Классификации и теории мышления

В психологии существует множество классификаций мышления, выстроенных на разных основаниях.

В базе разделения мышления на теоретическое и эмпирическое лежит метод познания субъектом действительности. Теоретическое мышление, являясь самым большим уровнем, его развития раскрывает закономерности собственного предмета. Данный вид мышления направлен на открытие законов, неспециализированных особенностей познаваемых явлений и предметов. В нем прослеживаются связи в совокупности, воспроизводится процесс ее развития. Теоретическому мышлению свойствен анализ как метод обнаружения генетически исходной базы и рефлексия, осуществляет контроль за мыслительными действиями. Теоретическое мышление как опосредованный процесс отражения опирается на знаковые совокупности.

Эмпирическое мышление делает функцию систематизации, каталогизации и явлений и классификации предметов. Оно разворачивается как процесс сравнения предметов с целью обнаружения неспециализированного между ними. Данный вид мышления связан с наглядно-образной базой. Говоря языком С.Л.Рубинштейна, эмпирическое мышление – это знание яркого в конечном итоге и яркое знание действительности.

Различия теоретического и эмпирического мышления пребывают в следующем: 1) теоретическое мышление отражает внутренние связи, эмпирическое — внешние; 2) в теоретическом мышлении воспроизводится сообщение общего с единичным, в эмпирическом – неспециализированные особенности выделяются наровне с единичными; 3) в теоретическом мышлении отражаются методы интеллектуальной деятельности, в эмпирическом – информация фиксируется в словах – терминах.

В второй классификации теоретическое мышление противопоставлено практическому. На основании разных областей людской деятельности. Примером теоретического мышления в данной классификации являются фундаментальные изучения в науке.

Практическое мышление вплетено в настоящее преобразование действительности. Оно направлено на решение конкретных задач: организацию работы компании, осуществление замысла боевых действий т.д. Иначе говоря практическое мышление проявляется в разработке целей, реализации замыслов.

В случае, если в теоретическом мышлении преобладает когнитивная (познавательная) функция, то в практическом — регулятивная его функция. Б.М.Теплов отмечал, что значительное различие этих видов мышления обусловлено разной мотивацией. Для осуществления теоретического мышления нужна своеобразная либо познавательная мотивация. В практическом мышлении главным побуждением есть сама обстановка, требующая преодоления затруднений. Оба вида мышления связаны с практической деятельностью человека, но темперамент данной связи разен. В теоретическом мышлении эта сообщение опосредована и обнаруживается лишь на конечных этапах деятельности человека. Практическое мышление конкретно связано с практикой и осуществляется в твёрдых временных рамках, т.е. требует принятия ответов в ситуации «тут и сейчас». Изюминкой практического мышления есть то, что в следствии анализа сложнейшей, разрозненной, объемной информации, человек обязан прийти к несложным и единственно верными ответам (Психология мышления, 1998).

самая сложной формой теоретического мышления есть диалектическое мышление. Оно направлено на оперирование отношениями противоположности и выступает родовой формой мышления человека. Диалектическое мышление осуществляется через своеобразные операции: объединения, опосредствования, превращения и обращения.

Объединение предполагает установление взаимоотношений противоположности в разбираемой действительности. Примером применения данной диалектической операции есть мысль Л.С.Выготского о двух линиях психологического развития: биологического и социального, сплетение которых отражает сложность этого процесса.

Опосредствование характеризуется поиском таких целостностей, каковые включали бы в себя отношения противоположности. Примером может служить мысль выделения «единиц анализа» психологических явлений.

Обращение направлено на обратный анализ объекта, в котором следствие и причина изменяются местами. Иллюстрацией могут служить представления Джемса -Ланге о происхождении чувств, обусловленных органическими трансформациями предшествуют чувствам.(«Нам безрадостно, в силу того, что мы плачем»).

Операция превращения содержится в том, что объект рассматривается как противоположный самому себе. Иллюстрацией данной операции может служить трактовка Фрейда как особенной формы судьбы.

О том, что диалектическое мышление изначально свойственно человеку, свидетельствует содержание сказок, тайных. К примеру, в одной из народных сказок храбрец говорит: «В то время, когда дочь твоя умна, пускай она явится ко мне ни пешком, ни на лошади, ни с гостинцем, ни без подарочка …», т.е. содержится задача на опосредствование. В опытах Н.Вераксы детям давалось задание нарисовать необыкновенные предметы. В ходе рисования они применяли такие диалектические операции, как объединение, превращение и др. (Н.Веракса, 1991).

Так, диалектическое мышление имеет универсальный темперамент и выступает одним из механизмов творчества, потому, что несет в себе элемент продуктивности.

Мышление делится кроме этого на логическое и интуитивное. Показателями логического мышления являются его произвольность, осознанность, последовательность этапов, непротиворечивость и развернутость. Интуитивное мышление владеет противоположными чертями. Оно непроизвольно, симультанно, свернуто, слабо осознанно. В базе интуитивного мышления лежит сотрудничество сознания и бессознательного. Его механизмом выступает надсознательный процесс. Интуиция берет начало в сознательной работе человека над определенной проблемой. Условием ее происхождения есть большое сосредоточение на проблеме и сильная мотивация. Благодаря названным условиям и осуществляется сотрудничество сознания и бессознательного. Результатом этого сотрудничества есть ответ, которое как интегральный продукт отражается в сознании.

Интуитивное мышление не имеет возможности появиться без нужного опыта человека, его знаний, навыков и умений. Согласно точки зрения Е.Гераскова, интуиция делает роль необычной связки между проблемной обстановкой и ее сознательным ответом. Интуиция владеет панорамностью, которая разрешает обращаться к прошлому опыту.

Одним из механизмов интуитивного ответа есть «перенос подсказки». Его сущность содержится в том, что любой предмет нежданно может стать ключом к той проблеме, над которой человек увлеченно трудится. Случайно сообщённое слово либо замеченная вещь становятся толчком к ответу той либо другой задачи.

Логическое и интуитивное мышление связаны между собой. В большинстве случаев, интуитивное мышление начинается с логического анализа и завершается им. Полученное ответ испытывает недостаток в проверке логикой. «Интуиции не редкость достаточно, дабы заметить истину, но слишком мало, дабы убедить в данной истине себя и других. Для этого нужно логическое подтверждение» (А.Г. Спиркин).

Классической классификацией мышления есть его деление на три вида, исходя из содержательного критерия: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление содержится в настоящем, физическом преобразовании обстановки. «Ручной интеллект» у высших животных представляет собой элементарную форму наглядно-действенного мышления. В онтогенезе данный вид кроме этого есть генетически исходным. С.Л.Рубинштейн отмечал, что мышление не просто сопровождается действием либо воздействие мышлением, а воздействие — это первичная форма существования этого вида мышления. Наглядно-действенное мышление побуждается потребностью дать добро практическую обстановку. Оно регулируется чувствами, оперирует аналогиями и сравнениями.

Содержанием наглядно-образного мышления являются представления, выступающие в единстве с понятиями. В этом единстве отражается связь неспециализированного и единичного. Образное мышление проявляется в метафорах (образных сравнениях), каковые не только высказывают неспециализированную идея, но и отношение к ней.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых логических конструктов и средств. Его кроме этого именуют понятийным мышлением.

Понятийное мышление представляет собой сложную форму людской мышления. Его относят к высшему, речемыслительному уровню в познавательных процессах. Главными качествами изучения понятийного мышления в психологии есть структурный и генетический.

Структурный нюанс пребывает в обнаружении различий в строении понятийного и допонятийного мышления.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, трансдуктивными связями, синкретизмом, нечувствительностью к несоответствиям, несогласованностью содержания и объёма, инвариантных и вариативных компонентов и др.

Эгоцентризм пребывает в том, что человек не может учитывать субъективность собственной позиции, не берет себя в расчет. Отмеченная изюминка допонятийного мышления проявляется в любом возрасте, но в основном она характерна детям.

какое количество проявляется в отсутствии нужных доказательности и связей. Суждения человека конкретны, не предполагают обращения к неспециализированному.

Синкретизм — это осмысливание предмета по одной несущественной части, неспособность устанавливать причинно-следственные связи.

Нечувствительность к несоответствиям характеризуется тем, что человек допускает взаимоисключающие суждения.

содержания и Несогласованность объёма видится значительно чаще в неумении соотносить общее и частное.

Понятийное мышление в отличие от допонятийного имеет такие особенности, как децентрированность, индуктивно-дедуктивные связи, иерархизованность и содержания и адекватное соотношение объёма, инвариантных и вариативных структур, полнота понимания.

Децентрированность содержится в преобразовании субъективной совокупности координат, разрешающей преодолеть эгоцентрическую точку зрения.

Индуктивно-дедуктивные связи предполагают свойство человека рассуждать в направлении от общего к частному и напротив.

Иерархизованность проявляется в умении человека выстраивать совокупность соподчинительных связей в противовес «бессвязной» связности, характерной синкретическому мышлению.

Генетический нюанс пребывает в изучении процесса развития понятийного мышления. Эта неприятность интересовала психологов в течении многих лет. В первый раз к изучению формирования понятий обратились представители Вюрцбургской школы (Н.Ах, О.Зельц, Ф.какое количество и др.). Ее ответу посвятили собственные изучения Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Дж. Брунер.

Под формированием понятий Л.С.Выготский подразумевал сложный синтетический процесс, в котором ведущая роль в собственности применению знаков как средств развития понятийного мышления. Методика двойной стимуляции, созданная им совместно с Л.С.Сахаровым, разрешила изучать понятия в связи с потребностью и задачей исполнения того либо иного задания. Изучив процесс образования понятий у людей различного возраста, Л.С.Выготский сформулировал главные его закономерности.

Первая закономерность пребывает в том, что предпосылки формирования понятий закладываются в раннем детстве, и лишь в подростковом возрасте развиваются те функции, каковые создают базу понятийного мышления.

Вторая закономерность содержится в том, что главным причиной происхождения мышления в понятиях, выступает функциональное потребление слова либо символа как средства овладения психологическими процессами.

Л.С.Выготский выделяет три главные ступени в развитии понятий, любая из которых имеет последовательность стадий либо фаз. Первая ступень — это образование неоформленного, неупорядоченного множества, именуемого синкретическим мышлением. На данной ступени отсутствие объективных связей восполняется субъективными.

Первая ступень имеет 3 фазы развития: 1) образование множества методом ошибок и проб; 2) образование множества на базе пространственных взаимоотношений; 3) образование множества на базе обобщения ранее выделенных групп.

Вторая ступень – комплексное мышление. На данной ступени обобщение строится не только на базе субъективных, но и объективных связей, каковые имеют конкретный темперамент. Фазы данной ступени предполагают различные типы комплексов: ассоциативный, коллекционный, цепной, диффузный. Последней фазой второй ступени есть псевдопонятие. Оно представляет собой по структуре комплекс, а по форме – понятие. В целом, комплексное мышление отличают конкретно-отсутствие иерархии и наглядный характер.

Третья ступень — фактически понятийное мышление. Его первая фаза характеризуется происхождением свойства к абстрагированию. Вторая фаза – фаза потенциальных понятий, которая формирует предпосылки для нового объединения выделенных показателей. Третья фаза содержится в абстрагировании показателей и на четвертой фазе эти абстрагированные показатели снова синтезируются и, по выражению Л.С.Выготского, слишком общий синтез делается формой мышления. Это стадия подлинных понятий.

Второй подход к проблеме формирования понятий обозначен в рамках когнитивной психологии, представителем которой есть Дж.Брунер. Согласно его точке зрения, данный процесс есть сложным и недоступным для самонаблюдения и внешнего наблюдения. Для анализа данного процесса Брунер вводит термин «стратегия формирования понятия». Под стратегией понимается метод приобретения, использования и хранения информации. Она есть «искусной формой поведения» и делает серьёзные функции, например, снижает нагрузку на психологические процессы, снабжает происхождение понятия при минимальном количестве нужной информацим, формирует чувство уверенности в адекватности понятия и др.

Дж.Брунер обрисовывает ряд требований, воздействующих на образование понятий: 1) определение задачи (субъект ставит перед собой цель — организовать понятие, или данный процесс осуществлялся стихийно); 2) темперамент поступающей информации (способен ли человек руководить поступающей информацией, или данный процесс не зависит от него); 3) темперамент оценки правильности догадок (это условие зависит от того, какими параметрами пользуется человек в процесс отбора информации: логическим, прагматическим, соответствия официальной мнению и т.д.); 4) ожидаемые последствия отнесения предмета к тому либо иному понятию (чем выше риск принятия ответов, тем больше возможность неточностей). Это условие связано с оптимум мотивации; 5) темперамент налагаемых ограничений (речь заходит о возможности применять вспомогательные средства для фиксации информации).

Дж.Брунер выделяет два сканирования стратегий: и вида фокусирования. Стратегия фокусирования пребывает в том, что человек избегает выдвигать догадки относительно искомого понятия и вместо этого сосредотачивается на отдельных его показателях, контролируя, как они значительны для данного понятия. В случае, если получается отрицательный итог, то проверяется второй показатель и т.д. Возможно проверить в один момент пара показателей. Но при получении отрицательного результата неизвестно, какой показатель значим.

Первая разновидность данной стратегии именуется консервативным фокусированием, вторая – азартным либо рискованным фокусированием.

Стратегия сканирования предполагает рвение охватить проблему полностью. Она имеет кроме этого две формы. Первая из них именуется симультанным сканированием и характеризуется выдвижением всех вероятных догадок. Эта стратегия опирается в первую очередь на механизмы бессознательной переработки информации. Громадную роль играется интуиция человека. Вторая – последовательное сканирование предполагает процесс выдвижения разовой догадки и ее диагностику выдвижение второй догадки и ее диагностику и т.д. Однако, Дж.Брунер думал, что стратегия формирования понятий у одного и того же человека может изменяться (Дж.Брунер, 1977).

Особенное место в теориях понятийного мышления занимает генетическая концепция Ж.Пиаже. Он исходил из представления о том, что развитие мышления содержится в формировании логико-математических действий. Главными положениями теории Ж.Пиаже являются:

1) мышление – это совокупность скоординированных и обратимых операций;

2) операции имеется итог внешних предметных действий;

3) развитие мышления носит стадиальный темперамент и обусловлено усложнением мыслительных операций.

Полагая, что операции не существуют изолировано, в качестве единицы анализа мышления Ж.Пиаже внес предложение группировку. Критерием группировки выступает сохранение целого, представление о соотношении вариативных и инвариативных структур. Механизмом развития понятийного мышления есть равновесие, которое достигается благодаря сотрудничеству двух аккомодации: и функций ассимиляции. Ассимиляция – это усвоение материала соответствующими интеллектуальными структурами. Аккомодация – приспособление этих структур к определенной обстановке.

Ж.Пиаже выделил 4 главных стадии развития понятийного мышления.

На сенсомоторной стадии формируются разные схемы поведения, осуществляется интеркоординация психологических функций и их интериоризация. Это характерно для интеллектуального развития человека в раннем детстве.

Фактически мышление начинается с дооперациональной стадии. Для нее характерно происхождение мысленных представлений. На данной стадии человеку характерен эгоцентризм и без того именуемое связующее мышление. Ее возможно соотнести со стадией синкретизма по Л.С.Выготского.

Следующим этапом в развитии мышлении есть стадия конкретных операций. Человека на данной стадии развития мышления отличает возможность осуществления таких мыслительных операций, как консервация, сериация и классификация. Это проявляется в способности собирать предметы по внешним показателям, относить их к более широким классам либо сериям.

Верховная форма развития мышления – стадия формальных операций: логических и математических. Благодаря этим операциям происходит интеграция психологических функций, появляется свойство к гипотетическому мышлению и абстракциям.

Так, анализ главных концепций развития понятийного мышления разрешает заключить, что при различии подходов к его изучению, между ними имеется общее. Понятийное мышление есть высшей формой людской мышления, его развитие представляется сложным, долгим и стадиальным процессом. Понятийное мышление разрешает человеку отражать окружающий мир в значительных отношениях и объективных связях в знаковой форме.

Кроме этого выделяют продуктивный и творческий виды мышления, каковые время от времени трактуются как синонимичные понятия. Но они отличаются друг от друга по собственному содержанию и являются разные классификации. В современной психологии продуктивное мышление противопоставляется непродуктивному, а творческое – нетворческому.

Продуктивное мышление, в отличии от непродуктивного характеризуется:

а) большим уровнем сформированности мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения обобщения;

б) большим уровнем активности, раскованности, проявляющихся в продуцировании множества догадок, свободы выдвижения уникальных решений и идей, гибкости перехода от одной догадки, идеи к второй;

в) большим уровнем целенаправленности и организованности мышления проявляющимся в ориентации на выделение значительного в разбираемых явлениях;

г) большим уровнем осознанности собственных мыслительных действий, их оценки и контроля, т.е. развития рефлексии.

Изучение продуктивного мышления связано с работами гештальтпсихологов К.Дункера и М.Вертгеймера.

М.Вертгеймер осознавал под мышлением продуктивный процесс рождения настоящей идеи. Он опирался на ключевые принципы гештальтпсихологии: целостности, динамичности, изоморфизма и «тут и сейчас» (М.Вертгеймер, 1987).

М.Вертгеймер применял базисные понятия гештальтпсихологии: оптического и замечательного поля. Оптическое поле отражает первое видение проблемной обстановку, а замечательное – итог ее решения. Оно осуществляется при помощи своеобразных операций: центрирования, самоцентрирования, группировки, изоляции и других.

Центрирование предполагает рассмотрение элемента проблемной обстановке в соответствии с его местом в ней.

Самоцентрирование свидетельствует установление связи между потребностями, установками, объективными требованиями и мотивами субъекта.

Группировка – это объединение элементов на базе их места и общей роли в структуре проблемной обстановке.

Изоляция направлена на отделение структурных связей проблемной обстановке от внешних, случайных.

Продуктивное мышление содержится в усмотрении, осознании структурных требований, в действиях, каковые соответствуют этим структурным требованиям и тем самым в трансформации обстановки в направлении улучшения ее структуры. Это указывает, что:

1) необходимо разглядывать пробелы, неясные места, нарушения в соответствии с их местом в структуре проблемной обстановке;

2) структурные отношения (согласованности- несогласованности) должны устанавливаться между ситуацией и такими нарушениями в целом;

3) операции центрирования, группировки, изоляции направляться осуществлять в соответствии с их местом в динамической структуре и фиксировать трансформации;

4) необходимо отделять внешние показатели от структурных черт, что есть особенным случаем группировки;

5) направляться стремиться к структурной истине, а не удовлетворяться частными результатами, псевдоистиной. (М.Вертгеймер,1987).

Продуктивное мышление, по М.Вертгеймеру, проходит в собственном развитии пара стадий. Оно начинается на первом этапе с происхождения темы, т.е. побуждения к ответу задачи.

Вторая стадия предполагает анализ обстановки, осознание неприятности.

Третья стадия представляет собой большей частью бессознательную работу над ответом. На ней готовится процесс ответа задач.

Четвертая стадия — стадия «инсайта» либо нахождения ответа.

Пятая стадия трактуется как этап реализации ответа.

Свойство к продуктивному мышлению, по М Вертгеймеру, изначально свойственна всем людям, но она не всегда возможно абсолютно реализована в силу субъективных и объективных обстоятельств. Главными обстоятельствами непродуктивного мышления он считал догматическую совокупность обучения, и ориентацию на чужое мнение, стандарты, моду. Значительная роль в продуктивном мышлении отводилась самой личности, ее установка мотивам, сокровищам.

Помимо этого, продуктивному мышлению мешает как через чур узкий, так и через чур широкий взор на проблему. Первое создаёт к объединению частей в слишком мало большое целое, а второе проявляется в том, что в процесс ответа задач включаются случайные элементы.

Препятствием для продуктивных процессов выступают кроме этого через чур стремительное, случайное объединение элементов в целое, и начальное видение обстановки, мешающее решить проблему с учетом объективных требований.

Вклад М.Вертгеймера в изучение неприятности продуктивного мышления пребывает в том, что он создал действительно психотерапевтическую концепцию мышления в то время, в то время, когда преобладали формально-логический имеханистический подходы к его изучению. Он один из первых указал на то, что мышление – это неприятность личности.

Творческое мышление определяют как мышление, направленное на создание объективно либо субъективно нового продукта. Но результативный критерий не достаточен для обозначения специфики этого процесса. В творческом мышлении появляются кроме этого новообразования, относящиеся к мотивам, целям, смыслам. Ему противопоставляют нетворческое мышление, заключающееся в применении методов, схем, готовых знаний.

Изучения творческого мышления проводилось психологами различных направлений и школ. В начале 20 столетия Р.Вудвортс выделил четыре главные стадии этого вида мышления: 1) подготовка; 2) созревание; 3) воодушевление; 4) проверка. (Психология мышления, 1998).

Дж.Гилфорд на базе факторного анализа выделил базисную составляющую творческого мышления — оригинальность, т.е. свойство продуцировать нестандартные ответы. Помимо этого им были распознаны три фактора, характеризующие гибкость мышления: семантическая гибкость, отражающая точность мышления и проявляющаяся в способности заметить главное свойство объекта; образная адаптивная гибкость содержится в легкости мышления, разрешающая поменять контекст анализа неприятности; семантическая спонтанная гибкость, которая пребывает в возможности продуцировать разнообразные идеи, выходить за рамки заданной обстановке. (Р.Солсо, 1996).

Психологи отмечают сообщение творческого мышления с изюминками личности. С этим видом мышления коррелируют такие ее характеристики, как нонконформизм, интернальный локус контроля, эмоциональная раскованность, широта заинтересованностей, склонность к риску, смелость.

Громадное внимание формированию творческого мышления уделяют гуманистические психологи. Согласно точки зрения К.Роджерса, творческое мышление зависит от последовательности условий. Самый ответственна экстенсиональность личности, т.е. ее открытость опыту. Как писал К.Роджерс, «факты благоприятны». У человека, открытого опыту, любой стимул не искажается защитными механизмами, а, наоборот, принимается. Это указывает, что вместо отнесения информации к заблаговременно данным категориям, человек отражает определенный момент действительности таким, каков он имеется.

Имеет значение кроме этого и локус оценивания. Для творческой личности значима не внешняя похвала либо критика, а соответствие собственным параметрам. Помимо этого, К.Роджерс выделяет как условие развития творческого мышления свойство к необыкновенным сочетаниям элементов, понятий, свойство к комбинированию. Последнее проявляется в спонтанной игре с идеями, «жонглирования» разными элементами, умение видеть неприятности в общеизвестном (К.Роджерс, 1994).

Для понимания психотерапевтических механизмов творческого мышления воображает интерес смысловая концепция (Тихомиров, 2002). В экспериментальных изучениях, совершённых под его управлением, найдено, что в ответе творческих задач огромную роль играются неосознаваемые процессы. Причем, количество бессознательной активности многократно превышает количество сознательной работы.

Неосознаваемая работа подготавливает осознанное принятие ответов, одинаковый элемент проблемной обстановке отражается на различных стадиях бессознательной активности по-различному. Эту особенную форму неосознаваемого отражения объекта О.К. Тихомиров назвал операциональным смыслом. Иначе говоря операциональный суть воображает отражение динамических черт объектов в неосознаваемой форме. Одновременно с этим отысканное в бессознательном замысле не всегда может перейти в сознание.

Как вычисляет О.К. Тихомиров, в сферу сознания передаются лишь высоковероятностные характеристики операционального смысла. Маловероятностные остаются в бессознательном. Так, в экспериментальном изучении творческого мышления у шахматистов способом микросъемки глазодвигательной активности, было распознано, что испытуемые, видя ответ проблемной обстановке, смогут не осознавать его, что находит отражение в их речевых высказываниях.

Кроме этого обнаружилось, что переход от бессознательной к сознательной активности в творческом мышлении не имеет возможности осуществляться без участия чувств. Потому, что творческое мышление предполагает познавательную мотивацию, то на определенном этапе ответ задачи операциональный суть преобразуется в личностный. Так, творческое мышление, как и интуитивное, нереально без сотрудничества сознания и бессознательного в психике человека.

Р.М.Грановская и И.Р. Березная развивают идею о связи образного и логического в структуре творческого мышления. Они растолковывают это сотрудничеством левого и правого полушарий. Творческое мышление представлено ими в трех главных моделях, отражающих связь между сознанием и бессознательным.

Первая модель (Л-П-Л) предполагает сознательную постановку неприятности (левое полушарие), ответ ее носит слабость осознанный темперамент (правое полушарие), итог этого решения осознается человеком.

Вторая модель (как следует-Л-Л): постановка неприятности осуществляется на бессознательном уровне (в образной форме), а его результат и процесс решения осознаются человеком.

Третья модель (П-П-Л): неприятность переживается человеком, ее ответ носит в основном неосознанный темперамент и лишь итог отражается в сознании. (Р.М.Грановская, И.Р.Березная,1991)

В творческом мышлении особенно ярко проявляется сотрудничество двух главных «языков»: образного и знакового при явном преобладании первого. Это разъясняется такими изюминками творческого мышления, как не сильный осознанность, сообщение с чувствами и др. Чтобы в мыслях оперировать целостностями либо «гештальтами», нужно их светло представить, т.е. вообразить. Исходя из этого творческое мышление разглядывают как воображения и синтез мышления при доминировании мышления.

Так, отечественные психологи растолковывают природу творческого мышления сотрудничеством сознательного и бессознательного в психике человека.

Психология. Понятие, виды и теории мышления.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: