Делинквентное и криминальное поведение как крайние формы социальной дезадаптации

Мы разглядели типы трудновоспитуемости подростков, поведение которых не смотря на то, что и не соответствует требованиям общества, но и не выходит за рамки юридически допустимых норм. Предстоящее углубление социальной дезадаптации проявляется в происхождении делинквентного поведения, т. е. в совершении детьми небольших правонарушений, за каковые их очень редко завлекают к ответственности. После этого данный переходный период (конечно, при условии постоянства негативных факторов и отсутствии хороших социальных влияний) завершается вхождением ребёнка в преступную группировку и началом криминальной деятельности.

Разглядим подробнее, как происходит переход подростков разных типов трудновоспитуемости к делинквентному и криминальному поведению. Как уже отмечалось, на этом пути находится этап социально дезадаптированного поведения. Сущность этого периода пребывает в том, что ребёнок как бы ищет «пределы допустимого» в собственных действиях. По большому счету, поиск «пределов допустимого» характерен всем детям, но для большинства из них эти рамки ограничены нравственными требованиями, запретами учителей и родителей. Для педагогически запущенных подростков эти рамки расширены до статей УК. Потому, что воспитание в условиях гипопротекции не предполагает санкций со стороны своих родителей за небольшие правонарушения (а правоохранительные органы такими мелочами также не занимаются), ребёнок, ощущая собственную безнаказанность, все больше привыкает к мысли о допустимости противозаконных действий.

Изучая такую форму поведения трудновоспитуемых подростков, как поиск «пределов допустимого», Л.Б. Филонов (1979) распознал методы защиты, каковые применяют тяжёлые дети для снятия напряжения, в любой момент появляющегося при выходе из территории обыденного, нормативного поведения. Такое напряжение является препятствием к поиску и помехой в реализации собственных действий. Наблюдаются два типа защиты от этого тормозящего дополнительного действия. В случае, если моральная (либо правовая) норма, которую планирует преступить ребёнок, согласится, т. е. есть референтной, то, в первую очередь, нейтрализуются такие внутренние этические структуры, как раскаяние и совесть. Для этого употребляются необычные методы «раскаяния» угрызений и глушения совести, каковые и выступают в роли защитных механизмов, блокирующих эти внутренние действия. Особые вопросы, включенные в совокупность стандартизованного интервью, продемонстрировали, что у трудновоспитуемых имеется собственная совокупность оправдания поступков. В первую очередь, это обычное представление о том, что имеется такие люди, которым очень многое разрешено: «Правила существуют только для средних людей». Второй тип защиты рекомендован для обесценивания, игнорирования самих социальных норм. В этом случае дети выступают против всех, как они говорят, «нравоучений» и «правоучений». В качестве механизмов таковой защиты у них включается смысловой барьер, в следствии чего до ребёнка как бы «не доходит» все то, что для него неприемлемо, но, но, связано (прямо либо косвенно) с противозаконными действиями.

Замечательным причиной включения ребёнка в преступную деятельность есть его вхождение в асоциальную группировку. Конкретно тут он находит эмоциональную помощь, методы самореализации (пускай, сейчас уже в антисоциальной, но все же в настоящей и значимой для него деятельности!) и возможность заслужить хорошую оценку, появляется чувство защищенности – все то, что ему так не хватало в прошлом ближайшем социальном окружении. Все эти условия удовлетворения актуальных социальных потребностей ребёнка создают у него рвение стать глубокоуважаемым участником данной асоциальной группировки, соответственно, принять их ценностные ориентации, усвоить нормы поведения и методы действия.

Не принимая социально одобряемые стандарты поведения, ребёнок выясняется незащищенным от ценностей и норм субкультуры уличных подростковых групп. Исходя из этого он легко, без сопротивления усваивает культивируемые тут нормы и отношения поведения: культ силы, фальшивые формы проявления взрослости (курение, приём спиртного и наркотиков, умение ругаться, драться), цинизм и высокомерие по отношению к законопослушным гражданам, преступления и противоправные действия – как высшее проявление «доблести». направляться выделить, что, чем не сильный развито самосознание ребёнка, тем меньше оно индивидуализировано и посильнее потребность быть в группе, где четко распределены ролевые функции, а групповые нормы поведения примитивны и несложны для усвоения.

Усиление реакции группирования у подростков, растущих в негативных условиях личностного развития, разъясняется страхом перед миром взрослых. Так как им приходится постигать его самостоятельно, без психотерапевтической, эмоциональной поддержки и духовной помощи своих родителей. Данный болезненный процесс легче протекает в группе, где ребёнок чувствует себя защищенным. Идентифицируя себя с группой, ребёнок чувствует себя уверенней перед лицом макросоциума, к которому нужно приспосабливаться, а в некоторых случаях и противостоять.

Расхожее представление о том, что «хорошего мальчика затянула уличная компания», не совсем правильно. В асоциально направленную подростковую группу, вправду, случайно смогут попасть многие дети, но остаются в ней они уже не просто так.

Асоциальные группировки

В такие группировки входят те дети, каковые не достигают личностной зрелости и чувствуют себя комфортно только в таковой группе: с неспециализированными нормами поведения и моральными ценностями, над которыми не принято вспоминать, а которым необходимо ; с твёрдой иерархией взаимоотношений (фаворит, приближенные, «шестерки); с необходимостью идентификации себя со всеми участниками группы, что дает чувство защищенности; с свойственными таким группам методами достижения эмоционального благополучия, впредь до потребления психотропных веществ. Особые изучения, совершённые в таких группах, продемонстрировали, что они складываются из подростков, имеющих более низкий, если сравнивать с возрастной нормой, уровень психологического развития, потребности и сходные интересы и, основное, довольно часто испытывающих состояние эмоционального дискомфорта.

Обособленность асоциальной группы от вторых подростковых объединений, рвение к полной автономии, противопоставление себя миру взрослых дает детям, входящим в нее, чувство собственной взрослости, независимости, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Эта же потребность, возможно, стимулирует агрессивность участников группы, некритичность к своим действиям, желание методом насилия стать «хозяевами» собственной территории, «держать в страхе целый район» и т. д.

Устроенные подобным образом группы подростков воображают благоприятную землю для антисоциальной деятельности. Эти группировки в большинстве случаев больше по численности, чем группы успешных подростков, имеют постоянного, довольно часто властного, авторитетного фаворита, что старше большинства вторых участников. Часто фаворитом есть ранее судимый взрослый либо преступник. Данный человек владеет хорошими организаторскими свойствами, может привлечь, а позже и подчинить себе подростков.

Структура группы имеет собственную иерархию, с четко определенной ролью каждого ребёнка. То, что в праве делать и сказать фаворит либо его приближенные, не в праве кроме того думать «шестерка» – самый пренебрегаемый, пребывающий на нижней ступени иерархии ребёнок. Но несколько снабжает защиту всех собственных участников от нападок представителей вторых подобных объединений, жестоко наказывая обидчиков (из этого, к примеру, драка «стена на стенку»). В большинстве случаев такие группировки имеют собственную территорию (двор, улица, чердак, подвал, время от времени кроме того район города), ревностно защищаемую от посягательств вторых группировок, с которыми они значительно чаще находятся в конфликте.

Асоциальность аналогичных группировок, не всегда проявляясь в действиях, постоянно отражается в нравственных нормах и моральных ценностях. В том месте лидируют или физически сильные дети, или энергичные и интеллектуально развитые, опирающиеся на физическую силу малоинтеллектуального приближенного (дебильного ординарца). Ценится наглость, жестокость, агрессивность. Характерна некритичность к точке зрения его подручных и лидера, легкая индукция чувств, состояний и мнений, т. е. в то время, когда высказанная кем-то (из стоящих на высокой ступени иерархии) идея или выраженное чувство мгновенно передаются остальным участникам группы, без переосмысления взятой информации. Главный стиль времяпровождения таковой группы – нецеленаправленная деятельность, по большей части развлекательного, игрового характера.

Конечно, что асоциальная несколько формируется из так называемых «тяжёлых» подростков и детей, каковые не сумели нормально приспособиться в семье и школе. Тут они находят познание, чувство собственной значимости, что делает очень привлекательным (быть может, и жизненно нужным!) общение с этими же «изгнанными из общества», как и они.

Но и в полной мере успешные, на первый взгляд, дети также будут попасть в эту группу, не смотря на то, что и по вторым обстоятельствам: в ответ на твёрдую регламентацию их поведения родителями (реакция эмансипации); в силу поисковой подростковой активности; с целью получения информации, в большинстве случаев скрываемой от них взрослыми; в силу инерции (в то время, когда ребёнок приходит в группу следом за одноклассником«изгоем», потому, что дружит с ним с детского сада); благодаря отсутствия других, более приемлемых для него среды общения и форм досуга, и др. Как будет дальше складываться будущее ребёнка, как велико будет на него влияние асоциальной группы – зависит от многих факторов, но в первую очередь от личности самого ребёнка и от изюминок его психологического развития.

Учитывая громадную значимость общения в подростковом возрасте, возможно с уверенностью сказать о том, что выбор ребёнком жизненного пути сильно зависит от того, в какую группу он попадет. Время от времени не редкость, что лишь учёбы и место проживания толкает ребёнка в асоциальную группу. Из-за интеллектуальной и социальной незрелости он скоро подчиняется психотерапевтическому влиянию ее фаворита, начинает направляться нормам и обычаям поведения, принятым тут, лишь по причине того, что «все так делают». Чем менее индивидуализировано сознание ребёнка, чем не сильный его сообщение с родителями и бросче выражена реакция эмансипации, тем больше возможности, что такая асоциальная несколько станет для него референтной, т. е. самая значимой, направляющей все поведение.

Для трудновоспитуемого по типу педагогической запущенности процесс вхождения в асоциальную группировку очень просто. Потому, что нравственные правила и социально одобряемые нормы поведения так и не были организованы, он легко усваивает ценностные ориентации новых друзей. Более того, многие дети этого типа труд-новоспитуемости и без того принадлежат к неблагополучным семьям, соответственно, еще раньше усваивают криминальную субкультуру. Конкретно они в большинстве случаев и составляют базу асоциальных группировок, поддерживают их идеологию, традиции, являются ассистентами взрослых рецидивистов, каковые в большинстве случаев (очевидно либо тайно) направляют деятельность таковой группы.

Для трудновоспитуемых подростков ситуативного типа кроме этого допустимо нахождение в асоциальных группах. Чаще всего они попадают в том направлении при побега из дома (во время бродяжничества) либо дабы доказать взрослым собственный право на самостоятельность. Но внутренне остаются чуждыми данной среде и по мере выхода из кризисной обстановки стараются порвать связи с этими ребятами.

Фактически трудновоспитуемые дети становятся на путь противозаконного поведения самый осознанно и прочно. Потому, что их деятельность детерминируется личностными новообразованиями и, в первую очередь, рассогласованностью взаимоотношений, они способны поступать асоциально, сохраняя наряду с этим уверенность в том, что их действия обусловлены нравственными правилами. Это достигается методом противопоставления себя обществу в целом. К примеру, в случае, если сперва ученик уверен, что его беды исходят от несправедливого преподавателя, то после этого такое отношение генерализуется на вышестоящих, на власти в особенности, а также на всех законопослушных граждан по большому счету. Становясь преступником, таковой парень при помощи собственной агрессии вымещает накопившиеся детские обиды, считая себя выше вторых, а потому и присваивая право разглядывать вторых людей как средство с целью достижения собственных целей.

Так, конкретно в противозаконной деятельности фактически трудновоспитуемый ребёнок самый полно удовлетворяет собственные неадекватно завышенные притязания, самоутверждаясь методом ощущения собственной власти над жертвой. Наряду с этим механизм рассогласованности взаимоотношений освобождает его от каких-либо сомнений в собственной правоте, угрызений совести, эмоции жалости и т. п.

Учитывая то, что трудновоспитуемые дети бывают, в большинстве случаев, более интеллектуально развитые и в основном личностно зрелые, чем их педагогически запущенные сверстники, они чаще становятся фаворитами преступных группировок, их идеологами, создателями элементов и традиций субкультуры.

Очень направляться остановиться на тех детях, трудно-воспитуемость которых обусловлена отклонениями в личностном и психологическом развитии. Как мы знаем, что многие из них делается преступниками. Однако, такую сообщение ни за что нельзя считать фатальной. Так, в случае, если мы проанализируем биографию тех преступников, у которых диагностирована дебильность (а таких около 30%), то станет очевидным, что к противозаконному поведению они пришли через педагогическую запущенность, как вторичный недостаток, обусловленный социумом.

Подобно разглядывая судьбы несовершеннолетних правонарушителей с акцентуациями характера, мы кроме этого можем констатировать, что главную роль в их социальной дезадаптации сыграло все же ближайшее окружение и, первым делом, семья. Кроме того дети-психопаты, не обращая внимания на всю серьезность этого первичного недостатка, при верном психолого-педагогическом подходе смогут вести себя в соответствии с социально одобряемыми нормами.

Процесс происхождения у подростков аддиктивного поведения, не смотря на то, что и имеет довольно много неспециализированного с представленной выше схемой, все же требует особенного рассмотрения. Это обусловлено тем, что в случае, если противозаконные действия ребёнка находятся вне сферы психолого-педагогического внимания, то злоупотребление психотропными веществами не имеет возможности продолжительно оставаться вне поля зрения взрослых. Иными словами, пока о правонарушении несовершеннолетнего нет человека, который знает, он не относится к категории правонарушителей. В то время, когда же правоохранительные органы находят виновника, то им начинают заниматься уже не учителя и родители, а эксперты пенитенциарной совокупности. Иное дело, в случае, если ребёнок годами злоупотребляет алкоголем, о чем знают не только родители, но и учителя, доктора, милиция. Кроме того потребление детьми наркотических (токсиманических) веществ не есть тайной, по крайней мере, для его своих родителей. Исходя из этого осведомленность воспитателей о обстоятельствах, динамике протекания аддиктивного поведения и диагностических показателях, предшествующих его происхождению, на отечественный взор, нужна.

Контрольные вопросы

1. Выясните понятие социально дезадаптированного поведения. Укажите его разновидности.

2. Каковы обстоятельства социально дезадаптированного поведения?

3. Какие конкретно особенности домашнего воспитания неблагоприятно воздействуют на личностное развитие ребенка?

4. Какова роль механизмов психотерапевтической защиты в происхождении трудновоспитуемости?

5. Что такое «рассогласованность взаимоотношений»?

6. Назовите крайние формы социально дезадаптированного поведения.

7. Какие конкретно показатели асоциальной группировки несовершеннолетних вы понимаете?

ЗАДАЧИ

Задача 1. Вова Т , 7 лет Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка Он поднимается на протяжении урока, звучно говорит с детьми, дерется, употребляет нецензурные выражения в беседе с учителями и детьми Из истории развития ребенка стало известно, что это 4-й ребенок в семье, папа страдает пьянством, мать трудится проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей получают образование интернате Вова появился доношенным, раннее развитие протекало нормально, но фразовая обращение появилась к 4 годам Детский сад ребенок не посещал, поскольку жил в селе у бабушки. К моменту поступления в школу не умел просматривать, вычислять, ни при каких обстоятельствах не был в детском коллективе. При психотерапевтическом обследовании у Вовы отмечается малый недостаточность произвольной концентрации внимания. невербальная сторона и Механическое запоминание интеллекта – в границах нормы. Запас знаний существенно ниже возрастной нормы Осведомленность о социальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в исполнении заданий ребенок выражается нецензурными словами, время от времени рвет бумагу. При исполнении методики «Лесенка самооценки» отмечается высокая самооценка, уверенность в положи 1ельном отношении со стороны своих родителей и негативном – со одноклассников и стороны учительницы.

1. К какому типу трудновоспитуемости относится социально дезадаптированное поведение Вовы2

2. Какие конкретно мероприятия желательны?

Задача 2. Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратился классный начальник прося дать характеристику на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Обстоятельство – побеги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он скрывался на третьей полке. Любой раз мальчик пробовал одурачить милиционеров , растолковывая, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот сейчас догоняет ее следующим поездом.

При психотерапевтическом обследования Арсения не распознано никаких нарушений со стороны психологических процессов. При изучении личности – акцентуация характера по истероидномутипу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустрирующую обстановку – препятственно-доминантный, при экстрапунитивной направленности реакции. Обстоятельство собственных побегов из дома не растолковывает, отвечает, отводя глаза в сторону. «Захотелось покататься, взглянуть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно – обычные, не смотря на то, что по эмоционально-двигательным проявлениям разумеется, что вопросы психолога затрагивают аффек-тогенные территории. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей обстановке в совокупности взаимоотношений с родным человеком. Мать Арсения в беседе с психологом угверждала, что отношения с сыном хорошие, но обстоятельства его побегов она растолковать не имеет возможности. Но по проективным методикам у матери отмечались большой уровень тревоги, чувство вины. На протяжении экспериментальной беседы, по мере установления конфиденциальных взаимоотношений стало известно, что папа Арсения погиб полтора года назад. Мальчик весьма обожал отца и не легко переживал это горе. Но за последние полгода ребенок успокоился, к нему возвратилась детская жизнерадостность и весёлость, об отце он вспоминал со яркой грустью.

Месяц назад мать сказала сыну, что желает выйти замуж и внесла предложение мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, снаружи держался тихо, а на следующий сутки в первый раз сбежал из дома.

1. Испытывает недостаток ли Арсений в постановке на учет в инспекции по делам несовершеннолетних?

2. К какому типу социальной дезадаптации направляться отнести отклонения в поведении мальчика?

3. Что может советовать психолог для психотерапевтической коррекции ситуации ?

Задача 3. Николай С, 6 лет. К психологу обратилась мама с жалобой на нарушения поведения сына в детском саду, трудности общения мальчика с детьми. Из беседы с матерью стало известно, что Николай появился, рос и развивался нормально. Трудности появились по окончании поступления в детский сад: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у других детей. Его поведение приводит к у претензии и воспитательницы со стороны своих родителей вторых детей. При обследовании Николая отмечается большой темп исполнения заданий, интеллект – в границах нормы. Нарушений со стороны психологических процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, одновременно с этим уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, не считая отца. При исполнении заданий по методике «Дом – дерево – человек» Николай изображает человека в виде приятели, вооруженного двумя пистолетами. Посредством методики Рене Жиля и «Рисунок семьи» распознано, что воспитанием Николая по большей части занимается мама, но она не пользуется авторитетом у сына, потому, что вся власть в семье в собственности авторитарному отцу, что осуществляет управление, проявляя агрессивные тенденции. Таковой стиль поведения папа поощряет и у сына. Мальчик вычисляет агрессивное поведение характерным для «настоящего приятели» и единственным методом добиться желаемого.

1. С чем связаны нарушения поведения Николая?

2. Какие конкретно психотерапевтические механизмы содействуют их происхождению?

3. Что возможно сделать для коррекции поведения мальчика?

Задача 4. Оля 3., 12 лет. Обратилась мать прося оказать влияние на дочь, дабы она стала спокойнее. Мать тревожат раздражительность и нервозность дочери, появившиеся сейчас. Родители в разводе, папа был весьма вспыльчивым, злоупотреблял алкоголем. Девочка появилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, нежной, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые показатели. Приблизительно одвременно с этим начались конфликты с матерью, показалась вспыльчивость, раздражительность, дочь прекратила слушаться, все делает «наперекор». На каждые замечания матери девочка реагирует криком либо слезами. В школе поведение также стало эмоционально неустойчивым, снизилась успеваемость. При психотерапевтическом обследовании у Оли отмечались колебания активного внимания, работоспособности. мышление и Память – в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмечает трансформации собственного характера, случившиеся а последнее время. При обследовании по ПДО у Оли распознан лабильный тип акцентуации характера. Девочка обожает мать, но не имеет возможности удержаться от грубостей, в то время, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у девочки? 2 Что направляться порекомендовать матери?

Задача 5. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по советы классного начальника в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посещает школу. Обстоятельств этого ни матери, ни учительнице не растолковывает. Из беседы с матерью стало известно, что девочка росла и развивалась нормально. В школу отправилась подготовленной, в любой момент отлично обучалась и по сей день, не смотря на то, что учебный год лишь начался, уже имеет по главным предметам «4» и «5». Отношения с преподавателями (девочка получает образование 5 классе) установились хорошие. Ситуация в семье обычная – девочка живёте матерью, младшим братом и отцом. Тоня всегда была негромкой, послушной, но через чур робкой и мало замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается к себе, в то время, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психотерапевтическом обследовании Тоня пара насторожена, но после этого включается в исполнение заданий, пытается к достижениям, но самооценка неустойчивая, девочка робка в себе. Со стороны психологических процессов каких-либо отклонений не найдено. Интеллект – высокая норма. При исполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах методики «Совершенный компьютер» присутствует вопрос: «По какой причине мы бедные?» На протяжении экспериментальной беседы, в то время, когда установился хороший контакт, девочка с печалью поведала психологу, что сейчас их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и сейчас в их классе «главные» те девочки, что раньше получали образование параллельном классе. Эти одноклассницы сходу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Исходя из этого Тоня не желает идти в школу.

1. К какому типу социальной дезадаптации направляться отнести отклонения в поведении Тони?

2. Какие конкретно действия направляться предпринять психологу?

Задача 6. Андрей 3., 11 лет. Обратился классный начальник с жалобой на нехорошее поведение мальчика: в ответ на замечания он начинает вести себя еще хуже, кривляется, грубит. Взяв нехорошую оценку, продолжительно спорит с преподавателем, обосновывая, что оценка поставлена несправедливо; сравнительно не так давно умышленно порвал тетрадь для контрольных работ, наряду с этим из его сердитых выкриков было ясно, что он взял оценку ниже, чем ожидал. Успеваемость средняя, но существенно хуже, чем была в начальных классах. С одноклассниками Андрей всегда конфликтует, довольно часто дерется, в любой момент обосновывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты. При психотерапевтическом обследовании у ребенка никаких нарушений со стороны психологических процессов не найдено. При изучении личности отмечается большой уровень притязаний в сочетании с неуверенностью в себе, отсутствие рабочий направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружающих, неадекватно завышенная оценка собственных личностных качеств и способностей. Собственные отношения с одноклассниками Андрей вычисляет хорошими, именует себя среди самых глубокоуважаемых ребят в классе. Но по итогам социометрии у него 18 отрицательных • выборов при двух хороших. Собственные конфликты с одноклассниками Андрей квалифицирует как случайные, ничего не значащие: «Все дети то ссорятся, то мирятся». Обстоятельство понижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении преподавателей.С громадной теплотой вспоминает учительницу младших классов, у которой он был «практически отличником».

1. Какой тип трудновоспитуемости отмечается у Андрея?

2. Что может порекомендовать психолог учительнице?

Задача 7. Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный начальник прося дать характеристику на Игоря по запросу прокуратуры и милиции по делу об ограблении ларька. Учительница подчернула, что Игорь – мальчик из успешной, материально обеспеченной семьи; весьма сообразительный, талантливый, не смотря на то, что и обучается неровно, поскольку весьма подвижный, обожает «пошалить». При психотерапевтическом обследовании у ребёнка никаких нарушений со стороны психологических процессов не распознано. Интеллект – высокая норма. При изучении личности – акцентуация характера по гипертимно-неустойчивомутипу, самооценка завышена, большой индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не организованы. В беседе с матерью стало известно, что Игорь – единственный ребенок в семье. Папа на 20 лет старше матери, неизменно занят на руководящей работе. Мать не работает с того времени, как вышла замуж, она утвержает, что она «полностью посвятила себя воспитанию сына». То, что сын принимал участие в ограблении ларька, мать растолковывает «плохим влиянием улицы»; она всячески оправдывает сына, неуверенно повторяя: «И что же ему еще нужно было? Так как у него было все! Что лишь он захочет, я ему сходу доставала! Ни в чем отказа не знал!»

1. В чем обстоятельство криминального поведения Игоря?

2. Какие конкретно советы направляться дать родителям?

Задача 8. Марьяка К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической поликлиники в связи с тем, что у девочки был «припадок»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-либо, не считая школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пробовала перебить посуду, кричала и плакала, вырывалась из рук своих родителей. Помимо этого, мать тревожит то, что дочь последнее время «рвется из дома», закинула прошлые занятия (раньше она под управлением матери вышивала рушники), у нее появились новые приятели, а основное – Марьяна посещает какие-то, по выражению матери, «сходки» с непонятным для нее заглавием. Марьяна растолковывала ей, что она занимается в том месте упражнениями для тела и совершенствования духа, но мать думает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить в том направлении. При патопсихологическом обследовании Марьяны каких-либо нарушений со стороны психологических процессов у Марьяны не найдено. Самооценка адекватная, дифференцированная. Уровень притязаний большой, неустойчивый. При исполнении проективных методик ярко проявляются потребности в общении, в группировании со сверстниками. Из беседы с девочкой стало известно, что она в течение последних 4 месяцев удачно занимается в секции у-шу. Марьяна определила тут довольно много занимательного, отыскала новых друзей. Сравнительно не так давно ей доверили заниматься с новичками, не так долго осталось ждать будет выступление на соревнованиях. Мать не хочет слышать об ее увлечении, не смотря на то, что ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером.

1. Испытывает недостаток ли Марьяна в психиатрическом лечении?

2. Какие конкретно советы возможно дать матери?

Рекомендуемая литература

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1988. предупреждения правонарушений и Вопросы изучения несовершеннолетних. М„ 1970.

Вопросы психологии личности школьника. М., 1961. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

Клинико-психологическая диагностика взаимоотношении в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и не-врозоподобными состояниями /Под ред. А.Е. Личко. Л., 1987.

Королев В В. Психологические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992.

Макаренко А.С. воспитание и Коллектив личности. М., 1972.

Патологические нарушения поведения у подростков / Тр. ЛНИИ ПИ им. В.М. Бехтерева. Л., 1973.

Прихожан A.M., Юферева Т.Н. Об аффекте неадекватности у обучающихся третьего и пятого классов // Экспериментальные изучения по проблемам неспециализированной и педагогической психологии. М., 1975.

Психогигиена детой и подростков/Под ред. Г.Н. Сердюковской. М., 1988.

Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. • Рубинштейн С.Л. Неприятности неспециализированной психологии. М., 1973.

Славина Л.С. Личный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.

Соколова Е. Т. самооценка и Самосознание при странностях личности. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Тяжёлые судьбы. М., 1967.

Филонов Л.Б. Поиск «пределов допустимого» как детерминанта отклонений в поведении подростков // Методологические и теоретические неприятности психологии. М., 1979.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

Делинквентное поведение


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: