Логопед именует различные предлоги «в», «на», «под», «из», а дети должны поднимать знак предлога «в». После этого дети поднимают знак предлога «из»
Этап закрепления нового материала
Составление предложений
Дети подходят к столу логопеда и выбирают комплект из 2-х картин: изображение животного либо птицы и знак предлога. Составляются предложения (Кто где живет?) типа: Лошадь живет в конюшне. Свиньи живут в свинарнике.
Лошадь выходит из конюшни.
Коз гонят из хлева.
Волк выглядывает из логова.
Змея выползает из норы.
Орел сидит в гнезде.
Вариант задания: Дети объединяются парами с однообразными предлогами, составляют сложные предложения с противительным альянсом А:
Ворона сидит в гнезде, а лиса — в норе.
В гнездах живут орлы, вороны, грачи, галки, а в норах живут ежи, лисы, змеи, хомяки, кроты, мыши.
Лиса выглядывает из норы, а орел вылетает из гнезда.
Вариант задания: Дети объединяются парами с противоположными знаками, именуют собственные предложения типа:
Змея вползает в нору, а медведь вылезает из пещеры.
Куры выбегают из курятника, а коров загоняют в коровник.
Еж сидит в норе, а лиса выглядывает из норы.
Вопрос логопеда: Какие конкретно мелкие слова оказывают помощь верно именовать предложение?
Дидактическое упражнение «Отыщи привычное слово»
Логопед предлагает детям отыскать привычные слова — «в» либо «из» в читаемом им рассказе и сосчитать эти слова.
Логопед просматривает рассказ, выделяя голосом предлоги.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он обнаружил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в собственную нору. Так он заготавливает корм на зиму.
Детям задаются вопросы по содержанию рассказа. Они отвечают на них полными предложениями. В один момент выставляются на доске опорные картины по содержанию каждого предложения: лес — еж, ночь — сад, еж — яблоки, яблоки — иголки, яблоки — нора ежа, яблоки — зима.
После этого подсчитывается, сколько раз в рассказе повторяется предлог «в».
Подводя итог возможно предложить поведать текст по цепочке (либо 1-2 детям).
Результат занятия
Дети вспоминают, какие конкретно два мелких слова помогали верно именовать предложения («в», «из»). Они приобретают на дом по одному из знаков предлогов и самостоятельно придумывают предложение с соответствующим предлогом.
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ «ИЗ-ПОД», «ИЗ ЗА»
Цель: закрепить навык практического потребления в речи сложных предлогов «из-под», «из-за».
Движение занятия
I. Организационный этап
Логопед предлагает детям продемонстрировать и назвать, какая в помещении находится мебель: взрослая, игрушечная стол и (детская, столик, шкаф, шкафчик, диван, диванчик, скамья, скамеечка, полка, полочка и т.д.).
II. Обучающий этап
Игра «Прятки»
Раздается стук в дверь, появляется «мяч». Он просматривает о себе тайную:
Бьют его палкой и рукой, Никому его не жалко, По какой причине беднягу бьют, В силу того, что он надут. (Мяч)
«Мяч» предлагает детям поиграть в прятки, а дабы было комфортно скрываться, помргать ему будет его приятель — мячик». Вызванный ребенок подходит к «мячу», опускает руку в мешочек, среди игрушек находит мелкий мяч. Конкретно его и будут прятать дети.
— Под какие конкретно предметы мебели, куда возможно прятать мяч? Дети вспоминают действия с мячом, говорят, куда они запрятали мяч… (Я запрятал мяч пол стол, стул, шкаф, скамью, книгу…)
— Продолжительно в том месте мяч лежать не имеет возможности. Ему скучно, нужно дотянуться его оттуда.
— Послушайте, как верно об этом говорить.
— Мяч лежал под столом, его достали откуда? — Из-под стола.
Появляется знак предлога из-под.
— Мелкое слово из-под оказывает помощь верно назвать воздействие.
Детям раздаются знаки различных предлогов. Они должны поднять сигнальную карточку, лишь в случае, если услышат предлог «из-под». [под, из, в, из-под] Ребенок добывает мяч из-под стола и говорит:
— Я мяч добываю из-под стола.
— Откуда (из-под чего?) еще возможно дотянуться мяч?
— Из-под скамьи, из-под стула и т.д.
III. Этап закрепления
Игра «Путаники»
Раздается стук в дверь. Появляются двое детей — «Путаница» и «Путаник».
На головах у них шапки с перемешанными картинами. Они показывают детям карточки с изображением различных сюжетных действий и говорят: Щенок выглядывает под шкафа. Мяч выскакивает из стола. Мальчик добывает тапочки из стула. Девочка выметает мусор из дивана.
Тот, кто нашёл неточность, обязан ее исправить и назвать верно все предложения. Логопед еще раз фиксирует внимание детей на том, как слово из-под оказывает помощь верно назвать действия.
Логопед предлагает детям в группе поиграть в прятки. Дается задание типа:
— Кто желает спрятаться за дверь, за шкаф, за буфет, за диван и т.д.
Дети скоро разбегаются и говорят, кто куда спрятался.
Я спрятался за дверь, за шкаф, за диван… (как вариант возможно попросить одного ребенка поведать про каждого, кто где спрятался). Потом по сигналу логопеда все выглядывают из-за двери
И логопед сам говорит: Лена спряталась за дверь, она выглядывает из-за двери. Интонационно выделяется предлог из-за и дается его знак. Подобно составляются предложения о вторых детях: кто откуда выглядывает: из-за дивана, из-за шкафа, из-за стола и т.д.
«Дополни мое предложение»
Любой отбирает для себя пара знаков — предлогов. Логопед именует начало предложения, а ребенок заканчивает его, применяя один из собственных знаков. К примеру:
Котенок выглядывает … угла;
Бумажки вылетают … тумбочки;
Медвежонок побежал … дом;
Медвежонок выбежал … дома;
Кроха спрятался … стол;
Кроха вылезает … стола и т.д.
Дети именуют мелкие слова, каковые помогли верно именовать действия — за, из-за, под, из-под.
IV. Результат занятия
Дети именуют мелкие слова (из-за, из-под), каковые были у них сейчас «в гостях». Перечисляют задания, каковые им больше всего понравились. После этого любой берет себе по знаку, наклеивает в тетрадь, а дома придумывает соответствующие предложения.