Из истории почты в россии

В Столичном стране почты назывались «ямами», а почтовая работа — ямской гоньбой. «Ям» — татарское слово. Оно свидетельствует «дорога», а в русский язык вошло для обозначения особенных станов, в которых селили ямщиков. В XV в. ямы были уже обширно распространены. До наших дней во многих городах видятся улицы с заглавием «Ямская». В прежние времена в том месте жили ямщики — крестьяне, обязанные возить на собственных лошадях княжеских вестников. В ямскую повинность входила и починка мостов, дорог.

Чужестранцы удивлялись стремительной езде ямщиков. Германский дипломат Герберштейн отмечал, что ямщики доезжают из Новгорода до Москвы за 3 дня. Второй чужестранец писал: «Ямщики, подъезжая к яму, свистят через зубы пронзительно, и в то время, когда в яму услышат свист, в тот же миг выводят лошадей, дабы проезжающие имели возможность направляться дальше без отлагательств».

Ямской гоньбой ведала Ямская изба, позднее — Ямской приказ. Они собирали ямские деньги — подать на содержание ямов. Сама же ямская гоньба оставалась крестьянской повинностью.

Из истории почты в россии

В 1665 г. иноземцы забрали с подряда доставку почты между Москвой, Польшей и Швецией, но вели дело неисправно, и спустя десятилетие их почта перешла в Посольский приказ. Ямщиков, возивших почту за предел, одели в красные кафтаны с орлами, им платили жалованье из казны, и велено было бить их нещадно батогами, если они доставят почту не в срок.

Понемногу и в страны ямскую гоньбу вытеснила национальная почта: на Архангельск, в Воронеж, на Дон (на протяжении Азовских походов), в Сибирь до Нерчинска и якутска. Ямщикам надлежало возить письма «осторожно, в мешках под пазухой, а буде подмочат либо утратят, то им (ямщикам. — Ред.) в утрата тех писем быть пытаным».

При Петре I было создано особенное почтовое ведомство. Для приема писем от населения открылись почтамты в Москве, Петербурге, Риге. К началу XIX в. в РФ насчитывалось уже более 400 почтовых учреждений. Плату за пересылку писем вносили наличными деньгами по весу письма и по расстоянию: за письмо весом 1 лот (12,8 г) из Санкт-Петербурга в Новгород следовало уплатить 3 коп., а в Иркутск — 1 руб. 19 коп. По тем временам это были большие деньги, исходя из этого почтой пользовались лишь богатые. Но, несложный народ не имел возможности пользоваться почтой и по собственной неграмотности.

Внутригородская почта в первый раз начала функционировать в Санкт-Петербурге в 1833 г. Первые почтовые коробки показались также в Санкт-Петербурге в 1845 г. Тогда же для пересылки писем в пределах столицы были выпущены штемпельные «куверты» (конверты с изображением национального герба) ценой 6 коп. Подобные же конверты в будущем году были выпущены и для московской почты.

Штемпельные конверты можно считать предшественниками русских почтовых марок, каковые показались в 1857 г.)

История почты и почтовой марки (рассказывает Галина Нечушкина)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: