Ребенок обучается писать. Сначала он еле выводит каждую часть, любой элемент буквы. Сходу написать всю букву он не имеет возможности и раздельно вычерчивает каждую палочку. Для него — это независимая целенаправленная операция, независимое воздействие. Наряду с этим внимание ребенка полностью поглощено работой, он пишет с громадным напряжением, совершает лишние перемещения: высовывает язык от старания, искривляет губы, сгибает корпус и т. д.
Понемногу, в ходе систематических упражнений, написание отдельных элементов буквы объединяется в одно воздействие. Сейчас вся буква пишется «с одного маха». Но первое время любая буква остается независимым целым и написание ее — независимой операцией, законченным действием. Позже буквы объединяются в слова, и независимым действием делается уже написание целого слова, а после этого и целых фраз. Лишние перемещения понемногу устраняются, напряжение ослабевает и, в итоге, совсем исчезает; процесс письма так автоматизируется, что человек, занятый письменным изложением мыслей, слова и буквы пишет машинально, «машинально», не сосредоточивая на них внимания.
Так постоянно совершенствуются результаты от тренировки.
Так, один из значительнейших моментов в формировании навыка — это объединение отдельных небольших операций и движений в более сложные. К примеру, при выработке навыка управления сложным механизмом, сложного гимнастического упражнения, езды на велосипеде, плавания либо танца отдельные сначала независимые, не поддающиеся координации перемещения понемногу объединяются в одно целое и совершаются все легче и правильнее, как одно воздействие.
В ходе выработки навыков, в особенности заключающих в себе сложные, сначала тяжело выполнимые действия, крайне важны настойчивость, целеустремленность, ясное сознание цели упражнения. В случае, если при упражнении новое воздействие выполняется формально, т. е. мы ограничиваемся несложным повторением его без рвения к усовершенствованию, то результаты не улучшатся. Напротив, в случае, если, повторяя упражнение, мы стремимся любой раз сделать его лучше, стремительнее, правильнее, то навык совершенствуется.
Старое изречение «Повторение — мать учения» особенно верно при овладении навыком. Систематические упражнения — совсем необходимое, нужное условие выработки навыка.
Опытами доказано, что знание результатов каждого упражнения содействует стремительному формированию навыка и, напротив, неведение очень сильно задерживает его совершенствование. Один ученый проделал таковой опыт. С закрытыми глазами он проводил определенной длины линии, не зная, верно ли они у него получаются. И итог не улучшался, не смотря на то, что он повторил одну и ту же операцию 20 000 раз.
Не менее важно в овладении навыками как возможно раньше подмечать неточности в исполнении действия. Не подмеченная одновременно с неточность закрепляется в ходе упражнений и преобразовывается в необходимую составную часть навыка. А исправить уже выработавшийся навык значительно тяжелее, чем выработать новый.
ЛЕВАЯ И ПРАВАЯ
Вверху — начинающий лыжник; в середине — тренировка производит навыки; внизу — тренированный, умелый лыжник.
Не обращая внимания на то что перемещения, составляющие тот либо другой навык, автоматизированы и «закреплены», навыком все-таки овладевает человеческий организм в целом, а не отдельные его мускулы либо органы. Вычислять, что навык — несложная механическая связь между отдельными перемещениями, неправильно. Так, человек может выполнить воздействие не той рукой либо ногой, на которой выработался навык. К примеру, вы упражнялись правой рукой (либо ногой), а при изменившихся условиях воздействие выполнила левая рука (либо нога). Так как руками руководят различные полушария мозга: левой рукой — правое, а правой— левое, то навык «фиксируется» в обоих полушариях, и при необходимости мозг «переносит» воздействие навыка с одной руки (либо ноги) на другую. Наряду с этим достигнуть равного уровня исполнения действия второй рукой значительно легче и упражняться необходимо меньше. Так, известен случай, в то время, когда для выработки навыка жонглирования правой рукой жонглеру пригодилось 11 дней. Но, в то время, когда он затем начал упражняться в том же жонглировании левой рукой, для выработки навыка ему пригодилось всего 4 дня.
Приспосабливаясь к новым условиям, человек может воспользоваться ветхим навыком. Наряду с этим отдельные перемещения навыка смогут выпасть либо замениться вторыми. Часто навык делают не те мускулы, каковые приняли участие в его выработке. К примеру, при письме у нас трудятся по большей части кисть и пальцы, но в случае, если пригодится писать на классной доске большими буквами, мы будем трудиться мускулами плеча и предплечья, каковые не упражнялись при обучении письму.
Так, навык запрещено полностью сводить к несложному, механическому связыванию перемещений. В его основе лежит умение, получаемое самим человеком, а не отдельными органами. Исходя из этого человек может делать, не смотря на то, что и менее совсем, привычные действия не той рукой, которой он привык это делать, а второй либо при помощи мышц, не участвовавших в выработке навыка.