Имеется критики, суждения которых современникам сначала кажутся необычными либо спорными, а после этого приобретают безоговорочное признание, берутся на вооружение вторыми критиками. Наряду с этим имя высказавшего эти суждения первым время от времени забывается, и редко кто отыщет в памяти, кому критика обязана новым перемещением мысли. К таким критикам-первооткрывателям принадлежал и И. В. Киреевский.
Он первым обратил внимание на темперамент творческой эволюции А. С. Пушкина, что, дав дань двум школам — «итальяно-французской» и «байроновской», приходит к «самобытному роду поэзии», «самобытному созиданию», открывая «русско-пушкинский период» и в собственной поэзии, и в развитии отечественной литературы («Что-то о характере поэзии Пушкина», 1828). И он же первым заметил в Пушкине поэта судьбы настоящей, поэта действительности («Обозрение русской словесности 1829 года»).
И. В. Киреевскому принадлежало и первое определение условий, нужных для создания народного поэта. «Мало быть поэтом, — сообщит он, — дабы быть народным; надобно еще быть вежливым, так сообщить, в средоточии судьбы собственного народа, разделять надежды собственного отечества, его рвение, его потери, — словом, жить его жизнию и высказывать его нечайно, высказывая себя». Ему же принадлежат и ставшие крылатыми слова: «Поэт для настоящего что историк для прошедшего: проводник народного самопознания».
Высоко ценил И. В. Киреевского А. С. Пушкин, считая его «Обозрение русской словесности за 1931 год» примером «подлинной критики». Позднее, характеризуя И. В. Киреевского, Н. Г. Чернышевский отметит: «В нем была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли». И это свойство статьи И. В. Киреевского сохранили вплоть до наших дней.
Превосходным ученым-фольклористом был брат И. В. Киреевского — Петр Васильевич Киреевский. Его собрание русских народных песен насчитывает пара тысяч текстов, собранных в различных уголках России, научно выверенных, возведенных по возможности к самому раннему варианту. Начало этому собранию положили записи народных песен, сделанные А. С. Пушкиным. П. В. Киреевский не только сам собирал монументы народной поэзии, но и привлек к этому делу многих писателей и отечественных литераторов, а также Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, В. И. Даля, каковые записанные ими песни кроме этого передали П. В. Киреевскому.
Былины, исторические и лирические народные песни, составившие собрание П. В. Киреевского, — золотой фонд поэтического творчества русского народа, броское свидетельство его богатой художественной культуры. Подвижническая деятельность П. В. Киреевского и многих вторых собирателей — А. Н. Афанасьева, (1826—1871), П. Н. Рыбникова (1831 —1885), П. И. Якушкина (1822—1872), И. А. Худякова (1842— 1876) — настоящий научный подвиг, бессмертная страница в истории отечественного литературоведения.