Мастер: — Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, имеете возможность присесть…
1. «Индукция»/ «наведение». Мастер:- В жизни часто появляются спорные обстановки, в то время, когда любой вычисляет верным собственное мнение. И тогда крайне важно мочь доказать правильность собственной точки зрения либо установить истину. Для этого существует особенный тип речи – рассуждение.
— И сейчас мы побываем в двух мастерских. Прочтём совместно тему «Произведение-рассуждение как тип речи».
— Как вы осознаёте тему мастерской?
Обучающиеся вспоминают структуру произведения-рассуждения, фразы при построении тезиса, доводов, вывода.
Мастер: — Вправду, мы будем трудиться над этим типом текста. Постараемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.
Самоконструкция»
Мастер: — На какой вопрос отвечает тип речи рассуждение? По какой причине?
— Вспомните, как строится произведение-рассуждение? (тезис, доводы, вывод).
— Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, доводы, вывод?
Выступление консультанта-языковеда из заблаговременно подготовленных обучающихся (Приложение 1).
Социоконструкция»
Мастер:- Послушайте запись произведения-рассуждения и обсудите в парах:
— В чём уверен создатель?
— Какие конкретно доводы приводит создатель? Как они убедительны?
— Как создатель делает вывод?
Социализация»
Мастер: — Объединитесь в четверки и составьте неспециализированную чёрта прослушанного текста.
Афиширование»
Мастер: — Огласите результаты вашей групповой работы, применяя следующий замысел:
— Какая фраза употребляется при построении тезиса?
— Какие конкретно вводные слова употребляются при построении доводов?
— Какой переход применяет создатель, дабы сделать вывод?
— Чем по содержанию отличается тезис от вывода?
Ученики высказывают собственный мнение о средствах, применяемых при написании текста-рассуждения.
Разрыв»
Мастер: — Отыщем в памяти слова, каковые оказывают помощь организовать, связать части рассуждения, упорядочить движение мыслей. Вам окажет помощь таблица «Средства частей рассуждения».
Ученики записывают новую данные о средствах частей рассуждения в тетради.
Рефлексия»
Мастер: — Первая мастерская закончена. Выскажите собственные впечатления от отечественной работы, начиная собственный высказывание со слов: я отыскал в памяти…; я осознал…; я буду писать…; мне понравилось…
Обучающиеся высказывают собственные впечатления. Потом направляться музыкальная пауза под хорошую музыку.
II. Мастерская творческого письма «Проба пера»
Мастер: — И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера».
Индукция»/ «наведение»
Мастер: — Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?
Ученики высказывают собственные мнения, отталкиваясь в собственных ответах от значения слов «перо», «подтверждение», «точка зрения».
Мастер: — Я с вами абсолютно согласна, венцом мастерской будет созданное вами произведение-рассуждение на тему «Необходимо ли заниматься спортом?»
— Какие конкретно ассоциации появляются у вас в связи с темой произведения?
— О каких двух основных понятиях идёт обращение?
Ученики отвечают на вопросы.
Самоконструкция»
Мастер: — Подберите и запишите в собственных тетрадях эпитеты к словам: образ судьбы; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг.
— Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет?
Социоконструкция»
Мастер: — Обратимся к печатным материалам (Приложение 2). Прочтите в парах и ответьте на вопросы:
— Какова тема текста?
— Какой тип речи?
— Как вы это осознали?
Ученики трудятся с текстом и ищут ответ на вопросы.
Социализация»
Мастер: — А сейчас постараемся дружно создать текст на тему «Необходимо ли заниматься спортом?», применяя средства связи частей, материалы вашей личной и парной работы. Любая несколько придумывает собственную часть неспециализированного текста: первая несколько выстроит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая несколько обсудит и подберет доводы в пользу спорта (три-четыре различных доказательства); третья несколько выстроит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса).
Ученики в группах составляют собственные части текста-рассуждения.
Афиширование»
Мастер: — А сейчас попеременно прочтите, что у вас оказалось.
Ученики зачитывают результаты групповой работы.
Разрыв»
Мастер: — Мы с вами очень многое сделали чтобы любой удачно написал произведение-рассуждение на тему «Необходимо ли заниматься спортом?».
— Но послушайте советы языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают?
«Обожаю я майскую грозу в первых числах Мая,
В то время, когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играясь,
Грохочет в небе голубом.
Еще обожаю, в то время, когда холодные морозы
Покроют льдом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как слёзы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
В то время, когда плодами всё плодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит» (3)
Обучающиеся вспоминают, что не нужно допускать тавтологии.
Мастер: — Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (Приложение 1).
Самоконструкция»
Мастер: А сейчас приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему произведения-рассуждения.
Обучающиеся пишут собственный текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение).
Афиширование»
Мастер: — Работа окончена. Заслушаем пара работ.
Ученики из желающих зачитывают собственные тексты.
Рефлексия
Мастер: — Выскажите собственные впечатления от произведенной работы.
— Я надеюсь, что в скором времени спорт для вас станет самовыражением.
— Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.
Перечень литературы:
1. Горбич О.И. Современные педагогические разработки обучения русскому языку в школе. – М.: Первое сентября, 2009.
2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. – М.: Русский язык в школе, 2003.
3. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 2006.
Приложение 1