V.j. причины сложных нарушений развития.

ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Для ранней диагностики сложного нарушения крайне важны знания о обстоятельствах, способные привести к поражению сходу нескольких функций организма. В то время, когда мы имеем дело с одним первичным недостатком развития у ребенка, мы разглядываем возможность или наследственного, или экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития возможно позвано одной либо Несколькими обстоятельствами, различными либо однообразными по происхождению.

Возможно разглядывать пара вариантов этиологически сложного нарушения:

• один недостаток имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и напротив (к примеру, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы купил в следствии родовой травмы);

• оба недостатка обусловлены различными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (к примеру, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

• любой недостаток обусловлен различными экзогенными факторами, действующими независимо (к примеру, ребенок купил нарушение слуха в следствии перенесенной скарлатины, а нарушение перемещений наступило от травмы позвоночника);

• оба нарушения являются различные проявления одного и того же наследственного синдрома;

• два недостатка появились в следствии действия одного и того же экзогенного фактора.

Самый изучены последние два варианта обстоятельств сложных нарушений, в то время, когда одно заболевание (наследственное либо экзогенное) может стать обстоятельством сложного либо кроме того множественного нарушения развития у ребенка. В группе множественных нарушений у детей преобладают врожденные формы патологии, имеющие как правило генетическое происхождение. Реже видятся хромосомные синдромы как виды сложных нарушений. Хороший пример множественного недостатка хромосомного происхождения — это синдром Дауна. Не считая умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40 % — выраженный недостаток зрения. Практически 30 % детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный недостаток (нарушение слуха и зрения) в сочетании с умственной отсталостью.

На данный момент обрисовано более 250 наследственных синдромов, которые связаны с нарушением слуха. Приблизительно одна треть этих наследственных нарушений слуха у детей сочетается с другими видами нарушений (болезнями внутренних органов: эндокринной совокупности, сердца, почек и т.д.; болезнями ЦНС; нарушениями скелетно-мышечной совокупности; зрения и т.д.). Самый изучен последовательность наследственных заболеваний и синдромов, приводящих к комплексному нарушению слуха и зрения. Во многих случаях симптомы для того чтобы наследственного заболевания проявляются неодновременно. К примеру, при синдроме Ушера нарушение слуха может появиться с рождения, а поражение зрения в виде дегенерации сетчатки начинает проявлять себя лишь в дошкольном возрасте в виде ночной либо сумеречной («куриной») слепоты, и лишь к подростковому либо более старшему возрасту наступает резкое ухудшение зрения из-за сужения полей зрения до так именуемого «туннельного» зрения.

К экзогенным по происхождению болезням, приводящим сложному а также множественному нарушению развития, отно-ятся разные пренатально (внутриутробно) и постнатально еренесенные заболевания. самые известными из таких внут-иутробных болезней есть краснуха, корь, туберкулез, оксоплазмоз, цитомегаловирусная зараза и др.

Вирус краснухи попадает от заболевшей матери через пла-енту в плод и может привести к множественным порокам развития ебенка. Громаднейший риск множественного поражения плода воз-икает на ранних сроках беременности, в то время, когда органы зрения, слуха кровообращения развиваются самый интенсивно. Считается, то приблизительно треть детей, перенесших краснуху в утробе матери, оявляются на свет со сложными врожденными нарушениями. При-ерно 87% пораженных детей имеют нарушения слуха; 46% — рожденный порок сердца; 34% — врожденные нарушения зре-трудности и 39 % — ия в обучении. У части детей все эти пороки азвития видятся в один момент в виде врожденной глаз и катаракты, врождённого порока и глухоты сердца. В первую очередь 70-х гг. развитых государствах проводятся профилактические прививки ротив краснухи, каковые свели до минимума случаи рождения етей с синдромом врожденной краснухи. В РФ такие привив-и проводятся с 1998 г.

Вторым известным внутриутробным хроническим вирусным аболеванием, способное привести к сложному недостатку, яв-яется цитомегаловирусная зараза (ЦМВ). Вирус этого забо-евания передается при близком контакте и считается самый аспространенным среди всех врожденных зараз. Заболева-ие довольно часто протекает у детей практически без видимых признаков и под-верждается лишь по окончании лабораторных изучений. Как след-твие данной врожденной инфекции у детей смогут появляться изоли-ованные нарушения (врожденная косолапость, глухота, дефор-ация нёба и микроцефалия) либо комплексные (глухота и нару-ения зрения в виде хориоретинита либо атрофии зрительных ервов, ДЦП и глухота и т.д.). Потому, что сейчас ус-ешно проводится профилактика внутриутробной краснухи, ЦМВ стается самая опасной заразой, результатом которой мо-быть врожденные сложные нарушения у детей.

Обстоятельствами врожденных слуха и нарушений зрения, наруше-умственной отсталости и ий зрения может стать заболевание атери токсоплазмозом, сифилисом и пр.

Такие постнатальные заболевания, как корь либо скарлатина, яжелый грипп либо нейроинфекции, перенесенные в детском озрасте, также будут привести к сложному нарушению развития ребенка. К сложному нарушению слуха и зрения с возрастом ожет привести тяжелый диабет и ряд других соматических завоеваний.

Сейчас эксперты отмечают рост числа детей с врожденными нарушениями слуха и зрения, показавшихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Приблизительно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются странности развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения а также слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) начинается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме на протяжении неестественного вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей смогут наблюдаться и нарушения слуха. Время от времени к би-сенсорному недостатку добавляется ДЦП либо другие нарушения. Время от времени глубокая недоношенность есть следствием внутриутробно перенесенных инфекционных болезней. Но как правило обстоятельства глубокой недоношенности остаются до тех пор пока малоизвестными.

К неясным по природе обстоятельствам множественных, среди них и сенсорных, нарушений относят до тех пор пока и CHARGE-ассоциацию, которая все чаще видится у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это наименование сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих различные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки либо сетчатки; нарушения сердечной деятельности; дыхания и трудности глотания из-за сужения либо атрофии носовых отверстий —хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения органов слуха).

Знание особенностей и причин болезней, способные привести к сложному нарушению развития у ребенка, может значительно оказать помощь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.

Потому, что обучение слепоглухих детей представляет собой самый созданную модель подхода к воспитанию и изучению детей со сложными нарушениями, разглядим подходы к классификации конкретно этого вида сложных нарушений.

Первая классификация слепоглухих была сделана в 1940-е гг. А.В.Ярмоленко на основании анализа 220 историй судьбы слепоглухих детей как у нас, так и за границей. В базу классификации было положено наличие наступления сочетания и время дефекта сенсорных нарушений с интеллектуальными:

• слепоглухонемые от рождения либо утратившие слух и зрение в раннем детстве, до закрепления и овладения словесной речи (врожденная слепоглухота);

• слепоглухие, у которых утрата слуха и зрения наступила в дошкольном возрасте и позднее, в то время, когда у ребенка уже была организована обращение (купленная слепоглухота);

• слепоглухие умственно отсталые дети: все прошлые варианты, осложненные умственной отсталостью.

практики оказания и Современный уровень науки помощи леям со сложными недочётами развития разрешает выделить сле-ующие варианты различных сочетанных нарушений.

1. По сочетанности нарушений возможно выделить более 20 видов
фальшивых и множественных нарушений. Это смогут быть разные
очетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных
арушений между собой (сложное сенсорное нарушение как со-
етание слуха и нарушений зрения; нарушение зрения и системное
арушение речи; движений и нарушения слуха; нарушение зрения

перемещений), и сочетание всех видов этих недостатков с ум-твенной отсталостью различной степени (глухота и умственная отста-ость, умственная отсталость и слепота, двигательные нарушения умственная отсталость; различные сочетания умственной отсталости сложных сенсорных нарушений при множественном недостатке).

2. По выраженности сочетанных слуха детей и нарушений зрения
с этим видом сложного нарушения возможно поделить на:
тотально либо фактически слепоглухих;

слепых слабослышащих; слабовидящих глухих; слабовидящих слабослышащих.

Детей с сочетанными нарушениями речи и зрения возможно поделить на:

слепых алаликов; слабовидящих алаликов; слепых детей с ОНР; слабовидящих детей с ОНР.

Детей с нарушениями движений и зрения возможно поделить на: непередвигающихся самостоятельно слепых; непередвигающихся самостоятельно слабовидящих; слепых с нарушениями перемещений (остаточные явления ДЦП); слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

Сочетание движений и нарушений слуха возможно поделить на: серьёзные формы ДЦП и глухоты; серьёзные формы ДЦП и тугоухости; легкие формы ДЦП и глухоты; легкие формы ДЦП и тугоухости.

Допустимо множество сочетаний, различных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с различной по глубине умственной отсталостью.

Такая классификация разрешает достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но наряду с этим нужно учитывать условность аналогичного разделения и зависимость выраженности нарушений от используемого лечения.

К примеру, ребенок, рожденный слепым либо ослепший от раннего проявления врожденной катаракты обоих глаз, имеет громадной

шанс возвращения зрения по окончании удаления катаракты в раннем возрасте. Но наряду с этим нужно не забывать о громадном количестве осложнений по окончании операций, о возможности вторичных катаракт а также утраты зрения в юношеском возрасте из-за отслойки сетчатки у части детей с внутриутробно перенесенной краснухой. При отлично подобранном правильном воспитании и лечении броская хорошая динамика может наблюдаться у детей с серьёзными формами детского церебрального паралича, у детей с кондуктивной тугоухостью и т.д.

Известны наследственные синдромы, каковые дают прогрессирующее ухудшение перемещений, зрения и слуха уже в дошкольном возрасте. К примеру, при врожденной атрофии зрительных нервов обоих глаз и сахарном диабете у ребенка с обычным при рождении слухом может наступить нейросенсорная глухота.

Известен кроме этого большой риск тотальной отслойки сетчатки у детей с врожденной тугоухостью и тяжёлой близорукостью (синдром Маршалла). От 3 до 6% детей с врожденным нарушением слуха страдают прогрессирующим с возрастом нарушением зрения в виде необратимого сужения полей зрения (синдром Ушера).

Так, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся недостатков разрешает выяснить их главные трудности и выстроить программу их воспитания и обучения. Наряду с этим нужно постоянно смотреть за трансформацией состояния нарушенных функций и готовься не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению либо появлению новых проявлений вторых нарушений.

3. При сложного нарушения принято выделять детей с в один момент либо разновременно наступившими нарушениями. Это смогут быть врожденные нарушения слуха и зрения у ребенка, в один момент наступившие по окончании заболевания менингоэнцефали-том в определенном возрасте. Это смогут быть разные случаи разновременной зрения и потери слуха (одно нарушение врожденное, второе наступило в следствии травмы либо прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте). В других случаях это возможно неподвижность и врождённая слепота по окончании травмы позвоночника в подростковом возрасте.

Данный подход к классификации сложного нарушения у детей дошкольного возраста кроме этого оказывает помощь нам осознать неоднозначность течения многих видов сложного недостатка, возможность перехода этих детей из одной категории нарушений развития в другую и т.д. Учет времени наступления нарушений особенно серьёзен для детей с сенсорными нарушениями: для оглохших детей есть крайне важным степень сформированности их речи ко времени заболевания; для ослепших — запас их зрительных впечатлений, на каковые возможно опереться при ориентировке в окружающем.

4. По времени наступления сложных нарушений возможно поделить на такие группы:

с врожденным либо ранним сложным недостатком;

со сложным нарушением, проявившимся либо купленным в младшем либо старшем дошкольном возрасте;

с нарушением, купленным в подростковом возрасте;

с нарушением, купленным в зрелом возрасте;

с нарушением, наступившим в старческом возрасте.

Врожденное либо весьма рано наступившее сложное нарушение очень осложняет процесс развития ребенка и требует самого внимания со стороны экспертов различного профиля в течение всей его жизни. Рождение ребенка с комплексным тяжелым нарушением в семье практически сходу ставит вопрос о возможности его домашнего воспитания. Эти дети значительно чаще попадают в особые Дома клиники и ребёнка и прогноз их развития в том месте самый печальный. Мы не знаем ни одного случая успешного развития ребенка со сложными нарушениями, от воспитания которого с рождения отказались его родители.

Для всех случаев купленного с возрастом сложного нарушения очень принципиально важно установление изюминок развития ребенка ко времени заболевания, его умений и знаний, психотерапевтического возраста ко времени наступления нарушений.

Экспертами обсуждается вопрос о том, какую роль в развитии слепоглухого ребенка играется уровень психологического развития, достигнутый им к моменту наступления недостатка. Считается, что дошкольник с более поздней утратой зрения и слуха имеет преимущества в развитии перед ребенком с врожденной слепо-глухотой. Иначе, эксперты обращают внимание на очень значительные психотерапевтические неприятности людей, утративших зрение и слух в подростковом и более старшем возрасте.

Основной изюминкой детей, слепоглухота которых наступила в подростковом возрасте, выясняется несоответствие между уже сложившимися замыслами на будущее, теми препятствиями и уровнем притязаний, каковые ставит на пути их успехи наступивший недостаток. Ребёнок весьма болезненно переживает нарушение контактов со сверстниками, невозможность общения с ними. Наблюдения говорят о том, что у ребёнка в таковой ситуации самый ярко в поведении проявляется рвение к самоутверждению, иногда неадекватное. В случае, если в это время окружающие взрослые не знают обстоятельств его вызывающего поведения, его агрессивности и не оказывают нужной помощи, то смогут появиться сверхтяжелые личностные трансформации а также психологические срывы.

Обрисованные выше подходы к классификации сложных нарушений у детей показывают нестабильность и огромное многообразие

вариантов таких нарушений в юные годы. Это их динамизм и многообразие проявлений есть основной изюминкой категории детей со сложными нарушениями развития.

У.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Психологическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая их) совершенствование и чувствительность возможности. Наблюдения за развитием мелких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают обоняния и большие возможности осязания. Если не мешать формированию сохранной активности для того чтобы ребенка и содействовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, возможно добиться совсем свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Таковой ребенок способен уже в раннем детстве совсем вольно передвигаться по привычному помещению, выяснять родных ему людей по запаху, характерным перемещениям и по обуви и ощупыванию ног, добывать понравившиеся ему игрушки и предметы и функционировать с ним в соответствии с их назначением.

восприятие и Ощущение у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет последовательность изюминок.

двигательная память и Кожная чувствительность становятся у сле-поглухих особенным методом познания окружающего. И.А.Соколян-ский обрисовывал, как легко слепоглухие дети находят двери и окна кроме того в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица трансформаций воздушной температуры и волны, излучаемой окном.

Как мы знаем, что осязание складывается из тактильной и кинестетической чувствительности, каковые включены в пространственную схему организованного перемещения всего тела человека. Будущая ориентировка человека в окружающем его пространстве понемногу складывается из ориентировки в перемещениях собственного тела, из его осознания. Слепой либо слабовидящий с детства ребенок не имеет возможности полноценно осуществлять контроль собственные перемещения посредством зрения. Нарушенный слух лишает для того чтобы ребенка возможности ориентироваться в перемещениях по направлению звуков. Слепоглухой обязан опираться во всем на собственный личный двигательный и осязательный опыт. Исходя из этого от своевременного появления независимой разнообразной двигательной активности — переворачивания, подтягивания, хватания, сидения, вставания, хождения и ползанья сильно зависит будущая ориентировка в пространстве и восприятие слепоглухого человека. Формированию

перемещений слепоглухого ребенка с раннего детства необходимо придавать самое громадное значение.

Тактильная чувствительность разрешает принимать предметы лишь действием и касанием с ними в ярком контакте. Но человек, лишенный слуха и зрения, может приобретать данные от окружающего и на расстоянии, дистантно. Последовательность авторов отмечали неординарную тонкость обоняния у слепо-глухих людей. Обрисованы случаи, в то время, когда слепоглухой человек абсолютно ориентировался в помещении на базе запахов либо имел возможность отличить из груды перчаток не только две перчатки, составляющие несколько, но отобрать две пары, находящиеся в собствености двум сестрам. Обоняние разрешает практически всем слепоглухим отыскивать на расстоянии привычного либо незнакомого человека, выяснять погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них необходимые предметы. Известны наблюдения О.И.Скороходовой, в то время, когда она из запаха букета различных цветов сходу выделяла запах белой лилии либо на фоне запаха чернил вычленяла запах ранее бывших в чернильной бутылочке духов.

Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, создаваемым при передвижении людей и предметов, ребенок может чувствовать происходящее около него кроме этого на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, выяснять, что кто-то вошел в помещение, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, создаваемых в доме и на улице и т.д. Вибрационные ощущения смогут стать базой для формирования и восприятия устной речи у слепоглухого ребенка. К примеру, в Петербургской школе слепоглухих детей учили принимать устную обращение ладонью руки с горла говорящего и осуществлять контроль подобным образом собственную обращение.

Наровне с этими абсолютно сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться остаточными слухом и зрением. Раннее аудиометрическое правильный подбор и обследование слуховых аппаратов (на оба уха) разрешает значительно расширить и развить слуховые возможности у последовательности слепоглухих детей. Особые занятия по формированию зрительного восприятия у слепоглухих детей с остаточным зрением (с утратой впредь до светоощущения) смогут научить их верно пользоваться кроме того самыми минимальными остатками зрения для ориентировки в окружающем мире. Удачи современной медицины сделали вероятным возвращение свойства слышать некоторым слепоглухим благодаря кохлеарной имплантации1.

Кохлеарная имплантация — вживление во внутреннее ухо звуко-снимающего устройства.

13 KyiHeuoiia TO

V.5. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Не нужно заботу о развитии ребенка направлять лишь на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно громадна возможность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность для того чтобы развития личности разъясняется рядом обстоятельств. Первое — это обстоятельства, обусловленные фактически сложным нарушением, которое ведет к различной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к искаженности и развития — вторичным нарушениям слабости эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму. Помимо этого, отражается очень громадная зависимость ребенка от повседневной помощи вторых людей, невозможность своевременного формирования всех нужных бытовых навыков (изготовление пищи, умения делать приобретения, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к формированию пассивной а также иждивенческой жизненной позиции, создать землю для развития эгоизма, отторжения от заинтересованностей вторых людей, выделения собственных нужд и интересов как основных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.

Вторая несколько обстоятельств связана с отношением к нему окружающих людей. В большинстве случаев, окружающие слепоглухого ребенка родные люди, поняв его тяжелые нарушения, смогут проявлять жалость и излишнюю тревогу. Часто родители достаточно продолжительно ориентируются лишь на возможность исцеления ребенка, не допуская кроме того мысли о том, что необходимо приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку смогут быстро снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой либо кроме того неадекватной. Может создаться обстановка гиперопеки, в то время, когда ребенок делается центром существования семьи и интересы всех других ее участников отодвигаются на второй план, считаются малыми. Вероятным результатом в этом случае делается завышенная самооценка ребенка, рвение уйти от любых трудностей.

Ктретьей группе обстоятельств возможно отнести неприятности, которые связаны с практикой воспитания и обучения, при которой сам ребенок в течении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам обучается и воспитывается. В особенных условиях особого дошкольного и школьного учреждения, где отечественный ребенок всегда находится среди таких же детей, как он сам, у него не появляется потребности понять собственные нарушения. Особые изучения продемонстрировали, что

большая часть слепоглухих и глухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов не поймут собственную глухоту либо зрительные нарушения. Без своевременной психолого-педагогической помощи осознание собственного недостатка может наступить в подростковом возрасте и достаточно очень плохо сказаться на душевном состоянии человека.

Все вышесказанное относится в первую очередь к случаям сложных нарушений без падения познавательных возможностей у таких детей. Но среди них достаточно довольно часто видятся дети со сниженными интеллектуальными возможностями. К примеру, дети, ставшие слепоглухими в следствии внутриутробной заразе, глубокой недоношенности или других обстоятельств, смогут иметь важные поражения головного мозга, каковые проявляются в их двигательной недостаточности либо важном нарушении психологического развития. воспитания детей и Опыт обучения с этими множественными нарушениями (сенсорными нарушениями при выраженной умственной отсталости) в школах для слепоглухих продемонстрировал, что возможно было добиться определенного прогресса лишь в развитии элементарных бытовых навыков. Напомним, что обучение большинства из них продвигалось весьма медлительно и характеризовалось крайней трудностью формирования переноса и косностью умений их в новые условия, безынициативностью и пассивностью этих детей в общении. В тяжелых случаях требовалось как минимум несколько лет обучения, чтобы у ребенка удалось добиться более либо менее стойкого закрепления элементарных навыков самообслуживания (опрятности, одевания и самостоятельной еды). Такие дети должны были пребывать под специальным наблюдением и опекой всю собственную жизнь.

\.б. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кроме того максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухо-го ребенка формирует условия для его психологического развития. При сохранных правильном поведении и познавательных возможностях своих родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному формированию. Показателем успешного развития есть появление общения между его близкими и ребёнком посредством естественных жестов. Но усвоение словесной речи допустимо лишь при особом обучении.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на позицию лидера выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок понемногу усваивает очередность повседневных бытовых обстановок (утренний туалет, ланч, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, подготовка и вечерний туалет ко сну и т. п.). Предмет либо жест, изобра-

жающий воздействие с предметом, смогут стать знаком каждой таковой значимой для ребенка бытовой обстановке. Независимое освоение слепоглухим ребенком сперва отдельных действий, а после этого и целого цикла действий в каждой бытовой либо игровой ситуации разрешает сделать естественный жест знаком определенного действия и отдельного предмета с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным либо устным словом), позволяет в будущем заменить жест дактильным словом, а после этого и письменной фразой (написанной громадными буквами либо рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Огромное значение для создания верных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, игра и рисование. Эти виды деятельности разрешают осуществлять контроль адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, в то время, когда одним заглавием возможно обозначить настоящий его изображение и предмет, предмет и реальный предмет, замещающий его в игре.

Но слепоглухой либо слепой ребенок с дополнительными нарушениями довольно часто ограничен либо кроме того лишен возможности самостоятельно замечать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка либо руки ребенка «смотрят» за действиями взрослого), каковые понемногу преобразовываются сперва в поделённые со взрослым (взрослый начинает воздействие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в абсолютно независимые действия. Но научив ребенка функционировать самостоятельно, нужно постараться организовать его независимые наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат тихо замечать руками за тем, как его родные едят, выпивают, наряжаются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок приобретает первые представления о действиях вторых людей, формируются условия для подражания, что крайне важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение слов и жестов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых выпивают папа и мама, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его представления и собственный опыт о занятиях вторых людей. К примеру, перед тем как приступить к обучению слепоглухого ребенка письму и чтению, у него необходимо вырабатывать «установку на чтение» — его учат, не мешая действиям вторых людей, замечать их; перед тем как обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками — куклами, нужно научить его «видеть» настоящие действия вторых людей.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями говорят о том, что сюжетные игрушки сперва выступают у них как настоящие предметы. Слепоглухой либо слепой ребенок пробует сам улечься в кукольную кроватку либо попить из маленькой чашечки, по окончании того как действия с этими игрушками были показаны взрослым посредством куклы. Посредством игрушек — уменьшенных копий настоящих бытовых предметов — происходит предстоящее обобщение предметных действий с ними, необычное моделирование настоящих бытовых обстановок. В дошкольном возрасте кукла, в большинстве случаев, не осознается такими детьми как копия человека, но ее в полной мере возможно применять как модель человека для совершенствования навыков верного одевания разных частей одежды, расстегивания и застегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий настоящих людей и т.д. Настоящая же сюжетно-ролевая игра начинается у таких детей существенно позднее, в школьном возрасте.

Любой ребенок не имеет возможности развиваться как личность, не овладев предметным миром, не обучась самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не обладая навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями данный период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение чтением и письмом довольно часто занимает целый школьный период развития для того чтобы ребенка.

Людмила Енькова: Причины нарушений в развитии психики | Вилла Папирусов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: