«Я вычерпал богатую сокровищницу народных песен отчизны и из этого до сих пор не изученного излучения норвежской народной души пробовал создать национальное мастерство» — так писал о собственном творчестве норвежский композитор Эдуард Григ. В его музыке живут сказки и легенды, красочные картины народной судьбе, образы природы Норвегии — сумрачное величие хвойных лесов и жёсткая красота фиордов, в ней звучит прибой Северного моря, которое столько раз было побеждено в единоборстве храбрыми моряками.
Композитор редко пользовался настоящими народными напевами, но сказал их языком, и многие из созданных им мелодий нереально отличить от народных. П. И. Чайковский, что был с Григом в дружеских отношениях, восторженно сказал: «какое количество страстности и теплоты в его певучих фразах, сколько ключом бьющей судьбе в его гармонии, сколько очаровательного своеобразия и оригинальности в его… ритме, как и все другое, в любой момент занимательном, новом, самобытном!»
Появился Эдуард Григ в г. Бергене. Его папа занимал в то время должность английского консула. С шести лет мальчика начала учить игре на фортепьяно его мать — незаурядная пианистка. Она познакомила сына с произведениями выдающихся музыкантов — Моцарта, Шопена, Мендельсона и других.
Услышав в один раз игру юного Грига, норвежский скрипач Уле Булль дал совет послать его получать образование Германию. Пятнадцатилетний Эдуард поступил в Лейпцигскую консерваторию и через четыре года удачно окончил ее по классам рояля и композиции.
С 1866 г. Григ жил в г. Христиании (сейчас г. Осло), где дирижировал симфоническими концертами, выступал как пианист, придумывал музыку. Его композиторский талант скоро завоевал признание соотечественников, а по окончании появления музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (см. ст. «Генрик Ибсен») Григ стал известен всему миру. В 1893 г. ему была присуждена почетная степень врача Оксфордского университета.
Грига всегда приглашали в концертные поездки по различным государствам. Но продолжительно пребывать вдалеке от отчизны он не имел возможности и любой раз стремился скорее возвратиться в собственный скромный домик на морском берегу в местечке Трольд-гауген.
Григ был отличным пианистом и особенное внимание уделял созданию фортепьянной музыки. Среди его больших произведений выделяется концерт для фортепьяно с оркестром. Романтическая взволнованность музыки, достаток мира ее эмоций — от тревожно-порывистых до ярких, ликующих, полнозвучие сольной партии и яркость оркестровых красок — всему этому концерт обязан собственной широкой популярностью. Известная григовская баллада для фортепьяно в форме вариаций на печальный песенный напев звучит сама, совершенно верно песня, то лирически спокойная, то подымающаяся до большого драматизма. не меньше превосходна и фортепьянная соната Грига.
Композитор написал множество маленьких пьес для фортепьяно: «Поэтические картины», «Сцены из народной судьбы», «песни и Норвежские танцы», «Норвежские танцы», десять тетрадей «Лирических пьес», в каковые входят «Шествие гномов», «Кобольд», «Свадебный сутки в Трольдгаугене», «Весной» и другие. В этих произведениях со всей силой выступает огромное реалистическое дар композитора. Так много тут радости и света, так правильно отражена праздничное веселье и повседневная жизнь норвежских крестьян.
Довольно часто исполняющиеся в концертах струнный квартет, скрипичные и виолончельная сонаты Грига также проникнуты духом норвежской песенности, разнообразны по образам и своим краскам, увлекают сердечной и поэтичностью задушевностью музыки.
«Тёплый сочувственный отклик в отечественном сердце» (Чайковский) пробуждают песни Грига и превосходные романсы: «Сон», «Лебедь», «За хороший совет», «Обожаю тебя», песенный цикл «По фиордам и скалам». Григовские романсы чаруют ясностью певучей мелодии, верностью передачи поэтического настроения. Это превосходные страницы хорошего певческого наследия.
Одно из самых популярных произведений Грига — музыка к драме «Пер Гюнт» известного норвежского писателя Генрика Ибсена. Композитор воссоздает множество картин и образов. Вот ясное утро во всем собственном очаровании поднимается над миром, вот сказочное подземное царство, где зловеще-гулко звучит тяжелый топот танцующих троллей («В пещере горного короля»). И совсем другой — красивый, грациозный «Танец Анитры», юной девушки. А в сцене возвращения Пер Ггонта на родину — шум ветра, буря на море как бы перекликаются с тем, что происходит в душе храбреца драмы, безуспешно растратившего жизнь в далеких странствованиях. В уста покинутой Пер Гюнтом Сольвейг Григ положил одну из собственных лучших мелодий. «Песня Сольвейг» покоряет необычной поэтичностью и простотой, чистотой выраженного в ней эмоции. В каждой из картин музыки к «Пер Гюнту» блещут искры воодушевления великого народного композитора.
Погиб Григ 4 сентября 1907 г., и в данный сутки в Норвегии был заявлен национальный траур. Похоронен композитор в любимом Трольдгаугене, в горе над всегда переживающим морем.