I. мастерская построения знаний «сочинение-рассуждение как тип речи»

Мастер: — Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь, имеете возможность присесть…

1. «Индукция»/ «наведение». Мастер:- В жизни часто появляются спорные обстановки, в то время, когда любой вычисляет верным собственное мнение. И тогда крайне важно мочь доказать правильность собственной точки зрения либо установить истину. Для этого существует особенный тип речи – рассуждение.

— И сейчас мы побываем в двух мастерских. Прочтём совместно тему «Произведение-рассуждение как тип речи».

— Как вы осознаёте тему мастерской?

Обучающиеся вспоминают структуру произведения-рассуждения, фразы при построении тезиса, доводов, вывода.

Мастер: — Вправду, мы будем трудиться над этим типом текста. Постараемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение.

Самоконструкция»

Мастер: — На какой вопрос отвечает тип речи рассуждение? По какой причине?

— Вспомните, как строится произведение-рассуждение? (тезис, доводы, вывод).

— Обратимся к консультанту-языковеду: Что такое тезис, доводы, вывод?

Выступление консультанта-языковеда из заблаговременно подготовленных обучающихся (Приложение 1).

Социоконструкция»

Мастер:- Послушайте запись произведения-рассуждения и обсудите в парах:

— В чём уверен создатель?

— Какие конкретно доводы приводит создатель? Как они убедительны?

— Как создатель делает вывод?

Социализация»

Мастер: — Объединитесь в четверки и составьте неспециализированную чёрта прослушанного текста.

Афиширование»

Мастер: — Огласите результаты вашей групповой работы, применяя следующий замысел:

— Какая фраза употребляется при построении тезиса?

— Какие конкретно вводные слова употребляются при построении доводов?

— Какой переход применяет создатель, дабы сделать вывод?

— Чем по содержанию отличается тезис от вывода?

Ученики высказывают собственный мнение о средствах, применяемых при написании текста-рассуждения.

Разрыв»

Мастер: — Отыщем в памяти слова, каковые оказывают помощь организовать, связать части рассуждения, упорядочить движение мыслей. Вам окажет помощь таблица «Средства частей рассуждения».

Ученики записывают новую данные о средствах частей рассуждения в тетради.

Рефлексия»

Мастер: — Первая мастерская закончена. Выскажите собственные впечатления от отечественной работы, начиная собственный высказывание со слов: я отыскал в памяти…; я осознал…; я буду писать…; мне понравилось…

Обучающиеся высказывают собственные впечатления. Потом направляться музыкальная пауза под хорошую музыку.

II. Мастерская творческого письма «Проба пера»

Мастер: — И мы перемещаемся в мастерскую творческого письма «Проба пера».

Индукция»/ «наведение»

Мастер: — Как вы думаете, что мы будем делать в мастерской «Проба пера»?

Ученики высказывают собственные мнения, отталкиваясь в собственных ответах от значения слов «перо», «подтверждение», «точка зрения».

Мастер: — Я с вами абсолютно согласна, венцом мастерской будет созданное вами произведение-рассуждение на тему «Необходимо ли заниматься спортом?»

— Какие конкретно ассоциации появляются у вас в связи с темой произведения?

— О каких двух основных понятиях идёт обращение?

Ученики отвечают на вопросы.

Самоконструкция»

Мастер: — Подберите и запишите в собственных тетрадях эпитеты к словам: образ судьбы; здоровье; спорт; бассейн; гимнастика; досуг.

— Но прежде обратимся к консультанту-языковеду: Что такое эпитет?

Социоконструкция»

Мастер: — Обратимся к печатным материалам (Приложение 2). Прочтите в парах и ответьте на вопросы:

— Какова тема текста?

— Какой тип речи?

— Как вы это осознали?

Ученики трудятся с текстом и ищут ответ на вопросы.

Социализация»

Мастер: — А сейчас постараемся дружно создать текст на тему «Необходимо ли заниматься спортом?», применяя средства связи частей, материалы вашей личной и парной работы. Любая несколько придумывает собственную часть неспециализированного текста: первая несколько выстроит тезис (прямой ответ на вопрос); вторая несколько обсудит и подберет доводы в пользу спорта (три-четыре различных доказательства); третья несколько выстроит вывод (не забудьте, чем он отличается от тезиса).

Ученики в группах составляют собственные части текста-рассуждения.

Афиширование»

Мастер: — А сейчас попеременно прочтите, что у вас оказалось.

Ученики зачитывают результаты групповой работы.

Разрыв»

Мастер: — Мы с вами очень многое сделали чтобы любой удачно написал произведение-рассуждение на тему «Необходимо ли заниматься спортом?».

— Но послушайте советы языковедов в шуточном стихотворении и ответьте на вопрос: О чем они нам напоминают?

«Обожаю я майскую грозу в первых числах Мая,

В то время, когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играясь,

Грохочет в небе голубом.

Еще обожаю, в то время, когда холодные морозы

Покроют льдом, заледенят карниз,

Снежинки с неба падают, как слёзы,

На землю приземляясь сверху вниз.

Но более всего предпочитаю осень,

В то время, когда плодами всё плодоносит,

И в сенокос косою сено косят,

И масло масляное на столе стоит» (3)

Обучающиеся вспоминают, что не нужно допускать тавтологии.

Мастер: — Обратимся за комментарием к консультанту-языковеду (Приложение 1).

Самоконструкция»

Мастер: А сейчас приступаем к собственному творческому письму. Запишите вид работы и тему произведения-рассуждения.

Обучающиеся пишут собственный текст-рассуждение (включается музыкальное сопровождение).

Афиширование»

Мастер: — Работа окончена. Заслушаем пара работ.

Ученики из желающих зачитывают собственные тексты.

Рефлексия

Мастер: — Выскажите собственные впечатления от произведенной работы.

— Я надеюсь, что в скором времени спорт для вас станет самовыражением.

— Домашнее задание: рассказ о любом виде спорта.

Перечень литературы:

1. Горбич О.И. Современные педагогические разработки обучения русскому языку в школе. – М.: Первое сентября, 2009.

2. Музиянова Л.А. Творческие мастерские. – М.: Русский язык в школе, 2003.

3. Школьная риторика. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 2006.

Приложение 1

ЕГЭ по русскому языку. Типы речи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: