыми являются материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы, имеющие свои структуры и свои законы. Все они в некотором роде субординированы в составе публично-экономической формации. Эти формации структурированы, а также в плане трансформаций, обусловливая генетическое единство публичного развития в целом.

Так, любая из трех областей материальной действительности образуется из последовательности своеобразных структурных уровней, каковые находятся не в хаотичном их «комплекте» в составе той либо другой области действительности, но в определенной связи, упорядоченности. Переход от одной области к второй связан с увеличением и усложнением многообразия факторов, снабжающих целостность совокупностей (в неживой природе — ядерные, электромагнитные и другие силы, в обществе — производственные отношения, политические, национальные и др.). В каждого из структурных уровней материи существуют отношения субординации: молекулярный уровень включает в себя атомарный (но не наоборот); организменный — тканевый, клеточный; уровень общества — уровни, представленные классами, нациями, иными социальными уровнями. Закономерности новых уровней специфичны, несводимы к закономерностям уровней, на базе

2. Теория познания в совокупности философского знания. мнения соотношения и Проблема знания, разума и веры, объяснения и понимания в истории философии.

Неприятности познания, условий его адекватности и возможности, дорог успехи истины, соотношения научного и вненаучного знания, переживания и познания, т.е. целый круг вопросов, касающихся познавательной действительности, изучается гносеологией. Гносеология либо теория познания — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий успехи адекватного знания. Термин гносеология происходит от греческих слов gnosis — знание и logos — понятие, учение, разум.

Гносеологию направляться отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются лишь неприятности научного познания. ВЕРА и РАЗУМ – фундаментальное соотношение двух свойств души человека, явившееся серьёзной философско-теологической проблемой в течении всей истории мысли. Главные неприятности средневековой философии. Неспециализированным местом, при рассмотрении средневековой философии есть выделение вопроса о соотношении знания и веры, философии и религии. Возможно выделить три философские позиции. Во-первых, догматы веры предлагаются разуму как теоремы, сами не подлежащие не доказательству ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений. Эта точка зрения в собственности Августину и Ансельму Кентерберийскому и выражается в максиме Верю, дабы осознавать. Так Августин в трактате Изложение псалмов пишет: Вере в Всевышнего должно предшествовать познание некоторых вещей. Одновременно с этим вера, которой в него верят, оказывает помощь больше осознавать. Но, потому, что вера происходит от слышания, а слышание – через проповедование Христа, возможно ли было бы верить проповеднику веры, если бы прежде не был осознан по крайней мере его язык, дабы не сообщить больше? Но и обратно: имеются вещи, которым сперва необходимо верить, дабы позже их осознать. В трактате Об Преподаватель, его позиция выражена более определённо: Что я осознаю, тому и верю, но не всё, чему я верю, я осознаю. Всё, что я осознаю, то и знаю, но не всё то знаю, чему верю. Исходя из этого, не смотря на то, что многие предметы я и не могу знать, я однако знаю, как полезно им верить. Ансельм высказывал собственную позицию так: Не ищу уразуметь, чтобы уверовать, но верю, чтобы уразуметь (цит. по 6) Вторая позиция о соотношении знания и веры выражается в максиме Абеляра Осознаю, дабы верить и свидетельствует, что предпринимаются попытки умозрительно обосновать истины веры, переводя их на язык философских конструкций и часто рационалистически переосмысляя. Необходимо подчеркнуть, что Абеляр полагал, что церковные таинства и Священное Писание не подлежат предварительному разумному осмыслению, а удостоверен разумом должен быть авторитет догматика и церковного предания. Третья позиция по этому вопросу с вызовом декларирует полную несовместимость веры с немощным людской разумом, и вы-ражается в максиме, приписываемой Тертуллиану Верю, потому что нелепо. В действительности Тертуллиан сказал не так прямо: Распят Сын Божий — не стыдно, в силу того, что вынуждает стыдиться; и погиб Сын Божий — оттого и заслуживает веры, что нелепо; и похороненый воскрес — точно, в силу того, что нереально. Кроме того из этих, очень немногочисленных цитат возможно сделать заключение, что неприятность разума и соотношения веры не была в таком виде явлена средневековым философам и не решалась ими строго. В полной мере возможно согласится с мнением Неретиной С. С. о том, что вера и разум – это фальшивая дихотомия при описании средневековья. Разум и мистика в средневековье сущность моменты единой теологической совокупности: в средневековье разум мистически ориентирован, а мистика рационально организована

33. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. Аристотелево понятие сущности (субстанции)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: