И укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 4 глава

Глава 1031: Совершение молитвы по возвращении из поездки.

1257 (3088). Передают со слов Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что, в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался (в Медину) по окончании какой-нибудь поездки утром1, он всегда входил в мечеть и совершал молитву в два раката, перед тем как сесть.

1 См. примечание к хадису № 224.

И укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 4 глава

Книга о пятой части (военной добычи)

Глава 1032: Обязательность (выделения) пятой части.

1258 (3094). Сообщается, что Малик бин Аус бин аль-Хадасан, да будет доволен им Аллах, сообщил:

(в один раз) среди дня, в то время, когда я сидел в своей квартире, ко мне явился посланец от ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и сообщил: «Отвечай повелителю правоверных!» Я отправился вместе с ним, вошёл к ‘Умару и заметил, что (‘Умар), облокотившийся на кожаную подушку, сидит на обнажённой раме собственной кровати из пальмовых ветвей, на которых не было никакой подстилки. Я поприветствовал его и сел, а он сообщил: «О Мали,1 к нам прибыли твои соплеменники2 со собственными семьями, и я приказал дать им что-то, забери же это и подели между ними». Я задал вопрос: «О повелитель правоверных, не поручишь ли ты это кому-нибудь второму?» — но он приказал: «Забери это, о человек!» В то время, когда я был у него, к нему вошёл его привратник Йарфа и задал вопрос: «Разрешишь ли ты войти ‘Усману, ‘Абд ар-Рахману бин ‘Ауфу, аз-Зубайру и Са‘ду бин Абу Ваккасу, каковые просят (принять их)?» Он сообщил: «Да», и пригласил их, по окончании чего они вошли, поприветствовали его и сели. Йарфа кроме этого присел ненадолго, а позже задал вопрос: «Разрешишь ли ты войти ‘Али и ‘Аббасу?» (‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сообщил: «Да», и пригласил их, по окончании чего они вошли, поприветствовали его и сели. (Через некое время) ‘Аббас сообщил: «О повелитель правоверных, рассуди меня с ним3», а предметом спора между ними был фай’4 из имущества (племени) бану надир, что был дарован Аллахом Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, то есть ‘его товарищи и Усман, сообщили: «О повелитель правоверных, рассуди их и разреши им отдохнуть друг от друга!» ‘Умар сообщил: «Успокойтесь! Заклинаю вас Аллахом, с соизволения Которого держатся земля и небеса, (сообщите,) известно ли вам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Отечественное имущество не может быть унаследовано, в противном случае, что мы покинули, имеется садака” — и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду самого себя?» Люди сообщили: «Он вправду сообщил это». Тогда ‘Умар повернулся к ‘Али и ‘Аббасу и задал вопрос: «Заклинаю вас Аллахом, (сообщите,) известно ли вам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил так?» Они ответили: «Он вправду сообщил так». Тогда ‘Умар сообщил: «Но и я говорю вам об этом: воистину, Аллах выделил данный фа’й лишь Собственному посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и никому больше!» — а позже он прочёл (айат, в котором говорится): «А к тому, что Аллах даровал Собственному посланнику от них5, вы не скакали ни на конях, ни на верблюдах, поскольку Аллах предоставляет Своим посланникам власть над кем захочет, и Аллах нужно всем властен!»6 — и сообщил: «Так, это принадлежало лишь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но, клянусь Аллахом, он не пользовался этим, забывая о вас, и не забирал себе всё, ничего не оставляя вам, потому что из этого он делал вам подарки и раздавал среди вас это имущество, а из того, что оставалось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделял ежегодное содержание для собственной семьи и расходовал на пути Аллаха, поступая так всю собственную жизнь. Заклинаю вас Аллахом, (сообщите мне,) известно ли вам об этом?» Они сообщили: «Да». А позже (‘Умар опять) задал вопрос ‘Али и ‘Аббаса: «Заклинаю вас Аллахом, (сообщите,) известно ли вам об этом?» И ‘Умар сообщил: «А в то время, когда Аллах упокоил Собственного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр сообщил: “Я — наследник (власти) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, забрал это имущество себе, и начал распоряжаться им так же, как делал это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах знает о том, что был он в этом правдив и благочестив, шёл верным путём и следовал истине. Позже Аллах упокоил Абу Бакра, а я стал наследником (его власти), и в течение двух лет правления я обладал этим имуществом, распоряжаясь им так же, как это делали посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, и Аллах знает о том, что я был в этом правдив и благочестив, шёл верным путём и следовал истине. А позже вы оба пришли ко мне, говоря одно да и то же об одном и том же. (Сперва) ко мне явился ты, о ‘Аббас, прося выделить тебе долю имущества сына твоего брата7, а после этого ко мне пришёл данный, — он имел в виду ‘Али, — хотя взять для собственной жены8 долю от её отца, а я напомнил вам обоим, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Отечественное имущество не может быть унаследовано, в противном случае, что мы покинули, имеется садака”. А в то время, когда мне однако показалось, что это имущество необходимо дать вам, я сообщил: “В случае, если желаете, я дам (его) вам, но вы должны станете направляться завету Аллаха и распоряжаться им так же, как делали это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр и как делал это я с того времени, как пришёл к власти, а вы сообщили: “Дай это нам”, и я дал вам это имущество на таких условиях, и я заклинаю вас Аллахом, (сообщите,) вправду ли я дал им его на таких условиях?» Люди сообщили: «Да». Позже (‘Умар) повернулся к ‘Али и ‘Аббасу и сообщил: «Заклинаю вас Аллахом, (сообщите,) вправду ли я дал вам его на таких условиях?» Они сообщили: «Да». (Тогда ‘Умар) вскрикнул: «И вы желаете от меня ещё какого-либо решения? Клянусь Аллахом, с соизволения Которого держатся земля и небо, никакого иного решения я не приму, а если вы не в состоянии (распоряжаться этим имуществом, как было условлено), отдайте мне его обратно, и я избавлю вас от него!»

1 ‘Умар именует Малика, да будет доволен Аллах ими обоими, “Мали”.

2 Аус и Малик, да будет доволен им Аллах, был родом из племени бану наср бин му‘авийа бин бакр бин хавазин.

3 Имеется в виду ‘Али, да будет доволен им Аллах.

4 “Фай’” — всё то, что мусульмане приобретают от иноверцев не в следствии боевых действий, а мирным путём. Это имущество предназначалось лично пророку, да благословит его Аллах и приветствует, что имел возможность распоряжаться им по собственному усмотрению.

5 Имеются в виду иудеи.

6 “Собрание”, 6.

7 В противном случае говоря, пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что был племянником ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах.

8 Другими словами для дочери пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Фатимы, да будет доволен ею Аллах.

Глава 1033: О том, что говорилось относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его посоха, меча, кольца и чаши, о том, чем из этих вещей, о разделе которых ничего не упоминается, по окончании его смерти пользовались халифы, и о том, что было сообщено о его волосах, сосуде и сандалиях, через каковые по окончании его смерти приобретали благословения его другие люди и сподвижники1.

1 См. примечание к хадису № 1134.

1259 (3107). Сообщается, что (в один раз) Анас, да будет доволен им Аллах, дотянулся сандалии из дублёной кожи с кожаными ремнями и заявил, что эти сандалии принадлежали пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

1260 (3108). Сообщается, что (в один раз) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, дотянулась неотёсанную кису1 и сообщила: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был (одет) в это, в то время, когда (Аллах) забрал его душу».

В второй версии (этого хадиса) сообщается, что она дотянулась неотёсанный изар из тех, что делаются в Йемене, и такую кису, которую люди именуют “муляббада”.2

1 Киса — вид одежды.

2 “Муляббада” — неотёсанная.

1261 (3109). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, в то время, когда чаша пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разбилась, он скрепил её в том месте, где была трещина, посредством серебряной цепочки.

Глава 1034: Слова Всевышнего: «И знайте: что бы вы ни захватили в качестве военной добычи, пятая часть этого в собственности посланнику и Аллаху…» (“Добыча”, 41).

1262 (3115). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

В то время, когда у одного человека из нас родился мальчик и он назвал его аль-Касимом, ансары сообщили: «Мы не начнём называть тебя “Абу-ль-Касим”1 и не будем доставлять тебе (этим) радость и удовольствие!» Тогда (данный человек) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил: «О посланник Аллаха, у меня родился мальчик, и я назвал его аль-Касим, а ансары сообщили: “Мы не начнём называть тебя “Абу-ль-Касим” и не будем доставлять тебе (этим) радость и удовольствие!» (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Ансары поступили верно. Имеете возможность именовать (детей) моим именем, но не пользуйтесь моей куньей, потому что лишь я являюсь “Касимом”2».

1 Абу-ль-Касим (папа аль-Касима) — кунья пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 “Касим” — дробящий. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желал заявить, что он даёт что-либо людям либо отказывает им в чём-либо лишь по велению Аллаха.

1263 (3117). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«(Сам) я ничего не даю вам и ни в чём вам не отказываю. Я — лишь дробящий и я даю так, как мне велено (более)».

1264 (3118). Сообщается, что Хауля аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сообщила:

«Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, имеется люди, каковые расходуют богатства Аллаха1 неподобающим образом, но в Сутки воскресения им (дастся) пламя!”»

1 Имеются в виду средства, являющиеся публичным достоянием мусульман.

Глава 1035: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Военная добыча была сделана для вас разрешённой».

Аллах Всевышний сообщил:

«Дал обещание вам Аллах богатую добычу, которую вы захватите, и уже не так долго осталось ждать (даровал) вам это» (“Победа”, 20).

1265 (3124). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Отправляясь в поход , один из пророков1 сообщил своим соплеменникам: “Пускай не нужно за мной тот, кто женился на даме и хочет войти к ней, но ещё не вошёл, и тот, кто выстроил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто приобрел овец либо верблюдиц и ожидает приплода от них”, по окончании чего он двинулся в путь. Подойдя к этому городу2 ко времени послеполуденной молитвы либо приблизительно сейчас, он сообщил солнцу: “Ты подвластно (Аллаху), и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!” — и (солнце не заходило) , пока Аллах не даровал ему победу. Затем он собрал военную добычу, и (с небес) сошёл пламя, дабы стереть с лица земли это3, но не прикоснулся (собранного). Тогда (данный пророк) сообщил (своим солдатам): “Воистину, (кто-то) из вас (отправился на) обман4, пускай же принесёт мне клятву один человек из каждого племени”.5 (Они так и сделали,) и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сообщил: “(Отправившийся на) обман находится среди вас, пускай же все твои соплеменники принесут мне клятву”. (В этом случае) к его руке прилипли руки двоих либо троих из них, и он сообщил: “(Кто-то) из вас (отправился на) обман”, по окончании чего они принесли сделанную из золота голову наподобие коровьей головы и положили её (перед ним), и тогда сошедший (с неба) пламя стёр с лица земли (всю эту добычу). А позже Аллах дал нам (брать) военную добычу. Он заметил неспособность и нашу слабость6 и дал нам (брать) её».

1 Тут имеется в виду Йуша‘ бин Нун (библейский Иисус Навин).

2 Другими словами к тому городу, что был целью его похода.

3 Пророки собирали военную добычу, по окончании чего Аллах отправлял с небес пламя, и если она сгорала, это означало, что жертвоприношение принято и никто из участников сражения ничего не присвоил.

4 Другими словами незаконно присвоил часть добычи.

5 Человек, приносивший клятву, должен был пожать руку этому пророку, мир ему.

6 Другими словами неспособность удержаться от нарушения запрета.

Глава 1036: Без имени

1266 (3134). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в один раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал в сторону Неджда отряд солдат, среди которых был и ‘Абдуллах бин ‘Умар. Они захватили в качестве военной добычи довольно много верблюдов, а на долю каждого солдата было нужно по двенадцать (либо: одиннадцать) верблюдов, (а помимо этого,) любой дополнительно взял ещё по одному верблюду.

1267 (3138). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дробил военную добычу в Джи‘ране1, какой-то человек сообщил ему: “(Дели) по совести!” — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил ему: “Я окажусь в плохом положении, если не буду придерживаться справедливости!”»

1 См. примечание к хадису № 738.

1268 (3144). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что из военной добычи, захваченной при Хунайне, ‘Умару, да будет доволен им Аллах, достались две рабыни, которых он оставил в одном из домов в Мекке. В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, без выкупа высвободил людей, захваченных в плен при Хунайне, они стали выходить на улицы, и ‘Умар сообщил (собственному сыну): «О ‘Абдуллах, взгляни, в чём дело». (‘Абдуллах Ибн ‘Умар) сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, высвободил военнопленных». (Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах,) приказал: «Ступай и отпусти на волю этих двух рабынь».

Глава 1037: О том, что пятая часть с имущества убитого (многобожника) не взимается, имущество же достаётся убившему без выделения пятой части, и о ответе имама довольно этого.

1269 (3141). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«Пребывав в последовательности (бойцов) в сутки (битвы при) Бадре, я взглянул направо и налево от себя, и оказалось, что с каждой стороны стоит совсем юный ансар, так что я кроме того захотел, дабы рядом со мной был кто-нибудь посильнее. Один из них сделал мне символ глазами и задал вопрос: “О дядя, знаешь ли ты Абу Джахля?”1 Я ответил: “Да, а для чего он тебе, о племянник?” Он сообщил: “Мне заявили, что он оскорбляет посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, воистину, в случае, если я его замечу, то уже не расстанусь с ним, пока тот из нас, кому суждено погибнуть первым, не погибнет!” И я подивился этому, а позже мне подал символ второй (парень), что сообщил что-то подобное. Затем прошло очень мало времени, и, заметив ходившего среди людей Абу Джахля, я сообщил (им): “Вот тот, о ком вы меня задавали вопросы”. Тогда они ринулись на (Абу Джахля) и зарубили его собственными клинками, а позже явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали ему (об этом). Он задал вопрос: “Кто из вас убил его?” — и любой из них сообщил: “Его убил я!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) задал вопрос: “А стёрли ли вы собственные мечи?” Они сообщили: “Нет”. Тогда он взглянуть на их мечи и сообщил: “Вы оба убили (Абу Джахля), но его имущество дастся Му‘азу бин ‘Амру аль-Джамуху”.2 (Что же касается имён этих юношей, то их кликали) Му‘аз бин ‘Афра и Му‘аз бин ‘Амр аль-Джамух».

1 См. примечание к хадису № 172.

2 Осмотрев мечи юношей, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что следы крови на клинке Му‘аза бин ‘Амра аль-Джамуха, да будет доволен им Аллах, покрывают громадную площадь его поверхности, из чего следовало, что данный клинок пробрался в тело Абу Джахля глубже.

Глава 1038: О том, что из пятой части военной прочих источников и добычи поступлений пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал тем, сердца которых были приручены /аль-му’алляфату кулюби-хим/1, и вторым людям.

1 Так нарекли тех, кого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, склонял к исламу, делая им подарки. По большей части к числу таких людей относились представители племенной знати.

1270 (3146). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:

«Воистину, я делаю курайшитам подарки, дабы добиться их размещения, потому что они ещё близки к джахилийи».1

1 Имеется в виду, что они лишь сравнительно не так давно приняли вера и ислам до тех пор пока ещё не утвердилась в их сердцах.

1271 (3147). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил:

По окончании того как Аллах даровал Собственному посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, из имущества (людей племени) хавазин1 то, что даровал, и он принялся раздавать курайшитам подарки, дав некоторым из них по сто верблюдов, кое-какие ансары стали говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Он делает подарки курайшитам (, забывая о) нас, а ведь кровь их2 ещё капает с отечественных клинков!»3 В то время, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали их слова, он отправил за ансарами и собрал их в кожаном шатре, не пригласив к себе больше никого, а позже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к собравшимся (ансарам) и задал вопрос: «Что это за беседы, каковые, как я определил, вы ведёте?» (На это) те из них, каковые постигли установления религии, сообщили: «Что касается умных из нас, о посланник Аллаха, то они не говорили ничего, а юные сообщили: “Да помилует Аллах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! Он делает подарки курайшитам (, забывая об) ансарах, а ведь кровь (на данный момент) ещё капает с отечественных клинков!”» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, я одариваю людей, каковые совсем сравнительно не так давно были неверными, так разве не останетесь вы довольны тем, что эти люди уйдут (из этого) с этим имуществом, а вы возвратитесь на свою квартиру с посланником Аллаха?! Клянусь Аллахом, то, с чем уйдёте вы, лучше того, с чем уйдут они!» — и ансары (в один голос) сообщили: «Само собой разумеется, о посланник Аллаха, мы будем довольны (этим)!» А затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил им: «Воистину, по окончании моей смерти вас довольно часто будут обделять, проявляйте же терпение, пока не встретите Его посланника и Аллаха Всевышнего у водоёма4!»

Анас сообщил:

«Но терпения у нас не хватило».

1 Тут речь заходит о военной добыче, захваченной мусульманами в сражении при Хунайне.

2 Другими словами кровь тех людей, каковые лишь сравнительно не так давно были многобожниками и сражались с нам.

3 Эти ансары желали заявить, что они учавствовали в данной битве наравне с другими и имеют право на соответствующую часть добычи.

4 Другими словами у райского водоёма, обещанного Аллахом пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

1272 (3148). Передают со слов Джубайра бин Мут‘има, да будет доволен им Аллах, что, в то время, когда он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другими людьми возвращался из Хунайна, бедуины стали приставать к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со собственными просьбами (так упорно1, что в итоге) оттеснили его к акации, за ветви которой зацепилась его накидка. И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился и вскрикнул: «Дайте мне мою накидку! Если бы у меня было столько скота, сколько тут кустов терновника, я бы непременно поделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни лжецом, ни трусом!»

1 Имеются в виду просьбы о выделении им чего-либо из военной добычи, захваченной по окончании победы при Хунайне.

1273 (3150). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«(в один раз, в то время, когда) я шёл (куда-то) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана1 с неотёсанной оторочкой, его догнал какой-то бедуин, что так очень сильно потянул его (за край плаща), что вследствие этого на плече пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остался след, а позже сообщил: “Вели (дать) мне что-нибудь из достатков Аллаха, каковые у тебя имеется!” (Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) повернулся к нему и засмеялся, а позже приказал дать ему что-то».

1 Наджран — местность в Йемене.

1274 (3149). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сообщил:

«При разделе (военной добычи в сутки (битвы при) Хунайне пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал предпочтение некоторым людям. Так, он дал аль-Акра‘у бин Хабису сто верблюдов, и столько же дал ‘Уйайне (бин Хисну, и щедро) оделил некоторых знатных арабов1, дав им в тот сутки предпочтение (перед вторыми. Заметив это,) один человек вскрикнул: “Клянусь Аллахом, нет справедливости в таком разделе и не для Аллаха это было сделано!” Тогда я сообщил: “Клянусь Аллахом, я непременно скажу об этом2 пророку, да благословит его Аллах и приветствует!” — по окончании чего пришёл к нему и передал (ему слова этого человека. Выслушав меня, он) вскрикнул: “А кто же тогда честен, в случае, если несправедливы посланник и Аллах Его?! Да помилует Аллах Мусу, что подвергался ещё громадным обидам, но выдерживал!”»

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, хотя совсем склонить к исламу вождей некоторых племён.

2 В комментариях указывается, что данный человек относился или к числу ансаров, или принадлежал к их союзникам, и исходя из этого Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, был потрясён, выяснив, что он может так сказать о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

Глава 1039: Еда, которая делается военной добычей на поле боя.

1275 (3154). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил:

«На протяжении отечественных походов нам довольно часто доставались виноград и мёд, каковые мы употребляли в пищу, а не сохраняли».1

1 Другими словами или не делали никаких запасов, или не сдавали человеку, важному за сбор военной добычи для её раздела.

И укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 4 глава

Книга о подушной подати и примирении

Глава 1040: примирение и Подушная подать с находящимися под защитой /ахль аз-зимма/ и теми, с кем ведётся война.

1276 (3156, 3157). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что за год до собственной смерти он написал обитателям Басры (послание, в котором среди другого было сообщено): «Расторгните все браки зороастрийцев1, осуждённые между родными родственниками2».

(Сообщается, что) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не брал подушную подать с зороастрийцев , пока ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, не подтверждал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взимал её с зороастрийцев, живших в Хаджаре.

1 Зороастризм — старая иранская религия, основанная Заратуштрой (Зороастром) на рубеже II — I тысячелетий до н.э. Зороастрийцы /маджус/ были огнепоклонниками.

2 “Зу махрам” — имелись в виду такие браки между родственниками, заключение которых запрещалось в исламе. Цель ‘Умара, да будет доволен им Аллах, состояла не в том, дабы вынудить зороастрийцев отказаться от своих традиций, а в том, дабы не допускать в мусульманской стране публичной практики того, что не разрешалось исламом.

1277 (3158). Сообщается, что ‘Амр бин ‘Ауф аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, являвшийся союзником (племени) бану ‘амир бин лу’айй и принимавший участие в сражении при Бадре, сообщил:

«(В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха в Бахрейн1, дабы он привёз подушную подать, (собранную с обитателей данной области,) и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подписал мирный договор с обитателями Бахрейна, назначив руководить ими аль-‘Аля бин аль-Хадрами. (В то время, когда) Абу ‘Убайда привёз деньги из Бахрейна, ансары определили о его приезде и явились на утреннюю молитву вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. По окончании того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил эту молитву с (ансарами), они подошли к нему, (всем своим видом показывая, что желают о чём-то задать вопрос). Встретившись с ними, он улыбнулся и сообщил: “Я думаю, вы услышали, что Абу ‘Убайда что-то привёз”. Они подтвердили: “Да, о посланник Аллаха”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: “Тогда радуйтесь и сохраняйте надежду на то, что порадует вас! (Но,) клянусь Аллахом, я опасаюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать между собой вследствие этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!”»

1 Имеется в виду не остров, а область на Аравийском побережье Персидского залива.

1278 (3159, 3160). Сообщается, что Джубайр бин Хаййа, да будет доволен им Аллах, сообщил:

«‘Умар, да будет доволен им Аллах, отправлял людей в различные государства для сражений с многобожниками. (В конечном счете) аль-Хурмузан1 принял ислам, и (‘Умар, да будет доволен им Аллах,) сообщил (ему): “Я (желаю, дабы) ты был моим советником в этих походах”. (В ответ ему аль-Хурмузан) сообщил: “(Отлично, потому что данные государства) и люди, каковые в них обитают и являются неприятелями мусульман, подобны птице, имеющей голову, два крыла и две ноги. В случае, если одно её крыло сломать, она поднимется на ноги посредством другого крыла и головы, и в случае, если второе её крыло сломать, она поднимется на ноги посредством головы, в случае, если же сломать голову, то ненужными будут и ноги, и крылья, и голова. (Знай же, что) хосрой — голова, одно крыло — император2, а второе крыло — персы, так вели же мусульманам идти на хосроя”. Затем (‘Умар, да будет доволен им Аллах,) отправил нас (на хосроя), назначив отечественным начальником ан-Ну‘мана бин Мукаррина. В то время, когда мы были уже на земле неприятеля, против нас вышел наместник хосроя с сорокатысячным (войском), и толмач сообщил: “Пускай кто-нибудь из вас поболтает со мной”. Аль-Мугира сообщил: “Задавай вопросы, о чём желаешь”. Он задал вопрос: “Кто вы?” (Аль-Мугира) ответил: “Мы — люди из арабов, каковые пребывали в плохом положении и вели полную лишений (жизнь): от голода нам приходилось жевать финиковые косточки и кожу, мы носили одежду из верблюжьей и козьей шерсти, а поклонялись камням и деревьям. И в то время, как мы пребывали в подобном положении, Господь земель и небес — превыше всего величие и слава Его! — направил к нам пророка из отечественной же среды, мать и отец которого нам были известны. Отечественный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посланник отечественного Господа, приказал нам сражаться с вами, пока не станете вы поклоняться одному только Аллаху либо не (согласитесь) выплачивать подушную подать. И отечественный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам, что в послании отечественного Господа (сообщено), что тот из нас, кто будет убит, окажется в раю и (познает такое) счастье, которого он ни при каких обстоятельствах (раньше) не знал, а тот, кто останется в живых, станет вашим хозяином”. (Затем) ан-Ну‘ман сообщил (аль-Мугире): “В случае, если по воле Аллаха тебе приходилось учавствовать в аналогичных (сражениях) вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, то (Аллах) не вынудит тебя жалеть об этом и не покроет тебя позором3, а я вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учавствовал во (многих) битвах (и знаю, что) если он не начинал сражения спозаранку, то ждал, пока не начинал дуть ветер и не наступало время молитв4”».

FALLOUT 4 G.O.T.Y ➤ Выживание #35 ➤ ВАЛЕНТАЙНОВ ДЕНЬ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: