Индивиуальный образовательный маршрут для детей с УО
Пояснительная записка
Согласно мнению ОЦПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умеренной степенью умственной отсталости.
Личный образовательный маршрут для ребенка составлен с опорой на программу «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, с учётом содержания программы «Детство», территории актуального и ближайшего развития ребёнка (результатов наблюдения за ребёнком и результатов диагностики по диагностическому комплексу Е. А. Стребелевой). Главным методом деятельности с ребёнком являются сопряженные действия с взрослым и частичное исполнение действий по подражанию действиям педагога, по показу. Для усвоения воспитанником учебного материала употребляются разные способы:
– наглядные: показ примера, тактильно – мышечные приёмы (яркая помощь взрослого), демонстрация опытов, материалов, иллюстраций, схем, моделей;
– практические: упражнения, игра; обследование, игры – экспериментирование, наблюдение.
— словесные: словесно-жестовая форма объяснения, (по обстановке) – словесная инструкция, пояснения, указания, вопросы к детям.
Строятся коррекционные занятия с учётом правил: деятельностного подхода (главная деятельность – игра), приёмов и комплексного использования методов, дифференцированного
подхода, систематичности, повторяемости, помощи инициативы детей в разных видах деятельности, развивающего обучения, реализующегося через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; с учетом структуры недостатка, личных изюминок детей.
I. Неспециализированные сведения о ребёнке (Дата: октябрь 2016 года)
Ф.И.О. ребёнка А. Возраст на момент – 4 года.
Сведения о родителях.
Мать одна воспитывает 2-х детей. В семье растёт ещё младший ребёнок. Папа с семьёй не живёт.
А. направлена на ПМПк ДОУ воспитателем…
Девочка начала посещать дошкольное учреждение с августа 2014 года. Адаптация – средней тяжести. Для установления контакта с ребёнком потребовалось достаточно продолжительное время. Болеет ребёнок редко. Засыпает с большим трудом, но сон – спокойный.
.
Наличие неспециализированных представлений о себе и окружающем. Не откликается на собственное имя.Главные культурно-гигиенические навыки сформировались: сама ест, пользуется горшком, убирает его на место, но не всегда просится в туалет; пробует самостоятельно раздеваться — наряжаться.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
Мимика отсутствует, жесты невыразительные. Импульсивная. Эмоциональные реакции не всегда адекватны, часто отрицательно окрашены, может в поведении проявляться агрессивность. Не проявляет сопереживания, в то время, когда взрослый хвалит её либо корректно делает замечания. Эмоциональные проявления очень неустойчивы. Настроение довольно часто изменяется: наблюдаются резкие перепады от гомерического хохота до истерики и напротив.
Девочка не может к саморегуляции. Действия её однообразные: манипуляции, бег по кругу.
Особенности познавательных процессов:
Восприятие. Слуховое восприятие не развито: не реагирует на направленные к ней обращения, указания, просьбы, предложения к совместным действиям. В независимой деятельности чаще ограничивается несложными манипуляциями. Не проявляет особенного интереса к предметной деятельности, совместной с взрослым. Не имеет кроме того фрагментарных представлений о особенностях предметов (цвет, форма, величина). Проявляет поверхностный интерес к окружающему исследованию и миру особенностей предметов. По подражанию взрослому реагирует на громкие, стремительные, продолжительные звучания музыкальных речи и игрушек методом трансформации характера перемещений, произнесения звуков, подпевания, мимики (поёт гласные а-а).
Внимание неустойчивое. Разглядывать картины либо слушать сказки, рассказы отказывается.
Деятельность. В ролевые игрыне включается. С детьми не контактирует. В песочнице пользуется совком, но действия нецеленаправленные, однообразные: подбирает — высыпает песок. Предметное изображение не сложилось. Изображение на уровне черкания. Не может верно держать кисть, карандаш, ножницы. Познавательную активность не проявляет. Инструкцию педагога, обращённую к группе детей, не принимает. В образовательной деятельности способна делать отдельные задания (на физкультуре, прогулке, рисовании, музыкальном занятии), но в том случае, в то время, когда наставник оказывает ей личную помощь. То есть: руководит действиями, перемещениями ребёнка. К примеру, при исполнении упражнения по команде инструктора физкультуры: «Поднимите руки вверх!», воспитатель берёт руки ребёнка и вместе с девочкой поднимает их вверх. Двигательная активность у А. или снижена, или отмечается двигательная расторможенность, тяжело поддающаяся регуляции. Учебные навыки по физическому воспитанию (двигательные качества) характеризуются низкими показателями.
Проявляет интерес к конструированию, слушанию музыкальных инструментов. Но, по большей части, действия нецелесообразные. Собрать поделку по примеру, тем белее по плану – не может. На музыкальных занятиях, физкультуре бегает по залу либо сидит на стуле, не обращая ни на кого внимания. Приводят к интересу музыкальные игрушки. В групповые познавательные занятия не включается, познавательный интерес не выражен. Переноса навыка нет.
Развитие моторики.
В развитии двигательной сферы наблюдаются отставания. Девочка обожает бегать, вольно перемещается в пространстве групповой помещения, спортивного и музыкального комнат. Одновременно с этим, двигательные умения не полностью соответствуют возрастным нормам. Перемещения слабо координированы и не хорошо поддаются произвольной регуляции. Ребенок испытывает серьёзные трудности при освоении упражнений и движений, предлагаемых программой по физической культуре. Испытывает недостаток в руководстве и постоянной помощи взрослого. Активные перемещения кистей (вращения, похлопывания) — не сформировались. Отказывается от пальчиковой гимнастики: или равнодушна к игровым действиям, или ручки прячет. Одновременно с этим при раздевании-одевании стремиться расстегнуть пуговицы на кофточке. Но хватательные перемещения достаточно сильные. К примеру, дабы завладеть красками, прочно берёт руку воспитателя и подводит к стеллажу, на котором лежат нужные ей предметы.
Особенности личностной сферы.
Коммуникативная активность снижена. Девочка ограничена в средствах общения. В основном ограничивается манипуляциями с игрушками и предметами. Не проявляет интерес к игровым действиям сверстников. Пассивно следит за сверстниками либо мешает им, чтобы привлечь к себе внимание. Не пробует самостоятельно применять предметы — помощники и не прибегает к помощи взрослого. Игра носит ознакомительный темперамент и больше похожа на манипуляции с предметами.
Не контактирует с детьми, с незнакомыми либо малознакомыми взрослыми. Признает лишь главного воспитателя, экспертов, каковые с ней трудятся. «Находится как бы в собственном мире». Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в их неустойчивости и примитивности эмоций: девочка легко переходит от хохота к слезам и напротив.
Черта речевого развития.
Деятельный словарь не установился: на уровне звукоподражаний. Понятийный словарь беден.Обучаемость — низкая.
Особенности недостатка и его структура: задержка речевого развития.
Заключение ОЦПМПК — задержка психологического и речевого развития
II. Целевой раздел
Социально-коммуникативное развитие:
— учить первичным методам усвоения публичного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой обстановках, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на собственное имя в различных учебно-игровых обстановках;
-учить пребывать рядом с детьми при исполнении различных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
— вырабатывать фиксацию взгляда на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
— вырабатывать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
— учить воспроизводить указательный жест указательным пальцем и рукой;
— учить показывать по называнию взрослым части собственного тела; показывать на лице глаза, шнобель, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
— учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (молить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить выяснять себя в зеркале, на фотографии.
Формирование игровой деятельности:
Обучение игре
— учить брать и ставить предметы на место;
— учить применять игрушки по функциональному назначению;
— учить делать привычные действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить кое-какие предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из стройматериала, мозаики);
— учить высказывать хорошее эмоциональное отношение к кукле;
— учить не выполнять деструктивные действия с игрушками.
Формирование культурно-навыков самообслуживания и гигиенических навыков:
— учить мыть и вытирать руки в соответствии с методом;
— учить снимать и вывешивать на место собственное полотенце;
— учить застёгивать громадные пуговицы;
— учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
— учить развешивать вещи на стульчик;
— учить пользоваться салфеткой;
— учить верно сидеть на стуле в ходе всего приёма пищи;
— учить проситься в туалет, показывая жестом;
Физическое развитие (физическое здоровье):
— учить делать действия и элементарные движения по подражанию, посредством педагога;
— обучать элементарным правилам подвижных игр;
— учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
— учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
— учить прыгать на двух ногах с помощью педагога;
— учить ползать по гимнастической скамье, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
— учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
— учить принимать отдельные предметы, выделяя их из неспециализированного фона по просьбе взрослого («забери чашку», «продемонстрируй, где стул»);
— учить соотносить предметы с их изображением;
— учить сличать парные картинки и предметы;
— учить принимать величину предметов (громадной, мелкий);
— учить сличать фигуры ;
— учить выбирать фигуры (круг, квадрат, треугольник);
— учить различать объёмные формы – кубик, шар;
— знакомить с заглавиями цветов (красный, жёлтый);
— учить сличать главные цвета и кое-какие оттенки;
— учить складывать разрезную предметную картину из 2-4 частей;
— учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
Формирование мышления:
— вырабатывать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
— учить делать действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
— учить пользоваться предметами-орудиями для ответа проблемно-практических задач.
Формирование количественных представлений:
— учить составлять группы из однообразных предметов;
— учить выделять один и довольно много предметов из группы;
— учить соотносить количество 1 и 2 с числом пальцев.
Ознакомление с окружающим:
— знакомить с частями и животными их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
— учить выяснять овощи и отдельные фрукты;
— учить выяснять кое-какие игрушки, мебель, посуду.
— знакомить с некоторыми деталями и предметами одежды;
— учить адекватно вести себя в привычных обстановках на прогулке, в группе.
Развитие ручной и небольшой моторики:
— учить нанизывать на шнурок большие бусины;
— учить делать действия с большой шнуровкой;
— учить делать перемещения пальцами и кистями рук по подражанию действиям взрослого;
— учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и громадным);
— учить проводить плавную постоянную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
— учить откручивать подробности игрушек, конструктора;
— учить выкладывать подробности большой мозаики в пазы и вставлять подробности небольшой мозаики в отверстия, образуя последовательность.
Речевое развитие:
— учить делать действия по несложной речевой инструкции (дай, сиди, забери, на…);
— учить делать простые игровые действия, соответствующие тексту привычных стихотворений, потешек;
— учить слушать адаптированные тексты, разглядывать иллюстрации к ним, выяснять и показывать привычных храбрецов;
— учить воспроизводить кое-какие слова и знакомые звукоподражания («гав», «дай», «на»).
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
— учить сидеть за столом в ходе исполнения работы;
— учить присоединять к базе (картон) готовые подробности, хорошо прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
— учить лепить предметы округлой и круглой формы по подражанию и посредством педагога;
— учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
— учить следить за аппликационными действиями взрослого и делать действия совместно с педагогом;
— учить наклеивать простые заготовки посредством педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
— учить делать аппликацию из двух частей посредством педагога.
Рисование:
— учить верно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
— учить закрашивать контур предмета разными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
— учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.
Конструирование
— учить создавать несложные постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
— учить выкладывать из счётных палочек простые изображения методом наложения на пример (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
— учить собирать макси-пазлы.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
— учить делать перемещения под музыку сопряжено со взрослым, а после этого по показу;
— учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
— развивать микромоторику пальцев рук;
— учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
— вовлекать в хороводные игры с детьми.
— учить верно переносить собственный стул на указанное педагогом место;
— закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, брюки), обувь;
III. Содержательный раздел
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Сроки проведения коррекционно-развивающей работы | Итог (апрель). Результат в мае. |
Познавательное развитие | 1.11.16 по 25.05.17 года | Диагностика Е.А.Стребелевой | ||
Сенсорное воспитание | Принимать отдельные предметы из неспециализированного фона, выделяя их по просьбе взрослого: — учить соотносить предметы с их изображением — учить сличать парные картинки и предметы; — учить принимать величину предметов (громадной, мелкий); — учить сличать фигуры ; — учить различать объёмные формы – кубик, шар. Развивать слуховое восприятие — Учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан). | «Забери чашку», «Дай пирамидку», «Продемонстрируй, где стульчик»; При рассматривании картин в книге: сопоставить предмет и картинку, применяя речевую обстановку в целом (слово, жест, интонация). «Продемонстрируй такой же предмет, как у меня,.., такую же картину». «Подбери домик для игрушки» (по величине). «Матрёшка». Расставь матрёшки по росту: от маленькой до большой. «Каждую фигуру на собственный место» Шарик катится, кубик стоит, не катит. «Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов, позднее картин. Игры с детскими музыкальными инструментами | 2 раза в неделю — воспитатель 1 раз в неделю- Психолог Февраль-март | + — + — _ _ + |
Вырабатывать восприятие цвета Учить различать цвета: красный, жёлтый | Продемонстрируй такой же. Продемонстрируй, где красный, где – жёлтый; Отыщи красный, жёлтый шарик и т.д. Усложнение – добавление светло синий, зелёный, а после этого оттенков. Игры «Многоцветная дорожка», «Ищи собственный дом», «Чудесный коврик» и др. Экспериментальная деятельность — «Окраска воды», размывание краски, смешение красок. Игры: «Подбери себе соседа». «Составь букет», «Торжественный салют», «Тёплые – холодные цвета». А также в предметной деятельности, бытовых обстановках через обследование предметов, испытания | Февраль-март 2 раза в неделю воспитатель 1 раз в неделю- Сенсорное | воспитание | |
и психолог Развитие небольшой моторики- Все эксперты, воспитатель Развитие памяти психолог Развитие воображения Развитие внимания Социально-коммуникативное развитие Развитие речи Преподаватель-логопед Художественно-эстетическое развитие |
Вырабатывать восприятие формы, величины 1. Различать главные геометрические формы через обследовательские действия, испытания, наблюдения, игры Учитывать привычные особенности предметов в предметно-практической и игровой, конструктивной деятельности Учить собирать предметы по одному заданному показателю (цвет, форма, величина) — Учить складывать разрезную картину из двух частей. По мере усвоения ввести усложнение: -учить складывать разрезную предметную картину из 4 частей, после этого 5- 6 частей; Развивать координацию рук Развивать слуховуюпамять (4 слова, 3-4 звука), зрительную. Развивать репродуктивное воображение Вырабатывать внимание; учить ожидать появления предмета в одном и том же месте; осознавать, что предмет, что запрятан, не исчезает, а только оказывается вне поля зрения -Формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей. учить ориентироваться в пространстве; создавать эмоциональное отно- шение к игрушке и игре — Развивать элементы произвольного внимания; создавать у детей хорошее эмоциональное состояние в общении со взрослым — учить первичным методам усвоения публичного опыта -учить откликаться на собственное имя — учить пребывать рядом с детьми, — вырабатывать потребность эмоционально личностного контакта со взрослым; -учить воспроизводить указательный жест указательным пальцем и рукой; — учить показывать части собственного тела: голова, шея, туловище, пузо, поясницы, руки, ноги, пальцы; -показывать на лице глаза, шнобель, рот, щеки, на голове – уши, волосы. — учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (молить о помощи, здороваться, прощаться); -учить выяснять себя в зеркале, на фотографии -проявлять яркий интерес к игрушкам, предметами действиям с ними; -испытывать эмоциональное наслаждение от прекрасной игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, ровный); -эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки. — Учить определять несложные функции организма: ноги ходят; руки берут, делают; глаза наблюдают; уши слушают. — Учить детей следить за действиями другого ребенка и игрой нескольких сверстников. — Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверст?ника и включаться в совместные действия с ним. — Учить различать главные чувства: радость, грусть. — побуждать к речевому подражанию; — — — — — — развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку; — — — — — -вводить в восприятие ребенка слова, связывая их со смысловым содержанием (вопрос «где?», дабы ребенок соотносил именуемый объект с тем, как звучит его наименование); — — — -учить обнаружить взором, а после этого и указательным жестом названную взрослым привычную игрушку, предмет; — — — -учить делать по просьбе взрослого «разученные» игровые действия, сначала по слову и показу, а после этого лишь по слову взрослого; — — побуждать ребенка включаться в диалог посредством дешёвых средств (вокализаций, перемещений, мимики, жестов) — учить следить за разыгрыванием маленьких игровых действий со привычными игрушками, сопровождаемых словом; — побуждать- -делать несложные поручения поручения (дай, принеси, продемонстрируй, забери) — стимулировать подражание речи за взрослым человеком. Научить рисовать одним пальчиком по инструкции педагога, знакомство с жёлтым цветом. Познакомить с его свойствами и пластилином, научить разминать пластилин ладонями и пальцами обеих рук. Учить рисовать пальчиком по инструкции педагога, знакомство с синим цветом. Научить отщипывать мелкие кусочки пластилина от громадного куска и прилеплять к плоской поверхности. Учить трудиться пальчиком по инструкции педагога, знакомство с зелёным цветом. . Учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки. Продолжать знакомство с рисованием пальчиком, знакомство с круглой формой, нанесение рисунка в рамках фигуры. Учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности. Лепка «Готовим «котлеты». Познакомить с приёмом нетрадиционного способа рисования — ладошкой. Рисование «Шлёпают ладошки по дорожке». Научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к базе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Лепка «Покормим курочку». Познакомить с приёмом нетрадиционного способа рисования — кулачком (методом штампа краской). Рисование «Мишкины следы». Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к базе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Лепка «Конфеты на тарелке». Познакомить с книжной графикой на примере иллюстраций Ю. Васнецова. Привести к интересу к рассматриванию картин в детских книжках. Рисование «Радостные картины». Учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к базе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга. Лепка «Витамины в баночке». Познакомить с техникой работы печаткой, продемонстрировать метод получения отпечатка. Рисование «Украшаем елочку» — обеих рук. — | -« На что похоже ?» ( квадрат? Круг)? -Пальчиковые игры: изобрази квадрат, круг… пальцами. — Втыкалочки. — Отыщи такую же фигуру (как у меня). — Игра «Почтовый ящик» ; — доски Сенега. — Игра «Лото» — Отыщи круг, квадрат и т. д. -Раскрась круг одним цветом, квадрат – вторым; … громадные (широкие, высокие) — одним цветом, мелкие (узкие, низкие) — вторым цветом. -Шарик катится, кубик стоит, не катится, громадный домик для громадной матрешки, мелкий – для маленькой. — Собери все красные фигуры… все громадные.., все круги и т.д. Изображение (мяч) разрезается на симметричные части На прогулке, экскурсии обращать внимание на величину объектов окружающего мира, сравнивать их: что выше, ниже, шире, уже, острее и пр., предложить родителям закреплять эти знания в повседневной деятельности |
Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук. СУ-ДЖОК-терапия. «Пластилинография». «Собираем бусы». «Собери картину» (игры с прищепками). «Нарисуй пятнышки на жирафе». «Нарисуй для коровушки довольно много травки». «Дорисуй котятам усы». «Нарисуй ежику иголки». «Помоги гномикам нарисовать узоры». –шнуровки; нанизывание колец на тесьму;– игры с мозаикой; сортировка мозаики по ячейкам; игры с конструктором; перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха). «Запомни звуки» «Послушай и запомни, кто что делает?» «Чего не стало? (с игрушками), «Дорисуй картину» «На что похожи эти фигурки?» «Что держит в руках любой из детей?» Ку-ку (кукольный театр). Покорми птичку (кукольный театр.) Игра «Хлоп» («Топ»).Игра «Отыщи собственный место», «Не зевай!». «Будь внимателен!». «Что изменилось» и др. Игры с детскими музыкальными инструментами. Слушание природных звуков (дождя, ручья, птиц, ветра и др. в записях В совместных действиях ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой обстановках, подражание действиям взрослого, другого ребенка; — в различных учебно-игровых обстановках; — при исполнении различных режимных моментов. Игра Птички Игры: Зеркало. Прятки. Обезьянка. |
Ритуал встречи, прощания, в играх. Игра «Солнышко», «кукла и Мишка».
Игр «Ветер дует на..» «Сообщи, как я», «Имена».
В игре, социальных обстановках: «Продемонстрируй у мишки голову, лапы, ушки…». «Продемонстрируй стул, стол, окно, голову, руку…» В играх. «Где глазки у Кати?» Рисование «Моя ладошка».
Потешки с перемещениями.
Потешки с перемещениями.
В повседневной деятельности, ритуалах встречи, прощания и пр.
Упражнения, коммуникативные игры через сопоставление отражения в фотографии и зеркале. Упражнение «Зеркало».
Игра «Отыщи собственную игрушку» Разглядывая картины на протяжении чтения детских книг для самых мелких. Потешки (стихи с перемещениями). Подвижные и ролевые игры.
Игра-упражнение «Забери игрушку» «Предугадай, что в мешочке».
Игры с музыкальными инструментами, слушание звуков природы. Психогимнастика.
Потешки с перемещениями. Рассматривание картин
В независимой деятельности, НОД, прогулке
Коммуникативные игры (по обстановке)
В играх, рассматривании изображений животных, лиц детей. Рисование настроения. Игра «Зеркало», «Маски». Игры-экспериментирование.
Игра-прятки «Ку-ку», д/игры «Здравствуйте! — До свидания!», «Отправились-отправились», «Гуленьки-гули!» и т.д.
Фольклорные произведения (потешки) «Петушок-петушок», «Отечественная Маша маленькая», «Заинька по сенечкам», «Киска-киска», «Баю-бай», «Гули-гулюшки», «Ты, собачка, не лай»
Д/и «Держи чашку», «Подай мне шапку. Где твоя шапочка?»
Побуждение ребёнка к поисковым действия довольно названного предмета и сопровождающего вопроса «Где?», ребенок находит названный предмет (делает указательный жест), выбирая из 2—3 рядом стоящих предметов.
Д/и «Собери грибочки», «Положи куколку дремать», «Заинька, попляши»
— Д/и «Ладушки», «Дай ручку», «Пока-пока», «Топ, топ, топотушки»
Д/и «Мохнатенькая усатенькая», «Ходит по двору петушок», «Рано-рано по утру», «Еду, еду на лошадке», «Дремать пора»
Д/и «Отыщи и принеси» и др.
Д/и «Уж ты, котя-коток», «Курочка Рябушечка»
Рисование
«Зёрнышки для курочки»
.
Лепка «Вот таковой пластилин!»
Рисование «Дождик».
Лепка «Пластилиновая мозаика».
Рисование «Гусеничка»
Лепка «Блинчики».
Рисование «Тарелочка для -котёнка».