25 лет по окончании дрейфа Фритьофа Нансена на «Фраме» известный норвежский полярник Руал Амундсен, прославившийся открытием Северо-Западного прохода и достижением Южного полюса, решил предпринять еще одну попытку вмерзнуть в лед к северу от Берингова моря и продрейфовать со льдами в центр Арктики для того, чтобы достигнуть Северного полюса или на дрейфующем судне, или пешим методом — на псах. С проектом данной экспедиции Амундсен выступил еще в 1908 году, но по многим причинам ему удалось осуществить его лишь через десятилетие.
Для экспедиции Амундсен выстроил новое судно («Мод»), конструкция которого была создана на основании опыта «Фрама».
18 июля 1918 года «Мод» покинула Осло и направилась на протяжении норвежских берегов на север. В Тромсё к экспедиции присоединился Амундсен. Старшим навигатором был его спутник в походе к Южному полюсу — Оскар Вистинг. Научной частью экспедиции руководил Харальд Свердруп.
25 июля «Мод» достигла Югорского шара, где на борт был принят радист Олонкин, и пополнен запас свежего мяса. Пробиваясь потом через льды Карского моря, Амундсен 31 августа прибыл на остров Диксон. Тут он дополнительно приобрел 10 псов. Пройдя мыс Челюскина, в 20 милях к востоку от него судно встретило целые льды. Убедившись в том, что экспедиции не удастся в текущем году пробиться на восток, Амундсен решил зазимовать.
Руал Амундсен
Первая зимовка прошла благополучно. Действительно, в один раз Амундсен чуть было не стал жертвой белого медведя.
В осеннюю пору и в марте участники экспедиции совершили пара санных поездок в глубь Таймырского полуострова и на остров Старокадомского.
Перед отправлением в предстоящий путь Амундсен решил отправить на родину подробное сообщение о положении экспедиции и собранные научные материалы. Для данной цели он выбрал двух матросов — Тессема и Кнудсена. Амундсен был уверен, что они без громадных затруднений доберутся до острова Диксон и оттуда в том же году доставят донесения в Европу.
Но им не суждено было заметить отчизну. 12 сентября Тессем и Кнудсен покинули «Мод». Сбившись с пути, они заблудились и погибли, не дойдя до Диксона. Труп Тессема был отыскан всего лишь в 4 километрах от радиостанции.
В сутки, в то время, когда ушли Тессем и Кнудсен, «Мод» двинулась на восток. 16 сентября судно вышло на чистую воду, а 22-го достигло устья Колымы. Приближалась зима. Скоро наступили морозы, сковавшие и без того сплоченные льды. Убедившись, что в текущем году судно не сможет состояться в Берингов пролив, Амундсен решил остановиться на вторую зимовку. Эргономичное место для стоянки было выбрано у западного берега острова Айон. Тут судно тихо стояло в течении всей зимы.
В июле 1920 года льды пришли в перемещение. Судно освободилось из зимнего плена. 7 июля оно возобновило плавание к Берингову проливу. За мысом Сердце-Камень «Мод», пробившись через лед, достигла чистой воды и 21 июля вошла в Берингов пролив.
Через два дня «Мод» достигла берегов Аляски. Амундсен привел судно в Ном. «Я сомкнул путь, пройденный «Мод», с тем методом, которым я ушел, открывая Северо-Западный проход в 1906 году, и, так, в первый раз осуществил кругосветное плавание Ледовитым океаном. В наши дни рекордов подобное плавание имеет собственный значение», — записал он у себя в ежедневнике.
Прошло два года с того времени, как «Мод» покинула берега Скандинавии, а экспедиция все еще не приступила к осуществлению главной собственной задачи — дрейфу через центральную часть Северного Ледовитого океана. Вот по какой причине экспедиция в Номе продолжительно не задерживалась. По окончании маленького ремонта «Мод» отправилась на север.
Год был негативным в ледовом отношении. Сплотившиеся льды задержали «Мод» уже у мыса Сердце-Камень. Прошел третий год, а экспедиция Амундсена так и не имела возможности начать дрейф через Арктический бассейн. Летом появилась необходимость отремонтировать судно и пополнить снаряжение. Экспедиция временно покинула берега Чукотского полуострова и зашла в Сиэтл.
В первой половине 20-ых годов двадцатого века «Мод» опять ушла на север. Судном руководил капитан О. Вистинг, научные работы вели проф. X. Свердруп и юный шведский геофизик Ф. Мальмгрен. На борту судна был самолет, на котором летчик О. Даль предполагал совершить полеты в глубь Арктики.
8 августа «Мод» пребывала около острова Геральд. Льды уже не разрешали самостоятельно продвигаться вперед. Начался, наконец, долгожданный дрейф. Но он ни в какой мере неоправдан расчётов и надежд Амундсена.
«Мод», как когда-то и «Жаннетту», увлекло льдами вначале на север, после этого на северо запад и-запад. Но путь ее проходил южнее, чем путь «Жаннетты». Это очень сильно огорчало участников экспеди
ции, каковые грезили на дрейфующем судне пробраться на север дальше собственных предшественников.
Экипаж «Мод» отлично не забывал несчастный случай с «Жаннеттой», ставшей жертвой ледовых сжатий. Исходя из этого все было заблаговременно подготовлено на случай вероятной трагедии. На льду был сложен запас продовольствия на 40 дней для собак и людей, приготовлены лёгкая лодка и сани с таким расчетом, дабы в любую 60 секунд, в случае, если произойдёт трагедия, покинуть судно и двинуться в поход по льдам.
«Мод» во льдах
В течение зимы 1922/23 года и всего лета 1923 года «Мод» медлительно продвигалась на запад, не выходя за пределы Восточно-Сибирского моря. Дальше 75-й параллели ей так и не удалось пробраться. На судне обширно развернулись научные работы. Часто судно подвергалось сжатию. Но, как и «Фрам», оно с честью вышло победителем из всех опробований.
В июне была сделана первая попытка подняться на самолете, но она окончилась неудачно: при взлете самолет потерпел аварию и выбыл из строя.
Наступила вторая зимовка во льдах. Судно настойчиво шло на запад, не выходя из пределов Сибирской отмели.
Зима прошла благополучно. 1 апреля 1924 года, по окончании 20 месяцев нахождения во льдах, путешественники заметили почву. Но она мало кого радовала, все помыслы экипажа «Мод» были направлены на север, на большом растоянии от этого «мелкого и нелепого клочка Жохова» — островов и земли Вилькицкого, открытых экспедицией на «Таймыре» в «Вайгаче» в 1913 и 1914 годах. Попытки Вистинга пробраться по льду к этим островам не увенчались успехом: путь преградили полыньи.
Тем временем дрейф вовсе замедлился, не смотря на то, что он и раньше не отличался особой быстротой. «Мы все еще стоим на том месте, что и месяц назад», — записал 16 мая в собственном ежедневнике X. Свердруп.
Прошло пара дней. Внезапно, совсем нежданно, судно совместно со льдами скоро понесло на запад. «22 мая. Так же, как и прежде скоро идем к западу, — читаем мы у научного руководителя экспедиции Свердрупа, — оба отечественные острова скрылись. Заметим ли мы остров Беннетта? Будет ли то последняя суша, которую нам суждено заметить за много лет, либо же нас отнесет к берегам Сибири?»
X. его товарищей и Свердрупа все же не оставляла надежда, что в итоге осуществится задуманный Амундсеном судно и план проберётся совместно со льдами в центральную часть Северного Ледовитого океана.
Но пока начались сильные сжатия.
«Мы ни при каких обстоятельствах не были так близко к тому, дабы покинуть «Мод», — писал Свердруп. — Начался напор льдов. «Мод» уже взяла столь большой крен, что предметы в каютах начали соскальзывать и падать со собственных мест. «Мод» кренило все посильнее и посильнее. Была 60 секунд, в то время, когда в, лаборатории наступило критическое положение, но наконец-то нам все же удалось спасти большая часть вещей: разбилось только пара бутылей и других стеклянных сосудов, помогавших для химических изучений. Крен достигал 23 градусов и увеличивался . Вода залила солидную часть палубы, борт у середины судна отстоял от воды всего лишь на один фут. Положение казалось ужасным. «Мод» кренило так очень сильно, что нечего было и собираться ходить по палубе, приходилось ползать, прочно держась за что попало. Собаки также ползали на брюхе либо цеплялись приятель за другу. Вистинг приказал переправить псов на лед. Следующей мерой было перенести на лед готовые к путешествию сани, но, к счастью, прибегнуть к ним не было нужно».
22 июня «Мод» пребывала неподалеку от Новосибирских островов, примерно в 100 километрах от острова Фаддеевского. В первых числах Июля около судна начали появляться разводья. 10 июля судно освободилось ото льда. Сейчас оно имело возможность вольно продолжать путь, но, к великому огорчению путешественников, не на север, куда они хотели попасть в течение стольких лет, а на юг — к сибирским берегам.
Дрейф «Мод»
«Мы продвигались вперед от одной полыньи к следующей, — записывал Свердруп, — таранили, давали задний движение, опять таранили, проталкивались приложив все возможные усилия и, наконец, пробили последнюю перемычку». 17 августа «Мод» обогнула остров Котельный и на следующий сутки вышла в море Лаптевых.
Убедившись в том, что судну не удастся пройти через центральную часть Арктики, начальники экспедиции решили возвратиться обратно. Но на пути в Берингов пролив, недалеко от Большого Баранова Камня, опять встретились непроходимые льды. 7 сентября «Мод» возвратилась к острову Четырехстолбовому, где и зазимовала. «Мы вышли из дрейфующих льдов, но не вышли из льдов. в первых рядах у нас был еще весь год», — писал по этому случаю Харальд Свердруп.
Вынужденная зимовка у острова Четырехстолбового, по окончании того как судно вышло из дрейфующих льдов, была неприятной неожиданостью. Пробыв столько лет среди льдов и утратив всякую надежду пробраться в Центральную Арктику, норвежцы стремились на родину. И опять их постигла неудача.
«Но терять бодрость и мужество было безтолку, — писал X. Свердруп. — Не смотря на то, что у нас и не было того рвения, которое вдохновляло всех поголовно в первую осень, в то время, когда шли изготовление к первой зиме и налаживалась научная работа, однако мы продолжали добросовестно делать отечественные бессчётные обязанности, с жёстким ответом встретить лицом к лицу создавшееся положение и извлечь из него все вероятные преимущества.»
В середине июля следующего, 1925 года «Мод» освободилась ото льда и продолжала путь на восток. Плавание в текущем году было более успешным. Примерно через месяц судно достигло Берингова моря, а после этого направилось в Ном.
Экспедиция на «Мод» была окончена. Ей не удалось дойти кроме того до тех широт, каких достигла экспедиция на «Фраме». Но в научном отношении экспедиция на «Мод» была более радостной: она собрала новые и очень увлекательные научные информацию о природе полярных государств, о состоянии погоды, о дрейфе и течениях льдов в районе, лежащем на окраине Арктического бассейна. Особенно увлекательные материалы были взяты по метеорологии, геофизике и в области изучения особенностей морского льда.
«Сзади нас остались много лет, зимние ночи над причудливо взломанными ледяными полями, ночи с северным сиянием, сверкающим на усеянном звездами небе всевозможными цветами, либо ночи с снежными метелями и бурями, хлещущими по льдам и окутывающими все непроницаемой тьмой, — писал X. Свердруп по окончании экспедиции. — Сзади нас остались летние месяцы с незаходящим солнцем, с серыми однообразными днями, со стоящими по семь дней мокрыми туманами полярных морей, лишь иногда прерываемыми солнечным днем, в то время, когда лед наряжается в такие шикарные, очень ласковые цвета: фиолетовый, светло синий, алый. Сзади нас остался один сплошной трудовой сутки, на протяжении которого нам, возможно, удалось выполнить хоть часть тех заданий, с которыми нас отправили.
Мы вышли, наконец, изо льда. Он победил нас в отношении того, что нам не было нужно продрейфовать через Полярный бассейн, но покончить с «Мод» ему не удалось».
И все же X. Свердруп верил в возможность проникновения от острова Врангеля в Центральную Арктику на дрейфующем судне либо легко на льдине. По прибытии в Норвегию он сказал об этом Ф. Нансену; об этом же он сказал с советской делегацией на Парижской конференции по проведению Международного геофизического года во второй половине 50-ых годов XX века. X. Свердруп объявил, что советские исследователи осуществили мечту многих полярных путешественников и, например, его мечту применять дрейфующий лед для изучения Арктического бассейна.