История расселения табынских башкир на южном урале

Проникновение фактически табынских родов в Башкирию относится приблизительно к середине XIII в. На первых порах монгольского завоевания табынцы сохраняли положение, которое они имели в Дешт-и-Кипчаке, и исходя из этого оставались на ветхих кочевьях «от Иргиза до Иргиза» 59. Но ситуация скоро изменялась: монгольская военно-феодальная совокупность везде устанавливала твёрдый режим. Табынское объединение распалось. Часть родов перекочевала к северу, где на периферии ордынского страны стремились укрыться в то время многие кочевники. В Башкирии табынцы расселились в восточной части Бугульминской возвышенности (карта 10). Еще и по сей день как зауральские, так и горно-лесные табынцы не забывают, что их предки жили «в равнине р. Са-мады», «в верховьях Ика», «у озера Асылы-куль». Асылы-куль табынцы в собственных преданиях именуют «Кара-табынским» озером; это наименование в XVIII—XIX вв. было так распространенным, что пробралось во многие издания, среди них и капитальные (Черемшанский, 1859). В 1958 г. в кубалякской деревне Мура-каево нам продемонстрировали древнюю рукопись, в которой было сообщено: «Кубалакские предки (Кубдлэктэр^ец теп атай^ары) пришли со стороны р. Самары» 60~61. Деятельный этап расселения башкир с Бугульминской возвышенности на север и восток — в таёжные леса и горы — был связан с эрой начавшегося распада ордынского страны в XVI в. Табынцы, будучи более сильной и многолюдной родо-племенной группировкой, продолжительнее вторых оставались в равнинах Ика, Демы на берегах Асылы-куля. В то время, когда в конце XIV в. табынцы вынуждены были покинуть лесостепи демской и икской равнин, Башкирия в современных границах была уже по большей части освоенной племенами, опередившими та-бынцев. Восточные табынские роды, племена кувакан и сырзы двинулись в Зауралье, обходя с севера южноуральский хребет. Тут они заняли северные отроги хребта, верховье Яика ирайон водораздела рек. Из этого табынские башкиры по Миассу, Увельке и Ую понемногу проникали в Зауралье, не смотря на то, что продолжительное время не уходили на большом растоянии от предгорий. Наоборот, табынская территория еще в XVII—XVIII вв. глубоко вклинивалась в горы: тут на западных пределах новой табынской территории, по среднему течению Юрюзани, кочевали куваканцы и сырзинцы.

59 Полевые записи 1953 г., -стр. 191. Имеются в виду р. Иргиз в северном

Приаралье и р. Б. Иргиз — левый приток Волги. 60-61 Полевые записи 1955 г., стр. 48; 1958 г., тетрадь 2, стр. 86, 92.

Табынцы оттеснили айлинцев из района водораздела рек к северу, но по всей территории от Юрюзани до верховьев Миасса были южными соседями айлинских башкир, а с сарт-айлин-цами расселялись на неспециализированной вотчине в «Яикских вершинах». Табынцы и айлинцы установили тесные брачные контакты и соседские отношения. Табынцы часто именуют айлинцев «сватами» (кощ). Территориальное соседство и активные брачные контакты обусловили относительно громадную языковую близость табынцев с айлинцами, нежели с катайцами, западная несколько которых была в труднодоступном горном районе, а северная — продолжительное время оставалась на севере, на правобережье р. Уфы. Сближению не сильный и айлинцев содействовали и постоянные связи, каковые последние все еще поддерживали с Приаральем, присырдарьинскими степями, где в XV в. локализовались кочевые узбеки. Если судить по табыно-айлинским этнонимам (узбек, сарт и др.) в XV—XVI вв. с востока длился приток кочевых групп, каковые растворялись в айлинской либо табынской среде. Действительность этих миграционных процессов подтверждают сообщения о том, что кочевые узбеки в начале XVI в. «зиму жили в устье Сырдарьи», а на лето «уходили в верховья Яика» (Задыхина, 1952, стр. 321). Западные табынские роды остались в центральной Башкирии: сперва они расселялись на левобережье Белой, оттуда, тесня инзер-катайцев, продвинулись в горы, заняв низовья рек Инзер, Сим и Зилим.

Табынские башкиры, как восточные, так и западные, не теряли связей с территорией юго-западного Приуралья, где, как в большинстве случаев не редкость при переселениях, осталось много табынских групп. С трансформацией в этом районе политической обстановки, в частности с происхождением Казанского ханства и упрочнением власти казанских ханов, кое-какие группы ушедших на Урал табынцев возвратились на запад. Взаимоотношения башкирских племен с Казанским ханством малоизучены и во многом неясны. В большинстве случаев в исторических работах присутствует классический тезис, что вся Башкирия либо западная ее часть (Казанская дорога) была «под властью» казанских ханов (Витевский, 1897, стр. 125—126). Но данный тезис, не подкрепленный документами, вовсе не есть само собой разумеющимся и требует доказательств. Казанские ханы, полностью занятые борьбой и западной политикой с набиравшим силу и мощь Русским страной, чуть ли получали яркой «зависимости» башкир (ОИБ, 1956, стр. 52), тем более что в этом рвении они столкнулись бы с влиятельными тогда ногайскими правителями. Каких-либо сведений о походах казанских ханов в Башкирию, о внедрении тут казанской административной либо фискальной совокупности в источниках

не найдено. * Но имеются документы, свидетельствующие о всяческом рвении казанских ханов привлечь к себе на работу башкирскую родо-племенную знать (Усманов, 1960, стр. 53—54). Казанские ханы, пробуя продолжать в отношении Русского страны классическую ордынскую политику, применяли в набегах и походах привычных к военной судьбе башкирских кочевников и очень нуждались в них. Конкретно этим событием разъясняется переселение в конце XV—начале XVI в. групп табынцев опять на запад, ближе к Каме, в низовья Ика. Выше сообщено о переселении курпеч-табынцев на запад, потомки которых остались «в Мамадышском уезде Татарии». Приблизительно одновременно с этим в низовья р. Ик ушла часть кара-табынцев. «Кара-Табын-бий, — говорится в шежере, — кинув древние почвы» по р. Миаос, «переселился в равнину р. Чулман62, где начал служить казанскому хану Чуртмаку» (БШ, стр. 165). На работу к казанским ханам шли, в большинстве случаев, не фактически западные башкирские племена, очень сильно смешавшиеся с местным населением и потерявшие боевые традиции кочевников. Это были бывшие коренные обитатели Бугульминской возвышенности, башкирские кочевники, каковые, еще не совсем забыв работу предков в составе Булгарского страны, поддерживали эту традицию. Вот по какой причине в равнине Ика еще в XVIII в. были волости Бурзянская, Кыпчакская, направляться, Табынская, Катайская и др. Изложенное говорит о том, что было бы ненужным пробовать установить территориальные границы влияния либо господства Казанского ханства в Башкирии. Взаимоотношения казанских ханов, рядовых кочевников и башкирской аристократии носили совсем второй темперамент, каковые, но, в полной мере укладывались в рамки феодализирующихся взаимоотношений в башкирском обществе.

Последним этапом табынской миграции в Башкирии было их продвижение в Зауралье. История расселения табынцев в Зауралье изложена в одной из отечественных работ, к которой мы отсылаем читателя (Кузеев, 1962, стр. 192—194, 201—202). Тут целесообразно остановиться на нескольких неспециализированных моментах, которые связаны с формированием зауральской географической подгруппы башкир. Это нужно и по причине того, что в литературе по средневековой истории Башкирии с покон веков укоренился который нуждается в пересмотре либо уточнении тезис, что башкиры уже в X в. обитали в Зауралье впредь до Тобола (ОИБ, 1956, стр. 7) и являлись исконными либо древними обитателями этого района, мигрировавшими в притобольские степи из Южной Сибири.

62 Чулман — тюркское наименование р. Камы.

В истории заселения башкирами Зауралья в XVI—XVIII вв. выделяются два периода: а) XVI—начало XVII в., б) финиш XVII— XVIII в., хронологически, как видим, практически смыкающиеся, но различающиеся обстоятельствами, каковые в ту либо иную пору обусловливали башкирские передвижения. Первый этап активной миграции башкир в Зауралье был вызван русским продвижением в «Пермскую Сибирь», походами Ермака, разгромом Сибирского ханства и Кучумовичей, подъемом колонизационной политики «царства» Строгановых. В это время в степное Зауралье, как продемонстрировано во втором разделе настоящей главы, переселились в большинстве случаев родо-племенные образования катайской группы — салъюты, ка-тайцы, сынрянцы, терсяки, бикатинцы. Табынская миграция в Зауралье в эту пору носила, как и до этого, темперамент постепенного проникновения из верховий водораздела и района рек р. Урал в глубь степей по течениям рек Миасс, Увелька и Уй.

Вопрос о взаимоотношениях башкир в эту эру с ханом Ку-его наследниками и чумом малоразработан. Из башкир, каковые в XVI в. появились в Зауралье, с сибирскими татарами исторически и этнически самый тесно связанными были табынцы. Некое смешение сибирских групп татар в составе табынцев и, напротив, табынцев в составе татар имело место не только в XVI в. исторические контакты и Родство табынцев и предков сибирских татар восходили к значительно более раннему периоду, в то время, когда в степях Дешт-и-Кипчака табынцы воображали замечательное объединение, а их аристократия соперничала за влияние и власть с другими племенными объединениями. Тяжело заявить, что было в конечном итоге, но в хрониках и преданиях башкир-табын-цев остались очень неприятные воспоминания о прежних контактах со знатью иртышо-ишимских племен. Одна из хроник говорит, что табынские бий Асади и Шикарали бежали «к западу от Урала» во время ожесточённого соперничества на Ишиме и Иртыше двух ханов — Ибака и Шибака. По всей видимости, Асади и Шикарали сами не прочь были воспользоваться междоусобицей и прийти ко власти. По крайней мере они бежали, выяснив, что Ибак, не терпевший конкуренции, приказал их убить (Уметбаев, 1897, стр. 51—53). В случае, если шежере имеет в виду хана Ибака (Ибрагима) из дома шейбанидов, то хронист повествует о событиях второй половины XV в., в то время, когда отношения табынцев с сибирскими ханами (шейбанидами, после этого с кучумовичами), если судить по отечественным материалам, дружественными никак не назовешь.

Преувеличенными кроме этого являются представления о том, что Сибирская дорога Башкирии пребывала под властью Сибирского ханства и что башкиры данной дороги «признали собственную зависи-

282

мость» от сибирских ханов (ОИБ, 1956, стр. 59). Как ни необычно, в этом случае действует обморок общности заглавия Сибирской дороги с Сибирским ханством. В конечном итоге же тут в XV в. полностью хозяйничали еще ногайские мурзы, и эпизодические набеги сибирских татар чуть ли имели возможность поменять неспециализированную картину. Г. Ф. Миллер был прав, в то время, когда писал, что «нельзя поверить» тому, что башкиры «состояли под властью хана Кучума», так как в то время «они еще не жили в пределах Сибири» (Миллер, 1937, стр. 198). В источниках XVII—XVIII вв. частенько возможно прочесть: башкиры в Сибирь «пришли из-за Ка-меня и не обладатели местных мест»; «прошлые их, башкир, жилища и всякие их угодья за Каменем, на уфинской стороне» (МИБ, 1936, стр. 86, 88). Дабы пересмотреть точку зрения большого знатока истории Сибири Г. Ф. Миллера, подтвержденную к тому же сведениями Ремезовской летописи, необходимы новые важные источники, каковые пока не найдены.

Более либо менее активные контакты башкир с Кучумом и кучумовичами начались только в конце XVI в., уже по окончании присоединения (в 1555—1557 гг.) основной части Башкирии к Русскому стране. Это «сотрудничество» башкирской знати с татарской аристократией Сибири было обусловлено совпадением двух главных обстоятельств. Башкиры, в этом случае в первую очередь катай-ские, бежавшие с насиженных мест в Пермской стороне на восток, в Зауралье, сохраняли надежду укрыться в степях от бурных событий, каковые их захватили на прошлых почвах. Эти события их переселения нашли отражение в документах XVII в.: «И как они, башкирцы, великим правителям поменяли, не не смотря на то, что ясаку платить на Уфу, по Каме реке многие русские деревни войною разорили и от того воровства бежали… на сибирскую сторону и на угодных местах почали жить» (МИБ, 1936, стр. 87). На новых местах башкиры готовы были отстаивать себя от колонизационного натиска царизма и видели в лице Сибирского ханства неизбежного союзника. Кучумовичи же в собственной неисправимой попытке собрать обломки прежнего величия стремились привлечь башкир и деятельно включить их в борьбу против Русского страны. Табынские башкиры, замечательно осведомленные о событиях, с опаской смотрели за успешным продвижением русских отрядов; их, конечно, встревожила массовая вынужденная миграция в Зауралье салъютов, катайцев и др. В данной обстановке табынцы кроме этого понемногу включились в борьбу на стороне Кучу-мовичей, не смотря на то, что неприязнь и давняя вражда не были забыты.

Но, кроме того вступив на путь сопротивления русской политике, башкиры очевидно тяготились альянсом с Кучумовичами, и их

«сотрудничество» обычно принимало форму насилия. В документах то и дело указывается, что тот либо другой Кучумович «по неволе забрал с собой» башкир (см.: Усманов, 1960, стр. 121). Г. Ф. Миллер резонно подмечает, что набеги отрядов Кучумовичей на башкирские их разорение и аулы разъяснялись нежеланием башкир поддержать борьбу с Русским страной (Миллер, 1941, стр. 31). И все же продолжительнее вторых не покидали Кучумовичей табынцы. Разъяснялось это тем, что до главных табынских земель власть Русского страны докатилась позднее и часть табынцев еще держалась за Кучумовичей, «дружба» с которыми то и дело переходила во обоюдную борьбу.

Таковы главные моменты первого этапа массовой миграции башкир в Зауралье. В это время башкиры (табынцы, сынрянцы, катайцы, терсяки и др.) упоминаются у Тюмени, на берегах Тобола либо Ишима, не смотря на то, что главные центры их расселения в Зауралье пребывали между Пышмой на севере и реками Уй и Тогузак — на юге. Кочевья зауральских башкир уже тогда имели тенденцию понемногу локализоваться по рекам Синара, Теча, Караболка, Миасс, Увелька и «по озерам».

В свете изложенного постараемся более совершенно верно оценить этническое действие сибирских татар на формирование северо-восточных башкир. В широком этноисторическом замысле между сибирскими татарами и северо-восточными башкирами (в основном табынцами) много неспециализированного. Необходимо помнить, что те и другие прошли через кыпчакский этап этногенетического развития в степях Дешт-и-Кипчака. аналогии и Параллели в культуре и языке северо-западносибирских татар и восточных башкир сравнительно не так давно привлекли интерес последовательности исследователей и в определенной степени ими освещены (Ахатов, 1963; Тумашева, 1968; Авижан-ская, Бикбулатов, Кузеев, 1964; Бикбулатов, 1964). Но дискуссионными остаются вопросы о времени и месте этнического сотрудничества предков северо-западносибирских татар и восточных башкир. В далеком прошлом утвердившееся в литературе и, казалось бы, ставшее естественным положение о том, что активные контакты происходили в зоне сибирских татар и соприкосновения башкир в XV—XVI вв. в Зауралье, ни историческими, ни этнографическими источниками подтвердить нереально. Само собой разумеется, в зауральских степях этнические контакты сибирских татар и башкир имели место, и они нами выше охарактеризованы, но главные черты их этнической общности (особенно языковые) восходят к тому этапу истории табынцев, в то время, когда они представляли собой одно из сильных объединений Дешт-и-Кипчака^ т. е. до их расселения в Башкирии. В XVI в. этноисторические связи катайцев,

табынцев и некоторых вторых северо-восточных башкир с сибирскими татарами возобновились, но нет ничего, что показывает на то, что Это направление этнического развития зауральских башкир было главным либо кроме того какое количество-нибудь значительным.

Второй этап активной миграции башкир в Зауралье в конце XVII—XVIII в. был связан со постройкой заводов и крепостей на территории горной Башкирии и изъятием башкирских земель. Это коснулось всех северо-восточных башкир, но В этом случае в основном табынцев. На табынских почвах по Миассу, Увельке, Ую и верхнему Яику были выстроены десятки крепостей (Иофа, 1951, стр. 139—157), каковые были призваны уменьшить управление неспокойными и довольно часто восстававшими башкирами и изолировать их от казахских степей и казахов. В крепостях и около них поселились казаки. В горной части табынских и айлинских земель друг за другом появились железоделательные, медеплавильные и другие фабрики =— Миасский, Злато-устовский, Кусинский, Саткинский, Миньярский и т. д. Попытки башкир отстоять собственные земельные вотчины не дают результатов, и они понемногу углубляются в зауральскую степь (карта 10). К концу XVIII в. провалились сквозь землю табынские поселения по Ую и Увельке, мало осталось башкир в горных районах верховий Ая и Юрю-зани. Одновременно с этим прибавилось число табынских и айлинских аулов по верховьям Течи и Миасса, а за этим табынцы показались и дальше на востоке, в озерных степях Притоболья. Переселения табынцев в зауральские степи продолжались и в XIX в.

Так, в XVI—XVIII вв. образуются два главных потока перемещения башкир в Зауралье: с севера шли салъюты. ка-тайцы и связанные с ними роды и племена; с запада и юга двигались табынцы и айлинцы. В более позднем продвижении в пределы современной Курганской области приняли участие родо-племенные группы всей северо-восточной Башкирии. В этом ходе исключением есть род калмак, ядро которого сложилось тут же из калмыков, отколовшихся в XVII в. от главной массы народа.

Главным направлением этнического развития в башкирском Зауралье в XVI—XIX вв. было сотрудничество, взаимопроникновение и взаимосближение разноплеменных (катайских, айлинских, табынских) башкирских групп и образование на данной базе необычного этнографического района, население которого образовывает на данный момент зауральскую географическую подгруппу северо-восточных башкир с неспециализированными чертами культуры. Особенно явственно этнографическая интеграция выступает среди башкир Курганской области, в составе которых имеется катайцы,

табынцы, айлинцы, сарты, калмаки и др. И все же конкретно в Зауралье, на более ограниченной, чем целый северо-восток Башкирии,, территории до сих пор наглядно просматриваются те языковые и этнографические различия, каковые в соответствии со спецификой их этнической истории имели катайские, табынские и айлинские башкиры. В разговорном языке зауральских башкир диалектологи выделяют три говора: салзегутский (либо синара-карабулак-ский), аргаяшский и миасский, каковые соответственно совпадают с главными районами расселения салъютов, катайцев и табынцев с айлинцами. Миасский говор, включающий уйский, фактически миасский и кубаляк-телевский подговоры, имеет последовательность неспециализированных линия с айско-юрюзанским говором айлинских башкир. Это абсолютно соответствует историко-этнографическим данным, показывающим сближение и давнее взаимодействие между табын-скими и айлинскими башкирами, миграционные потоки которых сомкнулись и смешались в Зауралье. Особенности материальной культуры зауральских башкир кроме этого отражают сложившуюся этническую картину. В северной части башкирского Зауралья, т. е. недалеко от расселения катайско-салъютских родо-племенных групп, в материальной культуре преобладают черты, сходные с культурой башкир северной Башкирии. На юге Зауралья материальная культура по существу едина с культурой табынских башкир верхнего течения Яика. В Зауралье, в особенности в Курганской области, в районах расселения айлинских переселенцев, фиксируются изюминке культуры, характерные для башкир бассейна р. Аи.

В направляться—XVIII вв. большой поток табынцев направился на запад, на Асылы-куль, и юг Башкирии — в равнины рек Ток, Б. Иргиз, Камелик (карта 10). Табынцы, которых с занятых ими земель выталкивали теснота либо политические события, которые связаны с ожесточённым подавлением башкирских восстаний, стремились учавствовать в «освоении» и разделе «древних земель» на юго-западе. В перемещение на юг и запад Башкирии включились как восточные (роды кара-табын и барын), так и западные (племя бишул, роды юмран, дуван) табынцы. Маленькая несколько кара- и барын-табынцев переселилась на Асылы-куль в конце XVII в., в то время, когда кара-табынский тархан Акунчык взял вотчинные права за работу «на древних почвах» предков (БШ, стр. 163). В то время, когда в XVIII в. численность табынцёв на Асы-лы-куле за счет нового притока возросла, тарханные права их предков не были признаны, и табынским сёлам было нужно поселиться на правах припущенников на почвах башкир племени канлы.

У табынцев с покон веков, допустимо со времени их миграции в Башкирию, существовала традиция ранней весной на все лето пере-

гонять стада в присамарские и иргизо-камеликские степи. У западных табынцев эта традиция в XVI в. возобновилась. Понемногу в XVI—XVII вв. часть табынских башкир (племени бишул; рода юмран) окончательно поселилась на юге, в равнинах рек Ток, Б. и М. Уран и др. Главным межеванием башкирских земель в XIX в. эти переселения были закреплены. Восточные табынцы в равнине р. Ток появляются позднее, по большей части в XVIII в., и поселяются обычно в качестве припущенников на почвах юрматынских башкир. В 1764 и 1765 гг. группы кара-табынцев поселяются «по припуску» на почвах д. Ст. Юлдашево, куда они переселились из Верхнеуральского уезда «за утеснением на прошлом их жилище» 63. В западной и южной Башкирии табынцы расселялись не компактно, а жили в смешанных аулах с родо-племенными группами юрматынцев, кыпчаков, минцевидр.

1. Родо-племенной состав северо-восточных башкир включает
компоненты — тюркские, монгольские, финно-угорские, отражаю
щие разные этапы этнической истории башкирского народа
в течении более чем одного тысячелетия.

2. К ранним этапам этнической истории башкир, каковые ха
рактеризуются смешением и взаимодействием тюркских и финно-
угорских (в основном угорских) племен, восходят родо-
племенные образования кесе-, кальсер-, юмран-табын, урман-,
шайтан-, булякей-кудей, бишул, сызгы, упей, сынрян, терсяк, би-
катин. Тюрко-финно-смешение и угорское взаимодействие имели
место на различных территориях и в различное время.

а) Истоки этнической истории западнотабынских родов кесе-
кальсер, юмран (юрман)- восходят к древнетюркскому миру
Центральной Азии и Алтайского края. В составе неспециализированного миграционного
потока кочевников они в середине I тыс. н. э. переселились на
запад, где в лесостепной полосе Западной Сибири и в казахстан
ских степях смешались с угорскими племенами. Уже тогда эти
либо подобные этнонимы имели возможность принадлежать племенам, гово
рившим как на тюркских, так и на угорских языках.

б) Племена кудей и бишул — тюркские по происхождению
образования, каковые пребывали в составе либо в этническом ок
ружении древнебашкирских (баджгардо-бурджанских) племен до
их миграции в Башкирию. Расселившись в VIII—IX вв. в юго-
западном Приуралье, кудейцы, в меньшей степени бишульцы
смешались с остатками древнемадьярского населения, а позднее —

^3 Настоящий акт о припуске скопирован в 1963 г. в д. Ст. Юлдашево Оренбургской обл. (см. Полевые записи 1963 г., стр. 74).

с другими местными финно-угорскими и чужими тюркскими племенами, что отложилось как на внутриплеменной этнонимии кудейцев и бишульцев, так и на изюминках их исторического-фольклора и некоторых линия культуры.

в) Племена сызгы, упей, сынрян, терсяк, бикатин являются инопланетянами в северо-восточную Башкирию из юго-западного* Приуралья — главного района формирования древнебашкирского этноса. По происхождению эти племена — местные, финно-угорские (сызгы, упей) либо, возможно, потомки тюркизированных еще в Западной Сибири угров (сынрян, терсяк, бикатин). В юго-западном Приуралье все эти племена были вовлечены в конце . I тыс. н. э. в процесс формирования древнебашкирского этноса и в первых столетиях II тыс. н. э. передвинулись в общем потоке перемещения катайских либо айлинских племен в северную и северовосточную Башкирию, где они снова пережили этап этнического смешения с местным населением.

3. К относительно раннему тюркскому этническому слою се
веро-восточных башкир в собственности племя аи (айле) и связан
ные с ним либо входящие в его состав родовые группы тырнаклы,
каратавлы, сарт. Имея центральноазиатские корни происхожде
ния, айлинцы, и мурзаларцы формировались по большей части
в печенежско-огузской среде присырдарьинских степей. По окончании
ухода главной части баджгардов и бурджан из Приаралья на
запад айлинцы подпадают под преимущественное влияние этни
ческого мира огузо-кыпчакских племен.

В старой истории айлинцев определенную роль сыграло их сотрудничество с уграми на пограничной территории степей и лесосте-выпивай Приаралья и Западной Сибири. Имеются основания предполагать, что баджгарды воображали во второй половине I тыс. н. э. тюркское племенное объединение, инкорпорировавшее в свой состав группы верхнеобских либо западносибирских тюркизированных угров. Айлинцы — одно из образований, каковые принесли на Урал в X—XII вв. второе наименование башкир — истяк либо иштяк, которое связано с древним этапом башкиро-угорского смешения.

4. Катай и салъют — племена монголо-тюркского происхожде
ния, вышедшие из этнической среды средневековых киданей, най-
манов и салджиутов. Этническая история катайцев и салъютов
развивалась параллельно, по крайней мере В первую очередь II тыс. н. э.,
и тесно связана с падением и политическим возвышением кара-
китайской и найманской конфедераций.

5. Фактически табынцы (род кара-табын) и входившие в та-
бынское объединение образования (роды теляу-, кубаляк-табын;
племена кувакан, сырзы) имеют древнетюркское происхождение.

Ранняя этническая история предков табынских башкир развивалась в рамках тюркских племенных конфедераций Алтайского края. Та-бынцы очень сильно смешались с монгольскими родо-племеннымж группами, в частности с киданями и их тюркизированными потомками — кара-китаями. Этническая история табынских родов незадолго до их перемещения на запад, в Поволжье, развивалась в ду~ лато-усуньской и кыпчакской среде.

Племя табын в Дешт-и-Кипчаке в XII в. явилось базой одного из больших этнополитических образований, которое объединяло разные по происхождению, но преимущественна тюркские и монгольские (барын, дуван) роды и племена.

6. В этническом формировании северо-восточных племен круп
ную роль сыграли кыпчаки, влияние которых прослеживается
начиная с XI—XII вв., но самоё сильным было в XIII—
XIV вв. К этому позднему этапу кыпчакизации относится мигра
ция в северо-восточную Башкирию последовательности кыпчакских и кыпчаки-
зированных родо-племенных образований: рода туркмен-кудей
племен кошсы, дуван, родо-племенных групп таз, таулы и др.

7. Заселение северо-восточной Башкирии шло как с востока
из Зауралья (айлинцы — в X—XII вв.), так особенно с запада
через Приуралье (катайцы, табынцы — в XIII—XIV вв.). Мигра
ционная волна с запада разделилась на два потока: катайские
башкиры направились через северо-западную, табынцы — черев
центральную Башкирию. В XIV в. на северо-востоке Башкирии
появились контуры трех родо-племенных групп: на севере —
катайской, на территории Уфимского плато — айлинской, в юж
ном соседстве от них — табынской. Позднее, в XVI—XVIII вв. баш
киры всех трех родо-племенных объединений заселили степное
Зауралье, где появился этнографический район на базе смеше
ния катайцев, айлинцев и табынцев с местными и снова при
шлыми группами населения (калмаки, сибирские татары, казахи.,
уральские и зауральские угры).

8. Вместе с айлинцами табынцы и катайцы составили базу
северо-восточной географической группы башкир, разговорный
язык которой есть восточным диалектом башкирского языка.,

В этническом формировании северо-восточных башкир значительное значение имело относительно долгое нахождение родов и большинства племён, в первую очередь табынских и катай-ских, в юго-западном Приуралье. Именно там случилось смешение, этнокультурное сближение разных племен и интеграция главных этнических показателей катайцев, табынцев и старо-башкирских племен. Из этого этнические показатели формирующегося народа были перенесены на новые территории северо-восточных районов современной Башкирии.

19 Р. Г, Кузеев 289

История расселения табынских башкир на южном урале

История расселения табынских башкир на южном урале

19*

История расселения табынских башкир на южном урале

История расселения табынских башкир на южном урале

Таблица 3 (окончание)

История расселения табынских башкир на южном урале

История расселения табынских башкир на южном урале

Тлбпипл Я (окончание)

История расселения табынских башкир на южном урале

История расселения табынских башкир на южном урале

История расселения табынских башкир на южном урале

Жизнь башкир на Южном Урале


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: